Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Памятники истории и культуры: понятие, признаки, виды, функции, социально-правовое значение




Культура - важнейший фактор сохранения национальной идентичности в современный период. Одним из направлений культурной политики должно быть сохранение и популяризация культурного наследия. Основой культуры и ядром культурного наследия являются культурные ценности, которые позволяют изучать историю, приобщаться к выдающимся достижениям искусства, помогают сохранять самобытность народа, содействуют диалогу культур разных стран. Сохранение, использование и преумножение культурных богатств немыслимы без надлежащего правового регулирования. Право наслаждаться искусством, свободно участвовать в культурной жизни общества и научном прогрессе, пользоваться его благами предоставлено человеку Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Уставом ЮНЕСКО 1945 г., Европейской культурной конвенцией 1954 г., Конвенцией ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного и природного наследия" 1972 г., Конвенцией Совета Европы "О значении культурного наследия для общества" 2005 г.

Культурные ценности - это материальные движимые и недвижимые предметы религиозного и светского характера, созданные человеком, природой либо человеком и природой, имеющие особую историческую, научную, архитектурную, художественную, археологическую, документальную, градостроительную и другую культурную значимость для общества и государства независимо от времени их создания. В научной литературе и законодательстве используются такие понятия "культурные ценности", "культурное наследие", "памятники истории и культуры", "объекты культурного наследия", "культурное достояние" и др.

При рассмотрении вопроса о соотношении этих понятий, можно выделить несколько основных подходов классификации по различным основаниям. Говоря о культурных ценностях можно выделить такие группы объектов: 1) достижения культуры; 2) культурные ценности; 3) памятники истории и культуры. При этом понятие "достижения культуры" рассматривается как самое широкое, а понятия "культурные ценности" и "памятники истории и культуры" (объекты культурного наследия) соотносятся как целое и часть. Таким образом, памятники истории и культуры по своей природе являются разновидностью культурных ценностей.

Памятники истории и культуры как вид культурных ценностей - это материальные предметы, в них овеществлено созидательное начало человека и природы. Памятники истории и культуры - это недвижимые предметы. К недвижимым ценностям относятся: памятники истории; памятники археологии; памятники архитектуры и градостроительства; памятники искусства; историко-архитектурные ансамбли; земли историко-культурного назначения; исторические населенные пункты. Памятники истории и культуры могут иметь религиозный или светский характер. Памятники истории и культуры могут быть как полностью антропогенными (т.е. результат деятельности людей), так и созданными человеком и природой. Движимые предметы могут признаваться памятниками истории и культуры и тогда, когда они созданы только природой.

В соответствии с Рекомендациями ЮНЕСКО "О международном обмене культурными ценностями" 1976 г. под культурными ценностями понимают предметы, которые являются выражением или свидетельством человеческого творчества либо эволюции природы и которые представляют историческую, художественную, научную и другую ценность и интерес.

Рассматривая триаду "культурное наследие (культурное богатство) - культурные ценности - памятники истории и культуры", необходимо отметить, что наряду с культурными ценностями как материально осязаемыми предметами существуют нематериальные плоды культурного развития, которые в совокупности с первыми образуют культурное богатство (культурное наследие) страны и народа. Культурные ценности как материальные осязаемые объекты могут включать памятники истории и культуры, соотносясь с ними как род и вид. Памятники истории и культуры это объекты, возникшие в результате исторических событий и явлений и несущие следы их воздействия, являющиеся источниками исторической и эстетической информации и знаний.

В соответствии с положениями Конвенции ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного наследия" памятник - это научный документ, исторический источник, монументальное произведение, несущее духовные послания прошлого, которые остаются в современной жизни свидетелями вековых традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает их как общее наследие и перед лицом будущих поколений признает совместную ответственность за его сохранность. Оно считает себя обязанным передать памятники во всем богатстве их подлинности.

Виды памятников можно разделить на виды по степени достоверности передаваемой исторической информации на памятники-подлинники и памятники-символы. Памятники-подлинники - это объекты, появившиеся в результате исторических событий или несущие следы воздействия этих событий. Эти памятники как непосредственный результат исторического процесса являются частью дошедшей до нас исторической истины. Памятники-символы - это монументальные сооружения, специально созданные с целью увековечить память об исторических событиях или лицах, а также передать значение о них обществу. Однако, символические памятники скорее являются памятниками искусства при условии, что они представляют собой художественную ценность.

В научной литературе также выделяют такие свойства памятников, как сенсорное воздействие, эмоциональное воздействие и свойство быть источником информации. Свойства сенсорного воздействия проявляются в способности памятников истории и культуры влиять на органы чувств и вызывать у человека определенные ощущения. Через чувственное познание памятников человек удостоверяется в факте произошедшего исторического события. Свойство быть источником информации означает способность хранить и передавать информацию.

Памятник хранит информацию о создателе, его современниках, об их взглядах, ценностях, идеалах. Информация, которую несет памятник, может быть трех видов: историческая, эстетическая, технологическая. Историческая информация свидетельствует о важных исторических событиях или явлениях в жизни народа, государства и общества. Под эстетической информацией понимаются свидетельства, зафиксированные в памятниках культуры, характеризующие эстетические взгляды и уровень мастерства искусства определенной эпохи, которые передаются в художественном образе. Технологическая информация повествует о взаимодействии человека и природы, об освоении человеком ее законов, о развитии различных технологических процессов, приемов, средств труда и материалов, используемых в труде. Свойство эмоционального воздействия проявляется в способности памятников истории и культуры вызывать психические переживания у человека под воздействием полученных им ощущений и информации.

Памятники истории и культуры наделены определенными специфическими функциями. Гносеологическая (познавательная) функция означает использование памятников истории и культуры в целях получения новой информации о прошлых событиях и явлениях, т.е. познание памятников является одновременно познанием реальности, их создавшей. Образовательная функция подразумевает использование памятников истории и культуры для обучения, поскольку непосредственное чувственное восприятие памятников является довольно эффективным дидактическим приемом. Воспитательная функция предполагает использование обществом возможности памятников истории и культуры воздействовать на формирование взглядов, мировоззрения человека, которое в итоге определяет его социальное поведение. Коммуникативная функция означает реализацию определенных связей в обществе, которые происходят путем восприятия внешней формы памятника как знака, символизирующего определенные понятия, идеи. Утилитарная функция характеризует использование памятников в хозяйственных целях, если это не наносит ущерба их сохранности.

Таким образом, памятники истории и культуры, являясь основой соответствующих правоотношений, формируют особый межотраслевой правовой институт - право культурного наследия, что в свою очередь должно способствовать проведению научных исследований в этой сфере, а также стимулировать совершенствование правотворческой и правоприменительной деятельности.

 

Адаховська Надія Сергіївна,

к.ю.н., ст. викладач кафедри цивільного права

Національного університету «Одеська юридична академія»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-23; Просмотров: 8772; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.