КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 4 страница
В' этом выступлении Стюард подверг критике механистические описания культур и культурных ареалов как случайных сцеплений статических культур элементов и все существующие классификации культур по культурным ареалам, культурным моделям, системам ценностей, национальным характерам и т. д. Он попытался противопоставить им классификацию культур по «культурным типам». Культурный тип в его определении характеризовался совокупностью «некоторых избранных», «функционально взаимосвязанных черт, которые присутствуют в двух или более культурах, но не обязательно во всех». Этим культурный тип, по Стюарду, отличался от культурного ареала, ибо в последнем учитываются все элементы культуры. Выбор этих черт, писал Стюард, «будет •определяться поставленной проблемой и наличием данных... любому аспекту культуры может быть придано таксономическое значение» S5. Подобный подход к выделению типичных черт декларировал по существу субъективизм в определении типов культуры. Последние конструируются, по Стюарду, каждым ученым в зависимости от его научных интересов. Однако в последующих работах Стюард пытался преодолеть этот субъективизм и волюнтаризм, нащупывая объективные критерии определения культурного типа. В работе 1955 г. он определял культурный тип как «совокупность черт, образующих ядро культуры, возникающих как следствия адаптации к среде и характеризующих одинаковый уровень интеграции» 50. Характерно его определение самого ядра культуры «как совокупности черт, наиболее непосредственно связанных с деятельностью по производству средств существования и с экономическим устройством. Ядро включает также социальные, политические и религиозные институты, которые наиболее близко связаны с этим устройством» Но, включая в ядро культуры такие объективно существующие реальности, как тип хозяйства, экономическая организация, социальные, политические и религиозные институты, Стюард здесь не идет дальше признания взаимосвязи элементов ядра. В работе 1956 г. он пишет уже, что понятие «ядро культуры» «значит структурную взаимосвязь основополагающих элементов культуры» и поднимает вопрос о причинности. «Общее причинное значение,— отмечал он,— имеет экономический фактор, определяющий характер экологического приспособления и сходства в уровне интеграции элементов ядра культуры» se. В таком понимании культурный тип Стюарда близок концепции хозяйственно-культурного типа, разрабатываемой советскими учеными, хотя сам Стюард видел в нем некую антитезу понятию общественно-экономической формации и в качестве примеров культурных типов приводил феодализм Японии и Западной Европы, восточные деспотии (в определении Витфогеля), патрили- нейную общину бродячих охотников-собирателей.: Некоторые ученики Стюарда сближают его определение культурного ядра с марксистским пониманием соотношения базиса и надстройки. Несомненно, Стюард стремился дать материалистическое объяснение социальным институтам и явлениям надстроечного порядка. Но его понимание самого базиса, как мы увидим дальше, коренным образом отличалось от марксистского. Центральное место в системе историко-философских взглядов Дж. Стюарда занимала концепция многолинейной эволюции, которую он развивал в ряде своих работ. В докладе на съезде этнографов США в 1952 г. он высказался за возрождение в этнографии «культурного эволюционизма» как «поиска культурных закономерностей», отметив, что в науке существуют три концепции эволюции культуры: 1) однолинейных! эволюционизм XIX в. (куда он включал и марксизм); 2) концепция универсальной эвог люции (Л. Уайт и Г. Чайльд); 3) концепция многолинейной эволюции. Стюард подверг критике две первые концепции эволюции, а третью охарактеризовал как единственно плодотворную теорию культурной эволюции. Главную ценность ее он видел в том, что сторонников ее интересуют 1зднкретные культуры. С релятивистских позиций абсолютизации конкретного Стюард трактовал всемирную историю как сумму параллельно и многолинейно развивающихся культур. Он противопоставлял свою концепцию многолинейной эволюции идее единства и поступательности развития человечества в целом. Л. Уайт метко охарактеризовал на этом съезде позиции Стюарда как «признание эволюции поштучно». Наиболее развернуто концепцию многолинейной эволюции Стюард попытался обосновать в своей работе. «Теория культурных изменений: методология многолинейнохх эволюции» 59. Уже само название книги говорит о том, что автор ее не преодолел еще характерное для исторической школы понятие «изменение» и что в основе его концепции лежит релятивистская теория плюрализма исторических путей конкретных вариантов человеческого общества. Для уяснения концепции многолинейной эволюции интересно заявление Стюарда, что он вкладывает в это понятие тот же смысл, какой вкладывал К. Маркс в термин плюрализм. Между тем марксизм, как известно, понимает под плюрализмом идеалистическую точку зрения, согласно которой все существующее состоит из множества самостоятельных, независимых друг от друга сущностей. Это учение о множественности истины родственно дуализму и противоположно материалистическому монизму. Характеризуя свою теорию многолинейххой эволюции как «новую основу, на которой современные эволюционисты стремятся создать • теорию, объясняющую развитие человеческого общества» м, Стюард противопоставлял ее не столько эволюционизму XIX в., сколько включавшемуся в последний марксизму. «Принятие марксистами и коммунистами эволюционизма XIX.века и особенно схемы Моргана как официальной догмы не способствовало,— признавал он,— принятию учеными западных стран чего бы то ни было под названием «эволюция». Современный же эволюционизм, по словам Стюарда, схож с эволюционизмом в том, что прослеживает последовательность развития и признает некоторые закономерности (Стюард называет их регуляр- ностями) в развитии отдельных обществ. Но в отличие от эволюционизма неоэволюционизм, по словам Стюарда, не «ищет общих параллелей» и закономерностей развития общества в целом 61. Как справедливо отмечает JI. Уайт, Стюард стоит на распутье между партикуляризмом и релятивизмом исторической школы (хотя он в известной мере открещивается от них) и признанием некоторых закономерностей в развитии отдельных обществ. JI. Уайт образно сравнивает Стюарда с человеком, который признает, что эта река и та река текут с гор, но не может пойти так далеко, чтобы сказать, что реки текут с горвг. Стюард считает возможным, хотя и не обязательным, рассматривать прогресс в качестве характерной особенности любой формы «культурного изменения». Он вводит понятие «уровня культуры», признавая по существу стадиональность развития, но в пределах ограниченных общностей. Допущение того, что каждый уровень культуры отличается появлением качественно новых форм или новых типов интеграции, свидетельствует об известном отходе Стюарда от взглядов исторической школы, которая ограничивалась признанием, что культурные изменения заключают в себе лишь растущее накопление и усложнение, и отрицала всякие периодизации. В неоэволюционизме с его основной концепцией «многолиней- ности», несомненно, сохранилось влияние релятивизма, однако Стюард, стремясь отмежеваться от последнего, подчеркивая отличие взглядов неоэволюционистов от положений релятивистов. Критикуя релятивизм, он писал, что эта теория, понимающая развитие как расхождение, аналогична концепции биологической эволюции. «У релятивистов,— по словам Стюарда,— накопительное изменение идет по расходящимся путям, хотя оно иногда конвергентно и от случая к случаю параллельно, тогда как у неоэволюционистов оно идет параллельными путями развития.. Релятивисты считают,— писал он далее,— что в каждой культурной традиции неизменно сохраняется довольно определенный качественно уникальный тип и происходит лишь количественное усложнение этого типа. С точки зрения неоэволюционистов уровни развития отмечаются возникновением качественно новых институтов или типов интеграции... Эволюционизм отличается от релятивизма тем, что приписывает качественные различия последовательным стадиям развития, независимо от определенных традиций, тогда как релятивизм приписывает их скорее культурной традиции или культурному ареалу, чем стадии развития»м. Хотя Стюард подвергал критике антиисторизм, релятивистский эмпиризм, концепцию культурного ареала исторической школы в этнографии США, однако концепция мпоголшшйяой эволюции была, несомненно, порождением теоретических ориентации этой школы. Это особенно наглядно проявилось в его утверждении, что для современных эволюционистов, сторонников многолинейной эволюции, характерен метод индукции, отличающий их от якобы дедуктивного метода суждений эволюционистов XIX в. и Л. Уайта. Говоря от имени всех неоэволюционистов, Стюард писал: «Большинство из нас современных эволюционистов, отличается от Уайта тем, что начинает свое исследование с подробных частностей локальных, ареальных культур и конкретных последовательностей событий, постепенно расширяя его границы и обобщая выводы относительно структур и процессов путем пробных гипотез, которые могут быть проверены путем сравнений». Стюард признавал при этом, что «этот подход отчасти является следствием издавна установившегося признания культурного ареала как таксономической категории... Однако этот подход,— заверял Стюард,— не есть антиэволюционизм или релятивизм» 6\ Но очевидно, что последний сковывал историческое мышление неоэволюционистов. Культурная экология Стюарда. Главную задачу неоэволюционизма Стюард видел в причинном объяснении развития различных форм и линий развития человеческих культур. Но исторический материализм он считал неприемлемым объяснением, ошибочно трактуя его как «экономический материализм». Более привлекательным он считал технологический детерминизм Л. Уайта. «Против теории, согласно которой технология или контроль над природой непосредственно влияет на общество и опосредствованно оформляет религию и философию, —писал он,— будут возражать только те, кто видит в идеологии отправной пункт культурных изменений» ®5. Однако недостатком материалистической концепции Уайта он считал слишком высокий уровень обобщений, которые не объясняют частности и отклонения от общего. Объяснения последним, по убеждению Дж. Стюарда, может дать его «евристическая концепция культурной экологии», представляющая собой по существу техно-средовой детерминизм, некий синтез технологического детерминизма и географического детерминизма. Само понятие «культурная экология» Стюард расшифровывал как обозначение процесса приспособления данной культуры к данной естественной среде. «Культурно-экологическая адаптация,— писал он,— является одним из важнейших созидательных процессов культурного изменения»Сторонники концепции многолинейной эволюции, по Стюарду, интересуются конкретными культурами, а объяснение их своеобразия может дать теория культурной экологии. Приспособление данной культуры к данной естественной среде, по мнению Стюарда, предполагает взаимодействие двух элементов: естественной среды и определенных культурных изобретений, с помощью которых эксплуатируется естественная среда'. При этом Стюард, признавая действие «культурно-исторических» и «культурно-экологических» причин, считал неверным положение, что исторические факторы более важны, чем факторы среды, по существу последним он придавал первостепенное значение. В то же время Стюард подчеркивал отличие своей концепции «культурной экологии» от географического детерминизма. Главное различие между двумя концепциями он видел в том, что географический детерминизм учитывает значение всей совокупности естественных особенностей среды, а культурная экология отводит определяющее значение лишь тем естественным ресурсам, от которых зависит существование данной популяции. Однако в причинной цепочке его техно-средового детерминизма условия среды первичны, они определяют технологию ее использования, а последняя в свою очередь, определяет все другие аспекты культуры. По мнению Стюарда, среда не только допускает нрименение определенной технологии или препятствует ему, но специфические черты окружающей среды могут вызвать также социальные приспособления с далеко идущими последствиями. Общества, имеющие одинаковую технику, отличаются одно от другого вследствие специфических особенностей местности, «одинаковые изобретения могут быть по-разному использованы и вызовут различные социальные устройства в каждой данной среде» Стюард подменял уровень развития производительных сил в данном обществе его специализацией.^ Его экологическая концепция сводилась к следующему: характер естественной среды определяет специализацию общества, специализация же определяет характер общественных отношений. У бродячих собирателей ншци, подобных шошонам Большого Бассейна, вследствие «социально фрагментирующего» влияния среды складывается «семейный уровень социокультурной интеграции»; охота на дичь, водящуюся небольшими разбросанными стадами, дает патрилнией- ную общину; при охоте же на животных, живущих большими мигрирующими стадами, создаются совершенно иные социальные формы и т. д. Подобная постановка вопроса подчиняет по существу социальные закономерности природным. Об этом говорит и сам термин «экология», заимствованный из биологии, где он означает взаимосвязь между организмом и средой. Но если можно говорит!» о приспособлении биологических видов к среде, то употребление этого термина для характеристики взаимоотношений между природой и человеческим обществом означает перенесение биологических законов на общество, трактовку человека лишь как существа биологического. Адаптация к среде предполагает доминирующее значение последней. Очевидно, в своих рассуждениях о культурно-экологическом приспособлении как определяющем факторе в развитии общества Стюард игнорировал вторую сторону взаимоотношений между природой и человеком, заключающуюся в воздействии человека на природу, обусловливаемом уровнем социально-экономического развития общества, в котором он живет. Основоположники марксизма-ленинизма решали вопрос о взаимоотношениях человека и природы с позиций последовательно развивавшегося ими учения о человеке как существе общественном. К. Маркс, отмечая, что человек всегда выступает как субъект, а природа —- как объект, писал не о приспособлении человека к среде, а об активном производительном ее использовании человеком. «...В процессе производства,— писал Маркс,— члены общества приспосабливают (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям» "s. Таким образом, на первое место Маркс ставит производительную деятельность самого человека, характеризуя ее как «прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ.между собой и природой» Говоря о диалектическом отношении между человеком п природой, К. Маркс писал: «Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги,' голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет, свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» 70. Характером производства, состоянием производительных сил и производственных отношений определяется и характер использования человеком окружающей среды. Как писал К. Маркс, «...из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства» Как видим Маркс, говоря об определяющей роли материала ного производства в отношениях людей к природе, в то же время отмечал воздействие природы па социальную и духовную жизнь людей. Экология Стюарда теснейшим образом связана с его концепцией плюрализма. Именно разнообразием природных условий он пытался объяснить многолинейпость развития человеческого об* щес.тва, которую он, как мы видели, безуспешно стремился про* тивоноставить идее единства мировой истории. Стюард отвергал марксизм, не зная сути его и слепо следуя искаженному изображению марксизма своими коллегами, и в частности К. Витфогелем, предубежденно пытавшимися огуладю обвинить марксизм в пороках механического плоского эволюционизма. Механизм дискредитации марксизма-ленинизма в их трудах напоминал прием фальсификации социализма, о котором писал В. И. Ленин: «...сначала извратить социализм, приписав ему нелепость, а потом победоносно опровергнуть нелепицы!» п. Отождествив марксистскую периодизацию истории с плоско- эволюционной схемой всеобщих стадий, Стюард пытался противопоставить ей взгляды «культурных релятивистов XX века», под- твержденные-де «массовым материалом», свидетельствующим о том, что «конкретные культуры значительно отличаются друг от друга и не проходят через однолинейные стадии» 13. Здесь мы видим еще один пример характерного для этнографов США исторической школы формально-логического метода рас- Суждений и непонимания диалектики соотношения общего и конкретного в историческом процессе. В. И. Ленин постоянно подчеркивал, что диалектика властвует в объективном мире, в сложных и многообразных процессах природы и общества. Поэтому и познание этих процессов должно быть диалектическим. «Марксова диалектика,— писал В. И. Ленин,— требует конкретного анализа каждой особой исторической ситуации» 74. Прежде чем противопоставлять марксизму концепцию многолинейной эволюции, Стюарду и его последователям полезно было бы знать о многократных высказываниях К. Маркса о необходимости изучения многообразия путей исторического развития, анализа отдельных конкретных вариаций одного и того же типа общественно-экономической формации, «...один и тот Hie экономический базис — один и тот же со стороны основных условий,— писал К. Маркс,— в третьем томе «Капитала»,— благодаря бесконечно разнообразным эмпирическим обстоятельствам, естественным условиям, расовым отношениям, действующим извне историческим влиянием и т. д.— может обнаружить в своем проявлении бесконечные вариации и градации, которые возможно понять лишь при помощи анализа этих эмпирически данных обстоятельств» 75. Думается, что этот подход К. Маркса не будет оспариваться ни одним релятивистом. Основоположники марксизма-ленинизма, подходя к изучению истории общества диалектически, делали вывод о том, что отдельные народы могут развиваться в известных условиях, минуя ту или иную стадию на общих ступеней человеческого прогресса. Широко известно, например, марксистское предвидение о некапиталистическом развитии отдельных народов. Этнографам США хорошо известен полный драматизма скачок индейских народов из первобытности в капитализм, минуя посредствующие стадии общего хода истории человечества. Таким образом, сущность концепции многолишчшой эволюции Стюарда заключалась в принятии понятия зволюции без связанной с шм идеи единства исторического процесса н всеобщности К этим выводам Стюарда привел, несомненно, анализ документированных данных о коренных изменениях, происходивших па протяжении XVIII—XIX вв. в обществе индейских охотников канадской тайги, в результате превращения их в трапперов, промышляющих товарную пушнину н эксплуатируемых европейскими скупщиками пушшшы. В статье «Эволюционные принципы н социальные тины» опубликованной в сборнике, вышедшем в связи с дарвиновским юбилеем, Стюард определенно высказался против существующих в науке попыток отождествления биологической и социальной эволюции. «Хотя культурная эволюция является продолжением биологической,— писал он,—но из этого не вытекает, что культурная эволюция следует принципам биологической эволюции». Он подверг критике идеализм концепции, творческой эволюции Дж. Гексли и концепцию стиля А. Кробера как начала, определяющего целостность культуры. В этой статье Стюард подчеркивал необходимость изучения общих яакоиомериостей культурной эволюции, отходя тем самым к какой-то мере от релятивизма концепции многолинейной эволюции". Еще определеннее эта же мысль была высказана им в некрологе А. Кроберу в 1961 г. Здесь он писал о своем «убеждении в том, что можно выявить общие причинности и процессы, которые не обязательно должны быть характерными для каждой релятивистски уникальной культуры»78. Здесь им было высказано вирное понимание соотношения общего и частного, тогда как ранее, как мы видели выше, он считал, что всякие обобщения должны объяснять все частности. Сам Стюард признавал, что в зтоп работе им высказан «относительно новый подход», отличающийся от ' релятивистского подхода. Он ратовал здесь па широкие обобщения на основе с раннительного изучения частных, конкретных процессов, за создание «сравнительной и ииолтциоииои таьтоно- Q Зккаа мии культур, на которую но способен был релятивизм В статье «Причинные факторы и процессы эволюции дозем- ледельческих обществ»80 Стюард по существу отходит от идеи об извечности малой семьи как исходной социально-экономической ячейки в истории человечества. Особенно характерно в этом илане послесловие Стюарда в издании 1968 г. его работы 1936 г., в которой он пытался данными но этнографии шошоиов обосновать свою концепцию «семейного уровня социокультурной интеграции»81, постулировавшую изначальность малой семьи, как экономической единицы. Эта концепция Стюарда до сих пор широко используется сторонниками патриархальной теории. Тем примечательнее, что сам теоретик подверг ее пересмотру в этом послесловии. Признавая, что переоценил тогда экономическую самостоятельность «малых биологических семей шошопов», что теперь он склонен считать, что эти семьи объединялись в общины, «которые были сходны с общинами собирателей л охотников» 8S. Этими высказываниями Стюард поставил под сомнение изначальность патриархальной семьи. Еще более решительно отходил Стюард от релятивизма многолинейной эволюции в его посмертно опубликованном труде, посвященном анализу и оценке научного наследства А. Кробера как одного «из лидеров современной антропологии» (или этнографии) Запада83. В этой работе особенно отчетливо проявляется и общность исходных точек зрения, и различия в историко-философских взглядах двух выдающихся этнографов США XX в. Дж. Стюарда и А. Кробера. Стюард критикует Кробера как типичного представителя исторической школы в американской этнографии, подчеркивая тем самым свой отход от ее теоретических осиов. Он характеризует Кробера как идеалиста и культурного релятивиста, хотя и высказывавшегося к концу своей жизни за признание эволюции и прогресса, но не стоявшего еще, по словам Стюарда, «на позициях культурной эволюции». Неприемлемыми считал Стюард устанавливаемые Кробером сходства между биологической и культурной эволюцией, видя в этом влияние на Кробера Дж. Гексли и Тейлорда де Жардепа. Он подчеркивал и здесь специфику культурной эволюции и критиковал взгляды Дж. Гексли и «многих так называемых культурных эволюционистов» за то, что они игнорируют различие между социальной и биологической эволюцией. «Хотя культурная эволюция,— писал он,— стала возможной вследствие биологической эволюции человеческого мозга и других физических признаков человека, во она не может быть объяснена па остове тех же црцнцшнж. что и биологическая эволюция»84, В этой работе Стюард решительно высказывался против релятивистского подчеркивания Кробером уникальности отдельных культур и игнорирования «закономерностей, общих для этих культур»85, хотя, как отмечалось выше, в книге 195"> г. эта жв абсолютизация уникальности еще лежала в основе концепции мпоголинейной эволюции самого Стюарда. Критике подвергнута также переоценка Кробером значения процессов диффузий как фактора, якобы снимающего причинности, закономерности и возможности предвидения88. «Причинные факторы,—писал Стюард,— могут быть определены с большой долей вероятности даже при отсутствии стопроцентного проявления их действия» 87. Стюард упрекал Кробера в сосредоточении его интереса на областях духовной культуры и в «невнимании к более базовым аспектам культуры, в отсутствии интереса к методологии, которая обнаружила бы многочисленные примеры причинности» 8S. Характерно, что изложив здесь кратко суть концепции культурно-экологического детерминизма, Стюард не осуждал Кробера за пренебрежение ею и сам не высказывался в защиту ее, хотя за четыре года до этого он излагал суть своей концепции в статье «Культурная экология» для «Международной энциклопедии социальных наук»89, а в рецензии 1960 г. на книгу JL Уайта «Эволюция культуры» он упрекал последнего в том, что он не пользуется «евристической концепцией культурной экологии» Однако этот пересмотр своих концепций Стюардом в этнографической науке Запада в общем-то не принимается во внимание. В истории теоретической мысли США его имя до сих пор связывается с концепцией многолинейной эволюции, изложенной в его труде 1955 г. Он характеризуется как основатель энвайроменталистско-эволюционного направления в западной этнографии. Концепция многолинейной эволюции с ее теорией техно-средового детерминизма Стюарда оказывает огромное влияние на теоретические ориентации и этнографов и археологов США. Она является по существу методологической основой неоэволюционизма в этнографии и археологии США 70-х годов. Под ее воздействием сложилась в американской этнографии так называемая экологическая антропология. 4 Murphy П. Dialectics о! social life. Now York, 1971, p. 31. 2 Little K.— American anthropological association memoir, 1963, N 94, p. 366. 3 Cohen It The strategy of social evolution.— Anthropologica, 1962, vol. IV, N' 2, p. 322. 4 Henry F. The rolo of field worker in the explosive political situation.— Current anthropology, 1966, vol. 7, N f>: Nelson B. Anthropologists debate: concern over future of foreign research.— Science, 1966, N 154, p. 1525—27. Ituhin V. Anthropology of development.—In: Biennial review of anthropology. Stanford, 1961, p. 120. «Mead Л/. Applied anthropology.— In: Some uses of anthropology, theoretical and applied. Now York, 1958; Cultural patterns and technical chan- до/Ktl by M. Mt»ad. New York, 1959; The United States and Africa/Ed. by W. (ioklsrhmidt. New York, 1958. 7 A it nub erg ('. <V., Niehoff A. II. Introducing social change.--In: A manual for Americans ovrnwas. Chicago, 1961 8 Хороший обзор исследований общины дан Г. Гсерцем, одним из теоретиков «теории общины» в работе: Geertz G. Studies in community life: community and society.— In: Biennial review of anthropology, 1901. 9 Arensherg"С. M., Kimball S. F. Culture and community as object and as sample.— American anthropologist, 1961, vol. 63, N 2. 10 Anthropology today: An appraisal of anthropology today. Chicago, 1953. 11 Khickhohn C. Developments in the field of anthropology in the twentieth century. Cahiers d'histoiro mondiale, Paris, 1957, N 3, p. 767. 12 Tax B. From Lafitean to Radcliff — Brown.— In: Social anthropology of North American tribes. Chicago, 1955; Eggan F. Social anthropology: methods and results.— Ibid. 13 Yearbook of anthropology. New York, 1955; См. об этом: Аверкиееа Ю. П. О постановке некоторых проблем в современной американской этнографии.— Сов. этнография, 1958, № 3. 14 Bidney D. Рец. на кн.: Huxley J. New bottles for new wine.— American anthropologist, 1958, vol. 60, N 6, pt 1, p. 1212. 15 Rubin V. Op. cit, p. 158. 16 Smith B. Anthropology and psychology.— In: For a science of social man. New York, 1954, p. 34. 17 Beals R. Current trends in American ethnology.— In: Men and cultures: Selected papers of the fifth international Congress of anthropological and ethnological sciences. Filadelphia, 1960. ia Kluckhohn C. Developments in the field of anthropology..., p. 767. 19 Bidney D. Op. cit, p. 1212.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |