Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)




Знать

· о способах и правилах логически корректной аргументации;

· о логических основах анализа высказываний и текстов различных видов;

· об условиях правильной и продуктивной постановки проблем и вопросов различных видов;

· о процессах, обеспечивающих развитие научного знания;

о современном состоянии логики и рационально-логических практик, имеющих место в познавательной и профессиональной деятельности.

Уметь:

· применять полученные знания по дисциплине для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности.

Владеть:

· навыками ведения аргументированных дискуссий по мировоззренческой проблематике, изложения собственной позиции.

 


4. Структура и содержание дисциплины «логика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы 72 часа.

 

 

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вопросы для самостоятельного изучения (письменная или устная форма ответа)  
Самостоятельный анализ первоисточников (конспект)  
Рецензии и эссе (статьи периодических изданий, монографий)  
Вид промежуточного контроля  
Тестовые задания  
Рефераты  
Проверка контрольных заданий по разделам «Понятие», «Суждение», «Умозаключение»  
Коллоквиум (по теоретическому разделу «Теория аргументации»)  
Вид итогового контроля (зачет)  

 

 

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В.т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        всего лекции Практ.
  Предмет и значение логики           «История развития логики и развитие математики в ХIХ -ХХ в» (1часа) опрос  
  Понятие как форма мышления           1.Полное содержание понятия как научная теория. (1 часа) 2. История возникновения и развития логики классов 1 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. Решение задач по теме. 3. Контрольная работа по теме «Понятие» 4. Доклад «Полное содержание понятия как научная теория». 5.Доклад «Разнообразие и применения приемов сходных с определением»
  Законы логики           Применение законов в науке (1часа)  
  Суждение как форма мышления. Исчисление высказываний. Деонтически-правовая оценка поступков человека.           1. Проблема формализации суждений (1 часа) 2. Деонтическая модальность (1 часа) 1. Проблема разрешимости формул исчисления высказываний. (1 часа) 2. Прикладное значение символической логики. (1 часа) 3. Возможность деонтически-правовой оценки поступков человека (2 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. Решение задач по теме. 3. Контрольная работа по теме «Суждение» 4. Доклад «Проблема формализации суждений» 5. Доклад «Деонтическая модальность»
  Умозаключения как форма мышления Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения. Аналогия.           1. Обоснование модусов простого категорического силлогизма (1 часа) 2. Опосредованные дедуктивные умозаключения и условия их достоверности. (1 часа) 3. Виды индукции и повышение вероятности вывода. (1 часа) 4. Аналогия свойств и отношений. Аналогическое моделирование. (1 часа) 5.Достоверные и правдоподобные умозаключения в процессе познания. (1 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Решение задач по теме «Дедуктивные умозаключения» 4. Доклад «Достоверные и правдоподобные умозаключения в процессе познания»
  Гипотеза, проблема, вопрос.           1. Гипотеза как форма развития знания. 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Коллоквиум по теме «Логические основы теории аргументации»
  Доказательство и опровержение.           1. Доказательство и убеждение. (1 часа) 2. Ошибки в доказательстве и опровержении. (1 часа) 1.Домашние задания. 2.Опросы на практических занятиях. 3. Коллоквиум по теме «Логические основы теории аргументации»
  Логическое и внелогическое.           1. Этика в доказательстве: убеждение и принуждение. Проблема власти дискурсивного пространства (1часа) 1. Коллоквиум по теме «Логические основы теории аргументации»
  Всего 54ч       18ч 36ч   18ч  

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  Предмет и значение логики Мышление как предмет логики. Формально-логическое понимание процесса мышления. Основные компоненты содержания (формы) мышления. Особенности теоретического (абстрактного) мышления. Мышление и язык. Семантические категории, соответствующие основным компонентам мышления: дескриптивные и логические термины. Виды дескриптивных выражений: имена предметов, одноместные и многоместные предикаторы. Понятие логической (пропозициональной) функции. Логические константы и их языковые эквиваленты. Логическая форма как структура мышления. Процесс формализации и символическое выражение структуры мысли. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Теоретическое и методологическое значение логики. Логическая культура мышления. О логической культуре юриста.   ОК-3 ОК-4, ОК-8 Знать: логическую структуру языка и основные формы и законы мышления, особенности предмета логики и других наук изучающих мышление; Уметь: применять анализ семантических категорий для структуры текста. Владеть: Навыками выделения дискриптивных, применять их в профессиональной деятельности;  
  Понятие как форма мышления Понятие как форма представления реальности. Языковые формы выражения понятий. Термины. Основные логические приёмы образования понятий. Содержание понятия. Признаки предметов: свойства и отношения. Существенные и несущественные признаки. Объём понятия. Классы, подклассы, элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Виды понятий по объему (общие, единичные и нулевые), характеру входящих элементов (собирательные и несобирательные) и по содержанию (положительные и отрицательные, абстрактные и конкретные, относительные и безотносительные). Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: тождество, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Операции над классами (объёмами понятий): сложение, умножение и отрицание. Ограничение и обобщение понятий. Определение (дефиниция) понятия. Логическая структура определения. Виды определений: номинальные и реальные определения; явные и неявные определения. Основной вид явных определений: определение через род и видовое отличие. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через отношение, аксиоматические. Приёмы, граничащие с определением. Правила и ошибки явного определения. Деление понятий, его логическая структура и виды (по видообразующему признаку и дихотомическое деление). Правила и ошибки в делении.Классификация.Естественная и искусственная классификация. Типология. ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-10 знать приемы абстрагирования понятий, способность их использовать при решении социальных и профессиональных задач, о логических операциях над понятиями и правилах корректного обращения с ними в правоприменительной практике; Уметь: применять основные способы, правила и приемы анализа содержания и объема понятия; определения, деления, обобщения и ограничения понятий. Владеть: навыками применения содержательного анализа понятий на кругах Эйлера, применения приемов и правил операций деления, определения, операций с объемами понятий.    
  Законы логики Определение формально-логического закона. Основные формально-логические законы и операциональные директивы мышления. Закон тождества. Определенность как свойство мышления. Закон тождества и проблема тематического единства текста. Коммуникативные функции закона тождества. Закон непротиворечия. Непротиворечивость как свойство мышления. Контактные и дистантные противоречия. Явные и скрытые противоречия. Мнимые противоречия. Закон исключённого третьего. Совместное действие закона исключенного третьего и закона непротиворечия. Закон достаточного основания. Доказательность и обоснованность мысли. Познавательные и коммуникативные функции закона достаточного основания. Методологическое значение формально-логических законов в познании и профессиональной практике.   ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-10 Знать: основные формально-логические законы. Уметь: анализировать методологическое значение формально-логических законов в познании и профессиональной практике юриста. Владеть: навыками применения формально-логических законов мышления, принципов, правил и категорий, необходимых для оценки и понимания социально-культурных и политических событий; применять их в профессиональной деятельности;  
  Суждение как форма мышления. Исчисление высказываний. Деонтически-правовая оценка поступков человека Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения, их логический смысл. Простые и сложные суждения. Структура простого суждения: субъект, предикат, связка, кванторы. Виды простых суждений по характеру предиката: атрибутивные, реляционные и экзистенциальные суждения. Единичные и множественные суждения; роль кванторов в образовании множественных суждений. Категорические суждения и их виды (деление по количеству и качеству). Объединённая классификация простых категорических суждений по количеству и качеству. Круговые схемы отношений между терминами. Распределенность терминов в простых категорических суждениях. Отношения между суждениями по значениям истинности. “Логический квадрат”. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений при помощи логических союзов: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Условия истинности логических союзов. Табличное исчисление истинности сложных суждений. Отрицание простых и сложных суждений. ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-10, ОК- 5 Знать:Виды и структуру суждений (простых, сложных, модальных), распределенность терминов в простых категорических суждениях и условия истинности логических союзов в сложных. Уметь: определять распределенность терминов в простых категорических суждениях, применять табличное исчисление истинности сложных суждений. Владеть: навыками деонтически-правовой оценки поступков человека при помощи анализа деонтических модальных операторов
  Умозаключения как форма мышления Дедуктивные умозаключения. Индуктивные умозаключения. Аналогия. Общая характеристика умозаключения. Логическое следование. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии. Непосредственные и опосредованные умозаключения. Дедуктивные умозаключения и их виды. Непосредственные умозаключения и их виды: обращение, превращение, противопоставление предикату, выводы по “логическому квадрату”. Выводы из реляционных суждений. Простой категорический силлогизм (ПКС): структура, фигуры и модусы категорического силлогизма; общие правила ПКС (правила терминов и правила посылок); особые правила фигур. Сокращённый и сложносокращенный силлогизмы (энтимема и эпихейрема). Сложные и сокращенные сложные силлогизмы (полисиллогизмы и сориты). Условные и условно-категорические умозаключения. Разделительные и разделительно-категорические умозаключения. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения, их конструктивные и деструктивные разновидности. Непрямые (косвенные) выводы. Индуктивные умозаключения. Общее представление об индукции. Полная индукция. Виды неполной индукции. Понятие вероятности. Индуктивные методы установления причинно-следственных связей. Умозаключения по аналогии. Понятие аналогии. Виды аналогии: аналогия свойств, аналогия отношений. Условия корректности выводов по аналогии. Значение аналогии в науке и практике. ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-5 ОК-10 Знать: Структуру и виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные и по аналогии; правила выводов и модусы. Уметь:по структуре определять разновидность умозаключения; выявлять ошибки построения. Владеть: Навыками правильного построения силлогизмов; навыками применения индуктивных методов установления причинно-следственных связей в юридической практике.
  Гипотеза, проблема, вопрос. Понятие научной проблемы. Вопрос как логическая форма постановки проблемы. Структура вопросов. Виды вопросов: уточняющие, восполняющие, простые и сложные. Проблема формализации и условия корректности вопросов. Правила постановки простых и сложных вопросов. Гипотеза как форма развития знания. Общая характеристика гипотезы. Методологические условия состоятельности научных гипотез. Гипотеза в праве (версия). Виды гипотез. Общие и частные гипотезы. Понятие рабочей гипотезы (версии). Конкурирующие гипотезы в науке. Построение гипотез. Роль анализа, синтеза, различных форм умозаключений и опытных данных при построении гипотез. Метод множественных гипотез. Способы подтверждения гипотез. Основной метод подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация. Роль эксперимента в процессе верификации. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Опровержение гипотез путём опровержения (фальсификации) следствий. Гипотеза и достоверное знание. Прямой и косвенный способы превращения гипотезы в достоверное знание. Роль гипотезы в развитии знаний. ОК-3 ОК-4, ОК-8, ОК-5 ОК-10 Знать: содержание, способы построения и верификации гипотез - версий. Уметь: строить, подтверждать и опровергать версии. Владеть: навыками постановки простых и сложных вопросов, способами анализа, синтеза, построения различных форм умозаключений и опытных данных при формировании версий в юридической практике.
  Доказательство и опровержение Общая характеристика аргументации и доказательства. Соотношение аргументации и доказательства. Доказательство и убеждение. Связь доказательства с выводным знанием. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и косвенное доказательство. Определение прямого доказательства. Виды непрямых (косвенных) доказательств. Опровержение. Прямой и косвенный способы опровержения. Опровержение тезиса, аргументов и демонстрации. Правила доказательства и опровержения. Правила и ошибки по отношению к тезису. Правило и ошибки по отношению к аргументам. Правила и ошибки демонстрации. Конструктивные и деструктивные аргументационные приемы. Лояльные и не лояльные приемы ведения дискуссии. Софизмы и паралогизмы. Логические парадоксы. Доказательство и подтверждение. Роль аргументации в познании и в дискуссиях. ОК-3 ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-10 Знать: общую характеристику аргументации и доказательства, их разновидности, правила и ошибки доказывания в юридической практике. Уметь: анализировать структуру доказательства, строить опровержение, пресекать нелояльные приемы ведения доказательства. Владеть:техникой ведения доказательства, аргументации, опровержения.
  Логическое и внелогическое Доказательство и убеждение. Этика в процессе доказательства и опровержения. Принудительность и властное подчинение рациональности мышления. Проблема выражения власти в дискуссиях. Логика и сферы намерений, запретов, предпочтений. ОК-3 ОК-4, ОК-5 ОК-8, ОК-10 Знать:соотношение доказательства и убеждения. Уметь:опираться на этические нормы в доказывании и опровержении. Владеть:навыками противостояния властному подчинению в дискуссиях.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.