Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 5 страница




20 Steward J. II. Evolutionary principles and social types.— In: Evolution af­ter Darvin. Vol. 1—3. Chicago, 1960, vol. 2, p. 184.

21 Evolution and anthropology: a centennial appraisal. Washington, 1959; Evo­lution after Darvin. Vol. 1—3.

22 Evolution after Darvin, vol. 2. The evolution of man: mind, culture and society, p. 153.

23 Herskovits M. I. Past developments and present currents in ethnology.— American anthropologist, 1959, vol. 61, N 3; Mead M. Current trends in American ethnology.—American anthropologist, 1961, N 3, p. 481.

24 Wolf E. Рец. на кн.: White L. A. The science of culture.— American anth­ropologist, 1960, vol. 62, N 1, p. 149.

25 Hultkranz A. General ethnological concepts.— In: International dictionary of regional European ethnology and folklore. Copenhagen, 1960, vol. 1, p. 190.

2S Характерно, что термин «неоэволюционизм» был синонимом понятия «ограниченный эволюционизм», которым охарактеризовал Р. Лоуи исто­рико-философскую концепцию патера В. Шмидта. (Lowie R. History of ethnological theory. New York, 1937, p. 289).

27 Spencer H. First principle. London, 1862, p. 26; Cameiro R. The four faces of evolution: unilinear, universal, multilinear, differential.— In: Handbook of social and cultural anthropology / Ed. by Honigmann J. J, Chicago, 1973, p. 89; Carniiro R. Classical evolution.— In: Main currents in cultural anth­ropology. New York, 1973.

28 Huxley J. New bottles for new wine. New York, 1957.

23 Sidney D. Op. cit, p. 1212.

30 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 217—218.

31 Этому, в частности, посвящен его главный труд {Mur&ock G. P. Social structure. New York, 1949); см. критику его взглядов в кв.; Аверкие­еа 10. Д. Индейцы Северной Америки: от родового общества к классо­вому. М.: Наука, 1974, с. 21-25.

32 Murdoch G. P. Evolution in social organization.— In: Evolution and anthro­pology: a centennial appraisal. Washington, 1959.

33 Ibid, p. 127.

34 Ibid., p. 131.

38 Ibid, p. 129, 131.

30 Ibid, p. 131.


37 Berliner G. The feet ol! (lie natives arc large.— Current anthropology, 1962, vol. 3, N 1.

38 Naroll R, A preliminary index of social development— American anthropo­logist, 1956, vol. 58, N 1, p. 4; Naroll R. Prospects.—In: Main currents in cultural anthropology, p. 6.

39 См.: Файпбера Л. А. О некоторых предпосылках возникновения социаль­ной организации и дискуссию по этой статье в «Советской этнографии»- (1974, № 5, с. 94—125); Morris D. Primate ethnology. Chicago, 1967; Idem. The naked ape. Now York, 1968.

40 Kluckhohn C. The role of evolutionary thought in anthropology.— In: Evo­lution and anthropology...

41 Lorenz K. On agression. New York, 1963.

42 Ardrey R. The territorial imperative. New York, 1966; Tiger L. Men in groups. New York, 1969; Hall E. F. Proxemics.— Current anthropology,. 1968, vol. 9, N 2, 3; Sommer R. Personal space. Englewood Cliffs, 1969.

43 Hojstadter R. Social darvinism in American thought. Boston, 1955; Rein­venting anthropology / Ed. by Hymes. New York, 1972.

44 Vogt E. On the concept of structure and process in cultural anthropology.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 1.

45 Ibid, p. 20.

46 Opler M. K. Cultural evolution and psychology of peoples.— In: Essays in, the science of culture. New York, 1960.

47 Ibid., p. 356.

48 Ibid., p. 357.

49 Steward J. II. Alfred Kroeber. Leaders of modern anthropology. New York; London, 1973. p. VI.

50 Steward J. II. The economic, and social basis of primitive bands.— In: Es­says in anthropodogy, presented to A. L. Kroeber. Berkley, 1936; Idem. Eco­logical aspects of Southwestern society.— Anthropos, 1937, Bd. 32; Idem. Basin-Plateau aboriginal sociopolitical groups.— Bulletin bureau of american ethnology, Washington, 1938, N 120.

M Steward J. II. Theory of culture change. The methodology of multilinear evolution. Urbana, 1955, p. 13.

52 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 102.

53 См.: Аверкиева 10. П. Индейцы Северной Америки, с. 17—21.

54 Steward J. И. Evolution and process.— In: Anthropology today. Chicago,, 1953.

" Ibid, p. 321.

56 Steward J. II. Theory of culture change, p. 37.

57 Ibid.

5s Murphy R. F., Steward I. II. Tappers and trappers: Paralell process in ac­culturation.— In: Man in adaptation, Chicago, 1968, vol. 2, p. 216.

59 Steward J. И. Theory of culture change.

60 Steward I. II. Cultural evolution.— Scientifs American, vol. 149, p. 73—74.

61 Steward J. II. Theory of culture change.., p. 15.

62 White L. А. Рец. на кн.: Steward J. H. Theorv of culture change,.— Ame­rican anthropologist, 1957, vol. 59, N 3, p. 541.

83 Steward J. If. Theory of culture change, p. 13.

Steward J. 11. Ред. на кн.: White L. A. The evolution of culture...—• Ame­rican anthropologist, I960, vol. 62. N 1, p. 145.

M Ibid.

Steward /. //. Theorv of culture change.., p. 37, 80, 122. Ibid, p. 37.

m Маркс К. К критике политической акоиомии.-" Маркс К, Пагельс Ф. Соч. 2 с пи.. т. 12, с. 7 И.

и Маркс К. Капитал." Марне К, Оиголм Ф. Соч., 2 с и:»д., т, 23, с. 188.

7,1 Там же,

" Мирке К. Теории прибавочной стоимости.' - Маркс. К., Ингелы*. Ф. Соч. 2-е шщ, т. 2Г>, ч. 1. с. 279.

«Ленин В. И. Поди. собр. соч., т. 24, е. 361.

73 Steward J. II. Theory of culture change.., p. 28.

74 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 30, с. 13.

75 Маркс К. Капитал,—Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II, с. 351

78 Murphy Я, Steward I. II. Tappers and trappers, p. 216.

77 Steward J. II. The evolutionary principles and social types.— In: The evo­lution after Darvin, vol. 2, p. 170—174.

78 Steward J. II. Obituary — Alfred L. Kroeber —American anthropologist, 1961, vol. 63, N 6, p. 1058.

79 Ibid, p. 1053.

Steward J. II. Causal factors and processes in the evolution of pre-farming societies.— In: Man the hunter. Chicago, 1968, p. 322.

81 Steward J. II. The Great Basin Shoshonean Indians: an example of a fa­mily level of sociocultural integration.— In: Man in adaptation. Chicago, 1968, vol. 2.

»s Ibid, p. 81.

83 Steward J. II. Alfred Kroeber. Leaders of modern anthropology. New York, 1973.

44 Ibid, p. 47.

85 Ibid.

36 О возможности планирования и предвидения изменений в культуре Стюард писал еще в работе 1959 г. (Steward J. II. Prediction and plan­ning in culture change.—Human organization, 1959, vol. 18, p. 5—7).

37 Steward I. II. Alfred Kroeber, p. 49.

38 Ibid, p. 33.

*» Steward J. II. Cultural ecology.—International encyclopedia of social sci­ence, 1968, vol. 4, p. 337—344.

i

40 Steward J. II. Рец. на кн.: White L. A. The evolution of culture.., p. 146.

Глава 3

ШКОЛА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

Многие этнографы США, занятые поиском теории познания социальной действительности, увидели в неоэволюциоиизме Дж. Стюарда с его концепцией «культурной экологии» выход из идейного кризиса, к которому пришла историческая школа. Од­нако, как уже отмечалось, этот «новый подход» оказался огра­ниченным, он включал в себя определенные элементы кризиса, унаследованные от старых школ. Это не преминуло сказаться в различного рода экологических теориях, развивавшихся последо­вателями Стюарда. В этих теориях видна попытка к синтезу экологического детерминизма Стюарда с энергетической теорией Л. Уайта и так называемого неоструктурализма. Именно такого рода «синтетический» подход является идейной основой истори­ко-философских взглядов многих современных нооэволшцио- листов

Одни из теоретиков неофункциоиадизма, называемого им сравнительным функционализмом, писал, например: «Сравнитель­ный функционализм, плюс теория экологической адаптации явля­
ется основой современного эволюционного подхода» *. Несмотря па некоторые различия в теоретических взглядах представителей неоэволюционизма, все они ставят проблему адаптации общест­ва к окружающей среде и видят в этой адаптации детерминанту эволюции общества. Эволюция общества моделируется большин­ством из них по подобию эволюции природы и особенно по эво­люции живых организмов как приспособительном процессе, и задачи этнографии определяются как изучение адаптивных связей человеческих популяций с естественной средой их обита­ния. Р. Карнейро, например, рассматривая адаптацию людей к среде по аналогии с бнологнчесхуой адаптацией, трактует ее как процесс борьбы за существование, в которой выживают наибо­лее приспособленные. Следуя Спенсеру, он постулирует извеч­ность борьбы и войн между людьми и популяциями3. О недо­пустимости перенесения законов жизни животных на человече­ское общество хорошо сказал выдающийся русский ученый-дар­винист И. М. Сеченов. «Учение о борьбе за существование,— писал он,— останавливается на пороге культурной истории. Вся разумная культурная деятельность человека только одна борь­ба — с борьбой за существование» 4.

В работах экологических антропологов среда обычно опреде-. ляется как объективно данная, и взаимоотношения между об­ществом и средой анализируются как процесс приспособления общества к среде.

В ряде работ поднимается актуальная проблема экономиче­ской рациональности в отношениях между обществом и естест­венной средой, но анализируется она натуралистически — об­щество трактуется как зависимая от условий среды переменная, и исследователи сосредоточивают внимание на попытках выявить причинное влияние наличия илн отсутствия полезных для людей естественных ресурсов на характеристики общественной жизни данной популяции. В работах, ставящих эту проблему, можно встретить, например, попытки объяснения войн, наличия или от­сутствия социального неравенства, эксплуатации, классов, тех илн иных представлений и обрядов исключительно спецификой естественных ресурсов данной среды5.

Классики марксизма, ставя проблему взаимосвязи между об­ществом и природой, писали не о приспособлении людей к сре­де, а об активном освоении среды членами определенного общест­венного организма. «Естественно сложившаяся племенная общ­ность,— писал К. Маркс о ранних ступенях человеческой истории,-—...есть первая предпосылка присвоения людьми объек­тивных ус.ихшй как их жп:шп. так и той деятельности, при по­мощи которой:>та жизнь воспроизводится и облекается в пред­метные формы (деятельность в качество пастуха, охотника, аем- лодельца м т. д.)»•„ Люди не просто присваивают естостпонпыо ресурсы, они используют их, производя средства своего сущест­вования. Марксисты не отрицают влияния среды на представле-

Ж

ния п обряды, на искусство людей, но трактуют это влияние как социально опосредствованное.

Сторонники неофункционализма, исходя из трактовки культу­ры как системы, включающей технологию, экономическую и по­литическую подсистемы, а также подсистему представлений, знаний, целей, приписывают ей в качестве ведущей тенденцию к равновесию ее подсистем. Культура рассматривается в качест­ве главного механизма адаптации общества к среде, суть которо­го—в приведении в равновесие общества и среды. Само данное общество рассматривается при этих подходах как часть более широкой экологической системы — «экосистемы», в которую включается не только естественная среда, но и культурные систе­мы других обществ, оказывающие влияние на данное общество в процессе его экологической адаптации7.

В широком же смысле «экосистема» определяется как стре­мящаяся к равновесию система взаимосвязей между жпвымн ор­ганизмами и неживой средой в данном ареале. Философская проблема отношений между человеком и природой трактуется натуралистически как взаимодействие энергии и материи: живой и неживой природы, целью которого является их взаимная урав­новешенность. С этих позиций в ряде работ огромное значение придается войнам как механизму поддержания экосистемы в состоянии равновесия. Войны-де приводят в соответствие коли­чество населения наличию естественных ресурсов, предохраняя последние от «нереэксплуатации»8. Но поиски причин войн в экологии скрывают истинные социальные причины войн. А если учесть, что экологические объяснения войн, оправдывавшие их как полезные для общества явления, пропагандировались в годы агрессии США против вьетнамского народа, в ходе которой унич­тожались и людские и естественные ресурсы Вьетнама, то реак­ционная, антинаучная сущность этих объяснений становится осо­бенно наглядной.

Однако в ряде работ этнографов-неоэволюционистов США встречаемся с попытками преодоления натуралистической трак­товки отношений между обществом и окружающей средой. На­пример, Э. Коэн и М. Салинс, С. Клауснер попытались опреде­лить среду как «социально конструируемую». Действия людей в отношении окружающей среды, по их мнению, определяются их ценностными ориентациями, представлениями, знаниями, целя­ми®. Они детерминируют средовую ориентацию людей, которая, по словам Коэна, обусловливает «форму взаимодействия популя­ций со средой их обитания и последствия этого взаимодейст­вия»

Согласно взглядам этих авторов, как видим, отношения меж­ду человеком и средой опосредствуются через идеальное через «средовую ориентацию», определяющуюся в свою очередь явле­ниями надстроечного порядка. Здесь забыты материальные и со­циальные основы идеального.

Марксисты, не отрицая роли сознания в отношениях между людьми и природой, как известно, во всех видах сознания видят вторичное, определяемое материальными и историко-социалыхы- мп причинами.

Более материалистичен подход к этой проблеме В. Гольд- шмпдта. В упоминавшейся уже работе он писал, например: «Ис­пользование людьми географической среды с помощью доступ­ной им технологии создает определенную экономическую систему, к хтеторой люди приспосабливают формы своих институтов» 11. В этих высказываниях Голъдшмидта можно проследить его от­ход от характерной для функционализма теории факторов, за­колдованного круга взаимовлияний и признание причинно- следственных последовательностей и связей. Он подходит даже к признанию экономической структуры общества как базиса, но совершенно необоснованно пытается приписать идею базиса и надстройки функционализму. Наряду с этим Гольдшмидт допу­скает, однахю, элемент волюнтаризма, когда пишет: «Люди при­спосабливают формы своих институтов к экономической струк­туре». Как известно, последняя определяет сущность социальных институтов, а формы их являются следствием конкретных исто­рических условий. Бесспорно, люди делают историю, но они не вольны произвольно выбирать формы своих социальных инсти­тутов.

С позиций материализма н историзма подходит к трактовке отношений между обществом и природой американский ученый Л. Валло. Вскрывая идеализм и антиисторизм, в частности эко­логической теории Коэна, Балле писал: «Для того чтобы «произ­водить» и «воспроизводить» себя, люди по необходимости под­держивают связь с природой. Эта связь выражается в деятель­ности по производству средств существования. Среда — источ­ник всякого производства. Эти связи с окружающей средой про­являются также в системе представлений, объяснений, идеи, верований, доктрин, характерных для каждого общества... Вместе с ростом господства человека над природой изменяются его ми­ровоззрение и знания... Связь человека с природой,— справедливо подчеркивает Валле,—явление социальное...». Вступая в отххоше- шгя со средой, люди, по его словам, «по необходимости устанав­ливают и изменяют отношения между собой». Процесс производ­ства средств существования, представления и ценности находят снос проявление в рамках определенной социальной системы, оин неотделимы от нее» Такой подход к проблемам экологической, антропологии, думается, не вызовет возражения со стороны псто^ рмков-материалистов.

1С. Маркс и Ф. Эпгедьс, говоря о «единстве человека и при­роды», писали, что оно «всегда имело место в промышленности, видоизменяясь в каждую эпоху в зависимости от большего или меньшего развития промышленности.,.» t!i. Разрабатывая «ту проблему философски и конкретно-исторически, сойотский учо

Й4Г>


иый В.П. Тугаринов справедливо выделяет пять сторон отноше­ний между человеком и природой: 1) практическая (отношение к природе как источнику разнообразных благ); 2) адаптивная (привычка жить в окружении природы, устраивать свой быт и образ жизни соответственно ее особенностям); 3) интимная (любовь к природе в собственном смысле слова); 4) эстетическая (восприятие красоты природы); 5) «гуманистическая» (отсутст­вие жестокости в отношении к природе и живым существам) и. Такой конкретный подход советского ученого выгодно отличает­ся от абстрактных рассуждений «экологических антропологов» США.

ijc ^ sje

Экологический, техно-средовой детерминизм в той или иной фор­ме присутствует в теориях этнографов США леволиберальной ориентации — С. Минца, Э. Вульфа, М. Фрида, Р. Карнейро, Э. Сервиса, Э. Вайда, М. Харриса, М. Салинса, предпринимаю­щих попытки разработки теории неоэволюционизма как некоей новой историко-философской концепции. Но на деле эта теория предстает как попытка своеобразного синтеза взглядов JI. Уайта и Дйк. Стюарда. Развивая экологический детерминизм последне­го в сочетании с энергетической теорией Уайта, эти ученые пы­таются примирить идею многолинейной эволюции Стюарда с эво­люционизмом Л. Уайта, а иногда и с концепциями диффузио­низма и функционализма старой школы наряду с отдельными об­ращениями к марксизму. Э. Вульф, например, определил неоэво­люционизм как эклектическое соединение идей эволюционизма XIX в., диффузионизма, функционализма и экологической теории, оправдываемое, по его мнению, тем, что «ограниченность одного подхода дополняется положительными качествами других» и.

М. Салинс, Э. Сервис и Т. Хардинг, исходя из признания идеи единства мировой истории и общественного прогресса, оп­ределяли ход эволюции человеческого общества как совокуп­ность двух процессов: процесса специфической эволюции и про­цесса общей эволюции.

Уточняя суть каждого из этих процессов, Салинс писал: «Ис­торическое развитие конкретных культурных форм является спе­цифической эволюцией, филогенетической трансформацией в результате адаптации. Среда естественная и суперорганическая важны для понимания этих процессов. То, что Кробер называл «историей», Стюард — «многолинейной эволюцией», а Мердок — «эволюцией», является специфическим аспектом общего хода эволюции»

Общую же эволюцию Салинс определял как «последователь­ность трансформаций культуры на различных стадиях всеобщего прогресса» ,8. Этот процесс «последовательного прохождения культурой стадий всеобщего прогресса», но его идее, «не фил о- теистическим и не адаптивный... среда здесь не имеет значе­ния» Очевидно, что авторы такого подхода к эволюции стре­мятся к синтезу релятивистской концепции многолииейной эво­люции Стюарда и общей эволюции Уайта м. Па эта концепция /эволюционизма подверглась справедливой критике со стороны американских этнографов Г. Долл и Р. Наролла, отмечавших, что специфическая эволюция Салинса в действительности не есть эволюция, а лишь подразумевает адаптацию данной культуры к данной экологической нише. Такой подход свидетельствует о влиянии на авторов концепции биологической эволюции.

По словам Иаролла, «ключ к культурной адаптации заклю­чается но в приспособлении культуры к экологии, а такое при­способление экологии, чтобы она соответствовала среде» Трак­туя общую эволюция как прогресс, Салинс сделал попытку оп­ределить критерии прогресса. Одним из критериев прогресса он считал уровень термодинамических достижений данного общест­ва: «Более высокие общественные формы обуздывают большее количество энергии, чем более низкие» . Но прогресс, оговари­вается Салинс, не является неизбежным следствием большей про­изводительности труда. Измерение прогресса ростом производи­тельности труда он считал специфичным лишь для «экономики свободной конкуренции» 23.

Вторым критерием прогресса и следствием первого Салинс считал степень интегрированное™ различных аспектов культу­ры — «технологического, социального и философского». При бо­лее сложной структуре обуздывается больше энергии. В качест­ве третьего критерия прогресса он выдвигал большую приспо­собляемость культуры и ослабление ее зависимости от природы. Но, оценивая эти критерии, Салинс писал «об общем прогрессе», проводя параллели между биологической и социальной эволю­цией, и ограничился лишь абстрактными определениями общей эволюции. О сущности и конкретных примерах ее сказано боль­ше в статье Э. Сервиса «Закон эволюционного потенциала» г\ в которой он самую прогрессивную цивилизацию видит в капи­талистическом строе и поносит коммунизм.

В основе же формулируемого им закона эволюционного потен­циала, по его собственному признанию, положена мысль Л. Троц­кого о «привилегиях исторической отсталости», смысл которой в утверждении, что «отсталые цивилизации имеют больший эволю­ционный потенциал, чем развитые». В «Законе» Сервиса выска­зывается несомненно исторически верная мысль о том, что стра­ны, отставшие в своем развитии, используя опыт и достижения более развитых стран, в определенных, исторических условиях де­лают скачок в своем развитии, минуя ступени, через которые прошли в своем развития передовые страны. Но в общей трак­товке Сервисом этого закона отсталость — благо! Почему же тог­да, например, африканские бушмены не сделали такого скачка до сих пор?

М. Салинс и Э. Сервис подвергли критическому анализу су­ществующие в науке определения эволюции. При этом больше всего достается от них своеобразному в их толковании «одноли­нейному эволюционизму». Если представители исторической шко­лы обвиняли в «однолинейном эволюционизме» и этнографов XIX в., и марксизм, то Салинс и Сервис считают, что он присущ лишь марксизму и несправедливым было-де обвинение в нем этно­графов XIXв. «С этнографов-эволюционистов XIX в.,— подчеркива­ет Салинс,— должны быть раз навсегда сняты обвинения в одно- линейности» «Однолинейность» марксизма авторы видят в. понимании марксистами исторического процесса как прогрессив­ной смены общественно-экономических формаций. Они считают такое понимание европоцентризмом. Марксистскую периодизацию истории Салинс в указанной работе признает верной лишь при­менительно к Западной Европе и считает неоправданным распро­странение марксистского понимания исторического процесса на историю человечества в целом26. Особые возражения вызывает у него понимание феодализма как общей для всех народов стадии' развития. Феодализм, по мнению Салинса, лишь частный случай специфической эволюции отсталых стран Европы. В том, что фео­дализм стал непосредственным предшественником капитализма,. Салинс находит проявление развитого Сервисом «закона эволю­ционного потенциала». Вообще же Салинс утверждает, что ан­тичные цивилизации были более развитыми, чем феодальные- страны' Европы. Думается, что при такой оценке соотношения античности и феодализма Салинс забыл даже своп отмеченные выше критерии прогресса. Вряд ли последовательное применение' их позволило бы ему сделать такой вывод.

Марксистской периодизации всемирной истории, исходящей из учения об общественно-экономических формациях, Салинс и Сервис противопоставляют свою, также якобы исходящую из ма­териалистического ее объяснения состоянием производительных сил. Однако в своем понимании производительных сил они сле­дуют технолошзму Уайта, а деля историю общества на такие последовательные стадии, как семейная (пишут даже о семен­ном способе производства), общинная, племенная, стадия управ­ления вождей и государственная стадия, они следуют патриар­хальной теории и схеме Дж. Стюарда. Каждый из этих периодов или стадий определяется уровнем энергетического потенциала, который в конечном счете зависит якобы от экологии.


Менее критически Салинс относился к концепции многолиней­ной эволюции, признавая, что концепция миоголинейной эволю­ции Стюарда «широко теперь (т. е. в:1!КН) г.) принимается и уважается». Он находил, что она «полезна, потому что как осно­ва многолипейиая эволюция, по-видимому, охватывает нее специфические тенденции в культурной эволюции» Вместо с тем он признавал ее теоретическую ограниченность, отмечая, что приверженность только ей метает «решению более широкой нро- бломы ■ происхождения разнообразия, но говоря уже о целой' об­ласти общей эволюции» 28. Но, как уже отмечалось выше,"; она принималась Салинсом в качестве определяемой им специфиче­ской эволюции, в которой процесс адаптации к среде считался детерминирующим.

Как видим, в концепциях М. Салинса, Э. Сервиса и других неоэволюционистов в этнографии США прослеживаются следы биологизации истории человеческого общества. Это сказывается в попытках проведения параллелей между социальной и биоло­гической эволюцией, в преувеличении роли адаптивных процес­сов, когда эволюция конкретных культур трактуется, подобно эволюции организмов в биологии, как приспособительный про­цесс, а сами культуры — как механизм приспособления. При этом культура в концепции М. Салинса, так же как и у А. Кробера и Л. Уайта, действует как некая активная самостоятельная сущ­ность. Она «извлекает энергию из природы и превращает ее в людей, материальные вещи, в труд, в политические системы, в производство идей, социальные обычаи...» 20

Признавая, что культура как система состоит из технологи­ческой, социальной и философской подсистем30 и отмечая, «что они «генетически связаны между собой, детерминирующую роль он отводит «философской подсистеме», т. е. общественному созна­нию. Отход Салинса от материализма особенно отчетливо прозву­чал в его выступлении в 1976 г. на страницах «Каррент антро- полоджи». Здесь он писал: «Нельзя непосредственно идти от ма­териальных условий к культурным как от причины к следствию. Система символических ценностей в каждом обществе определя­ет его материальные цели и направляет материальные силы на их реализацию». С этих же позиций он подверг критике концеп­ции биологического детерминизма, говоря, что «каждое общество использует избранные особенности объективного мира, в соот­ветствии со своими символическими представлениями» 3!.

Материальная жизнь общества, по Салипсу, определяется и организуется общественным сознанием. Подчеркивая совершенно справедливо активную роль общественного сознания в жизни об­щества, но абсолютизируя его как детерминанту, Салинс впадает в явный идеализм. Переход Салинса на позиции идеализма осо­бенно наглядно прослеживается в его последней книге:1\ По существу она посвящена критике марксистского учения об объ­ективной материальной детерминированности сознания, о созна­нии как отражении общественного бытия.

Подчеркивая отличие своего понимания, соотношения бытия и сознания от гегелевской идеи как демиурга действительного, К. Маркс писал: «У меня же, наоборот, идеальное есть но что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»По затем это «преобразованное», по Марксу, оказывает активное воздействие на материальное. Маркс, как известно, называл труд «целесообразной деятельностью».

Классики марксизма неоднократно подчеркивали сложную диа­лектику взаимосвязей сознания и материи.

В. И. Ленин высказывал глубокую мысль об ошибочности метафизического противопоставления бытия как первичного, со- занию — как вторичному. «Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставле­ния,—писал В. И. Ленин,—суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За эти­ми пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противопо­ложностью, было бы громадной ошибкой»34. Признавая, таким образом, разделение и противопоставление материального и иде­ального как первичного и вторичного в материалистической гно­сеологии, марксисты вместе с тем отмечают, что в реальной жиз­ни материальное и идеальное неразделимы, существуют в единст­ве и так они воспринимаются обыденным сознанием. Именно это единство в реальной жизни и можно было бы подвести под хо­довое в современной американской этнографии и социологии по­нятие emics (внутреннее, идейное), противопоставляемое другому понятию etics (внешнее, материальное), которое, на наш взгляд, доляшо по существу обозначать гносеологический подход к яв­лениям.

Салинс же в своих позднейших выступлениях подошел к про­блеме активной роли сознания односторонне, метафизически, от­казавшись от всякого рода попыток материалистического объяс­нения общественных явлений, в том числе и от экологических интерпретаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.