Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От переводчиков 2 страница




[49] «Правильное поведение» является связью между «особенностью поведения» (или «обычаем») вообще и «первым», т. е. между корнями двух важнейших значений «природы»: «природа» как существенный характер данной вещи или группы вещей и «природа» как «начала». Об употреблении во втором значении см. Plato, Laws 891cl-4 and 892с2-7. Об употреблении в первом значении ср. употребление Аристотелем и ссылку стоиков на «особенность поведения» в их определениях природы (Aristotle, Posies 1ЭЗЫЗ-19,194а27-30, and 199а9—10; Cicero, Denaturadeorum ii.57 and 81). Когда «природа» отвергается, то «обычай» вовоз- вращается на своё исходное место. Ср. Maimonides, Guide of the Perplexed i.7l and 73; и Pascal, PensHes, ed. Brunschvicg, Frags. 222, 233, 92.

[50] Plato Laws 624al-6, 634el-2, 662c7, d7-e7; Minos 318cl-3; Cicero Laws ii. 27; cp. Fustel de Coulanges, La Cite antique, Part III, chap, xi.

[51] Cp. Plato Charmides 161c3-8 and Phaedrus 275cl-3 с Apology of Socrates 21b6-c2; ср. также Xenophon Apology of Socrates 14-15 с Cyropaedia vii. 2. 15-17.

[52] Plato Laws 634d7-635a5; ср. Apology of Socrates 23c2 и далее с Republic 538c5-e6; Herodotus iii. 76 (ср. i. 132).

[53] Plato Republic 538d3-4 and e5-6; Statesman 296c8-9; Laws 702c5-8; Xenophon Cyropaediaii. 2. 26; Aristotle Politics 1269a3-8, 12*71b23- 24.

[54] Plato Laws 888с-889с, 891cl-9, 892с2-7, 966d6-967el. Aristotle Metaphysics 989Ь29-990а5, 1000а9-20, 1042аЗ ff.; De caelo 298ЫЗ- 24. Thomas Aquinas Summa theologica i. qu. 2, a. 3.

[55] Эта точка зрения всё еще непосредственно умопостигаема, как это представляется, до определенной степени, в следующем замечании А. Н. Уайтхеда (A.N. Whitehead): «После Аристотеля этические и религиозные интересы начали влиять на метафизические выводы.... Можно сомневаться в том, может ли ког- да-нибудь любая действительно общая метафизика без недозволенного введения других соображений достичь много большего, чем Аристотель» (Science and the Modern World, [Mentor Books ed., pp. 173-174]. Cp. Thomas Aquinas, Summa theologica i.2. qu. 58, a. 4-5, and qu. 104, a. 1; ii. 2, qu. 19, a. 7, and qu. 45, a. 3 (об отношении философии к нравственности и религии).

[56] См. Odissey х. 303-6.

- см. прим. перев. на стр. 17. - Прим. перев.

- бытие реальное и бытие фиктивное (лат.). - Прим. перев.

[58] Plato, Minos 315al-b2 and 319c3; Laws 889e3-5, 890a6-7, 891el- 2, 904a9-bl; Timaeus40d-41a; см. также Parmenides, Frag. 6 [Diels]; см. P. Bayle, Pensees diverses, § 49.

[59] Cicero Laws ii. 13 and 40; Definibus iv. 72; v. 17.

[60] The Republic (New York, 1943), p. 38.

- с некоторыми изменениями (лат.). - Прим. перев.

[61] Ср. Plato Laws 889d7-890a2 с 891cl-5 и 967a7 ff.; Aristotle Metaphysics 990аЗ-5 и De caelo 298b 13-24; Thomas Aquinas, Summa theohgica i. qu. 44, a. 2.

[62] Frag. 102; cp. Frags. 58, 67, 80.

[63] Spinoza, Tractatus theologico-politicus, chap, xix (§ 20, Bruder ed.). Виктор Катрайн (Victor Cathrein) (Recht, Naturrecht und positives Recht [Freiburgim Breisgau, 1901], p. 139) говорит: «...lehntman das Dasein eines personlichen Schopfers und Weltregierers ab, so ist das Naturrecht nicht mehr festzuhalten»*.

- «если отклонить бытие личного творца и правителя мира, то и естественное право более не выстоит» (нем.). - Прим. перев.

