Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Завершающий этап исторической школы A. JI. Кробер 3 страница




В то же время он высказывался против абсолютизации пред­лагавшихся в буржуазной науке периодизаций истории. «Ни одна классификация периодов или культур,— писал он,— не может быть окончательной и бесспорно доказуемой, всякая классифика­ция находится в состоянии постоянной переработки. Историки сознают, что история все время «переписывается», т. е. реиитер- претируется, что рано или поздно приводит к пересмотру перио­дизаций и классификаций» "". Безусловно, Кробер прав, что всякие научные обобщения постоянно уточняются, приводятся в соответствие с новыми успехами науки. Оправданы его сомнения в достоверности периодизаций, основывавшихся на субъективных суждениях буржуазных историков. Но сам Кробер, говоря о том, что история все время «переписывается», отрицал возможность общей исторической теории и прошлое сводил к его субъективи­стским интерпретациям.


В духе неопозитивистской историографии Кробер совершенно игнорировал марксистское понимание истории и сущность его пе­риодизации всемирно-исторического процесса. Вопрос о единстве всемирной истории и ее периодизации, как известно, еще в про­шлом веке был поставлен и решен историческим материализмом. Основой марксистской периодизации истории является учение об
общественно-экономических формациях. В этом учении обобщены и закономерная поступательность исторических эпох, и органиче­ское единство всех проявлений экономической, социальной и ду­ховной жизни каждого данного конкретно-исторического общест­ва. В нем нашло отражение диалектическое единство объектив­ной непрерывности развития производительных сил и прерыв­ности — революционной смены — производственных отношений.

Марксистскому пониманию истории человеческого общества буржуазные историки пытались противопоставить различного рода субъективно-идеалистические концепции и периодизации. Отмечая несовершенство этих периодизаций, Кробер в то же вре­мя подчеркивал, что это не снимает необходимость периодиза­ции истории и не оправдывает, по его словам, «нелогично пора­женческие позиции» английского философа и историка Р. Кол- лингвуда 102, «считающего всякие исторические периоды или цик­лы иллюзорными» 103. Кробер критикует Коллинвуда не за его идеализм, а за то, что ему «человеческая история представляется навсегда обреченной оставаться недифференцированной магмой, движением во времени неорганизованных событий, подобным движению бесконечного потока гравия» !04.

Этот ультраиегативизм, по мнению Кробера, «является, веро­ятно, следствием стремления к сверхсовершенству, желания до­стигнуть объективной истины, которая невозможна даже в фи­зике. Сознание недостижимости ее и порождает отрицание ка­кой-либо теоретической организации материала человеческой истории» 10S.

Этому негативизму Кробер противопоставлял релятивист­ские позиции большинства американских этнографов и истори­ков, признающих, что «никакое понимание истории культуры не является абсолютным или конечным, но что оно имеет большую или меньшую ценность... Ни одна интерпретация данных не бу­дет вечной и неизменной, но все они будут иметь значение для дальнейшего развития знаний» 106.

Бесспорно, Кробер был прав, говоря об относительности на­ших знаний. В. И. Ленин, разрабатывая теорию отражения диа­лектического метода, писал; «Человек не может охватить = отра­зить — отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности", он может лишь вечно приближаться к этому, созда­вая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.» 107.

Но и в этой работе Кробер оставался в плену исторического релятивизма, понимая историю лишь как непрерывную смену со­бытий в рамках данной цивилизации.

 

Вероятно, разрабатывавшиеся для этой работы проблемы, в какой-то мере нашли отражение в выступлении Кробера на чикагском симпозиуме 1959 г., посвященном столетию выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов»105. Высказан­ные в этом выступлении положения также говорили об отходе

7 Ю. П. Аверкиева

Кробера от крайних антиэволюционистских позиций исторической школы в этнографии США. В частности, он критиковал парти­куляризм и статичность подхода представителей этой школы, их отход от историзма, проникшего в науку под влиянием дарви­низма. Он выступил за переход от культурного релятивизма, призывая к написанию общей истории человечества, которая, по его мнению, «неизбежно будет историей человеческой культу­ры» 1вэ. Для разработки этой истории он считал полезным соче­тание двух научных подходов: микродинамичного (как изучения динамики изменений в конкретных обществах) и макродинамично- го, понимавшегося им как анализ временных изменений на про­тяжении больших отрезков истории культуры и°.

Высказываясь за изучение общей эволюции культуры, Кробер определял эту эволюцию как «единый, непрерывный процесс из­менений во времени, необратимый и неповторимый» Но та­кое понимание «эволюции культуры» говорило, несомненно, о том, что Кробер, в какой-то мере отойдя от релятивистского антиисторизма исторической школы в американской этнографии, сделал шаг к плоскому эволюционизму. С этим пониманием исто­рии связана была и трактовка Кробером проблемы прогресса. Его несомненной заслугой было то, что он поднял эту проблему и осуждал своих коллег за «негативизм» в этом вопросе, за их абсолютное отрицание прогресса как объективного явления, кри­тиковал трактовку прогресса как этической категории. Подчерки­вая необходимость изучения прогресса, Кробер определял его как «способность культуры к накоплению» 112. Прогресс представлял­ся ему как плавная эволюция, не знающая противоречий, скачков и зигзагов. Но и в этом выступлении он отмечал приводившуюся им ранее мысль о неравномерности в «степени и качестве» про­гресса в различных областях культуры. Как уже отмечалось вы­ше, бесспорный прогресс понимаемый им как «накопление», он обнаруживал в развитии «техники и науки», т. е. в области про­изводительных сил, где наиболее отчетливо обнаруживается по­ступательность истории.

Все эти высказывания Кробера говорили о его стремлении преодолеть антиисторизм старой школы и подойти к решению проблем единства мировой истории, правда, эти проблемы были им лишь поставлены и звучали как призыв старейшины амери­канских этнографов к молодому поколению ученых обратить внимание на эти насущные вопросы науки. Но самому Кроберу не удалось полностью преодолеть культурный релятивизм и он

не увидел подлинного единства человеческой истории. * * *

В заключение можно сказать, что в трудах Кробера находили отражение все новые течения, повороты и зигзаги в развитии тео­ретической мысли в этнографической науке и социологии США и Запада. Высказанные в его последних работах взгляды свиде­тельствовали о его реакции на происходивший в те годы пово­рот от антиисторизма старой школы к эволюционизму. В них он критикует скептицизм и агностицизм буржуазных этнографов и историков, высказывая и самокритичные положения. Философско- исторические взгляды Кробера последних лет — это по-существу «лебединая песня» последнего теоретика исторической школы. Они подводят нас к новому этапу в развитии теоретической мысли США, полнее всего выраженному в так называемом «неоэволюционизме». Позиции Кробера характеризуют переход­ное состояние между крайним антиисторизмом исторической школы и неоэволюционизмом. Можно сказать, что Кробер одной ногой стоял еще на позициях старой школы, а другой шагнул уже в новый период истории американской этнографии.


19 Kroeber A. L. Concluding review.— In: An appraisal of anthropology today.

Chicago, 1953, p. 370. го Риккер-r Г. О понятии философии. Логос. М., 1910, кн. I, с. 33; Он же. О системе ценностей. Логос. М, 1914, т. I, вып. 1, с. 73.

21 Kroeber A. L. Concluding review, p. 372—373.

22 Ibid, p. 373.

23 Риккерт Г. О понятии философии, с. 41.

24 Kroeber A. L. Concluding review, p. 373.

25 Шпенглер О. Закат Европы. М.; Пг, 1923, т. 1, с. 25. 28 Murphy Я F. Robert Н. Lowie. New York, 1971, p. 19.

27 Kroeber A. L. Concluding review, p. 370.

28 Kroeber A. L. History of anthropological thought.— In: Yearbook of anthro­pology. New York, 1955, p. 300.

29 Ibid, p. 301.

30 Kroeber A. L. History of anthropological thought, p. 300.

31 Ibid, p. 301.

32 Kroeber A. L. Configurations..., p. VII.

33 Kroeber A. L. Concluding review, p. 370.

34 Ibid, p. 370.

35 Ibid, p. 370.

36 Ibid, p. 371.

37 Kroeber A. L. On human nature.— Southwestern journal of anthropology, 1955, vol. 11, N 3, p. 198.

38 Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilization.—In: Kroeber A. L. An anthropologist looks at history. Berkeley; Los Angeles, 1963.

