КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа исследований культуры и личности 1 страница
Наиболее откровенно реакционная сущность культурного релятивизма проявилась в работах школы исследований культуры и личности или «личности в культуре», сформировавшейся в этнографии США в 1930-е — 1940-е годы как современная американская разновидность психологического направления в западной этнографии, получившего ныне обозначение «психологической антропологии» В общефилософском смысле предмет последней трактуется как изучение двух проблем: 1) что в человеке человечно? и 2) каковы причины различий между обществами и культурами? Основной же проблемой американской школы «исследований культуры и личности» является вопрос о взаимосвязи между психикой и поведением индивида и обществом (или «культурой»). Проблема взаимосвязи между личностью и обществом, между личностью и культурой является, несомненно, очень важной не только в гносеологическом, но и практическом ее значении. В советской науке ее разработкой занимаются философы, психологи, социологи и этнографы2. Они подходят к пониманию личности и ее места в системе общественных отношений с позиций исторического материализма, считая что только при научном понимании общества в его историческом развитии возможно исследование личности. Марксисты видят в личности не только продукт, но и субъект исторического процесса. Теоретические же посылки исследователей культуры и личности представляют собой сочетание культурного релятивизма и биопсихологического детерминизма3. Человек трактуется как биологическое существо, наделенное извечными инстинктами и биологическими потребностями, удовлетворению которых или их обуздыванию служат социальные институты. Развитие школы исследований культуры и личности было отражением в этнографической науке США дальнейшего кризиса буржуазной идеологии и своего рода реакцией против крайностей феноменологии исторической школы. Оно совпадало с периодом, когда особую популярность в буржуазном обществоведении приобрело так называемое «психологическое направление», адепты которого пытались свести к психологии отдельных индивидов важнейшие процессы и явления общественной жизни, стремясь объяснять сущность этих процессов и явлений на основе фрейдизма, неофрейдизма и бихейвиоризма4. США стали центром современного фрейдизма и неофрейдизма. Представители психологического направления как в социологии, так и в этнографии США пытались рекламировать психоанализ как всеобъемлющую методологию, подменяющую общественные науки. В психоанализе они искали решение таких сложнейших социальных проблем, как происхождение и развитие общества, морали, религии, глубочайших социальных противоречий современного капитализма. Фрейдизм стал одной из теоретических основ антикоммунизма. Благодатную почву проникновению неофрейдизма в буржуазную этнографию подготовили историческая и функциональная школы. Этнопсихологи сохранили характерный для исторической школы описательный, антиисторический подход к изучению отдельных культур в их статике, усугубив его психологическим релятивизмом. Идеи же функциональной школы легли в основу их интерпретаций общества как целостности, объясняемой на основе биопсихического детерминизма: вся жизнь общества понимается как производное от поведения отдельных индивидов; функционирование общественных институтов определяется якобы потребностями человека как биологического существа5. Идейные основы школы исследований культуры и личности начали формироваться еще в 1920-е годы с работ Э. Сэпира и. Р. Бенедикт. Если в своих ранних работах Сэпир признавал, что культура определяется историческими и психологическими факторами, то в 1920-е — 1930-е годы он все большее и большее значение придавал психологическому фактору6. В его работах становилось все более заметным увлечение психоаналиамом. Общество трактовалось им как сумма поведения отдельных индивидуумов, психология, привычки и настроения которых якобы и определяют состояние общества. Объяснение культурного процесса, по Сэпиру, надо искать в индивиде. Каждому обществу он приписывал те или иные формы либидо, якобы определяющие его «конфигурацию» 7. Окончательное оформление эти идеи получили в работах Г. Бенедикт, особенно в нашумевшей в свое время ее книге «Модели культуры» и в опубликованной в том же году статье «Антропология и анормальное» s. Развивая положение Фрейда, что между первобытным и невротиком нет разницы, она рассматривала культуры различных народов как проявления якобы присущей каждому народу специфической психопатологии. Иллюстрировала его Бенедикт на примере трех народов: добуанцев, ква- кнютлей ж зунья. Характеризуя культуры различных народов, Бенедикт, следуя Шпенглеру, наделяла их эпитетами «аполлоновского» или «дионисовского»! типов культур. Эти построения Бенедикт были в высшей мере субъективными. Она произвольно выбирала отдельные черты социальной жизни народа и, психологизируя их, возводила их в абсолют. Не даром ее же коллега по школе исследований культуры и личности Дж. Хонигман отмечал, что выводы Бенедикт «предполагают огромную степень фантазии и интуиции» 9. Критиковали «Модели культуры» Бенедикт и другие представители этой школы, упрекая ее в отрыве идеально сконструированных ею моделей от реальной жизни народов 10. Релятивистский тезис Бенедикт о несравнимости культур, об их абсолютности, ее заявление «нормально то, что оправдано в данном обществе»11 вели по существу it оправданию фашизма, рабства, геноцида. Преемственность теорий Бенедикт и таких адептов расизма, как Ницше и Шпенглер, отмечалось уже в работах советских критиков этого направления12. Бенедикт сама признавала свое идейное родство с ними так же, как и с философом-позитивистом Дилтеем13. Взгляды Р. Бенедикт вызвали серьезную критику многих ученых. В частности, об истоках ее наиболее реакционных положений писали не только советские ученые, но и английский ученый Р. Пиддингтои 14. Однако, несмотря на критику, концепции Бенедикт оказали в 1940-е годы значительное влияние на формирование психологических подходов в этнографии США. Одновременно с Р. Бенедикт этнопсихологическими исследованиями культуры и личности занялись М. Миид, Моррис Оплер, Р. Линтон, К. Клакхон, Дж. Гиллен, Г. Бейтсон, Дж. Деверо, Кора Дюбуа, П. Гольдфранк, М. Спиро, У. Кодилл, Дж. Хонигман, В. Гольдшмидт, В. Барнов, И. Халлоуэлл, образовавшие основное ядро новой школы. Проникновению в этнографию США фрейдизма и неофрейдизма и формированию на его основе школы «исследований культуры и личности» значительно способствовали занявшиеся социологией и этнографией психиатры, сторонники психоаналпзма: А. Кардинер, Карен Хорней, Г. Рохейм, Дж. Массермасс, Э. Фромм, Д. Леви и др. Важную роль в формировании этой школы сыграл семинар, работавший в конце 30-х — начале 40-х годов при Колумбийском университете в Нью-Йорке под руководством психоаналитика-практика А. Кардинера. В семинарскую группу входили такие видные этнографы США, как Р. Лиитон, К. Клакхон, Кора Дюбуа и др. На нем делались попытки применения теории и методов психоанализа к изучению связей индивида и культуры в конкретных обществах. Не случайно И. Холлоуэлл признавал, что «исследования культуры и личности развивались под огромным влиянием психоаналитических теорий... Они выросли из психотерапии»15. Американский социолог Г. Беккер также подчеркивал, что антропологи, посвятившие себя исследованиям культуры и личности, следуют 3. Фрейду,в. Принимая идею Фрейда, что структура личности складывается в детстве в результате «опытов детства», исследователи активно стали изучать методы воспитания детей в различных обществах и культурах, характеризуя эти методы как «первичные институты», формирующие черты личности. Начало этим исследованиям было положено М. Миид еще в 1920-е годы среди народов Океании. В 30-е годы число подобного рода исследований быстро увеличивалось. Они были направлены на выявление связи между методами воспитания детей, типом личности взрослого, характерным для данного общества, и институтами и ценностями, определявшими тип данной культуры. Усилия были направлены на попытки показать, как конкретно в данном обществе такие «первичные институты», как регулярность или нерегулярность и продолжительность кормления молоком матери, методы его пеленания, приучения к горшку, купания, определяют характер ребенка17. Постулировалось, что эти «первичные институты» воздействовали на врожденные элементарные инстинкты, и прежде всего инстинкты пола и самосохранения, поощряя, блокируя или подавляя их. Переживаемые ребенком «опыты детства» и формировали типичные для данного общества черты личности. Решающая