[64] Nicomachean Ethics 1178b7-22; F. Socinus, Praelectiones theologicae, cap. 2; Grotius, De jure belli ac pads. Prolegomena § 11; Leibniz, Nouveaux essais. Book I, chap, ii; § 2. Ср. следующие места из Руссо Contrat social: «On voit encore que les parties contractantes seraient entre elles sous la seule loi de nature et sans aucun garant de leurs engagements reciproques...» (Ill, chap. 16) и «А considerer humainement les choses, faute de sanction naturelle, les lois de la justice sont vaines parmi les hommes» (II, chap. 6)*.

- «Видно, кроме того, что договаривающиеся стороны подчинены одному естественному закону и без какой-либо гарантии взаимных обязательств...» и «Принимая во внимание человеческие вещи, без естественного одобрения законы справедливости бесполезны среди людей» (фр.) - Перев. П. А. Карле.

[65] Это понятие принималось «почти всеми» классическими философами, как подчеркивает Цицерон (De finibus v. 17). Оно отвергалось главным образом скептиками (см. Sextus Empiricus Pyrrhonica iii. 235).

[66] Plato, Republic 493cl-5, 504d4-505a4; Symposium 206е2-207а2; Theaetetus I77c6-d7; Aristotle, Nicomachean Ethics 1094al-3 and b 14- 18.

[67] Что касается мыслей о том, каков человек «непосредственно с момента рождения», см., напр., Aristotle Politics 1254а23 and Nicomachean Ethics 1144b4-6; Cicero Definibus ii.31-32; iii.16; v. 17, 43, and 55; Diogenes Laertius x. 137; Grotius, op. cit., Prolegomena §7; Hobbes, De Cive, i, 2, annot. 1.

[68] О комбинации допущения начальной дикости с признанием естественного права см. Cicero, Pro Sestio 91-92, Tusc. Disp. v. 5-6, Republic i. 2, and Offices ii. 15. См. также Polybius vi. 4.7,5.7-6.7,7.1. См., что подразумевали Платон, Laws 680d4-7 и Аристотель, Politics 1253а35-38.

[69] Hegel, Philosophy of Right, § 258; cp. Kant, Metaphysik der Sitten, ed. Vorlaender, c. 142 and 206-7.

[70] Ср. Aristotle Politics 1252а18 ff. and 24 ff. с 1257a4 ff.. См. Plato Republic 369b5-7, Laws 676al-3; также Cicero Republic i. 39-41.

[71] Plato Laws 677b5-678b3, 679c; Aristotle Metaphysics 981ЫЗ-25.

[72] Aristotle Nicomachean Ethics 1094Ы4-16 and 1134Ы8-27; Cicero Republic iii. 13-18 and 20; Sextus Empiricus Pyrrhonica iii. 218 and 222. Cp. Plato Laws 889e6-8 and Xenophon Memorabilia iv. 4. 19.

[73] Cicero Republic iii. 13 and Laws i. 47; Plato Laws 889°.

[74] Cicero Laws i. 33 and 47.

[75] Ср. Locke, An Essay Concerning Human Understanding, Book I, chap, iii, sec. 20.

[76] Aristotle Nicwnachean Ethics 1134b 19.

[77] Plato Republic 340а7-8 and 338dl0-e2; Xenophon Memorabilia iv. 6. 6; Aristotle Nicomachean Ethics 1129Ы2; Heraclitus, Frag. 114.

[78] Plato Hippiasraaior284d-e; Laa»644d2-3 and 780d4-5; Мгжм314е1- e5; Xenophon Memorabilia i. 2. 42 and iv. 4.14; Aeschylus Seven 1071- 72; Aristophanes Clouds 1421-22.

[79] Cp. Aristotle Nicomachean Ethics 1129Ы7-19 and Politics 1282Ы5- 17 с Plato Theaetetus 167c2-8, I72al-b6 and I77c6-l78bl.

[80] Plato Laws 889d4-890a2 and 714иЗ-в10; Republic 338d7-339a4 and 340a7-8; Cicero Republic iii. 23.

- 5, 18-21; Metaphysics 1015а26-33). Plato Protagoras 337c7-d3; Laws 642c6-dl; Cicero Republiciii. 23; Definibusw. 56; Fortescue, De laudibus ligiim Angliae chap. xlii (ed. Chrimes, p. 104).

[81] Antiphon, in Diels, Vorsokratiker (5th ed.), B44 (A7, B2). Plato Protagoras 337c7-dl3; Republic 456bl2-c3 (and context); Statesman 262cl0-e5; Xenophon Hiero4. 3-4; Aristotle Politics 1275al-2, b21- 31, 1278a30-35; Cicero Republic in. 16-17 and Laws ii. 5. Ср. смысл сравнения гражданских обществ со «стадами» (см. Xenophon Cyropaediai. 1. 2; cf. Plato Minos 318al-3).

[82] Plato Republic 335dll-12 and 351c7-dl3; Xenophon Memorabilia iv. 4. 12 and 8. 11; Aristotle Nicomachean Ethics 1129bl 1-19, 1130a3- 5 and 1134b2-6; Cicero Offices i. 28-29; Republic iii. 11-31.

[83] Thrasymachus, in Diels, Vorsokratiker (5th ed.), B8; Plato Republic 343c3, 6-7, d2, 348cll-12, 360d5; Protagoras 333d4-el; Xenophon Memorabilia ii. 2. 11-12; Aristotle Nicomachean Ethics 1130a3-5, 1132b33-1133a5, 1134b5-6; Cicero Republic iii. 16, 20, 21, 23, 24, 29-30.

[84] Plato Protagoras322b6, 327c4-cl; Cicero Republici. 39-40, iii. 23, 26; Definibus ii. 59; ср. также Rousseau, Discours surI'origine de I'inegalite (Flammarion ed.), p. 173.

[85] Aristotle Politics 1253a37-38.

[86] Antiphon, in Diels, Vorsokratiker (5th ed.), B44, A5; Thucydides v. 105; Plato Republic 364a2-4 and 538c6-539a4; Laws 662d, 875Ы-

' сЗ, 886а8-Ь2, 888аЗ; Protagoras 352d6 ff.; Clitophon 407d4-6; Eighth Litter 354e5-355al (ср. также Gorgias 495dl-5); Xenophon Memo rabiliaii. 1; Cicero Laws i. 36 and 38-39.

[88] Epicurus Ratae sintentiae 7; Diogenes Laertius х 137; Cicero Definibus i. 30, 32, 33, 35, 37, 38, 42, 45, 54, 55, 61, 63; ii. 48, 49, 107, 115; iii. 3; iv. 51; Offices iii. 116-17; Tusc. Disp. v. 73; Acad. Pr. ii. 140; Republic iii. 26. Ср. формулировку эпикурейского принципа Филипа Ме- ланктона [Philip Melanchthon] (Philosophiae moralis epitome, Part I: Corpus Reformatorum, Vol. XVI, col 32): «Ilia actio est finis, ad quam natura ultro fertur, et non coacta. Ad voluptatem ultro rapiuntur homines maximo impetu, ad virtutem vix cogi possunt. Ergo voluptas est finis hominis, non virtus»*. Ср. также Hobbes, De cive, i, 2.

- Цель есть действие, к которому природа более всего влечет не по принуждению. Человека охватывает более всего стремление к наслаждению. Следовательно, цель людей есть удовольствие, а не добродетель (лат.). - Прим. перев.

[89] Epicurus, Ratae sententiae 34; Gnomologium Vaticanum 23; Cicero, De Finibusi.51 (cp. 41), 65-70; ii.28 и 82; Offices iii. 118. В Ratae sententiae 31, Эпикур говорит: «Правое [или справедливое] природы есть symbolon выгоды, вытекающей из такого состояния, где люди не причиняют вред другим, и им не причиняют вреда». Как показывает Ratae sententiae 32 и сл., это не может означать, что есть естественное право в строгом смысле, т. е. право независимое от, или прежде, всяких договоров или контрактов: symbolon тождественен договору некоего рода. Эпикур таким образом наводит на мысль, что, несмотря на бесконечное разнообразие справедливых вещей, справедливость или право повсюду предназначено первоначально исполнять одну и туже функцию: право, понимаемое в свете его универсальной или первичной функции, есть в определенном смысле «право природы». Оно противостоит фантастическим или суетливым представлениям о справедливости, обычно принятым в городах. «Право природы» есть то начало права, которое признается конвенционали- стической доктриной. «Право природы», таким образом, становится тождественным с «природой права» (Ratae sententiae 37), в отличие от ложных мнений о праве. Выражение «природа права» употребляется Главконом в его кратком изложении кон- венционалистской доктрины в Государстве (359Ь4-5): природа права состоит из определенной конвенции, которая не соответствует природе. У Гассенди, известного реставратора эпикурейства, были более сильные побуждения, чем у древних эпикурейцев, для того, чтобы провозглашать существование естественного права. Кроме того, Гоббс научил его, как эпикурейство может быть объединено с провозглашением естественного права. Но Гассенди не эксплуатировал этой новой возможности. См. его пересказ Ratate sententiae 31 (Animadversiones [Lyon, 1649], с. 1748-49).

[90] Читая поэму Лукреция, надо всё время иметь в виду, что то, что поражает читателя в первую очередь и что призвано поражать читателя в первую очередь, есть «приятное» (или что утешительно для нефилософского человека), а не «мучительное» или «печальное». Поэма начинается с похвалы Венеры, и ее завершение мрачным описанием чумы - только самые очевидные и никак не самые важные примеры принципа изложенного в i. 935 и сл. и в iv. 10 и сл. Чтобы понять раздел о человеческом обществе (v. 925-1456), надо, к тому же, иметь в виду план этого раздела: (а) дополитическая жизнь (925-102*7), (б) изобретения дополитическойжизни (1028-1104), (в) политическое общество (1105-60), (г) изобретения политического общества (1161-1456). Ср. упоминание об огне 1011 с 1091 и сл., и упоминания о fades viresque и о золоте в 1111-13 с 1170-71 и 1241 и сл. С этой точки зрения, ср. 977-81 с 1211 и сл.; ср. также 1156 с 1161 и 1222-25 (см. ii.620-23, и Cicero, De finibus i.51). См. также i. 72-74, 943- 945; iii. 16-17, 59-86; v. 91-109, 114-21, 1392-1435; vi. 1-6, 596- 607.

[90] Plato Republic 344а-е, 348d, 358е3-362е, 364al-4, 365c6-d2; Laws 890a7-9.

[91] Protagoras 322b6-8, 323b2-e2, 324а3-с5, 325a6-d7, 327dl-2. Кажется, что существует противоречие между мифом Протагора и Теэтета, где коивенциоиалистический тезис представлен как улучшенная версия протагорова тезиса, который в отрицании обычно принимаемых взглядов идет много дальше конвенционализма (167c2-7, I72al-b6, I77c6-d6). Но, как показывает контекст, то, что Протагор говорит в мифе Протагора, - также улучшенная версия его настоящего тезиса. В Протагоре улучшение делается под давлением ситуации (присутствия предполагаемого ученика) самим Протагором, тогда как в Теэтете оно делается от его имени Сократом.

[92] Aristotle, Politics 1280Ы0-13; Xenophon Memorabilia iv. 4. 13-14 (ср. Resp. Laced. 8.5).

[93] Crito 50c4-52e5 (cp. 52e5-6); Republic 519e8-520el. IV.

[94] Cicero Tusc. Disp. v. 10; Hobbes, De Cive, Preface. Что касается мнимого начала политической философииу пифагорейцев, см. Plato, Republic 600а9-Ь5 и Cicero Tusc. Disp. v. 8-10 и Republic i. 16.

[95] Plato Apology of Socrates 19a8-d7; Xenophon Memorabilia i. 1. 11-16; iv. 3. 14, 4. 12 ff., 7, 8. 4; Aristotle Metaphysics 987Ы-2; Depart, anim. 642a28-30; Cicero Republic i. 15-16.

[96] Plato Republic 456Ь12-с2, 452а7, сб-7, 484c7-d3, 500d4-8, 501Ы- с2; Laws 794d4-795d5; Xenophon Oeconomicus 7. 16 и Hiero 3. 9; Aristotle Nicomachean Ethics 1133a29-31 and 1134Ы8-1135a5; Politics 1255al-bl5, 1257Ы0 ff.

- разумное основание человеческих вещей (лат.). - Прим. перев.

[97] См. Plato Republic 358е3, 367b2-5, е2, 369а5-6, с9-10, З70а8-Ы.

- в оригинале: «cripto-materialistic», от греч. «criptos» - тайный, скрытый. - Прим. перев.

[99] Plato Gorgias 497d8 ff.; Republic 402dl-9; Xenophon Hellenicawii. 3. 12; Aristotle Nicomachean Ethics ll74al-8; Rhetoric 1366b36 ff.; Cicero De finibusii. 45, 64-65, 69; v. 47, 61; Laws i. 37, 41, 48, 51, 55, 59.

9 Plato Де/ш№с369Ь5-370Ь2; Symposium 207a6-cl; Laa» 776d5-778a6; Aristotle Politics 1253a7-18, 1278Ы8-25; NicomacheanEthics 1161Ы-

Isocrates Panegyricus 23-24; Cicero Republic i. 1, 38-41; iii. 1-3, 25; iv. 3; Lawsi. 30, 33-35, 43; Definibus ii. 45, 78, 109-10; iii. 62-71; iv. 17-18; Grotius Dejure belli. Prolegomena, §§ 6-8.

[101] Cicero Republic v. 6; Laws i. 24, 40; Definibus iv. 18.

[102] Plato Де/>иййс423а5-с5; Laa»681c4-d5, 708bl-d7, 738d6-e5, 949еЗ ff.; Aristotle Nicomachean Ethics 1158al0-18, Il70b20-ll7la20; Politics 1253a30-31, 1276a27-34 (cp. Thomas Aquinas, ad loc), 1326a9- b26; Isocrates Antidosis 171-72; Cicero Laws ii. 5; cp. Thomas, Summa theologica i. qu. 65, a. 2, ad 3.

[103] Plato Republic372b7-8 and 607a4, 519e4-520a5,561d5-7; Laws669e ff.; Aristotle Nicomachean Ethics 1130al-2, 1180al4-22; Politics 1254al8-20, b5-6, 1255a3-22, 1325b7 ff.

[104] Plato Republic 374e4-376c6, 431с5-7, 485а4-487а5; Xenophon Memorabilia iv. 1. 2; Hiero 7. 3; Aristotle Nicomachean Ethics 1099Ы8- 20, 1095Ы0-13, Il79b7-1180al0, 1114a31-b25; Politics 1254a29- 31, 1267b7, 1327Ы8-39; Cicero Laws i. 28-35; Republic i. 49, 52; iii. 4, 37-38; Definibus iv. 21, 56; v. 69; Tusc. Disp. ii. 11, 13; iv. 31-32; v. 68; Officesi. 105, 107. Thomas Aquinas, Summa theological, qu. 96, a. 3 and 4.

[105] Plato Republic497аЗ-5, 544d6-7; Laws7llc5-8. Xenophon Ways and Means 1.1; Cyropaedia i. 2. 15; Isocrates To Nicocles 31; Nicocles 37; Areopagiticus 14; Aristotle Nicomachean Ethics 1181Ы2-23; Politics 1273a40 ff., 1278Ы1-13, 1288a23-24, 1289al2-20, 1292Ы1-18, 1295Ы, 1297al4 ff.; Cicero Republic i. 47; v. 5-7; Laws i. 14-15, 17, 19; iii. 2. Цицерон отметил высшее достоинство «режима», в отличие от «закона», контрастом между установками Государства и Законов. Законы задумывались как продолжение Государства. В Государстве молодой Сципион, царь-философ, ведет трехдневную беседу с некоторыми из своих современников о наилучшем режиме; в Законах Цицерон ведет однодневную беседу с некоторыми из своих современников о законах, подходящих для наилучшего режима. Дискуссия в Государстве происходит зимой: участники её ищут солнца; к тому же, дискуссия имеет место в год смерти Сципиона: политические вопросы рассматриваются в свете бессмертия. Дискуссия Законов происходит летом: её участники ищут тени (Republici. 18; vi. 8, 12; Lawsi. 14, 15; ii. 7, 69; iii.

[106] Plato Republic 457аЗ-4, с2, d4-9, 473а5-Ы, 499Ь2-сЗ, 502с5-7, 540dl-3, 592all; Laws 709d, 7l0c7-8, 736c5-d4, 740e8-741a4, 742el-4, 780b4-6, el-2, 841c6-8, 960d5-e2; Aristotle Politics 1265al8-19, 1270b20, 1295a25-30, 1296a37-38, 1328a20-21, 1329al5 ff., 1331Ы8-23, 1332a28-bl0, 1336b40 ff.

[107] Plato Republic 431b9-433d5, 434с7-10; Xenophon Cyropaedia viii. 2. 23; Agesilausll. 8;AristotleNicomachean£Йг«1120а11-20, 1135a5; Politics 1288b 10 ff., 1293b22-27,1296b25-35 (cp. [Thomas Aquinas] ad he.), 1332al0 ff.; Rhetoric 1366b31-34; Polybius vi. 6. 6-9.

[108] Plato Statesman 293е7 ff.; Laws 680el-4, 684cl-6, 690b8-c3, 691d7- 692Ы, 693bl-e8, 701e, 744bl-dl, 756e9-10, 806d7 ff., 846dl-7; Xenophon Memorabilia iii. 9. 10-13; iv. 6. 12; Oeconomicus 4. 2 ff., 6. 5-10, 11. 1 {{.; Anabasis v. 8. 26; Aristotle Nicomachean Ethics 1160a32- 1161a30; EudemianEthics \242Ь2Н1-Ъ\; Po/ift«1261a38-b3, 1265b33- 1266a6, 1270b8-27, 1277b35-1278a22, 1278a37-1279al7, 1284a4- b34, 1289a39 ff.; Polybius vi. 51. 5-8; Cicero Ripublic i. 52, 55 (cp. 41), 56-63, 69; ii. 37-40, 55-56, 59; iv. 8; Diogenes Laertius vii. 131; Thomas Aquinas Summa theologicaii. 1. qu. 95, ff. a. 1 ad 2 and a. 4; qu. 105, a. 1.

[109] Ср. Thomas Aquinas Summa theologica ii. 1. qu. 105, a. 1 with qu. 104, a. 3, qu. 100, a. 8, and 99, a. 4; also ii. 2. qu. 58, a. 6 and a. 12. См. также Heinrich A. Rommen, The State in Catholic Thought (St. Louis, Mo.: B. Herder Book Co., 1945), pp. 309, 330-31, 477, 479. Milton, Of Reformation Touching Church-Discipline in England (Milton's Prose [«Oxford World's Classics» ed.], p. 55): «Это не общее право, не гражданское, но благочестие и справедливость, наши основательницы, они не склоняются, не перекрашиваются ради аристократии, демократии или монархии, и вовсе даже не прерывают свой справедливый ход, но, будучи гораздо выше того, чтобы замечать эти второстепенные тонкости, с настоящей симпатией, где бы они ни встретились, целуют друг друга». Курсива в оригинале нет.

[110] Plato Republic52?Al-524:d6; Statesman285d8-286a7; Phaedrus25Qh\- 5, 263al-b5; Alcibiades i. 11 lbl—112c7; Aristotle Nicomachean Ethics 1097b24-1098al8; 1103a23-26; 1106al5-24; De anima 415al6-22; Cicero Deftnibusiii. 20-23, 38; v. 46; Thomas Aquinas Summa theologica ii. 1. qu. 54, a. 1, and 55, a. 1.

[111] Cicero Definibusiii. 68;DiogenesLaertiusvi. 14-15;vii.3, 121;Sextus Empiricus Pyrrhonica iii. 200, 205. Монтень противопоставляет «[la] secte Stolque, plus franche» и «la secte Peripatetique, plus civile»* (Essais, II, 12 [«Chronique des lettres frangaises,» Vol. IV], p. 40).

- «школу стоиков более свободную» и «школу перипатетиков более гражданскую» (фр.). - Перев. П. А. Карле.

[112] Plato Statesman 27ld3-272al; Laws 7l3a2-e6; Xenophon Cyropaedia i. 6. 27-34; ii. 2. 26; Cicero Repuilic iii. 33; Laws i. 18-19, 22-23, 32, 61; ii. 8-11; Frag. 2; Definibus iv. 74; v. 65, 67; Lucullus 136-37. J. von Arnim, Stoicorum veterum fragmenta iii, Frags. 327 and 334. Проблема, обсуждаемая в этом параграфе описана в общих чертах в Платоновом Государстве, помимо прочего, в следующих деталях: полимархово определение, по которому справедливость состоит в оказании помощи друзьям и в причинении вреда врагам, сохраняется в требовании к стражникам быть подобно псам, а именно, кроткими с друзьями или знакомыми и прямо противоположно кротости относиться к врагам или незнакомцам (375a2-376bl; ср. 378с7, 537а4-7; и Aristotle Politics 1328а7-11). Следует заметить, что это Сократ, а не Полемарх, первый поднял вопрос «врагов» (332Ь5; ср. также 335а6-7) и что Полемарх выступает в качестве свидетеля Сократа в его последующей дискуссии с Фрасимахом, в которой Клитофонт выступает в качестве свидетеля Фрасимаха (340al-cl; ср. Phaedrus 257b3-4). Если обдумать всё это, больше не будет смущать информация, предоставленная в Clitopho (410a7-bl), в соответствии с которой само определение справедливости, которое Сократ предложил Кли- тофонту, то же самое, что в Государстве с помощью Сократа предложил Полемарх. Многие толкователи Платона недостаточно осознают возможность того, что его Сократ также был озабочен пониманием того, что есть справедливость, т. е. пониманием всей сложности проблемы справедливости, как и проповедью справедливости. Ибо если заботиться о понимании проблемы справедливости, необходимо пройти через стадию, на которой справедливость представляется идентичной морали гражданина, и не просто проскочить через эту стадию. Можно выразить вывод аргументации в общих чертах, описанной в этом параграфе, сказав, что не может существовать истинной справедливости, если не существует божественного правления или провидения. Было бы нерезонно ожидать большей добродетели или большей справедливости от людей, привычно живущих в условиях крайнего недостатка, такого, что они вынуждены постоянно бороться друг с другом ради простого выживания. Если должна существовать справедливость среди людей, то необходимо позаботиться, чтобы они не были вынуждены постоянно

думать о простом самосохранении и не поступать со своими собратьями так, как люди обычно поступают в таких условиях. Но такая забота не может быть человеческой предусмотрительностью. Основания для справедливости безгранично укрепляются, если условия человека как человека, и, следовательно, особенно условия человека в самом начале (когда он еще не может быть испорчен ложными мнениями), есть условия достатка. Существует тогда полное родство между понятием естественного закона и понятием совершенного существования: золотой век или Райский Сад. Ср. Plato Laws 713а2-е2, также как Statesman 27ld3-272bl and 272d6-273al: правление Бога сопровождалось изобилием и миром; недостаток ведет к войне, ср. Statesman274Ь5 ff. и Protagoras 322а8 ff.

25 Cicero Lawsi. 61-62; iii. 13-14; Definibusiw. 7, 22, 74; Lucullus 136- 37; Seneca Ep. 68. 2.

[114] Plato Де/щййс486Ь6-13,519b7-c7,520е4-521Ь11, 619b7-d 1; Phaedo 82al0-cl; Theaetetus I74a4-b6; Laws 804b5-cl. Что касается проблемы отношения справедливости и эроса, следует сравнить Гор- гий в целом с Федром в целом. Попытка в этом направлении была сделана Дэвидом Грином (David Grene), Man in Hit Pride: A Study in thi Political Philosophy of Thucydides and Plato (Chicago: University of Chicago Press, 1950), pp. 137-46 (cp. Social Research, 1951, pp. 394-97). Aristotle Nicomachean Ethics 1177а25-34, Ы6-18, Il78a9- b21; Eudemian Ethics 1248bl0-1249b25. Cp. Politics 1325b24-30 с параллелизмом справедливости индивида и справедливости города в Государстве. Cicero Offices i. 28; iii. 13-17; Republic i. 28; De finibus iii. 48; iv. 22; ср. также Republic vi. 29 с iii. 11; Thomas Aquinas Summa theologicali. 1. qu. 58, a. 4-5.

[115] Plato Republic 414b8-415d5 (ср. 331cl-3), 501а9-с2 (cf. 500c2-d8 and 484c8-d3); Laws 739, 757a5-758a2; Cicero Republic ii. 57.

[116] Cp. R. Stintzing, Geschichte der deutschen Rechtswissenschaft, I (Munich and Leipzig, 1880), pp. 302 ff., 307, 371; см. также, напр., Hooker, Laws of Ecclesiastical Polity, Book I, chap, x, sec. 13.

[117] См., напр., Definibus iii. 64-67.

[118] Lawsi. 15, 18, 19, 21, 22, 25, 32, 35, 37-39, 54, 56; ii. 14, 32-34, 38- 39; iii. 1, 26, 37; Republicii. 28; iv. 4; Denatma deorumii. 133 ff.; iii. 66 ff., 95; De divinatione ii. 70 ff.; Offices i. 22; Definibus ii. 45; Tusc. Disp. v. 11. Ср. прим. 24 выше с гл. Ill, прим. 22.

[119] Republici. 18, 19, 26-28, 30, 56-57; iii. 8-9; iv. 4; vi. 17-18; cp. ibid., ii. 4,12,15, 20, 22, 26-27, 31, 53, с i. 62; iii. 20-22, 24, 31, 35-36; cp. также Definibus ii. 59.

- в оригинале: «commutative» and «distributative». Именно так, в кавычках. Эти два вида справедливости у Аристотеля традиционно переводятся на русский как «уравнительная» и «распределительная», но, поскольку существуют значимые, на наш взгляд, нюансы, особенно в значениях слова «commutative» («уравнительная» -это не совсем «переместительная»), и поскольку Штраус счел нужным употребить кавычки и не счел нужным сделать здесь ссылку на источник, мы сочли необходимым оставить «латинизированный» вариант перевода. - Прим. перев.

[121] ijto касаехся других принципов права, признаваемых Аристотелем, то здесь достаточно указать, что, по нему, человек, не способный быть членом гражданского общества, не обязательно неполноценное существо; напротив, он может быть высшим существом.

[122] p. xc. Leviathan, chaps, xxxi (241) and xlvi (438). В цитатах из Leviathan цифры в скобках означают страницы по изданию «Blackwell's Political Texts».

[123] De cive, praef., and XII, 3; Opera Latina, V, 358-59.

[124] De cive, I, 2; Leviathan, chap.vi (33). Гоббс более настойчиво упоминает самосохранение, чем удовольствие, и, таким образом, кажется ближе к стоикам, чем к эпикурейцам. Причина придания Гоббсом большего значения самосохранению состоит в том, что удовольствие есть «видимость», чья основная реальность есть «только движение», в то время как самосохранение принадлежит сфере не только «видимости», но равно и «движения» (ср. Spinoza, Ethics, III, 9 schol. and 11 schol.). Придание Гоббсом большего значения самосохранению, чем удовольствию, обязано его представлению о природе или естествознанию, и, следовательно, совершенно другой мотивации, чем кажущаяся подобной точка зрения стоиков.

[125] Thoughts of French Affairs, in Works ofEdmundBurke («Bohn's Standard Library», vol. Ill), p. 377.

[126] Leviathan, chap, xlvi (438); English Works, VII, 346.

[127] Ср. Гоббсово согласие с тезисом первого Размышления Декарта.

[128] Elements, Ер. ded., and I, 13, sec. 4; Decive, Ер. ded.; Leviathan, chap, xi (68); cp. Spinoza, Ethics, I, Appendix.

- природа тайно действует в универсалиях (лат.). - Прим. перев.

[129] Две цитаты, взятые у авторов, принадлежащих к противоположным лагерям, но к одному и тому же духовному племени, могут послужить иллюстрацией. У Фридриха Энгельса в «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» мы читаем: «nichts besteht vor [der dialektischen Philosophie] als der ununter- brochene Prozess des Werdens und Vergehens, des Aufsteigens ohne Ende vom Niedern zum Hohern.... Wir brauchen hier nicht auf die Frage einzugehn, ob diese Anschauungsweise durchaus mit dem jetzigen Stand der Naturwissenschaft stimmt, die der Existenz der Erde selbst ein mogliches, ihrer Bewohnbarkeit aber tin ein ziemlich sicheresEndevorhersa.gt, die also auch der Menschenge-schichte nicht nur einen aufsteigenden, sondern auch einen absteigenden Ast zuerkennt. Wir befinden uns jedenfalls noch ziyemlich weit von dem Wendepunkt»*. В Die Sage von Tanaquil Бахофена (J.J. Bachofen) мы читаем: «Der Orient huldigt dem Naturstandpunkt, der Occident ersetzt ihn durch den geschichtlichen.... Man konnte sich versucht fiihlen, in dieser Unterordnung der gottlichen unter die menschliche Idee die letzte Stufe des Abfalls von einem friiheren erhabeneren Standpunkte zu erkennen.... Und dennoch enthalt dieser Riickgang den Keim zu einem sehr wichtigen Fortschritt. Denn als solchen haben wir jede Befreiung unseres Geistes aus den lahmenden Fesseln einer kosmischphysischen Lebensbetrachtung anzusehen.... Wenn der Etrusker bekiimmerten Sinnes an die Endlichkeit seines Stammes glaubt, so freut der Romer sich der Ewigkeit seines Staates, an wekber zu zweifeln er gar nicht fabig ist»". (Курсива в оригинале нет.)

- «ничто не может устоять перед ней [диалектической философией], кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бескоксткоговосхождения от низшего к высшему.... Нам нет надобности вдаваться здесь в рассмотрение вопроса о том, вполне ли этот способ понимания согласуется с нынешним состоянием естественных наук, которые самой Земле предсказывают возможный, а ее обитаемости довольно достоверный конец и тем самым говорят, что и у истории человечества будет не только восходящая, но и нисходящая ветвь. Мы находимся, во всяком случае, еще довольно далеко от той поворотной точки» (цит. по: Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса. 2-е изд. Т. 21. М.: Политическая литература, 1961. - Прим. перев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.