39 Kroeber A. L. The nature of culture, p. 375. 4b Ibid, p. 60.

41 Kroeber A. L. Configurations.., p. 844.

42 Ibid, p. 843.

43 Ibid, p. 842. " Ibid.

45 Ibid, p. 843. 48 Ibid, p. 839.

47 Kroeber A. L. Configurations,, p. 840.

48 Ibid, p. 846.

49 Шпенглер О. Закат Европы, т. 1, с. 5.

50 Kroeber A. L. Configurations.., р. 839.

51 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 25.

52 Kroeber A. L. The superorganic.— American anthropologist, 1917, vol. 19, N 2.

53 Kroeber A. L. On human nature.

54 Ibid, p. 196.

55 Bidney D. The concept of human nature in modern evolutionary anthro­pology.— В кн.: Труды VII Международного конгресса антропологиче­ских и этнографических наук. М.: Наука, 1967, т. 4.

58 Kroeber A. L. Anthropology. New York, 1947. Эта книга — расширенное и переработанное издание его учебника 1923 г. Мы пользуемся 2-м из­данием этого труда (1948 г.).

57 Kroeber A. L. Anthropology, р. 293.

58 Ibid, р. 295. 58 Ibid, р. 293.

80 Ibid, р. 294.

81 Ibid, р. 304.

62 Kroeber Л. L. Reality culture and value culture.—In: The nature of cul­ture. Chicago, 1952, p. 152—166.

83 Ibid, p. 139.

84 Ishida I. Historical materialism and American anthropology.—В кн.: Тру- ры VII конгресса антропологических н этнографических наук, т. 4, с. 33.

85 Ibid.

66 Kroeber A. L. Concluding review, p. 371. «Ibid., p. 372.

88 Ibid, p. 376.

89 Ibid, p. 373.

70 Kroeber A. L. Anthropology, p. 68.

71 Ibid, p. 268.

72 Ibid, p. 269.

73 См. критику общих концепций JI. Уорнера в статье: Шаревская Б. И. Апология расизма в американской этнографии.— Сов. этногр, 1948, № 2.

74 Kroeber A. L. The personality of anthropology.—Kroeber Anthropological society papers, 1958, N 19, p. 115.

75 Kroeber A. L., Parsons T. The concept of culture and social system.— Ame­rican sociological review, 1958, vol. 23, p. 582,

78 Kroeber A. L. On human nature.— Southwestern journal of anthropology, 1955, vol. 11, N 3, p. 121.

Kroeber A. L. On human nature, p. 121.

Ibid, p. 125.

Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilizations.— In: Steward J. H. Alfred Kroeber, p. 105.

Ibid, p. 106.

Steward J. H. Alfred Kroeber, p. 51.

Kroeber A. L. A roster of civilizations and culture.— In: An essay on the natural history of the world's cultures, living and extinct. Chicago, 1962.

Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 15.

Ibid, p. 9.

Ibid.

Ibid, p. 9—10.

Ibid, p. 10.

Ibid, p. 17.

Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 17. 80 Ibid, p. 10.

91 Ibid, p. 16. 82 Ibid.

93 Ibid, p. 10.

94 См. критику этой исторической концепции буржуазных историков в кн.: Кон И. С. Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, с. 328—329.

95 Kroeber A. L. History and anthropology in the study of civilizations; Per­sonality of anthropology.— In: Kroeber A. L. An anthropologist looks at history. Chicago, 1970.

86 Popper K. R. The open society and its enemies. London, 1952, vol. II, p. 264

97 Kroeber A. L. A roster of civilizations.., p. 11.

98 Ibid.

99 Ibid. Ibid, p. 10.

101 Ibid, p. 11.

102 Collingwood R. G. The idea of history. London, 1951. См. критику фнло- софско-исторических взглядов Г. Коллингвуда в кн.: Кон И. С. Философ­ский идеализм п кризис буржуазной исторической мысли, с. 166—171.

103 Kroeber A. L. A roster of civilizations, p. 11.

104 Ibid.

105 Ibid. 108 Ibid.

107 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 164.

108 Kroeber A. L. Evolution, history and culture.— In: Evolution after Darvin. Chicago, 1960, vol. 2.

109 Ibid, p. 14.

110 Ibid, p. 14, 16.

111 Ibid, p. 5. <12 Ibid., p. 15.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.