Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники истории Иисуса




I.

ИИСУС.

Источники не библейского происхождения. Совершенно безнадежным представляется на первый взгляд намерение несколько поближе подойти к правде о личности, стремлениях и деятельности Иисуса. Сам Он не оставил нам ни одной строчки и не поручал другим заботу о сохранении памяти о себе в неискаженном виде. Историк иудейства того времени, Иосиф, не упоминает о Нем, цитируемые же Евсевием параграфы, свидетельствующие о Христе, с первого же взгляда выдают свое происхождение: это позднейшая христианская вставка; греческие и римские историки уделяют еще меньше внимания “иудейскому мечтателю”, имя которого осталось совершенно неизвестным при Его жизни за пределами Его отечества.

Сведения позднейших иудейских ученых, талмудистов, заимствованы из евангелия, кроме скандальной истории, которую с удовольствием рассказывает одному иудею враг христианства Цельс (176 г.), именно, будто Иисус родился от незаконного сожительства невесты одного иудейского плотника с римским солдатом Пантерасом. Еще больше легенд создала также позднейшая церковь, в особенности легенд, в которых причудливыми красками изображается, сообразно с ее вкусом, детство и последние дни жизни Сына Божия; но в этих легендах нет ни одного зерна подлинного предания. И если из слов Иисуса, которых нет в Новом Завете, но которые случайно цитируются древними авторами (άγραφα), находится кое-что заслуживающее доверия, то такие слова скорее будут способствовать укреплению уже создавшегося мнения, чем исправлению его в том или в другом отношении.

Четыре евангелия. Таким образом, в качестве источника для изучения исторического значения Иисуса мы имеем только четыре, принятые в Новый Завет "евангелия", т. е. несколько рассказов единомышленников о человеке, который возбудил столь же страшную ненависть в одних, сколько, быть может, и слепую любовь в других.

Хотя эти четыре евангелия, несомненно, относятся по своему происхождению к первому столетию после смерти Иисуса, а два из них носят даже имя близких учеников Иисуса, Матфея и Иоанна, тем не менее самое позднейшее из них, евангелие Иоанна, резко выделяется из них по своему своеобразному содержанию в качестве исторического источника. Оно имеет в виду не столько повествовать о прошедшем, сколько толковать о вечном; оно учит понимать исторические факты, как символы и аллегории истины воплощения Бога во Христе, без чего нет спасения. В полном сознании независимости и превосходства духа над буквой, неизвестный автор чрезвычайно смело распоряжается с установившейся традицией, которую он без всяких рассуждений на значительном протяжении заменяет своим собственным измышлением. Евангелие по Матфею уже в силу того, что оно написано по-гречески и пользуется греческими источниками, не может принадлежать Матфею, жившему в Палестине, которому "апостольский отец" Папий (ум. в 165 г.) приписывает лишь евангелие, написанное на арамейском языке. Лука вполне определенно говорит о себе, что он излагает евангельскую историю не как очевидец; то же самое с равным правом мы можем сказать также о Матфее и Марке. Все эти три евангелиста, известные по сходству изложения под именем "синоптиков", имели дело уже с письменным материалом. Все, что они нам сообщают, исчерпывается сведениями, имевшимися в распоряжении второго и третьего поколения после Иисуса. Ни одно из последних произведений не было закончено ранее разрушения Иерусалима в 70 году. В 60-х годах Павлу еще не было известно ни одно подобное евангелие.

Историческая ценность синоптиков. Даже если бы источники этих трех "синоптиков" или одного, старейшего из них, Марка, в подчиненом отношении к которому стоят два других, заслуживали самого полного доверия, как, напр., logia или слова Иисуса, быть может записанные со слов Петра и Матфея, то они все-таки никогда не могли бы заменить непосредственных рассказов. Как много исказилось уже в воспоминаниях, показывают противоречия, имеющиеся у синоптиков в совершенно нейтральных вещах, как, напр., в именах, в определениях места, времени или повода к известной речи. К этому присоединяется еще религиозный интерес, как единственный мотив их литературной деятельности, что в значительной степени отличает их произведения от произведений беспристрастного историка. Евангелия являются не историческими книгами, но произведениями, ставящими себе целью поучение и пропаганду. Было бы несправедливо предполагать у них установление исторической связи и тем более, конечно, несправедливо требовать от них объективного, исторического понимания религии Иисуса. Они стремились к тому, чтобы как можно ярче изобразить сверхъестественное, несравнимое и непонятное. Для них имело высшую ценность не то, чтó в нашем смысле является самым достоверным, но то, чтó казалось им наиболее способным уничтожить сомнение в божественном происхождении Иисуса, укрепить доверие к Нему и к Его делам, как, напр., истории преображения, воскресения и воскрешений мертвых.

В тексте этих трех евангелий, несмотря на то, что они вскоре были канонизированы, было потом еще многое исправлено, вычеркнуто и добавлено, и это в свою очередь тоже значительно ограничивает ценность их, как источников. Особенности отдельных евангелистов, напр., заповедь Иисуса крестить и проповедывать у Матфея (XXVIII, 18), народно-поэтическая история рождения и детства Иисуса у Луки (I, 2) и совершенно иного рода, ученая история Матфея, делают и без того в большинстве случаев тенденциозное изложение совершенно подозрительным. Между тем не подлежит сомнению, что уже в своем первоначальном виде эти три евангелия содержали немало легендарного. Правда, их bona fides стоит вне сомнения, но разве Спаситель мира не должен был показывать свою спасительную силу по поводу всякой земной нужды и слабости, как по отношению к больным телом и душой, так и по отношению к бедности, голоду и отчаянию? И если демоны в испуге убегали от Него, то смели ли не повиноваться Ему силы природы, ветер и волны? Больше всего возбуждали чувство события страданий и смерти Иисуса. Появляются все новые и новые слова Иисуса с креста, убеждение в Его невиновности должен составить себе здесь Ирод, там Пилат с женой; весь мир содрогается от ужаса насильственной смерти Иисуса. Всякий, кто проследит развитие истории крещения по "синоптикам", кто заметит при этом, какое пространное повествование об искушении Иисуса в пустыне дают Матфей и Лука в то время, как Марк ограничивается лишь кратким замечанием, что «Иисус был искушаем Сатаной», – тот поймет, как из скромных зачатков, из неясных представлений в самое короткое время могущественно выростала целая самостоятельная история.

Всему этому не мало содействовали и ветхозаветные представления, в особенности же действительные или выдуманные мессианские пророчества, исполнение которых в евангелии вера желала показать во что бы то ни стало; и она делала не всегда так неудачно, как это сделал Марк (IV, 11) при выяснении смысла притчи Иисуса, согласно Исайи (VI), как будто Иисус не видел закоснелости своих слушателей. Монотонный характер неоднократных указаний Иисуса на свою близкую смерть уже ясно показывает их позднейшее происхождение. Мотив понятен: Иисус должен был как предсказать свою смерть, так и сознавать и желать необходимость ее. Кроме того, Он должен был прекрасно сознавать не только то, что смерть необходима, но также и то, почему она необходима. Сообразно с этим Он научает своих последователей смотреть на нее, как на "искупительную жертву для прощения наших грехов".

В других случаях практические потребности древнейшей общины требовали обоснования; напр., учитель мог и не оставить для своих последователей указаний относительно сохранения или уничтожения закона Моисеева; это уже достаточный повод для того, чтобы вложить в уста Иисуса програмное решение этого вопроса (Матфея, V, 17 -19). Тайны будущего не могут быть для Него сокрытыми, – а посему необходимо, чтобы Иисус предсказал имеющие быть при кончине мира "скорби". Необходимо было, чтобы Иисус закончил свою общественную деятельность прощальной речью, и для этой цели приспособляется на скорую руку неизвестно кому принадлежащий бывший в то время в обращении иудейский апокалипсис, причем христианские добавления еще более наглядно показывают в сравнении с первоначальным иудейским текстом вымышленный характер речи Иисуса. Что Иисусу были приписаны отдельные фразы древнейших иудейских учителей, фразы, в которых находили дыхание Его духа, напр., Его рассуждения, что суббота для человека, – это a priori также не может быть оспариваемо.

И наконец, мы находим, в особенности у Матфея и Луки, уже серьезные попытки провести свое собственное понимание смысла известных мест при помощи экзегетического толкования, выдаваемого ими за подлинные слова Иисуса. Таковы, напр., неудачное объяснение знамения Ионы у Матфея (XII, 40), педантичное толкование притчи о плевелах у него же (XIII, 37), восхваление верности по поводу притчи о неверном управляющем у Луки (XVI, 10-12), предпочтение Петра пред всеми другими учениками у Матфея (XVI, 19 и XVIII, 18).

Несмотря на все эти недостатки, три синоптических евангелия являются весьма ценным источником не только для истории общины, которая положила их в основу своего христианского идеала, но также, и пожалуй в большей степени, для истории самого Иисуса. В большинстве случаев все привнесеннное со стороны так же ясно отличается от первоначального, как бриллиант от шлифованного стекла, так что доверие к этому подлинному элементу, которое вместе с блестящей внешностью соединяет единственную в своем роде озаряющую силу, действительно не является чем-то легкомысленным. Иисуса, изображенного Иоанном, можно, пожалуй, считать героем религиозной поэзии; наоборот, авторы синоптических евангелий боролись чрезвычайно упорно с материалом, им непонятным и зачастую идущим в разрез с ними. Настоящий Иисус, которого они получали из источников, стоит настолько выше того “Иисуса”, образ которого они создают с примесями из Ветхого Завета или вавилонской мифологии, из иудейской литературы и народной мудрости или примитивной христианской теологии и поэтического творчества, что представление, будто здесь мы имеем дело лишь с различными слоями одного и того же мифа или с идеей персонифицированной деятельности, более чем нелепо.

Время, когда в науке можно было спрашивать, был ли "исторический" Иисус, прошло безвозвратно. Не подлежит сомнению, что каждый из синоптиков весьма сильно стеснен сравнительно прочно установленным традицией материалом. Где же тогда остается время для изобретения этого материала, который давно был уже готов, прежде чем Марк взялся за перо, следовательно тогда, когда современники изображаемого Иисуса еще были живы? И Иисус, который является центральной фигурой Евангелия, должен был бы, как продукт фантазии, казаться еще более удивительным, чем если бы Он был реальной личностью, – потому что Он представляет собой все, что угодно, только не тип. Иудейская фантазия, которая, якобы, создала нашего Иисуса, во всей полноте Его необыкновенной индивидуальности, была бы величашей загадкой, которую дала нам история Израиля, или, скорее, загадкой, которую мы ставим сами себе исключительно из упрямства. И опять таки, какая трагедия! Это художественное создание неизвестного гения, эта фигура Иисуса тотчас же после своего появления на свет снова была бы разбита в дребезги! И разве евангелисты не прилагают все свои усилия к тому, чтобы спасти для потомства некоторые драгоценные части этого сокровища, заключив их в необходимые для этого рамки? Нет, обаяние только что минувшей жизни, которое еще веет от образа Иисуса, изображенного грубыми штрихами синоптиков, насмехается над всякой гипотезой, которая хочет представить Его не более, как продуктом религиозно-исторических факторов или даже героем псевдоисторического романа. Впечатление исключительной личности все-таки сильнее в сравнении с бесчисленными затруднениями, с которыми приходится нам иметь дело при изучении истории традиции об Иисусе. Не идея, не мечта, но таинственно великий человек стоит здесь, как и везде, на поворотном пункте истории.

Хотя мы знаем немного об этом Иисусе, знаем недостаточно, чтобы написать Его биографию, но тем не менее располагаем достаточными данными для Его надлежащей оценки. К счастью то, чтó мы от Него имеем, а именно, ряд кратких, метких изречений вместе с образцами настоящей народной речи (между ними особенно выделяются притчи, очень многочисленные и сохранившиеся во всей их чистоте), имеет более важное значение, чем то, что сообщается о Нем. Что касается прекрасно составленной нагорной проповеди (Матфея, V и сл.), то мы приписываем ее евангелисту. Как мастера стиля, мы не можем вполне оценить Иисуса, так как Он говорил по-арамейски, а мы обладаем лишь греческими переводами Его речей. Тем более благоприятно обстоит дело с содержанием Его мыслей. Правда, мы не всегда можем полагаться на указания относительно повода к той или другой речи; но, тем не менее, из того, чтó добросовестная критика рассматривает как остаток речей Иисуса, остается неясным лишь немногое; даже при всем желании позднейшая мысль не могла присвоить Ему языка загадок.

Таким образом, попытка набросать основные штрихи духовного облика Иисуса и Его религиозных стремлений не будет тщетной. При описании Его жизни мы должны будем ограничиться лишь бледным очерком.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.