КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историко-философские предпосылки 1 страница
И РОЛЬ ФРАНСА БОАСА В ФОРМИРОВАНИИ ШКОЛЫ Таким образом, эволюционизм в американской этнографии был господствующим направлением еще в начале XX в. Однако, как показывают труды эволюционистов-этнографов конца XIX — начала XX в., их эволюционизм не представлял собой единого, однородного течения и значительно отличался от философско-исто- рической концепции Л. Г. Моргана. На него сильное влияние в 1890-е годы оказывал эволюционизм в спенсеровской его форме, представлявший собой разновидность позитивистского натурализма. В эти же годы появляются уже выступления Ф. Боаса сначала против эволюционистов его современников — Пауэлла, Мэсона, Бринтона. С этих выступлений Боаса на рубеже XX в. в американской этнографии начала складываться антиэволюционистская, так называемая историческая школа. Период ее становления был связан с научной деятельностью Ф. Боаса, он считается основателем этой школы. Складывалась она в период кризиса западноевропейской философии истории и под непосредственным ее воздействием. Кризис в западноевропейской философии истории был вызван поворотом буржуазии промышленно развитых стран Европы и США, как писал В. И. Ленин, от демократии к «реакции по всем линиям» — в экономике, политике, идеологии. Если позитивизм первой половины XIX в. был идеологией либеральной буржуазии, признававший идею прогресса и какие- то закономерности в истории человеческого общества, то во второй половине XIX в. он стал формой идеологической борьбы буржуазии против марксизма и против всего прогрессивного, чего достигла историческая наука к тому времени. Господствовавший в философии эмпириокритицизм Маха и. Авенариуса был развитием позитивизма, враждебного материализму, противопоставлявшего последнему философию «чистого опыта». Идеи прогресса, поступательности и закономерности развития человеческого общества стали подвергаться критике с позиций «критического опыта», с позиций якобы новых, «эмпирических» знаний. Правда, накопление конкретных знаний о неевропейских отсталых народах мира в связи с колониальной экспансией империалистических держав порождало скептицизм в отношении абстрактных позитивистских трактовок истории человечества. Многие из них оказались несоответствующими новым данным о развитии неевропейских народов. Возникшие из позитивизма школы неопозитивизма и прагматизма, неокантианство, неогегельянство, «философия жизни» выступали якобы лишь против «абстрактных схем», против голого социологизма старого позитивизма, но фактически критике подвергалась марксистская философия истории. Позитивизм второй половины XIX в. претендовал на роль единственно научной теории, которая-де преодолела односторонность и материализма, и идеализма. В. И. Ленин, критически анализируя влияние международного оппортунизма на русских социал-демократов (Богданова, Юшкевича), писал, что последние откровенно характеризовали махизм как замену диалектпко-материалистической философии Именно В. И. Лениным были убедительно вскрыты социальные, классовые корни махизма, реакционность махист- ской ревизии, марксизма. В своем философском труде «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин подверг уничтожающей критике попытки махистов подменить специфические закономерности общественного развития биологическими, географическими, космическими, психологическими. Кризис в буржуазной философии нашел свое проявление и в состоянии европейской историографии, и сказался на развитии этнографической науки Запада. В последней позитивизм и неопозитивизм получили общее обозначение «антиэволюционизма». Но к «эволюционизму» относили все существовавшие попытки проследить закономерную поступательность в историческом развитии отсталых народов мира. При этом эволюционизм' Э. Тэйлора, Г. Спенсера, Л. Г. Моргана нередко рассматривался как нечто единое. Сюда же относили и марксистское понимание истории, хотя имена основоположников его и не упоминались. Но вся острота полемики антиэволюционистов была направлена против монизма исторического материализма, изложенного в книге Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». На основе идей неопозитивизма в западноевропейской этнографии к концу XIX в. сформировались антиэволюционистские школы: антропогеографии в Германии., культурно-историческая в Австрии, школа крайнего диффузионизма в Англии. Все они выступали с попытками опровержения всякого рода «эволюционистских схем» якобы на основе новых данных, фактически же это был поход против материалистического учения о первобыт- I 'i) ностж, разработанного в книге Энгельса «в связи с исследованиями» американского ученого JI. Г. Моргана. j Под влиянием этих школ складывалась и историческая школа в этнографии США. Историческая школа в американской эт- ' иографии часто называется школой Боаса, это в известной мере справедливо. Ф. Боас (1858—1942) сыграл роль моста между европейской этнографической мыслью и американской конца XIX — начала XX в. Ф. Боас родился в 1858 г. в г. Миндене, Вестфалия (ФРГ). Образование физика и математика получил в Гейдельбергском, Боннском и Кильском университетах, защитив в г. Киле в 1881 г. диссертацию на тему «Цвет воды» 2. Историко-философские взгляды Ф. Боаса складывались в условиях идеологического климата Германии последней четверти XIX в. Вопросу о формировании, этих взглядов были посвящены уже несколько исследований3. - К. Клакхон и О. Пруфер в своей работе «Влияния в годы формирования» прослеживают непосредственное воздействие на Боаса немецких ученых: А. Гумбольдта, К. Риттера, Т. Фишера, А. Бастиана, Г. Фехнера, Р. Вирхова, А. Гельмгольца. Всех их объединяло подчеркивание первостепенности. изучения конкретных явлений как таковых, на втором плане стояло признание ими «холизма феноменологии». Особенно большое влияние на Ф. Боаса оказал А. Гумбольдт, настойчиво подчеркивавший необходимость прежде всего собирания фактов, изучения деталей, частностей для доказательства допускаемых исторических связей. В этом духе — сначала факты, а потом теория — высказывался и Боас почти на протяжении всей своей жизни. В исследовании Дж. Стокинга привлечен богатый архивный материал, характеризующий процесс реориентации научных интересов молодого Боаса после защиты диссертации. Особенно интересны в этом отношении письма Боаса 1882— 1883 гг. В письме от 2 января 1882 г. Боас писал, например, о своем намерении оставить физику и психофизику, которыми он занимался, и посвятить себя географии и, в частности, изучению таких вопросов, как взаимодействие между жизнью народа и его физической средой, влияние конфигурации земли на знания народа о своих близких и дальних соседях4. Боас добивался тогда стипендии в институте им. Дж. Хоикинса в США и писал в связи с этим о своих научных планах, сообщая, что его подготовка- в области естественных наук, особенно физики, оказала сильное влияние на появление у него интереса к географии. Большой интерес представляет признание им в этом же письме своей теоретической реориентации. «С течением времени,— писал Боас,— я убедился, что мое" предшествующее материалистическое мировоззрение — очень понятное для физиков — является несостоятельным, и я встал на новую точку зрения, которая открыла для меня важность изучения взаимодействия между органической и неорганической природой и прежде всего между жизнью людей и их физической средой»5. При этом Боас отмечал, что для исследования этих проблем ему необходимы знания в области физиологии, психологии и социологии, что конкретно эту проблему он изучает на примере современных эскимосов. Таким образом, Боас сам фиксирует переход от материализма к географическому детерминизму. Естествоиспытатели второй половины XIX в. стихийно стояли на позициях естественнонаучного материализма. Именно эту стихийно материалистическую тенденцию имел в виду Боас, когда писал о материализме физиков, от которого он начал отходить с 1881 г. Боас признавал, что на его мировоззрение оказали влияние идеи революции 1848 г., определив его леволиберальные позиции как ученого и политика. Однако в Германии Бисмарка эти взгляды не были популярны, господствовала реакция и антисемитизм, толкавшие Боаса на эмиграцию в США, где в 1851 г. поселился его дядя после тюремного заключения за активное участие в революции 1848 г. Через дядю Боас и пытался получить стипендию в "институте им. Хопкинса. Но, не добившись стипендии, Боас в конце 1882 г. едет в Берлин для подготовки к поездке в Арктику. Там он работал в этнографическом музее Берлина, общаясь с Г. Вирховым, А. Бастианом и Т. Фишером — учеником К. Риттера. Здесь изучал философскую литературу, которая, по его словам, «стимулировала новые пути мышления». Боас знакомится с философией Канта, влияние которой начало возрождаться через неокантианцев Б. Эрдмана, Рудольфа Лемана и др. Труды самого Канта Боас читал в Арктике 6. Среди этнографов США распространено мнение, что поездка Боаса в Арктику была своего рода «посвящением» его в этнографы и что она положила конец его географическому детерминизму7. Дж. Стокинг обоснованно считает эти мнения ошибочными. Ни в дневниках-письмах этой поездки, ни в первой монографии, написанной после поездки, он не находит указаний на переориентацию взглядов и научных интересов Боаса 8. В монографии Ф. Боаса «Баффинова земля» * жизнь эскимосов объяснялась влиянием географической среды. Самую большую главу он назвал, следуя Ф. Ратцелю, «Антропогеографией». Переход к этнологии, произошел позже, когда в 1884 г. Боас ' написал свою вторую монографию «Центральные эскимосы». Это была публикация собранных Боасом этнографических материалов Он работал тогда в Берлинском Королевском этнографическом музее под руководством А. Бастиана и Р. Вирхова, в содружестве с несколькими этнографами. Влияние Бастиана было настолько сильным, что «последующая этнология Боаса, по словам Стокинга, была изучением психологии... объектом его исследования была психическая жизнь каждого народа как органического целого» Но в некоторых отношениях Боас отошел от Бастиана. Более сложной представлялась Боасу связь между «элементарными идеями» и«представ- лениямк народов». Хотя он признавал возможность выделения географических провинций по культурным сходствам, но отошел от географического детерминизма Бастиана. От географического детерминизма Боас перешел к подчеркиванию процессов диффузии. В этом смысле он и понимал историзм этнических явлений. Здесь сказалось влияние «философии истории» В. Дилтея. В 1886 г. состоялась первая поездка Ф. Боаса к квакиютлям о-ва Ванкувер в Британской Колумбии Канады. В ней Боас уже преследовал цели этнографического исследования этого индейского народа. Оттуда он приехал в Нью-Йорк, получил пост редактора отдела географии в журнале «Наука» и поселился в США. В 1887 г. в этом журнале он опубликовал свою статью «Изучение географии», которая оказалась последней работой Боаса в области географии12. Статья представляет большой теоретический интерес. В ней Боас в известной мере подводил итог своих идейных реориентаций после 1880 г. Он противопоставлял в ней два способа исследования: научный, логический способ, характерный для физиков, стремящихся к установлению общих законов взаимосвязи явлений, и эмпирический способ исследования историков, считающих, что каждое отдельное явление заслуживает внимания. «Историка интересуют факты,—писал Боас,— он погружен в изучение фактов... Знания о явлении, о его существовании в пространстве и во времени полностью удовлетворяют исследователя, независимо от законов, которые это явление подтверждают или которые могут быть из него выведены» 13. Боас подверг критике позитивистский социологизм О. Конта как пример научного способа исследования. Главной задачей науки О. Конт считал открытие «неизменных естественных законов» и отвергал эмпиризм историков. О. Конту Боас противопоставил космографию А. Гумбольдта как идеальный пример «исторического» исследования. Космограф, по Боасу, изучает отдельное явление независимо от его места в системе, связь явлений, считал он, возникает лишь в уме исследователя. Хотя Боас и допускал, что оба подхода «одинаково важны», однако считал, что космограф должен предшествовать физику Но, критикуя социологизм О. Конта и восхваляя эмпиризм А. Гумбольдта, Боас не увидел общего для их философии порока, состоявшего в непонимании диалектики общего, особенного и частного. У Конта оно порождало пренебрежение к эмпирическим данным, у Гумбольдта — пренебрежение теоретическими обобщениями. Это же непонимание диалектики общего и частного пронизывало и философию истории самого Боаса. В указанной статье по существу высказаны исходные теоретические посылки, ставшие основой всей последующей научной деятельности Боаса и сближавшие его взгляды с феноменологией В. Дилтея и других неопозитивистов. Так, следуя им, Боас отделил философию истории от историографии, понимая последнюю как описательную, фактособираю- щую науку и отводя ей первостепенное значение. Трактуя эти два научных подхода как свойственные человеческому уму фундаментальные тенденции, Боас писал, что каждый ученый «субъективно» выбирает один из двух подходов в соответствии со склонностями своего ума. Этот волюнтаризм, крайний идеализм Боаса в оценке двух подходов в науке — обобщающего и эмпирического — был, несомненно, следствием воздействия на него неокантианства. Уже в этой статье Боасом высказано понимание истории как фактособирающей дисциплины, которое легло в основу сформулированного им позднее, в 1896 г., «исторического метода» как антитезы «сравнительно-исторического метода» эволюционистов. По существу эта статья Боаса представляет собой попытку обосновать правомерность эмпирического фактособйрания, утвердить принципиальный эмпиризм. От нее же начинаются атаки его против теоретического мышления вообще, мишенью которых становятся представители господствовавшей в то время эволюционной школы в американской этнографии. В том же 1887 г. его выступления против эволюционистов начались в форме писем к Отису Мэсону и Дж. У. Пауэллу (и их ответов), публиковавшихся в журнале «Наука» 15, и, казалось бы, по частному вопросу — о принципах музейной экспозиции. Мэсон и Пауэлл считали, что в музейных экспозициях должна найти отражение последовательность эволюционного развития человеческого общества, и, в частности, экспозиции орудий должны показать ход развития техники. Боас же сомневался в возможности сопоставления орудий труда или других музейных предметов, собранных у различных народов. Он настаивал на группировке предметов по племенам или «племенным ареалам». Он обвинял в связи с этой дискуссией Мэсона и Пауэлла в том, что их «схемы» идут против «общего двин?ения науки, стремящейся во все большей мере ограничивать господство дедуктивных методов». Этим Воас подтверждал свою сопричастность к модным в Европе феноменологическим течениям неопозитивизма. Современные критики Ф. Боаса часто утверждают, что Боас не интересовался теоретическими проблемами науки и не внес своего вклада в ее теоретическое наследство. Эти утверждения, как видим, необоснованны. Свои теоретические взгляды Боас высказывал в ряде статей, вышедших из-под его пера, Начиная с упомянутой статьи 1887 г. Но он не всегда был последователен в своих теоретических взглядах, особенно в ранний период. Большой интерес в историографическом плане представляет выступление Ф. Боаса в 1888 г., посвященное уже теоретическим проблемам этнографической науки. Это была его лекция «Задачи этнологии», прочитанная на немецком языке в научном немецком обществе Нью-Йорка 16. Английский текст лекции был опубликован в сборнике работ Боаса (1940 г.) 17 с предпосланным ей примечанием о том, что в ней высказаны его ранние взгляды. Действительно, высказанные в этой лекции мысли Боаса кардинально отличались от его последующих теоретических позиций по всем проблемам и задачам этнографической науки. Немецкий текст лекции рисует раннего Боаса как сторонника эволюционного учения Л. Г. Моргана. В ней он признавал, что «эволюционная теория внесла историческую перспективу в естественные науки и революционизировала ее методы... Развитие этнологии также,— говорил он,— в большой степени является следствием эволюционной точки зрения» 18. Определяя этнологию как историю первобытности, Боас подчеркивал, что без знания этой истории нельзя познать историю цивилизации. «История культуры,— говорил он,— учит последовательности идей и изобретений, начиная со стадий, на которых мы находим примитивные племена наших дней. История науки, изобретений и религии должна быть основана на изучении первобытных племен» 19. История человечества — «главный предмет этнологии» 20. Ф. Боас признавал в этой работе и наличие общих закономерностей в развитии человеческого общества, устанавливаемых с помощью историко-сравнительного метода. «Сравнения социальной жизни различных народов,— говорил он,— показывают, что основы их культурного развития удивительно сходны. Из этого следует, что существуют законы, которым подчиняется их развитие» 21. Диалектически ставился здесь Боасом вопрос о соотношений общего и частного. «Общий закон проявляется в отдельном явлении так же, как отдельное явление интерпретируется как проявление общего закона» 22. Он подчеркивал, что открытие закогоь мерного и случайного в особенном возможно лишь с помощью сравнительно-исторического метода. «Мы должны сравнивать социальные явления различных ареалов и основывать наши выводы на их сходствах и различиях, устанавливать, являются ли сходства следствием исторических контактов или общих законов развития человеческого ума»23. В этом высказывании очевидно воздействие на Боаса идеализма многих эволюционистов. Он анализирует эти общие положения на примере развития семьи. И в этом вопросе он следовал учению Моргана о материн- ско-родовом устройстве как этапе, предшествовавшем патриархально-родовому строю. В этой работе он отмечал, что с точки зрения патриархальной теории, распространенной в Европе, которую он сам позднее защищал, странными казались матрилиней- ные порядки, о которых писали Геродот у ликшщев, Тацит jy афинян, легенды об амазонках. «Эти обычаи, с точки зрения нашей культуры, были необъяснимы, но когда стали известны обычаи примитивных народов, история развития семьи стала более понятной»2i. Но дальше к этой фразе (в издании 4940 г.) Боас дает весьма характерное примечание: «Следующий абзац изменен, потому что в нем принималась распространенная в то время точка зрения о необходимом предшествовании матрили- нейных форм семьи. Этот взгляд неприемлем, поскольку нельзя выводить все формы семейной организации из одного источника» 2!. В этом примечании 1940 г. Боас отказался не только от учения о материнском роде, но и от самой идеи «истории развития семьи», ставя на одну историческую плоскость «все формы семейной организации». В новом тексте Боас высказывает популярную в американской этнографии первой половины XX в. идею об из- начальности билатерального счета происхождения, сводившую самую сущность рода к счету происхождения 26. После этой вставки первоначальный текст лекции остается неизменным. Боас подчеркивал далее, что важнейшей задачей этнологии является открытие общих законов развития человеческого разума27 и что основа этих исследований заложена трудами таких людей, как Тэйлор, Бастиан, Морган, Бахофен. Он подверг критике вульгарно-натуралистические концепции истории человеческого общества, основанные на географическом детерминизме или на принципах биологической эволюции. В этом выступлении Боаса высказана мысль, неоднократно повторявшаяся им и позднее, о том, что эмпирические исследования отдельных племен и народов и отдельных явлений их социальной жизни не есть конечная цель этнологии. Второй и важнейшей задачей этой науки, по словам Боаса, является открытие на основе собранных эмпирических данных законов развития человеческого общества28. Влияние учения Моргана проявилось также в попытке Боаса в работе 1888 г. проследить смену семейно-родственных форм у индейцев северо-западного побережья 29. Однако в статье (1896 г.) теоретического характера «Об ограниченности сравнительного метода»30 Боас делает крутой поворот от признания заслуг эволюционистов к критике их взглядов. Под действием идей эмпириков-неопозитивистов Боас начиная с выступления 1896 г. объявил критический поход против всякого рода теорий об общественном прогрессе, называя их «социологическими схемами». К ним он относил и позитивистские схемы истории общества Г. Спенсера* и стихийно материалистическое понимание истории общества Л. Г. Моргана, и марксизм, подводя их под общее понятие «однолинейного эволюционизма». Высказывая крайний скептицизм ко всякого рода обобщениям, острие своей критики он направил прежде всего против эволюционной школы в американской этнографии. Отвергая «социологические схемы» эволюционистов как якобы не обоснованные фактами, как субъективную игру ума своих предшественников, он настаивал на необходимости точных этнографических знаний, «объектив- иуйг» и «научной осторожности» в выведении законов. Реальны лько факты. Статья «Об ограниченности сравнительного метода» направлена была на ниспровержение научной значимости сравнительно-исторического метода, а вместе с ним и идей единства мировой истории. Именно с этой статьи и начинаются критические выступления Боаса по всем коренным вопросам философии истории. Под сомнение были поставлены и проблема закономерности общественного развития, и идея единства мирового исторического процесса, п его поступательный характер. Справедливо вскрывая поверхностность буржуазного параллелизма в работах А. Бастиана, Д. Бринтона и других представителей буржуазных социологических школ, Боас пытался с позиций индуктивной логики доказать несостоятельность сравнительно-исторического метода вообще, а вместе с ним и основанных на этом методе общетеоретических выводов. Единый сравнительно-исторический метод, в котором индукция и дедукция как методы исследования выступали как диалектически связанные, Боас метафизически разъединил и противопоставил сравнительному методу «дедукций» индуктивный «исторический» метод. Если в статье 1888 г. он справедливо отмечал, что чисто исторический метод без сравнительного будет неполным31, то через 8 лет он уже констатировал, что «сравнительный и исторический методы долгое время борются за господство, но мы можем надеяться, что каждый из них найдет свое определенное место и значение» зг. Боас не пишет о том, что эта борьба между двумя методами была борьбой, ведшейся в западноевропейской философии истории второй половины XIX в. эмпириками с диалектико-материалистическим пониманием истории. Это убедительно было вскрыто в философском труде В. И. Ленина33. Сущность сравнительного метода Боас видел в выведении общего характера гипотез на основе простого установления сходств между явлениями. Но для научной обоснованности этих гипотез необходимо, по мнению Боаса, доказать, что сходства между явлениями не поверхностны и что сходные явления — лишь следствие сходных причин. «Однако самый общий обзор показывает,— писал он,— что сходные явления часто возникают... в силу разных причин... и пока не доказана общность причин... великая система эволюции общества вызывает сомнения» 3\ Очевидно, Боас отождествлял причинность с закономерностью. Невозможность установления однозначной детерминированности сходных явлений, по его мнению, ставит под сомнение вероятность общих гипотез. Вместе с тем Боас допускал существование общих законов развития общества, но считал, что их можно открыть лишь с помощью индуктивного исторического метода. Преимущество этого метода он видел в том, что «его применение прежде всего основано на четко ограниченной, небольшой географической территории, и сравнения не выходят за границы культурного ареала, являющегося основой исследования. Только когда достигнуты определенные результаты исследования этого ареала, позволительно расширить область за пределы его границ, но с большими осто- рожностями... чтобы ие принять сходные явления за следствия сходных причин или заимствований... Непосредственным следствием применения исторического метода,— писал он далее,— являются истории культур различных подвергнутых изучению народов. Я полностью согласен с теми антропологами, которые считают, что это не есть конечная цель нашей науки, потому что общие законы, хотя и подразумеваемые в этих описаниях, не могут быть четко сформулированы, не может быть также оценена сравнительная их зависимость без тщательных сопоставлений их проявлений в различных культурах. Но я считаю применение исторического метода необходимым условием здорового развития пауки... Он более надежен, чем сравнительный метод, в его обычном применении...» 35 Так был сформулирован индуктивный аналитических! метод исследований, положенный в основу «исторической школы» в американской этнографии и означавший поворот науки к голому эмпиризму и фактособирательству. Исторический метод этнографических исследований состоял, по определению Боаса, в скрупулезном изучении отдельных институтов, обычаев и обрядов конкретных племен и небольших географических ареалов. Называя этнографию исторической наукой, Боас понимал историю как науку собирания фактов. Историзм трактовался Боасом как рассмотрение отдельного явления в его изменении. Исторический анализ понимался Боасом как прослеживание конкретных процессов изменений отдельных институтов и черт культуры в их современные формы. Большинство работ Боаса и его учеников посвящены были именно изучению изменений отдельных элементов культуры. Предмет науки. Ко времени начала этнографической деятельности Ф. Боаса в западноевропейской этнографии уже сложилось представление о том, что предметом этой науки является культура отсталых народов мира, не имеющих письменной истории. Классическое определение культуры как предмета этнологии было дано Э. Тэйлором. Культура определялась им как культура человечества в целом. Так же понимал культуру и ранний Боас. Определяя этнологию как историческую науку в статье 1888 г., он видел ее задачи в изучении культуры примитивных народов современности как «средстве изучения древней истории народов» зв. Так же трактовалась им культура и в статье того же года «Развитие культуры на северо-западном побережье Америки» 37. В статье «Задачи этнологии» он ставил перед этнологией две одинаково важные и взаимосвязанные задачи:. 1) критический анализ характеристик каждого народа, 2) выведение законов, управляющих социальной жизнью38. Но уже в статье 1896 г. Боас подчеркивал первостепенное значение первой из этих двух задач этнографии: изучение конкретных процессов «роста» индивидуальных обычаев и культур, допуская отдаленную возможность выведения из конкретных процессов общих законов, управляющих ростом культуры вообще39. Здесь термин этнология уже заменен понятием антропология, а в вышедшей в 1907 г. работе «Антропология» 40 он писал о двух аспектах «общей антропологической науки»: биологическом и психологическом. «Биологическая антропология занимается классификацией рас, установлением их родства со своими предкам и высшими животными». Психологическая антропология «реконструирует раннюю историю человечества, она своими методами освещает мрак прошлых веков и отдаленных частей света» Психологическая антропология в свою очередь, по Боасу, имела две задачи: общетеоретическую — изучение культуры человечества вообще и практическую. «Практическое поле, деятельность антрополога,— писал ои,— значительно уже. Специальной задачей антрополога является изучение культуры примитивных народов, не имеющих писанной истории» 42. В результате определения культуры как предмета этнографической науки за нею в США закрепилось название «культурная антропология». Но как это название науки, так и понимание ее предмета утвердились в США лишь к 1919 г. в итоге острой полемики Боаса и его учеников с собственно антропологами, биологами, психологами США, возражавшими против сведения предмета этнографической науки к культуре» 43. Культура рассматривалась Боасом как случайное сочетание элементов, как следствие диффузии и аккультурации. Сам исторический метод понимался Боасом как кропотливое прослеживание диффузии и заимствований конкретных элементов культуры или их комплексов. Настаивая на строгой объективности изучения процессов диффузии и аккультурации, Боас воздерживался даже от допущения относительно источника распространения тех или иных черт культуры. Предполагалось, что отдельные элементы культуры имели свою независимую историю, т. е. свое независимое распространение. Результаты такого рода исследования приводили к крайнему атомизму в понимании культуры. Особенно велико было увлечение Боаса этими заимствованиями в ранний период его научной деятельности. В своих первых этнографических работах он писал о широкой Диффузии элементов культуры уже в первобытную эпоху, и способствовал широким исследованиям этнографами распространения черт культуры индейских групп по континенту. «Не будет преувеличением сказать,— писал он,— что нет народа, обычаи которого не подвергались бы влияниям других культур» Каждый народ, по убеждению Боаса, склонен воспринимать элементы чужих культур, но «гений каждого народа» перерабатывает их, приспосабливая к своим традициям. В этом заключалась суть понимания Боасом процесса аккультурации.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |