КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В российской юридической науке
Идеи о правах человека
Российская научная мысль не была в стороне от процесса теоретико-юридического осмысления проблем прав человека. Целая плеяда российских ученых-юристов внесла свой вклад в развитие учения о правах человека. Среди них необходимо отметить научные труды С. Е. Десницкого и Д. И. Фонвизина, Я. П. Козельского В трудах русских просветителей появляются такие категории, как «естественное состояние», «неотчуждаемые права человека» Говоря о позитивной роли естественно-правовой мысли в России и обращаясь к истории этого вопроса, на наш взгляд, нельзя обойти вниманием известного российского правоведа К. А. Неволина, которого по праву называют родоначальником философии права Естественные законы образуют всеобщую и необходимую сторону законодательства, а положительные законы — его случайную Среди русских представителей естественно-правовой доктрины, пропагандировавших конституционное преобразование общественного строя, отмену крепостного права и закрепление неотъемлемых прав человека, следует также назвать имена А. Радищева, П. Пестеля, Н. Муравьева и других революционно настроенных демократов. В России, как и в европейских странах, где распространение идеи о прирожденных неотчуждаемых правах человека было следствием социально-экономической модернизации общественных В то же время уже в начале XIX в. в среде интеллектуальной На Западе в XIX в. активно развивался процесс изменения старых общественных отношений. Одна за другой страны Европы становились на путь капитализма и реформирования. Очевидно, что В результате российских реформ 60-х гг. (крестьянская 1861 г., судебная 1864 г.) крестьянам официально была дарована свобода За распространение института частной собственности на все сословия, включая крестьян, а также уравнение сословий в правах выступали С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. В то же время интересной особенностью восприятия идеи прав человека российской интеллигенцией середины XIX в. было признание совместимости неограниченной власти монарха и гражданских прав подданных, т. е. признание сочетаемости либерального абсолютизма с правами личности. В медленном процессе высвобождения широких слоев российского населения от крепостной зависимости, инициируемом самодержавной властью «сверху», позитивные черты видел и известный русский правовед Б. Н. Чичерин[30]. На фоне общего расцвета русской философии в конце XIX — начале XX в. в рамках национальной философии права глубокое теоретическое обоснование получила и идея о правах личности, их сущности и происхождении. Причем разработка данного вопроса преимущественно шла по двум теоретическим направлениям — концепции «возрожденного» естественного права и юридического позитивизма. Со второй половины XIX в. в России получает распространение юридико-позитивистский подход к изучению сущности правовых явлений. Наиболее известными его представителями были Е. В. Васьковский, А. Х. Гольмстен, Д. Д. Гримм, Н. И. Пиленко, Н. К. Ранненкампф, А. А. Рождественский, В. М. Хвостов, Г. Ф. Шершеневич и др. В то же время классический позитивистский подход, в частности к интерпретации сущности прав и свобод личности, был взят русскими позитивистами за основу. С точки зрения юридического позитивизма, индивидуальные права человека являются производными от нормы права или от объективного права, источник которого — обладатель верховной власти. Таким образом, получалось, что государство инициирует объективное право по своему усмотрению, что, очевидно, несовместимо со свободой личности и идеей неотчуждаемости основных прав и свобод человека, так как государство оказывается вправе отменить эти права и свободы. Однако существовали и «отклонения» от представленного выше классического подхода. Так, Д. Д. Гримм отвергал концептуальный посыл юридического позитивизма о производности от объективного права субъективных прав, рассматривая последние как следствие общественных («бытовых») отношений[31]. А. А. Рождественский, Характерной чертой юридического позитивизма, в том числе и в России конца XIX — начала XX в., было уклонение от прямого рассмотрения вопроса о правах человека, который заменялся вопросом о субъективных правах. Так, наиболее известный представитель рассматриваемого течения в России Г. Ф. Шершеневич считал, что категория «права человека» слишком широкое, метаюридическое понятие. По его мнению, указанные права непосредственно не порождают правоотношений, ввиду чего в юридической науке необходимо использовать более узкое понятие — «субъективные права». В целом теория права Шершеневича во многом соответствует канонам юридического позитивизма. Так, теоретик считал, что субъективное право производно от объективного, которое, в свою очередь, имеет своим источником государственную власть[33]. К тому же государственная власть, по Шершеневичу, должна быть неограниченной. Однако через особую трактовку государства Г. Ф. Шершеневич выводил идею ценности личности, необходимости ее Естественно-правовой подход к категории прав человека и гражданина в России был представлен в работах Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. М. Гессена, Б. А. Кистяковского, С. А. Котляревского, Внутри данного теоретического течения можно выделить светско-правовое (П. И. Новгородцев) и религиозно-духовное (Н. А. Бердяев) направления, основное различие между которыми заключалось Признанным лидером «возрожденного естественного права»[34] Проблема обоснования концепции социального либерализма была поставлена П. И. Новгородцевым в очерке «Право на достойное человеческое существование», опубликованном в декабре 1905 г. Особое место в творчестве Новгородцева занимает монография «Кризис современного правосознания». Анализируя концепции позитивистской социологии, историзма, он не находит в них убедительного обоснования понятию личности. Поэтому, на его взгляд, следует признать бесспорным, что восстановление индивидуализма в его правах не сможет совершиться иначе как на основе идеалистических построений. Последнее обстоятельство указывает на необходимость расширения и преобразования старого индивидуализма как возможный выход из создавшегося кризиса[36]. В своем исследовании Новгородцев обращает внимание на то, что при всем разнообразии индивидуалистических воззрений, иногда взаимоотрицающих друг друга, нельзя не увидеть в них «некоторый общий дух». Эта идея позволила ему сформулировать предположение о существовании единой теории, а не различных теорий индивидуализма. Что же касается особенностей индивидуалистической доктрины XVIII – первой половины XIX в., то, анализируя философские учения Франции (Ж.-Ж. Руссо), Англии (А. Смит, Характеризуя подход философа-правоведа к проблеме прав человека, следует отметить, что исходным пунктом его теоретико-правовой конструкции является идеальный и безусловный принцип личности. Свободная личность провозглашается целью общественного развития[38]. Новгородцев полагал, что истинное право имеет метафизические начала, базируется на вечной абсолютной моральной аксиоме и не зависит от социологических и исторических факторов. Притязания человека на свободу, равенство, справедливость своими корнями уходят именно в такое высшее право[39]. Первостепенное значение для Новгородцева имеет личность, так как «значение общества всецело обуславливается значением составляющих его единиц…»[40]. Интересным нововведением теории П. И. Новгородцева была мысль о бесконечности процесса все большего освобождения личности, что стало новым словом в теории прав человека. Равенство понималось не только как равенство перед законом, но и как равенство возможностей, «равенство исходного пункта»[41]. Религиозно-духовное направление было представлено, в частности, учением Н. А. Бердяева, который отвергал эволюционно-натуралистическое понимание человека. Абсолютное значение Бердяев понимал, что необходимо ограничивать государственную власть, чтобы не допустить государственного произвола, однако он не видел в современной ему правовой практике других эффективных механизмов для реализации обеспечения прав личности. Однако имели место и другие направления в русской политико-правовой мысли конца XIX — начала XX в., представителей которых не устраивала абсолютизация закона, обычная в юридическом позитивизме, его оторванность от наличных общественных отношений, а также абстрактность высшего естественно-правового порядка. Одной из наиболее распространенных концепций в рамках этого третьего направления был социологический позитивизм, характерная черта которого — это осознание того, что власть может быть ограничена правом только при наличии определенных социально-экономических условий, причем на основе историко-социологических исследований права. Течение представлено такими мыслителями, как Ю. С. Гамбаров, Н. А. Гредескул, М. Н. Капустин, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, М. Я. Лазерсон, С. А. Муромцев, В. И. Сергеевич и др. Так, в частности, М. М. Ковалевский противопоставлял естественно-правовой и юридико-позитивистской теориям происхождения личных прав свое «Учение о личных правах»[45]. Ковалевский писал: «…право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности — Завершая краткое рассмотрение тенденций развития идеи прав личности в России конца XVIII—XX в., следует отметить, что данная концепция проделала путь от одиноких теоретических выкладок некоторых представителей зарождающейся русской интеллигенции до основательных теоретико-методологических подходов к изучению данного вопроса, целых философско-правовых школ и течений. Таким образом, можно утверждать, что в указанный период
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |