КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 3 страница
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ МНОГОЛИНЕЙНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ДЖУЛИАНА ХАЙНСА СТЮАРДА После окончания второй мировой войны в теоретической ориентации этнографов США произошли глубокие изменения, поведшие в конечном счете к возрождению эволюционизма в американской этнографии. Л. Уайт сыграл, несомненно, роль «крестного отца» в появлении современного неоэволюционизма. Как писал в 1971 г. видный философ-экзистенциалист и эт- нограф-теоретик Р. Морфи, «в США после второй мировой войны произошло великое возрождение эволюционизма» \ Оно вызвано было сложившейся после войны расстановкой сил на мировой арене. Современная эпоха научно-технической революции, бурных и глубоких социальных трансформаций во всех сферах жизни народов мира с особенной остротой выдвинула перед общественными науками ответственную задачу изучения современного исторического опыта различных стран и народов, формулирования закономерностей развития различных общественных систем и прогнозирования их будущего. Огромное значение приобрели социологические и этнографические исследования современных процессов в области социальных, национальных и этнических отношений внутри различных общественных систем. В подходах к изучению этих проблем между социологами и этнографами за последние годы наметилось некоторое, правда, не всегда четкое, разделение труда: первые изучают комплекс социальных проблем преимущественно в рамках промышленно развитых стран. Выступления же этнографов («культурных» и «социальных» антропологов) Запада убедительно свидетельствуют о том, что основным предметом своих исследований сегодня они считают народы развивающихся стран. Правда, и в прошлом эти же по существу народы колониальных и зависимых стран были главным объектом изучения этнографической науки Запада, понимавшейся как наука о примитивных обществах. Но если раньше они изучались как бы в состоянии статики, то теперь главное внимание ученых привлекают социальные процессы, происходящие в их жизни. Национально-освободительная борьба пародов колоний и полуколоний, поведшая к кризису колониальной системы и выходу ряда стран африканского, азиатского и южноамериканского континентов на самостоятельный путь развития, оказывают сейчас решающее влияние на соотношение различных социальных сил как внутри этих стран, так и в международном масштабе. Не удивительно, что ход социальных трансформаций в развивающихся странах привлекает сейчас внимание как прогрессивной общественности, так и сил империализма. Определение общественной ориентации, выбор пути социально-экономического развития молодых государств происходит ныне в условиях острого противоборства сил прогресса и сил империализма. Империализм всеми способами стремится расколоть единство сил антиимпериалистического фронта борющихся за свое национальное освобождение народов, повернуть революционно-демократические силы этого фронта в сторону капитализма. Большое значение в ведущейся американским империализмом идеологической борьбе за влияние на народы развивающихся стран имеет этнографическая наука США, которая с большим размахом занималась изучением общественной жизни народов колониального мира. Не случайны поэтому и заявления ряда этнографов США, что наибольший вклад в современные международные отношения они могут сделать именно своим изучением народов этих стран. Они признают, что от них ждут объяснения социальных корней современных социально-освободительных движений народов2. Как же подходят этнографы США к изучению народов, развивающихся, по их определению, в условиях «взрывной ситуации» (explosive situation). Они осознают теперь, как пишет Р. Коен, что «быстрые изменения в неевропейских районах мира и отчетливо эволюционные цели новых наций вынуждают всех обществоведов думать более динамичными понятиями» 3. Прежний антиисторизм этнографического презентизма в описаниях общества оказался, по признанию самих ученых, непригодным в нынешнюю эпоху «травматических культурных изменений» \ На передний план выдвинулась проблема культурных изменений. Появились как теоретические работы, пытавшиеся разработать теорию культурных изменений и методику их изучения, так и серия конкретных исследований культурных изменений, изучавшихся в развивающихся странах под названиями процессов ак- культуризации, вестернизации, модернизации, урбанизации. С начала 1950-х г. американских этнографов интересуют такие проблемы, как связь между технологией и производительностью труда в развивающихся странах, как взаимосвязь между экономическими и социальными изменениями, как влияние на эти страны «модернизации» и урбанизации. Изучение этих проблем в США получило название исследований аккультурации, в Англии же — исследований культурных контактов. Эти исследования преемственно связывались этнографами с их прежними работами, посвященными прослеживанию диффузии культурных элементов и взаимодействия культур. Только теперь требовались новые подходы к анализу этих явлений. Изменившаяся обстановка в мире, небывалые темпы преобразований в жизни народов убедительно показали несостоятельность прежнего теоретического нигилизма и сосредоточения на эмпирическом фактособирательстве. Неудовлетворительной вскоре оказалась сама концепция «изменения», фиксирующая лишь наличие хгзменения в явлениях и объектах, но не указывающая на их направленность. Перед этнографами США, да и других стран Запада был поставлен социальный заказ, требовавший не простой фиксации изменений, но и анализа их причинности и направленности, прогнозирования их дальнейшего хода и, главное,— выяснения возможности управления ими. О практическом назначении исследований «социальных изменений» в развивающихся странах писали не раз сами этнографы. По словам видной ученой США В. Рубин, «возникновение с беспрецедентной в истории быстротой новых наций, небывалые темпы изменений в развивающихся районах мира выдвигают как теоретические проблемы в этнографии, так и вопросы политики в прикладной социальной науке» На основе полученных данных этнографы пытались сформулировать свои рекомендации в «нланировании» практической политики правящих кругов США в этих странах6. Этим целям- посвящена была, например, книга «Введение