Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалистические тенденции в этнографии США




Но наряду с направлениями, выражающими в общем-то материа­листические ориентации в развитии современной теоретической мысли, в этнографии США наблюдаются тенденции, воскрешаю­щие идеалистические теории. Наиболее отчетливо это проявилось в теоретических установках «новой этнографии», называемой так­же «этнонаукой», «этносемантикой», «этнографией познания», «эт- нометодологией», возникшей в 50—60-е годы под влиянием струк­турной лингвистики Б. Уорфа. Идейные корни этнонауки уходят к идеалистической теории понимания В. Дилтея, как проникно­вения в глубины психической жизни народа. На этой идейной основе этнонаука развивается параллельно социологии познания В американской социологии, как попытка создать теорию пони­мания в этнографии.

Теоретики этнонауки объявляют ее задачей изучение не ре­ально наблюдаемых этнографом в поле вещей и явлений, а опи­сание, по словам Г. Гарфинкеля, «практического социологического мышления людей изучаемого общества» \ Другой видный тео­ретик этого направления У. Стертевант, один из первых высту­пивших с программой этноиаучных исследованиицели этнонау­ки определял как понимание общества путем изучения представ­лений, знаний об окружающем мире людей исследуемого общества. Этнограф, но мысли С/гертеванта, должен бесстрастно, без предвзятости, адекватно описывать, как изучаемый им народ вос­принимает, упорядочивает, возводит в структуру хаос окружаю­щего его мира, Стертевант исходит при этом из идеи М. Вебера, что только сознание упорядочивает хаос действительности и что ЯЮдям • вообще- присуще стремление к упорядочиванию. У. Стер­тевант пытается подчеркнуть объективность такого подхода, на­стаивая на том, что этнограф должен вести описание в терми­нах, «свободных от культурной нагрузки», т. е. фактически якобы «свободных» от идеологической нагрузки. Этнограф представ­ляется Стертеванту как существо, сложившееся в некоем идей­ном вакууме, движимое присущим людям стремлением к понима­нию другого общества. Как видим, Стертевант сохраняет приверженность к «наивному эмпиризму» школы Ф. Боаса, пре­одоленному уже большинством современных этнографов США, со­знающих и подчеркивающих бесспорный факт, что и этнограф является продуктом своей социальной среды, что сказывается и на выборе им темы исследования и на самих подходах к ее ре­шению.

С исторической школой Стертеванта роднит и атомарный под­ход к изучаемому обществу («культуре» — по его словам), ко­торое представляется ему как простая сумма народных представ­лений.

Приверженцы этнонауки много внимания уделяют определе­нию «правильных» вопросов и «правильной» их постановке с тем, чтобы получить «адекватные» ответы; разработке словаря для более точной записи представлений и идей людей изучаемого об­щества, считая, что «чем лучше словарь — тем лучше этногра­фия» 3.

Пока что больше всего этнонаучных исследований сделано в области компонентного анализа терминов родства.

Число приверженцев этнонауки незначительно и достижения свои они оценивают скромно, но надеются создать этнографиче­скую теорию познания и противопоставить идеализм ее устано­вок материалистическим тенденциям, берущим, однако, верх в развитии теоретической мысли в этнографии США. Очевидно, что сторонники этнонауки отождествляют исторический процесс с историческим познанием и сводят первый ко второму. Преподно­ся это как гносеологический прием, они снимают проблему объ­ективной истины, игнорируют доказанное марксизмом положение, что общество развивается по своим собственным законам, незат внсимым от воли и сознания людей, хотя эти законы являются законами человеческой деятельности и только в ней и прояв­ляются. В. И. Ленин в свое время подверг убедительной кри­тике богдановскую теорию «тождества» общественного бытия и общественного сознания, подчеркивая, что исторический материа­лизм «признает общественное бытие независимым от обществен- ного сознания»

Идеализм и ограниченность этнонаучных подходов не раз под­вергались критике со стороны ряда американских этнографов \ По словам М. Харриса, этнонаука «не новый подход в этногра­фии», а «новая старая этнография» \ С идеалистических пози­ций критикуют этнонауку представители американской социоло­гии познания'. М.-В. Ватсон-Франк и Л. Ватсои подвергли кри­тике трактовку Стертевантом культуры как простой суммы частей, которая ие учитывает, по их словам, «диалектику связи между, целым к ere частями». Не состоятельной считают они и трак­товку «объективности» этнографа, в своем мировоззрении якобы,

■свободного от воздействия и своей и чужой общественных си­стем. В то же время они положительно оценивают этнонауку как попытку развить в этнографии теорию понимания.

Против материалистических тенденций в американской этно­графии направлена и идея «диалектики социальной жизни» Р. Морфи. В своем труде 8 он пишет о необходимости критиче­ского рассмотрения происходящих в обществе процессов с пози­ций экзистенциализма, называемого им «немарксистской диалек­тической философией». Результаты такого анализа убеждают F. Морфи в том, что современный кризис западного общества не несет в себе симптомов революции, не угрожает революцией. Он просто присущ природе человека. Так диалектика филосо­фии жизни становится апологетикой существующего буржуаз­ного общества.

1 С «немарксистской диалектикой жизни» Р. Морфи смыкается так называемая неомарксистская «критическая диалектическая антропология». Это две разновидности современного экзистенциа­лизма. С развернутым изложением установок критической антро­пологии на IX МКАЭН (1973 г.) выступил американский этно­граф и социолог С. Левин9. Назвав свой доклад «Критическая антропология и критика повседневной жизни», он охарактеризо­вал'эту «новую науку» как «неомарксизм», или «марксизм эпохи организованного капитализма», или «новая критика современного неокапитализма». Она должна заменить теперь, по Левину, яко­бы устаревшую и непригодную для неокапитализма критику Марк­сом политической экономии капитализма зарождающегося; «нео­капитализм» отличается от старого, по Левину, новым содержа­нием понятий класс и классовая борьба. Рабочий класс, по словам Левина, «интегрировался» в экономическую систему капитализма, вследствие чего рабочие-де заинтересованы в ее сохранении, по­этому классовые грани стерлись и исчезло классовое самосозна­ние пролетариата. Эти рассуждения Левина направлены, несом­ненно, на опровержение марксистского положения о том, что в эпоху империализма, как писал В. И. Ленин, «наряду с ростом общественного богатства растет общественное неравенство, углуб­ляется, расширяется пропасть между классом собственников (бур­жуазией) и классом пролетариата» 10. Изменилось также, по Ле­вину, соотношение базиса и надстройки, появились сомнения в трудовой теории стоимости, а также в теории отражения реаль­ности в представлениях о ней. Все это служит препятствием к социалистической революции и убеждает, видимо, Левина в веч­ности капитализма. К современным марксистам Левин относит и «франкфуртскую школу марксизма» (К). Габермас, Г. Маркузо и др.). Задачей неомарксизма Левин считает приспособление марк­систской терминологии к новым условиям, главным же предме­том его исследования объявляется индивид.


"''Между марксовой политической экономией и критической ант­ропологией, отождествляемой Левиным с экзистенциализмом, есть, по его мпспию, то общее, что идейной основой того и другого является-де философский антропологизм. Правда, противопостав­ляя воззрения молодого Маркса и зрелого Маркса, Левин заклю­чает, что философский антропологизм был в большей мере при­сущ молодому Марксу, что молодой Маркс быя-де более «гума­нистичен», чем зрелый. Левин повторяет широко распространен­ные в западной буржуазной социологии попытки показать, что Маркс использовал философский антропологизм (а не материа­лизм) Фейербаха.

Спекулируя на том, что в ранних произведениях классиков марксизма можно встретить такие фсйербаховские понятия, как «родовая сущность человека», «натуралистический гуманизм», а в «Святом семействе» Маркс и Энгельс называли свое учение не коммунизмом, а «реальным гуманизмом», критики марксизма иг­норируют новое содержание этих (заимствованных у Фейербаха) понятий и пытаются противопоставить раннего Маркса зрело­му Марксу. Нельзя отрицать связь между воззрениями молодого Маркса и зрелого Маркса и не видеть в то же время их каче­ственные различия. Изучение произведений молодого Маркса и молодого Энгельса является важным условием более глубокого понимания развития и формирования общих п частных идей, теоретических положений, категорий марксистскохх философии. Чтобы подорвать доверие к мар1[4]систской философии, враги ее, прикрываясь названием неомарксистов, абсолютизируют форму некоторых выражений, встречающихся в ранних работах класси- ков марксизма, подвергают ревизии саму суть созданного ими учения. Сам же неомарксизм критической антропологии пред­ставляет собой буржуазную ревизию марксизма, масхшрующуюся под марксизм, это антимарксизм, который выливается в аполо­гетику капитализма.

Проявлением идеалистических тенденций в этнографии США является появление за последние годы так называемой «антро­пологии символизма». Сторонники ее по существу продолжают развивать идеи Л. Уайта об определяющей роли символов в ис­тории человеческого обществаи. Наиболее видным теоретиком этого направления стал в 70-е годы М. Салинс, скатившийся с позиций хотя и вульгарного материализма и ставший на путь идеализма и опровергателя исторического материализма.

Все эти разновидности иеоэволюционизма, неомарксизма, нео­символизма, несомненно, свидетельствуют о поисках в этногра­фии США социологической теории, о попытках преодолеть тео­ретический тупик, в который завела науку историческая школа.

A handbook of method in cultural anthropology/Ed. by R. Naroll, R. Co­hen. New York, 1970; Werner 0. Some new developments in ethnoceman- tics and theory and practice of lexical semantic fields.— In: Current trends in linguistics/Ed. by Th. Sobeok. The Hague, 1974, vol. 12.

* Ленин Л. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 343.

5 Barling R. Cognition and c-omponential analysis: God's truth or hocus-po­cus—American anthropologist, 1959, vol. 60, N 1; Enemic and emetic ana­lysis in social anthropology: The rise of anthropological theory —Ameri­can anthropologist, 1966, vol. 68, N 3, p. 568—597.

' Лап-is M, The rise of anthropological theory. New York, 1968, p. 597.

7 Watson-Franke M. В., Watson L. Understanding in anthropology. A Philo­sophical reminder.— Curren t anthropology, 1975, vol. 16, N 2.

8 Murphy R. P. Dialectics of social life. New York, 1971.

9 Lewin S. K. Critical anthropology and critique of everyday life.— Доклад на IX МКАЭН. Chicago, 1973.

10 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 6, с. 204.

11 Peacock J. L. Concionsness and change: symbolic anthropology in evolu­tionary perspective. New York, 1975; Sahlins M. D. Culture and practical reason. Chicago, 1976.

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.