КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Завершающий этап исторической школы A. JI. Кробер 3 страница
В то же время он высказывался против абсолютизации предлагавшихся в буржуазной науке периодизаций истории. «Ни одна классификация периодов или культур,— писал он,— не может быть окончательной и бесспорно доказуемой, всякая классификация находится в состоянии постоянной переработки. Историки сознают, что история все время «переписывается», т. е. реиитер- претируется, что рано или поздно приводит к пересмотру периодизаций и классификаций» "". Безусловно, Кробер прав, что всякие научные обобщения постоянно уточняются, приводятся в соответствие с новыми успехами науки. Оправданы его сомнения в достоверности периодизаций, основывавшихся на субъективных суждениях буржуазных историков. Но сам Кробер, говоря о том, что история все время «переписывается», отрицал возможность общей исторической теории и прошлое сводил к его субъективистским интерпретациям. В духе неопозитивистской историографии Кробер совершенно игнорировал марксистское понимание истории и сущность его периодизации всемирно-исторического процесса. Вопрос о единстве всемирной истории и ее периодизации, как известно, еще в прошлом веке был поставлен и решен историческим материализмом. Основой марксистской периодизации истории является учение об Марксистскому пониманию истории человеческого общества буржуазные историки пытались противопоставить различного рода субъективно-идеалистические концепции и периодизации. Отмечая несовершенство этих периодизаций, Кробер в то же время подчеркивал, что это не снимает необходимость периодизации истории и не оправдывает, по его словам, «нелогично пораженческие позиции» английского философа и историка Р. Кол- лингвуда 102, «считающего всякие исторические периоды или циклы иллюзорными» 103. Кробер критикует Коллинвуда не за его идеализм, а за то, что ему «человеческая история представляется навсегда обреченной оставаться недифференцированной магмой, движением во времени неорганизованных событий, подобным движению бесконечного потока гравия» !04. Этот ультраиегативизм, по мнению Кробера, «является, вероятно, следствием стремления к сверхсовершенству, желания достигнуть объективной истины, которая невозможна даже в физике. Сознание недостижимости ее и порождает отрицание какой-либо теоретической организации материала человеческой истории» 10S. Этому негативизму Кробер противопоставлял релятивистские позиции большинства американских этнографов и историков, признающих, что «никакое понимание истории культуры не является абсолютным или конечным, но что оно имеет большую или меньшую ценность... Ни одна интерпретация данных не будет вечной и неизменной, но все они будут иметь значение для дальнейшего развития знаний» 106. Бесспорно, Кробер был прав, говоря об относительности наших знаний. В. И. Ленин, разрабатывая теорию отражения диалектического метода, писал; «Человек не может охватить = отразить — отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности", он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.» 107. Но и в этой работе Кробер оставался в плену исторического релятивизма, понимая историю лишь как непрерывную смену событий в рамках данной цивилизации. Вероятно, разрабатывавшиеся для этой работы проблемы, в какой-то мере нашли отражение в выступлении Кробера на чикагском симпозиуме 1959 г., посвященном столетию выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»105. Высказанные в этом выступлении положения также говорили об отходе 7 Ю. П. Аверкиева Кробера от крайних антиэволюционистских позиций исторической школы в этнографии США. В частности, он критиковал партикуляризм и статичность подхода представителей этой школы, их отход от историзма, проникшего в науку под влиянием дарвинизма. Он выступил за переход от культурного релятивизма, призывая к написанию общей истории человечества, которая, по его мнению, «неизбежно будет историей человеческой культуры» 1вэ. Для разработки этой истории он считал полезным сочетание двух научных подходов: микродинамичного (как изучения динамики изменений в конкретных обществах) и макродинамично- го, понимавшегося им как анализ временных изменений на протяжении больших отрезков истории культуры и°. Высказываясь за изучение общей эволюции культуры, Кробер определял эту эволюцию как «единый, непрерывный процесс изменений во времени, необратимый и неповторимый» Но такое понимание «эволюции культуры» говорило, несомненно, о том, что Кробер, в какой-то мере отойдя от релятивистского антиисторизма исторической школы в американской этнографии, сделал шаг к плоскому эволюционизму. С этим пониманием истории связана была и трактовка Кробером проблемы прогресса. Его несомненной заслугой было то, что он поднял эту проблему и осуждал своих коллег за «негативизм» в этом вопросе, за их абсолютное отрицание прогресса как объективного явления, критиковал трактовку прогресса как этической категории. Подчеркивая необходимость изучения прогресса, Кробер определял его как «способность культуры к накоплению» 112. Прогресс представлялся ему как плавная эволюция, не знающая противоречий, скачков и зигзагов. Но и в этом выступлении он отмечал приводившуюся им ранее мысль о неравномерности в «степени и качестве» прогресса в различных областях культуры. Как уже отмечалось выше, бесспорный прогресс понимаемый им как «накопление», он обнаруживал в развитии «техники и науки», т. е. в области производительных сил, где наиболее отчетливо обнаруживается поступательность истории. Все эти высказывания Кробера говорили о его стремлении преодолеть антиисторизм старой школы и подойти к решению проблем единства мировой истории, правда, эти проблемы были им лишь поставлены и звучали как призыв старейшины американских этнографов к молодому поколению ученых обратить внимание на эти насущные вопросы науки. Но самому Кроберу не удалось полностью преодолеть культурный релятивизм и он не увидел подлинного единства человеческой истории. * * * В заключение можно сказать, что в трудах Кробера находили отражение все новые течения, повороты и зигзаги в развитии теоретической мысли в этнографической науке и социологии США и Запада. Высказанные в его последних работах взгляды свидетельствовали о его реакции на происходивший в те годы поворот от антиисторизма старой школы к эволюционизму. В них он критикует скептицизм и агностицизм буржуазных этнографов и историков, высказывая и самокритичные положения. Философско- исторические взгляды Кробера последних лет — это по-существу «лебединая песня» последнего теоретика исторической школы. Они подводят нас к новому этапу в развитии теоретической мысли США, полнее всего выраженному в так называемом «неоэволюционизме». Позиции Кробера характеризуют переходное состояние между крайним антиисторизмом исторической школы и неоэволюционизмом. Можно сказать, что Кробер одной ногой стоял еще на позициях старой школы, а другой шагнул уже в новый период истории американской этнографии. 19 Kroeber A. L. Concluding review.— In: An appraisal of anthropology today. Chicago, 1953, p. 370. го Риккер-r Г. О понятии философии. Логос. М., 1910, кн. I, с. 33; Он же. О системе ценностей. Логос. М, 1914, т. I, вып. 1, с. 73. 21 Kroeber A. L. Concluding review, p. 372—373. 22 Ibid, p. 373. 23 Риккерт Г. О понятии философии, с. 41. 24 Kroeber A. L. Concluding review, p. 373. 25 Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг, 1923, т. 1, с. 25. 28 Murphy Я F. Robert Н. Lowie. New York, 1971, p. 19. 27 Kroeber A. L. Concluding review, p. 370. 28 Kroeber A. L. History of anthropological thought.— In: Yearbook of anthropology. New York, 1955, p. 300. 29 Ibid, p. 301. 30 Kroeber A. L. History of anthropological thought, p. 300. 31 Ibid, p. 301. 32 Kroeber A. L. Configurations..., p. VII. 33 Kroeber A. L. Concluding review, p. 370. 34 Ibid, p. 370. 35 Ibid, p. 370. 36 Ibid, p. 371. 37 Kroeber A. L. On human nature.— Southwestern journal of anthropology, 1955, vol. 11, N 3, p. 198. 38 Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilization.—In: Kroeber A. L. An anthropologist looks at history. Berkeley; Los Angeles, 1963. 39 Kroeber A. L. The nature of culture, p. 375. 4b Ibid, p. 60. 41 Kroeber A. L. Configurations.., p. 844. 42 Ibid, p. 843. 43 Ibid, p. 842. " Ibid. 45 Ibid, p. 843. 48 Ibid, p. 839. 47 Kroeber A. L. Configurations,, p. 840. 48 Ibid, p. 846. 49 Шпенглер О. Закат Европы, т. 1, с. 5. 50 Kroeber A. L. Configurations.., р. 839. 51 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 25. 52 Kroeber A. L. The superorganic.— American anthropologist, 1917, vol. 19, N 2. 53 Kroeber A. L. On human nature. 54 Ibid, p. 196. 55 Bidney D. The concept of human nature in modern evolutionary anthropology.— В кн.: Труды VII Международного конгресса антропологических и этнографических наук. М.: Наука, 1967, т. 4. 58 Kroeber A. L. Anthropology. New York, 1947. Эта книга — расширенное и переработанное издание его учебника 1923 г. Мы пользуемся 2-м изданием этого труда (1948 г.). 57 Kroeber A. L. Anthropology, р. 293. 58 Ibid, р. 295. 58 Ibid, р. 293. 80 Ibid, р. 294. 81 Ibid, р. 304. 62 Kroeber Л. L. Reality culture and value culture.—In: The nature of culture. Chicago, 1952, p. 152—166. 83 Ibid, p. 139. 84 Ishida I. Historical materialism and American anthropology.—В кн.: Тру- ры VII конгресса антропологических н этнографических наук, т. 4, с. 33. 85 Ibid. 66 Kroeber A. L. Concluding review, p. 371. «Ibid., p. 372. 88 Ibid, p. 376. 89 Ibid, p. 373. 70 Kroeber A. L. Anthropology, p. 68. 71 Ibid, p. 268. 72 Ibid, p. 269. 73 См. критику общих концепций JI. Уорнера в статье: Шаревская Б. И. Апология расизма в американской этнографии.— Сов. этногр, 1948, № 2. 74 Kroeber A. L. The personality of anthropology.—Kroeber Anthropological society papers, 1958, N 19, p. 115. 75 Kroeber A. L., Parsons T. The concept of culture and social system.— American sociological review, 1958, vol. 23, p. 582, 78 Kroeber A. L. On human nature.— Southwestern journal of anthropology, 1955, vol. 11, N 3, p. 121. Kroeber A. L. On human nature, p. 121. Ibid, p. 125. Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilizations.— In: Steward J. H. Alfred Kroeber, p. 105. Ibid, p. 106. Steward J. H. Alfred Kroeber, p. 51. Kroeber A. L. A roster of civilizations and culture.— In: An essay on the natural history of the world's cultures, living and extinct. Chicago, 1962. Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 15. Ibid, p. 9. Ibid. Ibid, p. 9—10. Ibid, p. 10. Ibid, p. 17. Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 17. 80 Ibid, p. 10. 91 Ibid, p. 16. 82 Ibid. 93 Ibid, p. 10. 94 См. критику этой исторической концепции буржуазных историков в кн.: Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, с. 328—329. 95 Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilizations; Personality of anthropology.— In: Kroeber A. L. An anthropologist looks at history. Chicago, 1970. 86 Popper K. R. The open society and its enemies. London, 1952, vol. II, p. 264 97 Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 11. 98 Ibid. 99 Ibid. Ibid, p. 10. 101 Ibid, p. 11. 102 Collingwood R. G. The idea of history. London, 1951. См. критику фнло- софско-исторических взглядов Г. Коллингвуда в кн.: Кон И. С. Философский идеализм п кризис буржуазной исторической мысли, с. 166—171. 103 Kroeber A. L. A roster of civilizations, p. 11. 104 Ibid. 105 Ibid. 108 Ibid. 107 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 164. 108 Kroeber A. L. Evolution, history and culture.— In: Evolution after Darvin. Chicago, 1960, vol. 2. 109 Ibid, p. 14. 110 Ibid, p. 14, 16. 111 Ibid, p. 5. <12 Ibid., p. 15.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |