Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования прав человека




Современные научные направления

И ОБЩЕСТВЕ

 

 

 

К концу ХХ в., точнее в последнее десятилетие, в СССР, а позднее в России проблема прав человека, а затем защиты прав человека стала занимать одно из центральных мест в теории государства
и права, постепенно переходя в отраслевые юридические науки[48].

Существенные изменения всех сторон общественной жизни
в конце ХХ — начале ХХI в. в России создали предпосылки к возрождению естественно-правовой либеральной школы, которая получила свое развитие в теории прав человека. В системе общественных наук формируется новая отрасль научных знаний, именуемая теорией, историей и практикой прав человека, среди основоположников которой можно назвать авторский коллектив, возглавляемый Б. Л. Назаровым, решительно выступившим за признание науки о правах человека как учения об основных, наиболее общих закономерностях возникновения и развития истории, теории и практики этих прав[49]. Один из первых исследователей природы прав человека
в современной юридической науке Ф. М. Рудинский обратил внимание на универсальность концепции прав человека. Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. «Каждое право человека, — пишет Ф. М. Рудинский, — принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом. Но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это способы защиты человечества от многочисленных угроз его существования. По своему социальному назначению права человека — средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, опасности экологического кризиса, рост международной преступности и наркомании, голод
и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие угрожающие всему миру опасные явления»[50].

Хотелось бы отметить, что естественно-правовая концепция прав личности по-прежнему актуальна, однако трактуется в несколько ином ключе. Сохранение же в названии теории понятия «естественные» права (т. е. natural — природные) является скорее данью традиции. Считается, что права личности «естественно» следуют
из сложившейся на том или ином историческом этапе системы общественных отношений. Это позволяет отдельным авторам говорить
о естественных правах в материалистическом понимании (Н. В. Витрук, П. Е. Недбайло, В. А. Туманов и др.)[51] и естественно-исто­рических правах (В. С. Нерсесянц)[52].

Например, С. С. Алексеев эту категорию прав считает возможным называть непосредственно-социальными правами, так как признание того, что человек рождается свободным, исходит не от природы, а зависит от таких социальных факторов, как уровень общественного правосознания, степень развитости политических
и юридических институтов[53]. То есть исходный посыл концепции прав личности о прирожденности этих прав было бы правильнее трактовать как указание на юридический факт рождения, с которым, в свою очередь, и связывается обретение человеком правоспособности.

К поиску новых методологических подходов в современном правопонимании в области прав человека были обращены исследования В. А. Туманова, B. C. Нерсесянца, Л. С. Мамута, В. Д. Зорькина.
В работах указанных авторов права человека представлены как политический или конкретно-исторический феномен, как явление нравственное или социально-психологическое, а также явление педагогического, воспитательного характера.

Права человека основаны на принципе «личность в государстве», это политический феномен. Являясь элементом политической жизни, они, с одной стороны, стали средством противостояния произволу представителей государственной власти и сохраняют свой потенциал в качестве механизма контроля за администрацией,
ограничивают всевластие государства, чтобы не дать последнему перерасти в тоталитаризм. С другой стороны, они преодолевают отчуждение власти от народа, широко привлекая население к фор­мированию и участию в деятельности государства и других политических структур. С рождением прав завершилась эпоха абсолютизма власти.

Права человека — гуманистическое и глубоко нравственное явление. Они юридическим языком выражают и проводят в жизнь нравственные императивы добра и справедливости.

Права человека — это социально-психологическое явление, т. е. особый мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, отражающих место человека в обществе и природе, его возможности, потребности, а также обязанности и ответственность.

Становление информационного общества требует осмысления прав человека и как педагогического, воспитательного, явления.
Гуманитарная культура и образование, связанные с формированием гражданственной личности, умеющей пользоваться своими правами и защищать их, накапливают дидактические материалы для этого.

Права человека — это конкретно-исторический феномен. Они возникли эволюционно и естественным путем у западных народов
и стали лозунгом революционных преобразований в Европе конца XVIII в.

Активное развитие теории прав человека в России характеризуется прежде всего преемственностью с либерально-правовыми концепциями русских ученых-правоведов конца XIX — начала XX в. Оставаясь основными, базовыми, эти концепции в современной интерпретации подверглись существенному изменению.

В современной российской юридической науке получили признание следующие концепции: о науке прав человека[54]; теории трех поколений прав человека[55]. По поводу последней необходимо высказаться более подробно, так как она, на наш взгляд, занимает одно
из центральных мест в современной теории прав человека. Особую значимость ей придает тот факт, что на базе теории трех поколений прав человека формируется и практика осуществления прав человека.

Традиционно выделяются определенные хронологические границы формирования учения о поколениях прав человека. Приблизительно с середины 70-х гг. XX в. эта идея была дополнена учением о «трех поколениях», разделившим все права на три группы. Впервые концепцию трех поколений прав человека выдвинул французский ученый К. Васак[56]. Согласно его представлению юридическую концепцию естественных прав человека, которую относят к правам первого поколения, выработали древнеримские юристы,
а затем Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Локк. В современной трактовке к первому поколению относят гражданские и политические права, которые называют «негативными».

В результате модификаций в социальной системе стран Западной и Центральной Европы в конце XVIII в. появились предпосылки
к формированию второго поколения прав человека — социально-экономических прав, которые теперь называют «позитивными», так как для их реализации требуются конкретные акции государства.

В конце XIX — начале XX в. неблагоприятная ситуация, связанная с резким расслоением буржуазного общества на тех, у кого высокие стартовые условия, и тех, у кого эти условия крайне низкие, стала предпосылкой к формированию идеи социального реформирования общества. Смысл этих реформ заключался в том, чтобы сгладить указанные различия между основными слоями населения.

 

В этих целях, например в Германии, был принят Манифест германского кайзера 1881 г., по которому устанавливалась единая система социального обеспечения в форме социального страхования. В последующем Веймарская Конституция 1919 г. закрепила возможность каждого человека добывать себе содержание трудом и право на социальное страхование в случае старости, болезни и т. д. Так было положено начало процесса формирования второго поколения прав человека. Сравнивая права и свободы человека первого поколения с правами второго поколения, следует признать, что они отличаются друг от друга. Права человека первого поколения в политической и правовой мысли квалифицировались как право на за­щиту от какого-либо вмешательства, и в первую очередь — государственного, в осуществление гражданских и политических прав. Иная природа у прав второго поколения. Для их осуществления, наоборот, государству предписывается осуществлять активную деятельность по выработке и внедрению тех социальных программ, реализация которых обеспечила бы права человека.

К третьему поколению К. Васак отнес так называемые коллективные права, основанные на солидарности людей, и потому он назвал их правами «солидарности». Сюда он причислил права на развитие, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, которую он связал с концепцией нового международного информационного порядка[57]. Эти права
К. Васак предлагал закрепить в третьем Пакте, проект которого был им разработан[58]. Данная концепция заняла одно из основных мест
в современной теории прав человека в России. Концепция «трех поколений» использовала хронологический критерий, т. е. актуализацию для человечества определенных ценностей и возникновение новых исторических возможностей для их реализации.

В современной России изучение прав третьего поколения привело к формированию теории «прав народов», на что обращает внимание Е. А. Лукашева: «Права народов не являются правами индивидов, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т. п.), выражает свое отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, и составляет волю всего народа»[59].

В настоящее время природа прав третьего поколения продолжает изучаться. Например, Р. А. Мюллерсон полагает, что третье поколение прав человека можно назвать правами человека и правами народов, так как они содержат в себе права всех людей: на мир, здоровую окружающую среду, прогрессивное социальное и экономическое развитие конкретного общества и всего мирового сообщества. Отсюда делается вывод, что права третьего поколения принадлежат как каждому отдельному человеку, так и каждому народу и человечеству в целом[60].

Изучение теории, истории и практики прав человека может осно­вываться не только на хронологических границах. Формирование новых научных подходов, концепций, теорий в области прав человека имеет свою собственную значимость, свое научное измерение.

Так, Л. И. Глухарева предпринимает попытку выявления системы научных подходов к изучению прав и свобод человека в виде научных картин. Таковых, как ей представляется, имеется три: классическая, неклассическая и постнеклассическая[61]. Классическая картина как исторически первая складывалась на взлете процессов индустриализации и модернизации западного общества, которые дали толчок к формированию техногенной цивилизации. Неклассическая картина отличается от предшествующей тем, что в противовес единственно истинной теории прав человека допускает истинность другого (других) теоретического описания прав, при этом предполагается, что в каждом из них содержится момент объективно верного знания[62]. Постнеклассическая картина отражает не столько развитие в реальности института прав человека, сколько изменение общественного и научного сознания их восприятия. Методологический подход при этом мыслится в технологии синтеза разнопредметных знаний о правах, в создании новых «конфигураций» из знаниевых комплексов, традиционно относящихся к различным дис­циплинам. Все это вызывает к жизни «атмосферу интеллектуальной гибкости и «перекрестного опыления», отразившуюся в практике открытого «разговора» между различными взглядами, различными словарями, различными культурными парадигмами»[63].

Необходимо отметить оригинальный научный подход выявления концепций прав человека, предпринятый А. Н. Цукановым[64]. В своем исследовании он выделяет политико-правовые концепции
(помимо современной, это доктринальная, общая, новая и азиатская концепции прав человека); естественно-правовые концепции (концепция абсолютных прав, либерального индивидуализма, общественного договора); теологические концепции (христианская, исламская концепции прав человека, права человека в даосизме). Он предпринял успешную попытку выявления основных направлений научно-пра­вового осмысления фундаментальных концепций прав человека, а также прогнозировал дальнейшее развитие научных взглядов по проблеме защиты прав человека в деятельности полицейских сил.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.