роль отводилась при этом различным вариантам эдипова комплекса, эдиповой триады (мать — сын — отец), фрейдовской теории психоанализа. Именно под этим утлом зрения определяющее значение в формировании личности отводилось эмоциональной связи между родителями и детьми и прежде всего между матерью и сыном. В «первичных институтах» исследователи видели проявление эмоционального общения между матерью и ребенком. Постулировалось при этом, что к третьему лицу эдиповой триады— к отцу — сыновья с детства враждебны. Г. Рохейм и его последователи объясняли эту враждебность в духе Фрейда, биологически. Э. Фромм, Д. Камбелл, Р. Наролл и их единомышленники развивали «авторитарную форму Эдипова комплекса. Они пытались доказать, что враждебность сыновей к отцу является следствием воспитания. Дети недружелюбно относятся к отцу не как к половому сопернику, а как носителю власти. Можно отметить расхождения между сторонниками Эдипова комплекса и в вопросе о его универсальности. В работе У. Стефенса, например, делалась попытка доказать некую эдипову ступень развития общества ls. Исследования конкретных методов воспитания детей ведутся и по сей день. Характерны в этом отношении работы Джона и Беатрисы Уайтингов 19. Для обоснования своих теорий исследователи культуры и личности совершали экспедиции в самые различные части земного шара20. Краеведению старой школы они противопоставили самые фантастические обобщения, основанные, по словам американского социолога Г. Беккера, на «пеленочном детерминизме» zl. В своих концепциях исследователи культуры и личности исходят из того реального факта, что каждому человеку от рождения присущи индивидуальные морфологические задатки. Но они игнорируют доказанное современной физиологией и психологией положение, что биологически унаследованные качества или задатки человека непосредственно не определяют его психических свойств, а являются лишь предпосылкой к формированию психических функций и способностей под воздействием общественной среды. «Ребенок лишь кандидат в человека» 22,— пишет известный советский психолог А. Н. Леонтьев. Очеловечение психики ребенка происходит в процессе усвоения им окружающего объективного мира, в процессе овладения опытом предшествующих поколений, а не в процессе приспособления организма к среде, не в процессе обуздания присущих природе человека инстинктов и влечений, как это пытаются доказать неофрейдисты. По словам видного советского психолога Н. П. Дубинина, человек как биосоциальное существо развивается под воздействием двух программ: «Первая из них — это наследственные биологические особенности, полученные от его родителей. Вторая программа задается воспитанием, через него личность испытывает формирующее влияние всей истории человечества, кристаллизованной в той современной человеку среде, в которой он живет» 23. Отправная идея исследователей культуры и личности, что социологизация ребенка начинается в довольно раннем возрасте,. в общем-то верна и доказана в ряде работ специалистов 2\ Как писал И. М. Сеченов, «из детского самочувствия родится в зрелом возрасте самосознание» 25. В процесс социализации включаются все факты социальной среды, но, безусловно, важнейшее значение принадлежит домашнему воспитанию, обучению, формированию в ребенке черт, привычек, свойств соответствующих нормам данной культурной среды. Но сведение американскими этнопсихологами домашнего воспитания к отдельным его признакам (пеленанию, купанию, кормлению и т. п.), имеющим частное значение, и абсолютизация. этих признаков привели к биологп- зации в трактовке процесса социализации и к вульгаризации самой проблемы. Если учесть, что каждый исследователь «опытов детства» сосредоточивал свое внимание на произвольно выбранном аспекте воспитания детей (одни на купании, другие на кормлении грудью, третьи на пеленании и т. д.), то не приходится удивляться тому крайнему субъективизму в выписывании «психологических портретов».различных народов, с которыми мы встречаемся в трудах американских этнопсихологов. В годы второй мировой, а затем и холодной войны исследования культуры и личности вылились в изучение национальных характеров народов современных промышленно развитых стран26. При этом, исходя из антиисторической идеи отсутствия качественных различий между первобытным обществом и современным капиталистическим обществом, ири этнографическом изучении последнего, они пользовались теми же приемами и методами, что и при изучении племен и народов с первобытнообщинным укладом 87. При этом пытались доказать, что в классовых обществах психопатологии подвержены низшие слои общества28_2в. В основу исследований национальных характеров были положены те же фрейдистские концепции вытеснения подсознательных влечений и импульсов, формирования и «социализации» личности под воздействием: «опытов детства» и эдипова комплекса, что и при изучении типичных личностей отсталых народов и племен. Исходя из идеи «опытов детства» Дж. Горер и М. Миид «изучали» национальный характер русских. Главное значение в формировании русского характера Горер, Миид и их коллеги придавали якобы практикующемуся у нас тугому пеленанию детей. Тот же Горер вместе с Р. Бенедикт изучал «модальную» личность японцев. Их публикации на эту тему оказались пасквилем на японский народ30-31 и вызвали бурную реакцию протеста японской научной общественности 3Z. В духе неофрейдизма трактуются социально-экономические, классовые отношения людей в современном обществе как отношения «межличностные», в основе которых лежат-де те же извечные комплексы агрессивности, приобретательства и пола33. Межличностные отношения в семье рассматриваются как прототип политических отношений в данной стране. В психологическом складе «модальной» личности исследователи культуры и личности видят не только единственный существенный признак нации, но и первопричину общественного развития. Эти взгляды на национальный характер смыкаются по- существу с концепциями «национального духа», «национальной воли», развиваемыми в трудах американских буржуазных социологов Г. Кона, К. Дейча, Б. Шейфера и других «специалистов» в области национального вопроса, по существу возрождающих реакционную идею «расовой души» Шпенглера и Фробениуса. Как известно, марксисты уделяют большое внимание изучению национальной специфики народов, но они не сводят ее к' психологии личности. Рассматривая нацию как сложную классо- во-социальную структуру, в личности они видят элемент этой структуры, связанный с обществом через свою социально-психологическую структуру. Социально-психологическая же структура личности формируется под воздействием национально-специфической среды, в которой она живет; в то же время она является следствием индивидуальных особенностей личности: особенностей памяти, эмоций, ощущений, восприятий, мышления, воли. Социальное и психологическое в структуре личности переплетается и взаимообуславливается. Но в формировании ее решающую роль играют не национально-психологические моменты, а соцально- культурная среда. Национально-типичные черты свойственны не только определенным группам и слоям в данной нации, но на определенных этапах истории характерны для всей нации. «Именно в этом случае может идти речь о национальном типе как таковом,— нишет советский ученый А. Ф. Дашдамиров.— Национальный тип — это тот же социальный тип, но наиболее характерный в данных исторических условиях национальной жизни. В национальных моментах каждого данного социального, классового и т. п. типа личности отражаются национальные реальности, социальная и этническая структура данного общества» Si. Исследования национальных характеров современных народов преследовали определенные практически-политические цели, о чем не раз заявляли сами авторы этих «штудий», говоря, что ими изучались «враждебные США нации» по заказу военного ведомства страны. Дж. Хонигман, например, откровенно писал, что их работы были призваны «совершенствовать психологическое оружие военной машины» 36. В годы войны, повествует он, «...этнографы и психологи покинули академические аудитории для того, чтобы войти в правительственные учреждения, где они получили возможность использовать свои знания для совершенствования американской военной машины. Исследования культуры и личности имели важное значение в развитии этой машины... Мы имеем в виду развитие новой военной техники, техники психологической войны (sykewar)» 36. Школа исследований культуры и личности была господствующей в годы второй мировой войны и первое послевоенное десятилетие. Теоретические взгляды сторонников ее развивались по двум линиям. Одни сосредоточивали внимание на «культурной психопатологии», на «опытах детства», биологических импульсах, подавляемых или реориентируемых, на символизме снов и сказок как проявлении подавленных импульсов. Второе направление исследований культуры и личности шло по линии бихейвиоризма. Рассматривая общество как механическое соединение отдельных индивидов, бихейвиористы видели в поведении (behavior) этих индивидов основной фактор, основную причину исторического процесса. Поведение же людей они объясняли побуждениями их воли. Движущие силы человеческих побуждений бихейвиористы видели в присущих природе человека инстинктах и влечениях, а не в общественно-исторических условиях, в которых живет и действует индивид. Но в отличие от этнофрейдистов бихейвиористы отводят несколько большую роль усвоенным в процессе жизненного опыта реакциям человека на окружающую среду, на «социальную ситуацию», в которой оказывается индивид. Однако этнопсихологи-бихейвиористы не представляли собой единства. Различны были теоретические ориентации, например, К. Клакхона, Р. Лиитона и И. Халлоуэлла. К. Клакхон и Р. Линтон ближе стояли к теориям исследователей опытов детства. Хотя они и критиковали крайности методов и выводов последних, но соглашались с ними по ряду теоретических, постулатов. Несколько особняком стоял И. Халлоуэлл. В своих оригинальных исследованиях вклада индейцев в современную культуру США он подходил к проблеме с антирасистских позиций историзма и гуманизма. Однако для его теоретических взглядов характерно эклектическое сочетание бихейвиоризма с неодарвинизмом, а в его ранних работах, объединенных в сборнике 1955 г.37, он отдал дань фрейдизму. В статье 1947 г. И. Халлоуэлл признавал, например, что именно Фрейд, его психоанализ дал наиболее «плодотворную гипотезу» относительно «генезиса, формирования и динамики человеческой личности..., показав роль бес сознательных механизмов, вытесненных мотивов и проч., дающих ключ к пониманию структуры личности индивида» за. Исторически оценивая бихейвиоризм как одно из направлений в теоретической мысли в этнографии Запада, Халлоуэлл различал ранний бихейвиоризм Б. Малиновского и бихейвиоризм поздний Э. Чэппла, К. Куна, Дж. Мордока, Дж. Гиллена и др. Позднейшие работы Халлоуэлла были опубликованы в сборниках 1959—1960 гг., вышедших в свет в связи со столетием «Происхождения видов» Ч. Дарвина. В них И. Халлоуэлл признает значение трансформизма и идеи эволюции в становлении человеческого общества и тем самым ближе подходит к проблеме историзма общественных явлений, чем этнофрейдисты и релятивисты типа М. Херсковица. Но эволюцию общества он трактовал как бихейвиориальную эволюцию и сводил ее к психологической перестройке личностиse. Предметом исследования Халлоуэлла является индивидуальный человеческий организм, в «эволюции поведения» которого он видел главные причины становления человеческого общества. Возникновение человеческого общества он обусловливал эволюцией психики. Справедливо отмечая, что на грани животного и человека происходит «трансформация» психики, следствием которой является возникновение человеческого сознания, первопричину этой трансформации он ошибочно видел только в биологическом развитии головного мозга, а не в развитии человека как социального существа, с которым связаны были и физиологические изменения мозга. Подчеркивание в человеке биологического неразрывно связано было со стремлением Халлоуэлла обосновать идею «непрерывности» «эволюции поведения приматов и человека». С этой целью он пространно цитировал множество описаний опытов над животными и устанавливал на этой основе «протокультуриую фазу эволюции гоминид» 40. Другой представитель этого направления А. Уаллас связывал эволюцию от прото- культуры к культуре Homo sapiens с разрастанием коры головного мозга Советские ученые не отрицают того, что возникновение сознания было подготовлено длительной эволюцией психики животных. «Интеллект человека,— пишет, например, известный советский антрополог В. В. Бунак,— при всем его превосходстве слагается из тех же элементов, которые в зачаточной форме свойственны животным» Но, признавая это, советские ученые подчеркивают качественное отличие человеческой психики, трактуя процесс становления человеческого сознания как процесс разложения инстинктивной основы психики животных и формирования специфических механизмов сознательной деятельности В отличие от Халлоуэлла, дающего биологическое объяснение формирования сознания, марксисты видят основу этого процесса в возникновении и развитии форм человеческого труда и вытекающих из него форм жизнедеятельности и взаимоотношений между людьми. Ф. Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», развивая трудовую теорию со- циогенеза, убедительно прослеживал роль труда в формировании физического облика человека, в постепенном превращении мозга обезьяны в человеческий мозг, развитии органов чувств и в появлении сознания. «...С появлением же готового человека,— писал Энгельс,—возник вдобавок еще новый элемент — общество)) Халлоуэлл же, рассматривая человека только как часть природы, подчеркивает в ием естественное, игнорируя его общественную природу, в которой и заключена сущность человека. Личность, как подчеркивал Маркс, есть совокупность общественных отношений Становление самосознания Халлоуэлл трактует как субъективный процесс осознания человеком собственного «я» и обособления его от коллектива. Марксисты же полагают, что процесс самосознания личности диалектичен, осознание личностью своей индивидуальности, выделение себя как отдельного «я» в то же время есть и отождествление себя с определенным коллективом. Формирование личности обуславливается формами конкретной общественной жизни46. Общество Халлоуэлл трактует вне истории, как общество вообще, как некую сумму отдельных личностей, связанных между собой «межличностными отношениями», определяемыми их нормативной ориентацией. К межличностным отношениям разрозненных индивидов Халлоуэлл, как и другие бихейвиористы, сводит всю совокупность общественных отношений и так же, как и они, дает им субъективно-идеалистическую трактовку. Самый процесс становления человеческого общества трактуется Халлоуэллом релятивистски, как совокупность' независимой эволюции отдельных его аспектов: техники, речи, социальной структуры. Все эти «переменные»,— пишет он,— «развивались независимо в процессе длительной эволюции» В этом сказалось, несомненно, понимание общественной жизни как случайного сочетания различных комплексов и институтов, характерное для «исторической школы» в американской этнографии. Культура представляется Халлоуэллу как своего рода кодекс норм поведения. Субъективно-идеалистическая трактовка культуры заводит Халлоуэлла в заколдованный круг — сознание формирует культуру, культура формирует сознание. Но исходно у него сознание. Проблема ценностей. Теория ценностей в буржуазном обществоведении является одной из историко-философских концепций, направленных против исторического материализма. Она развивалась в философии истории конца XIX и первой половины XX в. и трактовалась как проблема законов человеческого мышления и их соотношения с общественным бытием. В этнографии США эта проблема стала модной в 1950-е годы я разрабатывалась как проблема «культурных ценностей». Однако и само понятие «культурные ценности» не было изобретением этнографов США. Оно было заимствовано из трудов буржуазных социологов и философов, и в частности из работ Г. Риккерта ж М. Вебера, писавших о значении в истории общества именно- культурных ценностей и апеллировавших к этой концепции в своей борьбе с материалистической теорией отражения. Но американские этнографы, признавая в общих словах внешние истоки проблемы культурных ценностей, неизменно отмечали в тоже время неудовлетворительность решения этой проблемы своими предшественниками — философами и социологами й считали, что' только этнография, «изучающая человеческое поведение во всех его аспектах» (Линтон), способна решать эту проблему как в теоретическом, так и практическом ее плане. Именно этногра- фы-бихейвиористы прежде всего и взялись за разработку этой проблемы, считая ее проблемой психологии личности, соотношения личности и культуры. Клайд Клакхон первым из них попытался наметить пути конкретного изучения этнографами культурных ценностей различных народов и дать теоретическое их определение. Уже в своем руководстве по общей этнографии 1949 г. Клакхон попытался определить ценности на основе концепций школы исследований культуры и личности. Исходя из общего положения бихейвиористов, что поведение индивида, его эмоции и представления детерминируются присущей человеку природой, он писал:' «Теория личности представляет собой ряд допущений относительно человеческой природы... Человеческая природа,— допускал: он,— изменчива в своем качестве формы и содержания личности» 48. Утверждая наряду с этим, что «личность в основном является социальным продуктом», Клакхон понимал это как «продукт» процесса «социализации» через «опыты детства» человека как биологического существа, суть которой заключалась в подавлении или реориентации культурой жизненных импульсов и врожденных элементарных потребностей человека. С этим процессом социализации и связывал он культурные ценности. «Культура,— по словам Клакхона,— направляет внимание на одну черту стимулятивной ситуации и придает ей значение ценности. Поэтому реакции индивида даже на самые элементарные естественные побуждения (drives) могут быть детерминированы в такой же мере культурными ценностями и надеждами, как и естественными побуждениями4Э. Как видим, ценности здесь определены как следствие «сосредоточения» культуры на одних склонностях человеческой природы и подавления или реориентации других. Систему ценностей в данной культуре образуют обуславливаемые ею доминирующие установки. Они-то и определяют поведение людей — ее носителей. Культура же понимается Клакхоном как сумма поведения последних. Но в этом, казалось ■бы, заколдованном кругу взаимозависимостей исходное положение занимают присущие человеческой природе импульсы. В работе 1951 г. «Ценности и ценностные ориентации» Клакхон сформулировал определение ценностей, и поныне признаваемое за основополагающее. По Клакхону, «ценность — это представление о желаемом, осознанное или безотчетное, характерное для индивида или для группы, которое определяет выбор из доступных способов, средств и целей действия... Действенная сторона ценностей,— писал он,— в том, что они всегда являются желательными» 50. Он отличал ценности от мотиваций, говоря, что ценности — это тот аспект мотивации, который является следствием предшествующего опыта личности. Последний, по Клакхону, бессознательно отмечается в уме в виде представлений и установок. Здесь Клакхон в известной степени отходит от двухэлементной формулы — раздражение — реакция — детерминации человеческого поведения психоаналитиками. Между раздражителем и реакцией он ставит ценностную ориентацию индивида как проявление предшествующего опыта. Как известно, в материалистическом учении Павлова предшествующий жизненный опыт воздействует на кору головного мозга и закрепляется в ней в форме условных рефлексов. В трехчленной детерминации поведение Павлова— внешний раздражитель—условный рефлекс—действие, условные рефлексы занимают то же место, что и ценностные ориентации у Клакхона. Но у Павлова выявлена материальная основа человеческого сознания, а у Клакхона ценностные ориентации — это гипотетические «бессознательные» представления н эмоции. Система ценностей у него — это человеческие желания, предпочтения индивидов как биологических существ. Бихейвиоризм играл важную роль в исследованиях Р. Линто- на, видного представителя функционализма в американской этнографии. Р. Линтон так же, как и большинство исследователей культуры и личности, вышел из недр исторической школы Ф. Боаса, но на его теоретические взгляды оказали решающее влияние социолог Росс и неофрейдист Кимбелл Янг. На этой эклектической теоретической основе Линтон пытался развить свою концепцию социальной структуры, в которой главное значение имели понятия «статута» и «роли». Его выводы и положения оказали влияние на взгляды известного социолога США Т. Парсонса и через него вошли в структурно-функциональные теории американских социологов Хомаиса, Дипсета, Мэртона и др. Линтон, как и Клакхон, критиковал крайности «пелеиоч- ного комплекса» исследователей культуры и личности51. С позиций бихейвиоризма он определял культуру как «конфигурацию усвоенного поведения и результат поведения» индивидов. Наряду с К. Клакхоном Р. Линтон был одним из видных теоретиков концепции ценностей. Уже в этой работе он писал: «Ценность может быть определена как любой элемент, общий целому ряду ситуаций, способный вызвать скрытую реакцию в индивидууме.. Ценность и установка (attitude), писал он, вместе образуют «конфигурацию стимула — реакции», которую мы будем называть «системой ценности — установки» 52.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |