КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 5 страница
20 Steward J. II. Evolutionary principles and social types.— In: Evolution after Darvin. Vol. 1—3. Chicago, 1960, vol. 2, p. 184. 21 Evolution and anthropology: a centennial appraisal. Washington, 1959; Evolution after Darvin. Vol. 1—3. 22 Evolution after Darvin, vol. 2. The evolution of man: mind, culture and society, p. 153. 23 Herskovits M. I. Past developments and present currents in ethnology.— American anthropologist, 1959, vol. 61, N 3; Mead M. Current trends in American ethnology.—American anthropologist, 1961, N 3, p. 481. 24 Wolf E. Рец. на кн.: White L. A. The science of culture.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 1, p. 149. 25 Hultkranz A. General ethnological concepts.— In: International dictionary of regional European ethnology and folklore. Copenhagen, 1960, vol. 1, p. 190. 2S Характерно, что термин «неоэволюционизм» был синонимом понятия «ограниченный эволюционизм», которым охарактеризовал Р. Лоуи историко-философскую концепцию патера В. Шмидта. (Lowie R. History of ethnological theory. New York, 1937, p. 289). 27 Spencer H. First principle. London, 1862, p. 26; Cameiro R. The four faces of evolution: unilinear, universal, multilinear, differential.— In: Handbook of social and cultural anthropology / Ed. by Honigmann J. J, Chicago, 1973, p. 89; Carniiro R. Classical evolution.— In: Main currents in cultural anthropology. New York, 1973. 28 Huxley J. New bottles for new wine. New York, 1957. 23 Sidney D. Op. cit, p. 1212. 30 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 217—218. 31 Этому, в частности, посвящен его главный труд {Mur&ock G. P. Social structure. New York, 1949); см. критику его взглядов в кв.; Аверкиееа 10. Д. Индейцы Северной Америки: от родового общества к классовому. М.: Наука, 1974, с. 21-25. 32 Murdoch G. P. Evolution in social organization.— In: Evolution and anthropology: a centennial appraisal. Washington, 1959. 33 Ibid, p. 127. 34 Ibid., p. 131. 38 Ibid, p. 129, 131. 30 Ibid, p. 131. 37 Berliner G. The feet ol! (lie natives arc large.— Current anthropology, 1962, vol. 3, N 1. 38 Naroll R, A preliminary index of social development— American anthropologist, 1956, vol. 58, N 1, p. 4; Naroll R. Prospects.—In: Main currents in cultural anthropology, p. 6. 39 См.: Файпбера Л. А. О некоторых предпосылках возникновения социальной организации и дискуссию по этой статье в «Советской этнографии»- (1974, № 5, с. 94—125); Morris D. Primate ethnology. Chicago, 1967; Idem. The naked ape. Now York, 1968. 40 Kluckhohn C. The role of evolutionary thought in anthropology.— In: Evolution and anthropology... 41 Lorenz K. On agression. New York, 1963. 42 Ardrey R. The territorial imperative. New York, 1966; Tiger L. Men in groups. New York, 1969; Hall E. F. Proxemics.— Current anthropology,. 1968, vol. 9, N 2, 3; Sommer R. Personal space. Englewood Cliffs, 1969. 43 Hojstadter R. Social darvinism in American thought. Boston, 1955; Reinventing anthropology / Ed. by Hymes. New York, 1972. 44 Vogt E. On the concept of structure and process in cultural anthropology.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 1. 45 Ibid, p. 20. 46 Opler M. K. Cultural evolution and psychology of peoples.— In: Essays in, the science of culture. New York, 1960. 47 Ibid., p. 356. 48 Ibid., p. 357. 49 Steward J. II. Alfred Kroeber. Leaders of modern anthropology. New York; London, 1973. p. VI. 50 Steward J. II. The economic, and social basis of primitive bands.— In: Essays in anthropodogy, presented to A. L. Kroeber. Berkley, 1936; Idem. Ecological aspects of Southwestern society.— Anthropos, 1937, Bd. 32; Idem. Basin-Plateau aboriginal sociopolitical groups.— Bulletin bureau of american ethnology, Washington, 1938, N 120. M Steward J. II. Theory of culture change. The methodology of multilinear evolution. Urbana, 1955, p. 13. 52 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 102. 53 См.: Аверкиева 10. П. Индейцы Северной Америки, с. 17—21. 54 Steward J. И. Evolution and process.— In: Anthropology today. Chicago,, 1953. " Ibid, p. 321. 56 Steward J. II. Theory of culture change, p. 37. 57 Ibid. 5s Murphy R. F., Steward I. II. Tappers and trappers: Paralell process in acculturation.— In: Man in adaptation, Chicago, 1968, vol. 2, p. 216. 59 Steward J. И. Theory of culture change. 60 Steward I. II. Cultural evolution.— Scientifs American, vol. 149, p. 73—74. 61 Steward J. II. Theory of culture change.., p. 15. 62 White L. А. Рец. на кн.: Steward J. H. Theorv of culture change,.— American anthropologist, 1957, vol. 59, N 3, p. 541. 83 Steward J. If. Theory of culture change, p. 13. Steward J. 11. Ред. на кн.: White L. A. The evolution of culture...—• American anthropologist, I960, vol. 62. N 1, p. 145. M Ibid. Steward /. //. Theorv of culture change.., p. 37, 80, 122. Ibid, p. 37. m Маркс К. К критике политической акоиомии.-" Маркс К, Пагельс Ф. Соч. 2 с пи.. т. 12, с. 7 И. и Маркс К. Капитал." Марне К, Оиголм Ф. Соч., 2 с и:»д., т, 23, с. 188. 7,1 Там же, " Мирке К. Теории прибавочной стоимости.' - Маркс. К., Ингелы*. Ф. Соч. 2-е шщ, т. 2Г>, ч. 1. с. 279. «Ленин В. И. Поди. собр. соч., т. 24, е. 361. 73 Steward J. II. Theory of culture change.., p. 28. 74 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 30, с. 13. 75 Маркс К. Капитал,—Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II, с. 351 78 Murphy Я, Steward I. II. Tappers and trappers, p. 216. 77 Steward J. II. The evolutionary principles and social types.— In: The evolution after Darvin, vol. 2, p. 170—174. 78 Steward J. II. Obituary — Alfred L. Kroeber —American anthropologist, 1961, vol. 63, N 6, p. 1058. 79 Ibid, p. 1053. Steward J. II. Causal factors and processes in the evolution of pre-farming societies.— In: Man the hunter. Chicago, 1968, p. 322. 81 Steward J. II. The Great Basin Shoshonean Indians: an example of a family level of sociocultural integration.— In: Man in adaptation. Chicago, 1968, vol. 2. »s Ibid, p. 81. 83 Steward J. II. Alfred Kroeber. Leaders of modern anthropology. New York, 1973. 44 Ibid, p. 47. 85 Ibid. 36 О возможности планирования и предвидения изменений в культуре Стюард писал еще в работе 1959 г. (Steward J. II. Prediction and planning in culture change.—Human organization, 1959, vol. 18, p. 5—7). 37 Steward I. II. Alfred Kroeber, p. 49. 38 Ibid, p. 33. *» Steward J. II. Cultural ecology.—International encyclopedia of social science, 1968, vol. 4, p. 337—344.
40 Steward J. II. Рец. на кн.: White L. A. The evolution of culture.., p. 146. Глава 3 ШКОЛА «ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ» Многие этнографы США, занятые поиском теории познания социальной действительности, увидели в неоэволюциоиизме Дж. Стюарда с его концепцией «культурной экологии» выход из идейного кризиса, к которому пришла историческая школа. Однако, как уже отмечалось, этот «новый подход» оказался ограниченным, он включал в себя определенные элементы кризиса, унаследованные от старых школ. Это не преминуло сказаться в различного рода экологических теориях, развивавшихся последователями Стюарда. В этих теориях видна попытка к синтезу экологического детерминизма Стюарда с энергетической теорией Л. Уайта и так называемого неоструктурализма. Именно такого рода «синтетический» подход является идейной основой историко-философских взглядов многих современных нооэволшцио- листов Одни из теоретиков неофункциоиадизма, называемого им сравнительным функционализмом, писал, например: «Сравнительный функционализм, плюс теория экологической адаптации явля В работах экологических антропологов среда обычно опреде-. ляется как объективно данная, и взаимоотношения между обществом и средой анализируются как процесс приспособления общества к среде. В ряде работ поднимается актуальная проблема экономической рациональности в отношениях между обществом и естественной средой, но анализируется она натуралистически — общество трактуется как зависимая от условий среды переменная, и исследователи сосредоточивают внимание на попытках выявить причинное влияние наличия илн отсутствия полезных для людей естественных ресурсов на характеристики общественной жизни данной популяции. В работах, ставящих эту проблему, можно встретить, например, попытки объяснения войн, наличия или отсутствия социального неравенства, эксплуатации, классов, тех илн иных представлений и обрядов исключительно спецификой естественных ресурсов данной среды5. Классики марксизма, ставя проблему взаимосвязи между обществом и природой, писали не о приспособлении людей к среде, а об активном освоении среды членами определенного общественного организма. «Естественно сложившаяся племенная общность,— писал К. Маркс о ранних ступенях человеческой истории,-—...есть первая предпосылка присвоения людьми объективных ус.ихшй как их жп:шп. так и той деятельности, при помощи которой:>та жизнь воспроизводится и облекается в предметные формы (деятельность в качество пастуха, охотника, аем- лодельца м т. д.)»•„ Люди не просто присваивают естостпонпыо ресурсы, они используют их, производя средства своего существования. Марксисты не отрицают влияния среды на представле- Ж ния п обряды, на искусство людей, но трактуют это влияние как социально опосредствованное. Сторонники неофункционализма, исходя из трактовки культуры как системы, включающей технологию, экономическую и политическую подсистемы, а также подсистему представлений, знаний, целей, приписывают ей в качестве ведущей тенденцию к равновесию ее подсистем. Культура рассматривается в качестве главного механизма адаптации общества к среде, суть которого—в приведении в равновесие общества и среды. Само данное общество рассматривается при этих подходах как часть более широкой экологической системы — «экосистемы», в которую включается не только естественная среда, но и культурные системы других обществ, оказывающие влияние на данное общество в процессе его экологической адаптации7. В широком же смысле «экосистема» определяется как стремящаяся к равновесию система взаимосвязей между жпвымн организмами и неживой средой в данном ареале. Философская проблема отношений между человеком и природой трактуется натуралистически как взаимодействие энергии и материи: живой и неживой природы, целью которого является их взаимная уравновешенность. С этих позиций в ряде работ огромное значение придается войнам как механизму поддержания экосистемы в состоянии равновесия. Войны-де приводят в соответствие количество населения наличию естественных ресурсов, предохраняя последние от «нереэксплуатации»8. Но поиски причин войн в экологии скрывают истинные социальные причины войн. А если учесть, что экологические объяснения войн, оправдывавшие их как полезные для общества явления, пропагандировались в годы агрессии США против вьетнамского народа, в ходе которой уничтожались и людские и естественные ресурсы Вьетнама, то реакционная, антинаучная сущность этих объяснений становится особенно наглядной. Однако в ряде работ этнографов-неоэволюционистов США встречаемся с попытками преодоления натуралистической трактовки отношений между обществом и окружающей средой. Например, Э. Коэн и М. Салинс, С. Клауснер попытались определить среду как «социально конструируемую». Действия людей в отношении окружающей среды, по их мнению, определяются их ценностными ориентациями, представлениями, знаниями, целями®. Они детерминируют средовую ориентацию людей, которая, по словам Коэна, обусловливает «форму взаимодействия популяций со средой их обитания и последствия этого взаимодействия» Согласно взглядам этих авторов, как видим, отношения между человеком и средой опосредствуются через идеальное через «средовую ориентацию», определяющуюся в свою очередь явлениями надстроечного порядка. Здесь забыты материальные и социальные основы идеального. Марксисты, не отрицая роли сознания в отношениях между людьми и природой, как известно, во всех видах сознания видят вторичное, определяемое материальными и историко-социалыхы- мп причинами. Более материалистичен подход к этой проблеме В. Гольд- шмпдта. В упоминавшейся уже работе он писал, например: «Использование людьми географической среды с помощью доступной им технологии создает определенную экономическую систему, к хтеторой люди приспосабливают формы своих институтов» 11. В этих высказываниях Голъдшмидта можно проследить его отход от характерной для функционализма теории факторов, заколдованного круга взаимовлияний и признание причинно- следственных последовательностей и связей. Он подходит даже к признанию экономической структуры общества как базиса, но совершенно необоснованно пытается приписать идею базиса и надстройки функционализму. Наряду с этим Гольдшмидт допускает, однахю, элемент волюнтаризма, когда пишет: «Люди приспосабливают формы своих институтов к экономической структуре». Как известно, последняя определяет сущность социальных институтов, а формы их являются следствием конкретных исторических условий. Бесспорно, люди делают историю, но они не вольны произвольно выбирать формы своих социальных институтов. С позиций материализма н историзма подходит к трактовке отношений между обществом и природой американский ученый Л. Валло. Вскрывая идеализм и антиисторизм, в частности экологической теории Коэна, Балле писал: «Для того чтобы «производить» и «воспроизводить» себя, люди по необходимости поддерживают связь с природой. Эта связь выражается в деятельности по производству средств существования. Среда — источник всякого производства. Эти связи с окружающей средой проявляются также в системе представлений, объяснений, идеи, верований, доктрин, характерных для каждого общества... Вместе с ростом господства человека над природой изменяются его мировоззрение и знания... Связь человека с природой,— справедливо подчеркивает Валле,—явление социальное...». Вступая в отххоше- шгя со средой, люди, по его словам, «по необходимости устанавливают и изменяют отношения между собой». Процесс производства средств существования, представления и ценности находят снос проявление в рамках определенной социальной системы, оин неотделимы от нее» Такой подход к проблемам экологической, антропологии, думается, не вызовет возражения со стороны псто^ рмков-материалистов. 1С. Маркс и Ф. Эпгедьс, говоря о «единстве человека и природы», писали, что оно «всегда имело место в промышленности, видоизменяясь в каждую эпоху в зависимости от большего или меньшего развития промышленности.,.» t!i. Разрабатывая «ту проблему философски и конкретно-исторически, сойотский учо Й4Г> иый В.П. Тугаринов справедливо выделяет пять сторон отношений между человеком и природой: 1) практическая (отношение к природе как источнику разнообразных благ); 2) адаптивная (привычка жить в окружении природы, устраивать свой быт и образ жизни соответственно ее особенностям); 3) интимная (любовь к природе в собственном смысле слова); 4) эстетическая (восприятие красоты природы); 5) «гуманистическая» (отсутствие жестокости в отношении к природе и живым существам) и. Такой конкретный подход советского ученого выгодно отличается от абстрактных рассуждений «экологических антропологов» США. ijc ^ sje Экологический, техно-средовой детерминизм в той или иной форме присутствует в теориях этнографов США леволиберальной ориентации — С. Минца, Э. Вульфа, М. Фрида, Р. Карнейро, Э. Сервиса, Э. Вайда, М. Харриса, М. Салинса, предпринимающих попытки разработки теории неоэволюционизма как некоей новой историко-философской концепции. Но на деле эта теория предстает как попытка своеобразного синтеза взглядов JI. Уайта и Дйк. Стюарда. Развивая экологический детерминизм последнего в сочетании с энергетической теорией Уайта, эти ученые пытаются примирить идею многолинейной эволюции Стюарда с эволюционизмом Л. Уайта, а иногда и с концепциями диффузионизма и функционализма старой школы наряду с отдельными обращениями к марксизму. Э. Вульф, например, определил неоэволюционизм как эклектическое соединение идей эволюционизма XIX в., диффузионизма, функционализма и экологической теории, оправдываемое, по его мнению, тем, что «ограниченность одного подхода дополняется положительными качествами других» и. М. Салинс, Э. Сервис и Т. Хардинг1в, исходя из признания идеи единства мировой истории и общественного прогресса, определяли ход эволюции человеческого общества как совокупность двух процессов: процесса специфической эволюции и процесса общей эволюции. Уточняя суть каждого из этих процессов, Салинс писал: «Историческое развитие конкретных культурных форм является специфической эволюцией, филогенетической трансформацией в результате адаптации. Среда естественная и суперорганическая важны для понимания этих процессов. То, что Кробер называл «историей», Стюард — «многолинейной эволюцией», а Мердок — «эволюцией», является специфическим аспектом общего хода эволюции» Общую же эволюцию Салинс определял как «последовательность трансформаций культуры на различных стадиях всеобщего прогресса» ,8. Этот процесс «последовательного прохождения культурой стадий всеобщего прогресса», но его идее, «не фил о- теистическим и не адаптивный... среда здесь не имеет значения» Очевидно, что авторы такого подхода к эволюции стремятся к синтезу релятивистской концепции многолииейной эволюции Стюарда и общей эволюции Уайта м. Па эта концепция /эволюционизма подверглась справедливой критике со стороны американских этнографов Г. Долл и Р. Наролла, отмечавших, что специфическая эволюция Салинса в действительности не есть эволюция, а лишь подразумевает адаптацию данной культуры к данной экологической нише. Такой подход свидетельствует о влиянии на авторов концепции биологической эволюции. По словам Иаролла, «ключ к культурной адаптации заключается но в приспособлении культуры к экологии, а такое приспособление экологии, чтобы она соответствовала среде» Трактуя общую эволюция как прогресс, Салинс сделал попытку определить критерии прогресса. Одним из критериев прогресса он считал уровень термодинамических достижений данного общества: «Более высокие общественные формы обуздывают большее количество энергии, чем более низкие» 2г. Но прогресс, оговаривается Салинс, не является неизбежным следствием большей производительности труда. Измерение прогресса ростом производительности труда он считал специфичным лишь для «экономики свободной конкуренции» 23. Вторым критерием прогресса и следствием первого Салинс считал степень интегрированное™ различных аспектов культуры — «технологического, социального и философского». При более сложной структуре обуздывается больше энергии. В качестве третьего критерия прогресса он выдвигал большую приспособляемость культуры и ослабление ее зависимости от природы. Но, оценивая эти критерии, Салинс писал «об общем прогрессе», проводя параллели между биологической и социальной эволюцией, и ограничился лишь абстрактными определениями общей эволюции. О сущности и конкретных примерах ее сказано больше в статье Э. Сервиса «Закон эволюционного потенциала» г\ в которой он самую прогрессивную цивилизацию видит в капиталистическом строе и поносит коммунизм. В основе же формулируемого им закона эволюционного потенциала, по его собственному признанию, положена мысль Л. Троцкого о «привилегиях исторической отсталости», смысл которой в утверждении, что «отсталые цивилизации имеют больший эволюционный потенциал, чем развитые». В «Законе» Сервиса высказывается несомненно исторически верная мысль о том, что страны, отставшие в своем развитии, используя опыт и достижения более развитых стран, в определенных, исторических условиях делают скачок в своем развитии, минуя ступени, через которые прошли в своем развития передовые страны. Но в общей трактовке Сервисом этого закона отсталость — благо! Почему же тогда, например, африканские бушмены не сделали такого скачка до сих пор? М. Салинс и Э. Сервис подвергли критическому анализу существующие в науке определения эволюции. При этом больше всего достается от них своеобразному в их толковании «однолинейному эволюционизму». Если представители исторической школы обвиняли в «однолинейном эволюционизме» и этнографов XIX в., и марксизм, то Салинс и Сервис считают, что он присущ лишь марксизму и несправедливым было-де обвинение в нем этнографов XIXв. «С этнографов-эволюционистов XIX в.,— подчеркивает Салинс,— должны быть раз навсегда сняты обвинения в одно- линейности» «Однолинейность» марксизма авторы видят в. понимании марксистами исторического процесса как прогрессивной смены общественно-экономических формаций. Они считают такое понимание европоцентризмом. Марксистскую периодизацию истории Салинс в указанной работе признает верной лишь применительно к Западной Европе и считает неоправданным распространение марксистского понимания исторического процесса на историю человечества в целом26. Особые возражения вызывает у него понимание феодализма как общей для всех народов стадии' развития. Феодализм, по мнению Салинса, лишь частный случай специфической эволюции отсталых стран Европы. В том, что феодализм стал непосредственным предшественником капитализма,. Салинс находит проявление развитого Сервисом «закона эволюционного потенциала». Вообще же Салинс утверждает, что античные цивилизации были более развитыми, чем феодальные- страны' Европы. Думается, что при такой оценке соотношения античности и феодализма Салинс забыл даже своп отмеченные выше критерии прогресса. Вряд ли последовательное применение' их позволило бы ему сделать такой вывод. Марксистской периодизации всемирной истории, исходящей из учения об общественно-экономических формациях, Салинс и Сервис противопоставляют свою, также якобы исходящую из материалистического ее объяснения состоянием производительных сил. Однако в своем понимании производительных сил они следуют технолошзму Уайта, а деля историю общества на такие последовательные стадии, как семейная (пишут даже о семенном способе производства), общинная, племенная, стадия управления вождей и государственная стадия, они следуют патриархальной теории и схеме Дж. Стюарда. Каждый из этих периодов или стадий определяется уровнем энергетического потенциала, который в конечном счете зависит якобы от экологии. Менее критически Салинс относился к концепции многолинейной эволюции, признавая, что концепция миоголинейной эволюции Стюарда «широко теперь (т. е. в:1!КН) г.) принимается и уважается». Он находил, что она «полезна, потому что как основа многолипейиая эволюция, по-видимому, охватывает нее специфические тенденции в культурной эволюции» Вместо с тем он признавал ее теоретическую ограниченность, отмечая, что приверженность только ей метает «решению более широкой нро- бломы ■ происхождения разнообразия, но говоря уже о целой' области общей эволюции» 28. Но, как уже отмечалось выше,"; она принималась Салинсом в качестве определяемой им специфической эволюции, в которой процесс адаптации к среде считался детерминирующим. Как видим, в концепциях М. Салинса, Э. Сервиса и других неоэволюционистов в этнографии США прослеживаются следы биологизации истории человеческого общества. Это сказывается в попытках проведения параллелей между социальной и биологической эволюцией, в преувеличении роли адаптивных процессов, когда эволюция конкретных культур трактуется, подобно эволюции организмов в биологии, как приспособительный процесс, а сами культуры — как механизм приспособления. При этом культура в концепции М. Салинса, так же как и у А. Кробера и Л. Уайта, действует как некая активная самостоятельная сущность. Она «извлекает энергию из природы и превращает ее в людей, материальные вещи, в труд, в политические системы, в производство идей, социальные обычаи...» 20 Признавая, что культура как система состоит из технологической, социальной и философской подсистем30 и отмечая, «что они «генетически связаны между собой, детерминирующую роль он отводит «философской подсистеме», т. е. общественному сознанию. Отход Салинса от материализма особенно отчетливо прозвучал в его выступлении в 1976 г. на страницах «Каррент антро- полоджи». Здесь он писал: «Нельзя непосредственно идти от материальных условий к культурным как от причины к следствию. Система символических ценностей в каждом обществе определяет его материальные цели и направляет материальные силы на их реализацию». С этих же позиций он подверг критике концепции биологического детерминизма, говоря, что «каждое общество использует избранные особенности объективного мира, в соответствии со своими символическими представлениями» 3!. Материальная жизнь общества, по Салипсу, определяется и организуется общественным сознанием. Подчеркивая совершенно справедливо активную роль общественного сознания в жизни общества, но абсолютизируя его как детерминанту, Салинс впадает в явный идеализм. Переход Салинса на позиции идеализма особенно наглядно прослеживается в его последней книге:1\ По существу она посвящена критике марксистского учения об объективной материальной детерминированности сознания, о сознании как отражении общественного бытия. Подчеркивая отличие своего понимания, соотношения бытия и сознания от гегелевской идеи как демиурга действительного, К. Маркс писал: «У меня же, наоборот, идеальное есть но что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»По затем это «преобразованное», по Марксу, оказывает активное воздействие на материальное. Маркс, как известно, называл труд «целесообразной деятельностью». Классики марксизма неоднократно подчеркивали сложную диалектику взаимосвязей сознания и материи. В. И. Ленин высказывал глубокую мысль об ошибочности метафизического противопоставления бытия как первичного, со- занию — как вторичному. «Пределы абсолютной необходимости и абсолютной истинности этого относительного противопоставления,—писал В. И. Ленин,—суть именно те пределы, которые определяют направление гносеологических исследований. За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой»34. Признавая, таким образом, разделение и противопоставление материального и идеального как первичного и вторичного в материалистической гносеологии, марксисты вместе с тем отмечают, что в реальной жизни материальное и идеальное неразделимы, существуют в единстве и так они воспринимаются обыденным сознанием. Именно это единство в реальной жизни и можно было бы подвести под ходовое в современной американской этнографии и социологии понятие emics (внутреннее, идейное), противопоставляемое другому понятию etics (внешнее, материальное), которое, на наш взгляд, доляшо по существу обозначать гносеологический подход к явлениям. Салинс же в своих позднейших выступлениях подошел к проблеме активной роли сознания односторонне, метафизически, отказавшись от всякого рода попыток материалистического объяснения общественных явлений, в том числе и от экологических интерпретаций.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |