Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средний тип христианина в древних общинах




V.

Павел в большинстве случаев остался непонятым. Чтобы понять религию, еще недостаточно изучить ее в лице ее видных представителей. Необходимо также познакомиться с теми формами, в которые она вылилась среди ее последователей среднего типа. Расстояние между религиозным уровнем христианской общины Павла – поскольку мы ее знаем на основании посланий апостола – и религиозным уровнем самого апостола, было громадно. Конечно, бóльшую часть теологических тонкостей Павла малообразованные греки и сирийцы, составлявшие большинство среди христиан в первом столетии, хотя и усвоилино вряд ли поняли; и. тем не менее, это было достаточно, чтобы внушить им впечатление импонирующего богатства мысли и высокого полета взглядов, чего не удавалось достигнуть проповедникам других религий.

Проявления благочестия в общинах. Наиболее привлекательную и убедительную силу приобрели картина славного будущего, уверенность в предстоящем спасении, наконец, проявление нового духа. Если даже простого ремесленника неожиданно охватывала высшая сила, так что он вставал и говорил, обращаясь к своим товарищам, не языком улицы, который был когда-то его собственным языком, и не о повседневных нуждах, но как господин слова, как Богом одаренный поэт, говорил полурифмой о красоте рая, о величии надзвездного мира; если даже бедная женщина могла рассказать о том, как она была восхищена ввысь к Господу, превыше всякого неба, и если этот энтузиазм на глазах зрителя-скептика сразу переходил с одного на всех остальных и давал выход силам, которых прежде никогда не замечалось, – то тем самым новое "учение" доставило тому поколению и тому кругу людей полноценное доказательство своей подлинности.

Над истолкованием старых религиозных представлений, принесенных в общины, не ломали себе голову: главные, ходячие слова Евангелия хранили твердо и надеялись, что со временем темное сделается ясным. На собраниях христианской общины, происходивших по меньшей мере раз в неделю, в "день Господень", собирались все верующие, жившие в известном месте; точно так же ежедневно вечером имели место собрания небольших отделов общины, так называемых домашних общин; здесь, по закону, не проводилось никакого различия между богатым и бедным, знатным и ничтожным, господином и рабом; самое большее, если существовало только различие, происходящее от единственной степени уважения между старым и молодым, учителем и учеником. Эти обычаи, при полном почти отсутствии истинно демократических собраний в то время, являлись в глазах людей из низшего сословия наилучшей рекомендацией. Братская любовь, с которой относился всякий член общины ко всякому другому сочлену, впавшему в нужду, всюду вербовала общине друзей; рвение, с которым христиане стремились к перемене образа жизни, и душевные заботы о помощи тем, кому было тяжело расстаться с миром, привязывали к общинам лючших людей. Если основатель общины рано покинул ее, она, однако, не была всецело предоставлена самой себе и проявлявшемуся среди нее духу, который не всегда мог давать надежные указания. Она располагала некоторыми священными книгами израильского народа. Они дышали какой-то своеобразной прелестью, отчасти благодаря их возвышенному благочестию, котрому они учили, отчасти же вследствие их своеобразной, странной формы изложения, которая постоянно поддерживала интерес при их чтении. Содействие, которое оказал из иудейской родной почвы Ветхий Завет, как для обращения в христианство греческого мира, так и для выработки общеупотребительного нового, религиозного языка, едва ли, однако, может быть оценено слишком высоко. Ветхозаветные книги давали обильный материал для поучений; даже если исчезал дух, то богослужение давало многое другое, чтó охотно перенимала община, именно, литургические формулы, молитвы, обряды культа, причем посредником мог быть далеко не один Павел.

Чувство общественности. Первичные формы общинной организации появляются весьма рано. Так, были главы общин, которые представляли общину во внешних сношениях, поддерживали связь с другими общинами, равно как вели перписку с апостолом-основателем, наблюдали за порядком на собраниях; были также и помощники, как мужчины, так и женщины, которые посвящали себя заботам о больных, бедных, чужестранцах; обыкновенно лица, обратившиеся в христианство первыми, составляли при начальнике нечто вроде совета для решения важных вопросов. Павел сделал все возможное, чтобы укрепить чувство солидарности среди всех членов общин и вообще всех верующих, практически путем сборов в пользу Иерусалима, теоретически же всем своим учением о едином теле, членами которого являются все христиане. Таким образом, не только развивается сознание ответственности общины за своих членов, но также и сознание ответственности одной общины за всех остальных; развивается, следовательно, здоровое христианское самосознание, как подтверждает 1-е послание Климента, где рассказывается, что незадолго до 100 года римская община приняла близко к сердцу раздоры, возникшие в Коринфской общине вследствие неправильности посланничества "учеников".

Нравственность. Некоторые греческие моральные представления оказали особенно упорное сопротивление новому духу религии, так что на первых порах на практике старые привычки распутства и невоздержанности, даже во время священных обедов, любостяжательность, мстительность, пустое тщеславие и т. д., крайне медленно поддавались влиянию нового духа. Павлу приходилось с грустью констатировать этот факт, и он боролся с этим злом путем постоянных увещаний. Отрицательные явления при переходе в новую религию, как, например, бездеятельность в виду ожидаемого каждый день светопреставления, зависть друг к другу различных братьев, высокомерие тех, кто считал себя одаренным особыми дарами Духа, все это точно так же не ускользало от внимания Павла. Что же касается другой опасности, которой подверглись коринфяне, вследствие его учения о таинствах, то он, замечательным образом, не считал ее заслуживающей внимания. Коринфяне, между прочим, считали необходимым креститься за своих умерших родственников, чтобы и на мертвых низвести благодать, получаемую при крещении, благодать, которая сообщала крещаемому дух и открывала доступ в Царство Божие. Подобное суеверие легко укоренялось, благодаря теории заместительства апостола.

Все в надежде – можно сказать про первые общины. Сила Духа обнаруживалась в древних общинах более в новом, неслыханном и героическом, чем в равномерном подъеме всей нравственной жизни над обычным в то время уровнем нравственности. Мужество исповедания веры в то время, когда иудеи с ненавистью преследовали общины, настоящая мания мученичества, как с нею знакомит нас письмо к римлянам Игнатия, великие жертвы для дела любви, акты величественного самопожертвования, как, например, тот случай, когда брачная пара решается жить вместе в продолжении всей жизни, сохраняя в то же время девственность и отказываясь от всего плотского и мирского, – все это живее запечатлевается у нас в памяти от образа первых христиан, чем то, чтó требовал от них Павел, словами: «Если кто во Христе, тот является новым созданием», – т. е. обновления всего человека по образу идеального человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.