КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Идеалистические тенденции в этнографии США
Но наряду с направлениями, выражающими в общем-то материалистические ориентации в развитии современной теоретической мысли, в этнографии США наблюдаются тенденции, воскрешающие идеалистические теории. Наиболее отчетливо это проявилось в теоретических установках «новой этнографии», называемой также «этнонаукой», «этносемантикой», «этнографией познания», «эт- нометодологией», возникшей в 50—60-е годы под влиянием структурной лингвистики Б. Уорфа. Идейные корни этнонауки уходят к идеалистической теории понимания В. Дилтея, как проникновения в глубины психической жизни народа. На этой идейной основе этнонаука развивается параллельно социологии познания В американской социологии, как попытка создать теорию понимания в этнографии. Теоретики этнонауки объявляют ее задачей изучение не реально наблюдаемых этнографом в поле вещей и явлений, а описание, по словам Г. Гарфинкеля, «практического социологического мышления людей изучаемого общества» \ Другой видный теоретик этого направления У. Стертевант, один из первых выступивших с программой этноиаучных исследованиицели этнонауки определял как понимание общества путем изучения представлений, знаний об окружающем мире людей исследуемого общества. Этнограф, но мысли С/гертеванта, должен бесстрастно, без предвзятости, адекватно описывать, как изучаемый им народ воспринимает, упорядочивает, возводит в структуру хаос окружающего его мира, Стертевант исходит при этом из идеи М. Вебера, что только сознание упорядочивает хаос действительности и что ЯЮдям • вообще- присуще стремление к упорядочиванию. У. Стертевант пытается подчеркнуть объективность такого подхода, настаивая на том, что этнограф должен вести описание в терминах, «свободных от культурной нагрузки», т. е. фактически якобы «свободных» от идеологической нагрузки. Этнограф представляется Стертеванту как существо, сложившееся в некоем идейном вакууме, движимое присущим людям стремлением к пониманию другого общества. Как видим, Стертевант сохраняет приверженность к «наивному эмпиризму» школы Ф. Боаса, преодоленному уже большинством современных этнографов США, сознающих и подчеркивающих бесспорный факт, что и этнограф является продуктом своей социальной среды, что сказывается и на выборе им темы исследования и на самих подходах к ее решению. С исторической школой Стертеванта роднит и атомарный подход к изучаемому обществу («культуре» — по его словам), которое представляется ему как простая сумма народных представлений. Приверженцы этнонауки много внимания уделяют определению «правильных» вопросов и «правильной» их постановке с тем, чтобы получить «адекватные» ответы; разработке словаря для более точной записи представлений и идей людей изучаемого общества, считая, что «чем лучше словарь — тем лучше этнография» 3. Пока что больше всего этнонаучных исследований сделано в области компонентного анализа терминов родства. Число приверженцев этнонауки незначительно и достижения свои они оценивают скромно, но надеются создать этнографическую теорию познания и противопоставить идеализм ее установок материалистическим тенденциям, берущим, однако, верх в развитии теоретической мысли в этнографии США. Очевидно, что сторонники этнонауки отождествляют исторический процесс с историческим познанием и сводят первый ко второму. Преподнося это как гносеологический прием, они снимают проблему объективной истины, игнорируют доказанное марксизмом положение, что общество развивается по своим собственным законам, незат внсимым от воли и сознания людей, хотя эти законы являются законами человеческой деятельности и только в ней и проявляются. В. И. Ленин в свое время подверг убедительной критике богдановскую теорию «тождества» общественного бытия и общественного сознания, подчеркивая, что исторический материализм «признает общественное бытие независимым от обществен- ного сознания» Идеализм и ограниченность этнонаучных подходов не раз подвергались критике со стороны ряда американских этнографов \ По словам М. Харриса, этнонаука «не новый подход в этнографии», а «новая старая этнография» \ С идеалистических позиций критикуют этнонауку представители американской социологии познания'. М.-В. Ватсон-Франк и Л. Ватсои подвергли критике трактовку Стертевантом культуры как простой суммы частей, которая ие учитывает, по их словам, «диалектику связи между, целым к ere частями». Не состоятельной считают они и трактовку «объективности» этнографа, в своем мировоззрении якобы, ■свободного от воздействия и своей и чужой общественных систем. В то же время они положительно оценивают этнонауку как попытку развить в этнографии теорию понимания. Против материалистических тенденций в американской этнографии направлена и идея «диалектики социальной жизни» Р. Морфи. В своем труде 8 он пишет о необходимости критического рассмотрения происходящих в обществе процессов с позиций экзистенциализма, называемого им «немарксистской диалектической философией». Результаты такого анализа убеждают F. Морфи в том, что современный кризис западного общества не несет в себе симптомов революции, не угрожает революцией. Он просто присущ природе человека. Так диалектика философии жизни становится апологетикой существующего буржуазного общества. 1 С «немарксистской диалектикой жизни» Р. Морфи смыкается так называемая неомарксистская «критическая диалектическая антропология». Это две разновидности современного экзистенциализма. С развернутым изложением установок критической антропологии на IX МКАЭН (1973 г.) выступил американский этнограф и социолог С. Левин9. Назвав свой доклад «Критическая антропология и критика повседневной жизни», он охарактеризовал'эту «новую науку» как «неомарксизм», или «марксизм эпохи организованного капитализма», или «новая критика современного неокапитализма». Она должна заменить теперь, по Левину, якобы устаревшую и непригодную для неокапитализма критику Марксом политической экономии капитализма зарождающегося; «неокапитализм» отличается от старого, по Левину, новым содержанием понятий класс и классовая борьба. Рабочий класс, по словам Левина, «интегрировался» в экономическую систему капитализма, вследствие чего рабочие-де заинтересованы в ее сохранении, поэтому классовые грани стерлись и исчезло классовое самосознание пролетариата. Эти рассуждения Левина направлены, несомненно, на опровержение марксистского положения о том, что в эпоху империализма, как писал В. И. Ленин, «наряду с ростом общественного богатства растет общественное неравенство, углубляется, расширяется пропасть между классом собственников (буржуазией) и классом пролетариата» 10. Изменилось также, по Левину, соотношение базиса и надстройки, появились сомнения в трудовой теории стоимости, а также в теории отражения реальности в представлениях о ней. Все это служит препятствием к социалистической революции и убеждает, видимо, Левина в вечности капитализма. К современным марксистам Левин относит и «франкфуртскую школу марксизма» (К). Габермас, Г. Маркузо и др.). Задачей неомарксизма Левин считает приспособление марксистской терминологии к новым условиям, главным же предметом его исследования объявляется индивид. "''Между марксовой политической экономией и критической антропологией, отождествляемой Левиным с экзистенциализмом, есть, по его мпспию, то общее, что идейной основой того и другого является-де философский антропологизм. Правда, противопоставляя воззрения молодого Маркса и зрелого Маркса, Левин заключает, что философский антропологизм был в большей мере присущ молодому Марксу, что молодой Маркс быя-де более «гуманистичен», чем зрелый. Левин повторяет широко распространенные в западной буржуазной социологии попытки показать, что Маркс использовал философский антропологизм (а не материализм) Фейербаха. Спекулируя на том, что в ранних произведениях классиков марксизма можно встретить такие фсйербаховские понятия, как «родовая сущность человека», «натуралистический гуманизм», а в «Святом семействе» Маркс и Энгельс называли свое учение не коммунизмом, а «реальным гуманизмом», критики марксизма игнорируют новое содержание этих (заимствованных у Фейербаха) понятий и пытаются противопоставить раннего Маркса зрелому Марксу. Нельзя отрицать связь между воззрениями молодого Маркса и зрелого Маркса и не видеть в то же время их качественные различия. Изучение произведений молодого Маркса и молодого Энгельса является важным условием более глубокого понимания развития и формирования общих п частных идей, теоретических положений, категорий марксистскохх философии. Чтобы подорвать доверие к мар1[4]систской философии, враги ее, прикрываясь названием неомарксистов, абсолютизируют форму некоторых выражений, встречающихся в ранних работах класси- ков марксизма, подвергают ревизии саму суть созданного ими учения. Сам же неомарксизм критической антропологии представляет собой буржуазную ревизию марксизма, масхшрующуюся под марксизм, это антимарксизм, который выливается в апологетику капитализма. Проявлением идеалистических тенденций в этнографии США является появление за последние годы так называемой «антропологии символизма». Сторонники ее по существу продолжают развивать идеи Л. Уайта об определяющей роли символов в истории человеческого обществаи. Наиболее видным теоретиком этого направления стал в 70-е годы М. Салинс, скатившийся с позиций хотя и вульгарного материализма и ставший на путь идеализма и опровергателя исторического материализма. Все эти разновидности иеоэволюционизма, неомарксизма, неосимволизма, несомненно, свидетельствуют о поисках в этнографии США социологической теории, о попытках преодолеть теоретический тупик, в который завела науку историческая школа. A handbook of method in cultural anthropology/Ed. by R. Naroll, R. Cohen. New York, 1970; Werner 0. Some new developments in ethnoceman- tics and theory and practice of lexical semantic fields.— In: Current trends in linguistics/Ed. by Th. Sobeok. The Hague, 1974, vol. 12. * Ленин Л. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 343. 5 Barling R. Cognition and c-omponential analysis: God's truth or hocus-pocus—American anthropologist, 1959, vol. 60, N 1; Enemic and emetic analysis in social anthropology: The rise of anthropological theory —American anthropologist, 1966, vol. 68, N 3, p. 568—597. ' Лап-is M, The rise of anthropological theory. New York, 1968, p. 597. 7 Watson-Franke M. В., Watson L. Understanding in anthropology. A Philosophical reminder.— Curren t anthropology, 1975, vol. 16, N 2. 8 Murphy R. P. Dialectics of social life. New York, 1971. 9 Lewin S. K. Critical anthropology and critique of everyday life.— Доклад на IX МКАЭН. Chicago, 1973. 10 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 204. 11 Peacock J. L. Concionsness and change: symbolic anthropology in evolutionary perspective. New York, 1975; Sahlins M. D. Culture and practical reason. Chicago, 1976. Глава 3
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |