![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историко-философские предпосылки 2 страница
Еще в работе 1911 г. Боас считал, что история человеческого общества развивалась главным образом путем культурных контактов 45. Однако позднее Боас пришел к более обоснованному выводу, что диффузия не дает ключа к объяснению культурных процессов. В работах 1920—1930 гг. он подверг критике школы крайнего диффузионизма, отмечая, что главный его порок состоит в допущении статичности культурных форм, которой вообще нигде не существует. «Мнение о стабильности первобытной культуры,— писал он,— не соответствует фактам»46. В другой работе он отмечал, что «кажущаяся стабильность примитивных типов культуры есть следствие отсутствия у нас исторической перспективы. Они изменяются значительно медленнее, чем наша современная цивилизация... но они постоянно изменяются во времени и пространстве» Не потеряло и сегодня своего значения верное замечание Боаса, что все отсталые народы современности имеют длинную историю и по современным их культурам нельзя судить о первобытных формах культуры4S. Недостаток крайнего диффузионизма Боас видел также в том, что он исходит из необыкновенно огромных ареалов распространения существующих независимо друг от друга элементов культуры. Он критиковал схематизм и фактическую необоснованность диффузионистских гипотез Ф. Гребнера, Фоя, Э. Смита и Перри. Боас, видимо, чувствовал, что главный недостаток этих гипотез состоит в отказе народам в самобытном творчестве, поэтому он подчеркивал необходимость прослеживания «внутренних процессов» изменений данной культуры. Он подчеркивал, что «культура любого племени, как бы примитивна она ни была, может быть объяснена только в том случае, если будет принято во внимание-ее внутреннее развитие и влияние ее связей с культурами близких и дальних соседей» 49. «Сходные явления могли возникнуть независимо»50. В то же время Боас справедливо признавал, что нельзя отрицать «значение диффузии в развитии любого локального типа культуры» м. Но он критически высказывался против попыток суждения его учениками о древности'явления по его распространенности. Одной из причин изменения оценки Боасом теории диффузионизма было накопление конкретных знаний о различных сторонах жизни конкретных племен, полевая работа и непосредственные наблюдения. Они не могли не привести Боаса к выводу, что различные стороны жизни племени взаимосвязаны. В этом основа появившихся позднее высказываний Боаса об «интегрированно- сти» элементов культуры, его некоторый отход от крайнего атомизма в понимании культуры. Об этом отходе он сам писал в 1940 г. следующее: «Когда я убедился, что эти исторические методы аккультурации и раеиространеиия установились, около 1910 г., я начал подчеркивать проблемы динамики и интеграции культуры, взаимодействия между индивидом и обществом»52. Действительно, уже в работе 1911 г. он писал: «Простое перечисление различных аспектов культуры не есть еще культура. Она нечто большее, потому что ее элементы не независимы, они имеют определенную структуру» 53. Вместе с этим появляются высказывания Боаса об истории не отдельных элементов культуры, а культуры как целого. Понимание культуры как целостности в известной мере подрывали ее объяснение как следствия внешних влияний и заимствований, и Боас начинает признавать наряду с внешними влияниями значение внутренних процессов изменений данной культуры. Признание интегрированности культуры было уже известным шагом от крайнего эмпиризма к каким-то обобщениям. Однако Боас отвергал существовавшие в науке попытки определения или выведения закономерностей или хотя бы причинности интеграции элементов культуры в единое целое. Критикуя эволюционистов, он писал: «Попытки определить общие законы интеграции культуры не привели к значительным результатам» S4. Еще четче эти негативистские позиции, приведшие к отрицанию законов культуры как целостности, сформулированы Боасом в статье 1930 г. в «Энциклопедии социальных наук»: «Культура как таковая,— писал он,— не есть единство, потому что проявления социальной жизни разнообразны по своему характеру. Куль- ''туры чрезвычайно комплексны, потому что условия, в которых развиваются экономика, изобретения, социальные формы, искусство, религия,— различны, хотя во многих отношениях и взаимосвязаны» 55. Но простое признание взаимосвязи явлений без признания ее причинной обусловленности помешало Боасу понять диалектическое соотношение между культурой как целостностью и ее частями и до конца преодолеть атомистическое понимание культуры. И это проявилось в его попытках теоретического осмысления динамики изменений культур. Видя главное отличие американских этнографов от европейских в том, что они «интересуются динамикой культуры» 56, но стремясь отвергнуть распространенные объяснения динамики культуры географическим и экономическим детерминизмом, он подходил к пониманию этой динамики с позиций атомистического представления о культуре. Задачу исследований динамики культуры он видел в установлении того, в какой мере различные ее аспекты детерминированы средой, биологией, психологией, историческими событиями или общими законами взаимосвязи. Динамика культуры, писал он в 1932 г., может изучаться с разных точек зрения: 1) с точки зрения взаимосвязи между различными аспектами культуры; 2) взаимосвязи между культурой и средой; 3) взаимосвязи между индивидом и обществом. Биологи, по Боасу, склонны настаивать на связи между строением тела и культурой, географы все формы человеческой культуры выводят пз географической сферы, в которой живут люди,, экономисты же выводят их из экономических условий. Все эти подходы он подверг критике. Антиэволюционизм Боаса. Но больше всего внимания Боас уделял критике «эволюционизма», трактовавшегося им как «теория однообразного развития человеческой цивилизации» Само это «однообразие» Боас понимал чрезвычайно узкоэмпирически. Основные положения критикуемого им эволюционизма Боас сводил к следующему: 1) типы человеческой культуры представляют собой эволюционный ряд; 2) культура развивается постепенно от простейших форм к более сложным; 3) развитие культуры всюду идет по одному пути; 4) сходства этнических явлений в различных частях света доказывают верность теории эволюции цивилизации; 5) движущим элементом эволюции является рационалистический импульс; 6) «по-видимому, эта теория подразумевает таюте определенное соответствие между промышленным и социальным развитием» 5S. К эволюционистам им отнесены: Э. Тэйлор, Л. Г. Морган, И. Бахофен и Г. Спенсер, а фраза, о «соответствии между промышленным и социальным развитием» говорит о том, что в эту компанию попал и Ф. Энгельс. Таким образом, воедино смешаны и идеалистический эволюционизм Тэйлора и Спенсера, и стихийный материализм Моргана, и неверно понятый марксизм. Все это опровергается как «однолинейный, плоский эволюционизм». «Эволюционизму» как учению о закономерностях исторического процесса Боас противопоставил релятивизм. Понятия «развитие», «эволюция» были заменены концепцией «изменения», «роста», монистическому объяснению истории противопоставлена теория факторов. Критика Боасом эволюционизма начинается с упоминавшейся статьи 1896 г. и продолжается в последующих его работах. В лекции «Антропология» (1907 г.) он хотя и говорил о мистицизме психологических интерпретаций А. Бастиана, о его концепции «элементарных идей», идущей по словам Боаса, от Дилтея, но главное ее содержание — это критика «теории эволюции цивилизации». «Проверка широко принятой общей теории (эволюции,— Ю. А.),— отмечал Боас,—показала, что она вряд ли применима к специальным случаям» 59. Как видим, главный недостаток «общей теории» истории общества Боас видел в том, что она не объясняет частные явления. Поэтому он подчеркивал необходимость изучения «индивидуальных», конкретных обществ в различных частях света. В следующем выступлении против эволюционизма в 1911 г. Боас критиковал его как идеалистическую теорию прогресса исторического процесса и пытался опровергнуть периодизацию истории первобытностиs0. В статье 1920 г. («Методы этнологии») Боас писал о двух методах изучения исторического развития цивилизации: эволюционном и диффузионистском. Первому он противопоставлял второй. В течение второй половины XIX в. эволюционная мысль, по Боасу, почти полностью господствовала, и исследователи, подобные Спенсеру, Моргану, Тэйлору, Леббоку и др., были под влиянием идей об общей одинаковой (uniform) эволюции культуры,.в которой участвовали все части человечества» Как видим, по мысли Боаса, Спенсера, Моргана, Тэйлора, Леббока роднит «гипотеза» об общей эволюции культуры. Однако между гипотезами этих ученых, как отмечалось уже выше, существуют игнорируемые Боасом глубокие различия. «Но прежде чем принимать (эту «гипотезу»),—пишет Боас,—ее необходимо доказать» е2. Он отмечает современную ему тенденцию в науке отвергать «допущения о существовании общей эволюционной схемы о всеобщности культурного развития» 63, но не говорит, что эта тенденция была проявлением все возраставшего влияния эмпиризма и агностицизма в историографии Запада, объявившей поход против материалистического понимания истории. BoaG считал, что сосуществование наряду с европейской других типов цивилизаций говорит против «гипотезы об общей генеральной линии развития», высшей ступенью которой считалась ■европейская цивилизация64. Очевидно, что все эти высказывания Боаса направлены были против плоского эволюционизма XIX в. Открытие многообразия культур и цивилизаций в конце XIX в., несомненно, сказалось на состоянии европейской историографии, вызвав ее кризис. Но гипотезы общей генеральной линии развития Боас стремился опровергать с позиций эмпирических фактов. Метафизически разрывая общее и частное, он призывал сначала установить «изменения» конкретных явлений. Этнографическая наука понималась им как фактография, направленная против идеи общей закономерности общественного развития эволюционистов XIX в. В работе «Первобытное искусство» Боас подчеркивал, что исторический анализ должен начинаться не с принятия однолинейного развития черт культуры у всех народов, а с прослеживания истории каждой черты культуры в ее современные формы65. Однолинейное развитие отдельных черт культуры, по Боасу, недоказуемо, а следовательно, недоказуемо и единство исторического процесса. В статье 1924 г. («Эволюция или диффузия») вновь с позиции смешения общего и частного повторяются возражения Боаса «эволюционной гипотезе». Пытаясь опровергнуть эту идею на примере учения Моргана о материнском роде и его месте в мор- гановской периодизации истории древнего общества, Боас некритически пользовался тенденциозной подборкой фактов, якобы опровергающих Моргана, в книге своего ученика Р. Лоуи «Первобытное общество» в6. Последняя воспринималась тогда как антитеза «Древнему обществу» Моргана. «В отдельных случаях,— допускал Боас,— материнский род развился в отцовский. Этот однако, ни в коем случае не доказывает, что матрилинейное общество всюду является более ранней формой» 67. Как и Лоуи, Боас подменял понимание материнского родового общества матрилинейностью счета происхождения и наследования. Как известно, матрилинейность счета происхождения и особенно наследования должностей сохранялась в ряде раннеклассовых обществ. В Северной Америке она установлена, например, у натчезов XVIII в. В подобного рода случаях, несомненно, матрилинейность не могла трактоваться как более древний институт, чем патрилинейность общинной организации, например монтанье- наскапи XVIII в. Но в обоих случаях речь идет у Боаса об отношениях родства между индивидами, тогда как с родом связано групповое родство. Боас неоднократно писал и позднее о том, что якобы «новые данные» опровергают основные положения учения Моргана о древности материнского рода. Эти данные он обычно черпал из работ своих учеников: Суантона, Лоуи, Кробера и др. Например., ссылаясь на статью Суантона 1917 г., он писал в новом издании работы «Ум первобытного человека» (1938 г.): «Некоторые примитивные племена, подобно эскимосам (sic! — Ю. А.) и индейцам северо-восточного плато (коневоды! — Ю. А.) Северной Америки, ведут счет родства билатерально, через отца и мать. Другие же племена с высокоразвитой культурой признают только матрилинейность, третьи же с простейшими (sic! — Ю. А.) формами экономики и техники (промысел пушнины! — Ю. А.) признают патрилинейность» 68. Однако и Боас и его ученики судили о характере древнего социального устройства американских индейцев по данным XX в. Этноисторические же исследования последних двух десятилетии убедительно показали ошибочность отнесения эскимосов или индейцев северо-восточного плато или алгонкинов северо-востока Северной Америки к «примитивным» народам. Социальную жизнь индейцев и Боас, и ученики его изучали в резервациях, в которых ко времени появления этнографов индейцы прожили уже 50—100 лет и когда весь их прежний жизненный уклад подвергся коренной ломке под влиянием капиталистического окружения. Приведенные выше материалы убедительно свидетельствуют -об ошибочности утверждений о том, что Боас не был антиэволюционистом 69. Как известно, в основе исторической концепции Моргана лежала идея прогресса как главного направления развития человечества. Последователи Моргана Пауэлл и Мэсон несколько изменили это понимание прогресса, трактуя его как всеобщий признак развития. Исходя из этого же понимания прогресса Боас» выступая с критикой эволюционной школы в американской этнографии, отвергал прогрессивность и поступательность развития человеческого общества. Эмпирические исследования убеждали Боаса в том, что не все и не всегда развивается в сторону высшей организации, что существуют и развитие в одной плоскости, л регрессивные изменения. На этом основании он и отвергал прогресс вообще. В марксистской историографии прогресс понимается как общее направление и общий итог изменений достаточно больших систем в течение значительного времени. Партикуляризм же Боаса, его внимание к частностям, механический разрыв общего и частного и неверное понимание прогресса как всеобщего признака развития помешали ему увидеть поступательность человеческой истории. Объявив предметом этнографии изучение образа жизни отдельного племени (называяэтот образ жизни «культурой»),разбив эту культуру на якобы самостоятельные компоненты — технику, хозяйство, семейные отношения, язык, мораль, искусство, религию — Боас, естественно, не мог обнаружить прогресса, как главного направления развития, ни тем более прогресса, ошибочно понимаемого им как всеобщий признак развития. Фактически неприемлемым Боас считал плоский однолинейный эволюционизм спенсеровского типа, утверждавший, что развитие во всех аспектах культуры идет всегда одновременно и прямолинейно от простых к сложным формам. Боас допускал возможность такой эволюции лишь в отношении развития техники и знаний. «История промышленного развития,— писал он,— почти на всем своем протяжении есть история все возрастающей сложности. В то нее время, человеческая деятельность, не подчиненная рациональному моменту, не показывает такого типа эволюции» 70. «Увеличение наших знаний и рост господства над природой, изобретение новых орудий,— писал он в работе 1928 г.,— по праву может быть названо прогрессом... Если оценивать общество, только исходя из технических и научных достижений, то легко установить линию прогресса, который, хотя и не везде одинаков, ведет от простого к сложному... Обнаружить же прогресс в любой другой фазе социальной жизни не так легко, как в области знаний и господства над природой...» 71 Утверждения об единообразном, параллельном развитии человеческих культур, по его словам, «противоречат известным ныне фактам» 72. В качестве таких фактов он приводил отсутствие гончарства или металлов, земледелия или скотоводства в ряде относительно развитых обществ, таких, например, как на северозападном побережье Северной Америки, в Полинезии 73. Из этого он делает вывод: «Не каждый народ, достигший высокого уровня развития цивилизации, должен был пройти через все стадии» 7\ Но, как известно, у Моргана гончарство или обработка металла были одним из признаков стадии (да и само понятие стадии было у него значительно шире), у Боаса же изобретение гончарства или появление обработки металла ошибочно названы стадиями. В наше время собрано значительно больше, чем во времена Боаса, сведений о своеобразии путей развития различных народов, по они не снимают общей закономерности поступательного движения каждого по мере развития производительных сил. Еще труднее, по Боасу, распознать имеющий всеобщее значение прогресс в социальной организации(Под социальной организацией Боас понимал семейно-родственные отношения.) В области языка, искусства, музыки Боас находил изменения от сложных форм к простым. А во многих аспектах культуры, отмечал он, «перекрещиваются две тенденции: от простого к сложному и от сложного к простому» 76. И в этом вопросе, как и в ряде других, очевиден релятивистский подход Боаса к проблемам прогресса, он приводил его не только к индетерминизму, но и к допущению иррациональных стимулов изменения явлений культуры. Общий вывод Боаса, что не все элементы культуры развиваются одновременно по пути прогресса, послужил основой для отрицания им возможности периодизации истории общества. С позиций культурного релятивизма он критиковал как «стадии развития», под которыми имелись в виду и этнические эпохи, определяемые Морганом, так и общественно-экономические формации в понимании марксизма. Пытаясь отвергнуть периодизацию истории первобытности как «теорию стадиальности», Боас исходил из слишком узкого понимания самой идеи стадиальности, сводя ее к вопросу о том, про- шло ли отдельное конкретное явление или обычай «одинаковую стадию развития» Разбив культуру как целостность на отдельные ее элементы, Боас пытался доказать, что обычаи не развиваются однолинейно, поэтому нет прогресса и нет возможности периодизации истории. I Ошибочно трактуя марксистскую периодизацию истории человеческого общества как последовательность конкретных открытий в области техники, Боас пытался опровергнуть самую возможность периодизации фактами, якобы не подтверждающими последовательность открытий. Стадия понималась им как наличие того или иного технического открытия. Исходя из этого, против стадиальности истории говорят — по Боасу — такие, например, факты: не везде гончарству предшествует техника плетения, не везде гончарство — обязательный признак развитой стадии культуры. Из этого делался вывод о том, что возможны серьезные возражения против предположения, что у всех человеческих рас «стадии культуры следуют одна за другой в одном и том же порядке» 7\ В то же время он не мог не признать, что земледелию предшествует собирательство, но утверждал, что земледелие и скотоводство хронологически не связаны. Однако современные исследования показывают их хронологическую и экономическую взаимосвязь. Теории географического детерминизма, как отмечал Боас, имели в начале XX в. столь же широкое распространение, как и теория «экономического детерминизма». Боас признает, что в первую свою поездку к эскимосам Баффиновой земли он был под сильным влиянием географического детерминизма Риккерта. Но в последующих своих работах он подвергает эту концепцию убедительной критике. В работе 1911 г. он писал, что «окружающая среда, по-видимому, оказывает значительное влияние на человеческие обычаи и верования, но лишь постольку, поскольку она способствует выработке специальных форм обычаев и верований. Однако обусловлены они, главным образом, культурными условиями, которые сами складываются благодаря историческим причинам» 79. Б одной из своих работ Боас писал: «Плодородие почвы нигде не создавало земледелия, но, когда оно существует, оно приспособляется к географическим условиям... К одной и той же географической среде приспосабливаются разные типы культуры» 80. В другом месте этой книга; Боас обобщает: «История культуры показывает, что географические данные сами по себе не имеют созидательной силы и конечно не являются определяющим фактором культуры... наличие железной руды или угля не создает индустрию, но когда открыто их употребление, тогда географическая среда имеет большое значение... Географическая среда может влиять на культуру, но результаты этого влияния будут зависеть от культуры, на которую она воздействует» 81. В общем Боас совершенно правильно оценивал значение естественной среды в развитии общества. Многие из его учеников, однако, возвращались в той или иной форме к теории географического детерминизма. Наиболее распространенной из них является ныне так называемая культурная экология. Боаса интересовала психология изучаемых народов. На формирование его взглядов на эту проблему оказали влияние работы Г. Тарда, В. Вундта, в какой-то мере и А. Бастиана. Именно следствием влияния А. Бастиана были высказывания Боаса в ранних работах, особенно в исследованиях фольклора, о «гении народа», о «доминирующей» идее или «институте» в данной культуре, которые якобы определяют заимствования и перерабатывают их, приспосабливая заимствованные элементы к традиционным формам. Иными словами, «гений народа» определял аккультурацию заимствованных явлений. Но взгляды Боаса на роль психологического в жизни народов менялись с течением жизни. Поэтому не случайно в современной американской историографии даются противоречивые оценки отношения Боаса к психологическому детерминизму. Но его высказывания по этому вопросу позволяют судить об отрицательном в общем-то отношении Боаса к психологическим объяснениям социальных институтов. К этому же мнению приходит и американский этнограф Ф. Воге, писавший в своей недавней работе, что «Боас никогда не допускал психологическое происхождение обычая или социальной традиции» 82. В упоминавшейся уже лекции 1888 г. Боас писал, например, что «эмоциональные реакции, кажущиеся нам естественными, в действительности детерминированы культурой... Данные этнологии говорят, что не только наши знания, но и наши эмоции есть следствие формы нашей социальной жизни и истории народа, к которому мы принадлежим» 83. Как разновидность психологических объяснений он в 4911 г. критиковал концепцию элементарных идей А. Бастиана, отмечая, что они «ведут к мистике» 8i. Решительно высказался Боас против психологического детерминизма в работе о происхождении тотемизма (1916 г.). «Я верю в существование сходных психических процессов у всех рас, где имеют место сходные социальные условия, но я не верю,— писал он,— что этнические явления — простые проявления этих психических законов» 85. Ф. Боас справедливо критиковал ученых Европы и США, развивавших идею о «первобытном мышлении» и пытавшихся обосновать этим неравенство рас8". Боас внес большой вклад в борьбу с расизмом, раскрывая научную несостоятельность попыток объяснения различий в культурном уровне народов расовыми, психо-биологиче- скими особенностями. Историографы в этой связи часто называют Боаса «культурным детерминистом». Суть этого детерминизма Боаса состояла в том, что, признавая общую для всех народов организацию ума, различия в мышлении народов он объяснял культурой, «социальной средой». Он обосновывал свои положения множеством эмпирического материала об образе жизни самых различных народов мира и противопоставлял эти свои объяснения имевшим место еще в начале XX в. утверждениям о зависимости умственной деятельности людей от веса их мозга, от их биологических, расовых особенностей рассуждениям о «примитивном мышлении». Выступая против психорасистских теорий Каруса, Гобино, Ницше, Боас писал, что «характерные особенности человеческого ума в главных своих чертах одинаковы во всем мире». Способности людей, подчеркивал он, зависят не от расы, а от «пройденных ими стадий культуры и от той стадии культуры, в условиях которой они живут» 87. Психологические объяснения культуры Боас считал дезориентирующими. Отмечая начало проникновения в этнографию фрейдизма, он решительно выступил против попыток объяснения явлений культуры* с помощью метода психоанализа. Отвергая субъективно-идеалистические объяснения культуры, Боас настойчиво подчеркивал, что антрополога должна интересовать социальная психология, обусловленность поведения индивида социальными и историческими условиями, в которых он живет. В книге «Антропология и современность», например, он подчеркивал, что предметом антропологии является группа, а не индивид. «Индивид,— писал он,— важен только как член данной расовой или социальной группы. Мы изучаем факторы, определяющие его поведение в группе... Психолог может изучать интеллектуальное или эмоциональное поведение человека. Антрополог же будет изучать социальные и расовые условия, определяющие распространенное в группе поведение... Индивид развивается и действует как член социальной или расовой группы... Мы сосредоточиваем внимание на обществе, в котором он живет... Индивида надо изучать в его социальном 'окружении, которое определяет его интеллект, его поведение в группе...ss Боаса интересовала, как видим, обусловленность человеческого сознания социальной традицией. Вместе с тем Боас рассматривал индивидов как носителей культурных традиций и критиковал идеалистическую концепцию культуры Шурца и А. Кре- бера как суперорганической сущности, которая якобы «следует законам, имманентно присущим самой культуре и независимым от воли индивидов — носителей культуры... Но вряд ли нужно рассматривать культуру как нечто существующее вне общества ее носителей-индивидов и движущуюся в силу имманентно присущей ей силы... Жизнь общества ведут индивиды, которые действуют в одиночку или сообща под давлением традиций, в которых они выросли, и окружены произведениями своей деятельности или своих предшественников... Силы, вызывающие изменения, действуют в индивидах, образующих социальную группу, а не в абстрактной культуре 89. Такой, в известной мере диалектический, подход Боаса к взаимосвязи между индивидом и обществом — прямая противоположность субъективно-идеалистиче- ским взглядам исследователей культуры и личности, объявляющих себя учениками Боаса. И А. Кробер справедливо отмечал, что Боаса интересовала «социальная психология, а не субъективизм исследователей культура — личность» 90. Однако во взглядах Боаса на значение психологии личности к концу жизни произошли некоторые изменения, вероятно, все же под влиянием его учеников: Сэпира, Бенедикт, Миид — основателей исследований «личность — культура». Например, в статье «Задачи антропологического исследования» (1932 г.) намечался уже некоторый уклон Боаса в сторону психологической детерминированности социальных явлений. «Причинные условия культурных событий,— писал он,— всегда лежат во взаимодействии между индивидом и обществом... Представляется напрасной попытка искать социологические законы, пренебрегая тем, что следует назвать социальной психологией, а именно, реакцией индивида на культуру» 91. В предисловии к известной книге Р. Бенедикт 32 Боас высказал мысль, что целостность культуры определяется психикой и поведением индивидов. Эта же идея повторена в его предисловии к сборнику по общим вопросам этнографии93. В вышедшей в том же 1938 г. переработанном издании книги «Ум первобытного человека» высказана та же идеалистическая по существу концепция причинности. Подвергнув справедливой критике биологический, психологический ж географический детерминизм, Ф. Боас отвергал и «теорию экономического детерминизма». Против какой именно теории в данном случае выступал Ф. Боас, ясно из его следующей фразы: «Первые попытки Моргана ассоциировать социальную организацию и экономические условия оказались несостоятельными, но и более современные (sic!) попытки объяснения форм культуры экономическими условиями также оказались несостоятельными» S4. О том, что под «более современными попытками» Боас подразумевал именно марксизм, говорит его характеристика этих «попыток» как «политической теории», утверждающей якобы, что «экономические условия жизни формируют все проявления как первобытной культуры, так и сложной цивилизации» 05. Слова «более современные попытки» (в сравнении с взглядами Моргана) относятся, видимо, к труду Ф. Энгельса «Происхождение семьи...», вышедшему, как известно, после книги Моргана. Но материалистическое объяснение истории человеческого общества было разработано К. Марксом и Ф. Энгельсом значительно раньше выхода в свет книги Моргана. Однако допущенная здесь Боасом хронологическая ошибка о соотношении исторического материализма и учения Моргана все еще нередко повторяется в западной этнографической литературе так же, как и понимание марксизма как экономического детерминизма. О том, что Боас критиковал не только Моргана, но и Энгельса, свидетельствует также его высказывание о том, что смысл экономической теории, по-видимому, подразумевает «известное соответствие между промышленным и социальным развитием, а следовательно, и определенный порядок, в котором открытия следовали одно за другим, равно как и формы социальной организации и верования» 96. В статье «Некоторые проблемы метода» (1930 г.) Боас приходит к выводу, что «нет общих.законов, которые покрывали бы все стороны взаимосвязи между социальной организацией и промышленным развитием....Мы встречаем неразвитые индустрии и простые социальные организации»37. Изложив в упрощенной форме суть материалистического понимания истории общества, Боас попытался опровергнуть материалистическую концепцию истории в свойственной ему манере опровергать различного рода теории и взгляды подбором множества фактов, свидетельствующих в данном случае якобы об отсутствии тесного соответствия между различными сторонами жизни этноса.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |