Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория игр




Совокупность действий по улучшению модели, ее лучшему приспособлению к изменяющимся условиям носит название совершенствование модели. Данная работа проводится примерно в таком же порядке, в котором осуществляется разработка модели.

Если модель принята руководителем к долгосрочному использованию, работа над ее улучшением не заканчивается на этапе внедрения. Дело здесь прежде всего в том, что в нашем динамично развивающемся мире могут существенно измениться условия, для которых разрабатывалась модель, и это потребует срочно внести уточнения в нее. Например, могут произойти изменения в экологическом, налоговом или трудовом законодательстве, в ситуации на рынке, в поведении конкурентов и потребителей продукции предприятия. Это повлечет за собой изменения в принятых для построения модели ограничениях, в критериях оценки решений и т. д. Кроме того, и руководителю может потребоваться какая-то дополнительная информация или уточнения по моделируемой ситуации.

Совершенствование модели

Внедрение модели

Два следующих способа нацелены на проверку способности модели предоставить руководителю информацию по проблеме, отражающую действительность. Первый из них заключается в помещении (если это возможно) модели в условия, существовавшие в прошлом. Если она построена правильно, то результаты решения будут близки к тем, что были получены ранее. Второй способ проверки работоспособности модели связан с ее апробацией в существующих условиях или возможных в будущем. В данном случае критериями достоверности модели выступают практика, в том числе в определенной мере опыт прошлого, а также — логика.

Прежде чем применять построенную модель на практике, необходимо проверить ее на соответствие действительности,

Проверка модели

на достоверность и работоспособность. Путей такой проверки может быть несколько. Во-первых, следует заново проверить надежность всей информации, которая послужила основой для создания модели, и качество ее применения. Цель такой проверки — убедиться, что в процессе построения модели не допущено искажений действительности и она отражает все ее существенные свойства или зависимости.

Проверенную вышеописанными способами модель можно с достаточной степенью уверенности использовать при подготовке управленческих решений. Поскольку работать с ней, скорее всего, придется не только руководителю или ведущему специалисту предприятия, которые заказали разработку и лучше других понимают возможности и ограничения модели, но и другим работникам, их необходимо ознакомить с ее возможностями и обучить. Сказанное прежде всего относится к сложным математическим моделям. Здесь важно добиться, чтобы они стали постоянным инструментом в работе. Современные компьютерные программы значительно упрощают решение данной задачи, делают работу с моделями более привлекательной, однако к использованию сложных, особенно математических моделей, даже если для этих целей разработано специальное программное обеспечение, руководители прибегают не всегда охотно. Анализируя опыт американских предприятий, М. Мескон и др. авторы учебника «Основы менеджмента»* среди причин этого называют непонимание и даже опасение моделей. Такую картину, на наш взгляд, можно наблюдать и среди руководителей эстонских предприятий. Эти результаты лишний раз подтверждают, что и руководителей следует обучать искусству обращения с моделями.

Заканчивая этот раздел, необходимо подчеркнуть, что применение моделей является лишь одним из средств, помогающих руководителю принять грамотное решение. При всех возможностях моделирования окончательный выбор всегда остается за руководителем, ему надо решать, доверять или не доверять результатам моделирования, использовать их или нет. Как и другие методы, применяемые в управлении, оно не застраховано от ошибок. Ошибки могут быть связаны с неточностью постановки и формулирования задачи и определения ее ограничений, с недостоверностью исходных данных или нехваткой информации, с невозможностью точно предсказать будущее. Среди факторов, снижающих эффективность применения моделей, особенно математических, не последнее место занимают квалификация руководителей, высокая стоимость разработки моделей, а также сбора и переработки необходимой информации.

Общая задача данного раздела — дать краткий обзор и познакомить студентов с рядом специальных методов подготовки решений. Некоторые из них, особенно основанные на теориях игр или графов, можно отнести к классу моделей, другие ими не являются. Из известных и чаще всего используемых на практике методов в данной части не будут затронуты методы экономико-статистического анализа (или, как нередко говорят, статистическая теория решений), в том числе корреляция, анализ динамических рядов, экстраполяция, факторный анализ, а также различные методы эмпирических оценок (опросы специалистов, клиентов и т. д.). О них частично уже шла речь в главе о планировании. Более подробно техника их применения рассматривается в курсах статистики, социологии или экономического анализа. При изучении различных методов подготовки решений надо также помнить, что их многообразие обусловлено различиями в ситуациях и характере разрешаемых проблем и, следовательно, их выбор руководителем определяется этим характером. Таким образом, для решения проблемы необходимо подбирать наиболее подходящие инструменты в соответствии с ее особенностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.