социальных измене- w ний. Руководство для американцев в заокеанских странах», написанная профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке К. М. Аренсбергом и научным сотрудником Центра исследований человеческих ресурсов А. НиехоффомЛ Авторы адресуют свой труд «инноваторам... внедряющим новые идеи и технологии» в чужие общества. В книге подчеркивается необходимость понимания быта п культуры местного населения, приспособления к ним «западной технологической мысли». Нет сомнения, что эта книга может служить «инноваторам» пособием для осуществления своих неоколониалистских замыслов. В 1958 г. на правительственном уровне в Вашингтоне было проведено специальное совещание по вопросу «планирования социальных изменений» и роли в нем этнографов. Именно практические вопросы политики правящих кругов США в развивающихся странах выдвинули необходимость «теории динамики культурных изменений». Откровенно признавалась, взаимосвязь теории и практики. Тема философии процесса культурных изменений, его динамики становится ведущей в этнографических исследованиях этнографов США 50-х годов. Она трактовалась как в конкретных описательных работах, так и в теоретических исследованиях, ей посвящались специальные семинары и симпозиумы и обзоры этнографических исследований в развивающихся странах. Основным предметом изучения становятся сельские общипы, что вполне естественно в этих аграрных по типу странах. Главное внимание уделялось вопросам влияния па общины процессов •индустриализации и урбанизации, проблемам управления в этих странах и роли в этом традиционных социальных систем. Публикуются как конкретные описания сельских и этнических общин в развивающихся странах, так и работы, посвященные разработке методов изучения сельских общин и «теории общины» 8. Интересная попытка формулирования «теории общины» содержится в работе К. Аренсберга и С. Кимбаллаэ. Авторы обоснованно критикуют в ней попытки этнографов изображать сельские общины в типично аграрных странах как родовые общины и переносить методы изучения племенных обществ на изучение сельских общин. Они справедливо подчеркивают ошибочность трактовок сельских общин как изолированных, замкнутых в себе единиц в данном обществе. Общину они определяют как «часть культуры, общества, нации». Все эти новые направления изучения изменений в социальной жизни в современном мире неизбежно вели к проникновению,в этнографическую науку США исторического подхода и утверждению скептического отношения к антиисторизму и агностицизму, культивировавшихся теоретиками старой школы. Об изменениях в направлениях теоретической мысли в этно- трафии США 50-х годов свидетельствует множество публикаций, в частности два тома трудов нью-йоркского съезда этнографов 1952 г.10 В одном из них помещены представленные съезду доклады, во втором — материалы прошедших дискуссий. Целью съезда было подведение итогов развития теоретической мысли в этнографической науке Запада и оценка намечавшихся новых тенденций. Доклады и выступления многих ученых на этом съезде свидетельствовали о переломном этапе теоретической мысли в этнографии США, о начале пересмотра старых концепций, об отходе от агностицизма и психологического детерминизма, о поисках новых путей к решению основных проблем истории общества. Именно на этом съезде отчетливо прозвучала идея возврата к признанию идеи развития, к возрождению в этнографии эволюционизма. Проявившиеся на съезде тенденции критического пересмотра принципиальных положений старых школ и активизация теоретической мысли развивались и в последующие годы. Для этнографии США в 50-е годы, по словам одного из видных ее теоретиков К. Клакхона, было характерно «состояние поисков теории» и. О поисках теории в области изучения социальной жизни племенных обществ говорили, например, статьи С. Такса и Ф. Эг- гана12. Обе статьи свидетельствовали о пересмотре учеными США ряда положений исторической школы в этнографии относительно оценки учения Моргана о роде, понимания культуры, оценки теории факторов и диффузионизма в объяснении сходных социальных явлений у разных народов мира. Эти же тенденции нашли свое отражение в «Ежегоднике но этнографии»солидном труде, подводящем итог тенденциям- развития этнографической науки Запада за пять предшествующих лет. Эти поиски теории в этнографической науке США были отзвуком поисков «новой системы веры и новой идеологии», по словам этнографа и философа США Д. Биднея и, в философии и социологии Запада. В результате поисков теории «изменения», «культурной динамики» к концу 50-х годов понятие «изменение» было по существу заменено термином «развитие». Появилась, по словам В. Рубин, «антропология развития», которая изучает динамику культурных изменений в развивающихся странах. «Модель» же концепции культурных изменений, писала она, может дать «эволюционная теория» 15. Хотя еще в 1954 г. можно было встретить утверждения, что «эволюционизм и диффузионизм в американской этнографии являются вышедшими из моды этапами развития теоретической мысли» 16, однако во второй половине 50-х годов о повороте ученых к эволюционизму говорили уже многие ведущие этнографы США. Например, в 1954 г. Р. Еиилс, выступая на Международном конгрессе антройологических и этнологических наук в Филадельфии, говорил, что «оживление интереса к культурной эволюции стало важным направлением в современной антропологии США» В 1957 г. о «ренессансе эволюционизма» писал К. Клакхон", а по словам Д. Биднея (1958 г.), «теория эволюции принимается как господствующая концепция современности»19, В связи же с отмечавшимся в 1959 г. этнографами США 100-летием выхода в свет книги Дарвина «Происхождение видов» произошла, по словам Дж. Стюарда, «всеобщая прокламация эволюционизма» го. Действительно, в посвященных юбилею сборниках 21 этот всеобщий поворот к эволюционизму можно наглядно проследить. В них признается, что «культурный эволюционизм остается жизненно важной доктриной в этнографической науке» Тяга к эволюционизму к концу 50-х годов становится настолько велика, что ее вынуждены были признать как положительное явление* в своих вступительных речах президенты Американской антропологической ассоциации А. Херсковиц и" М. Миид23, а в 1963 г. президентом этой Ассоциации был избран известный сторонник эволюционизма JI. Уайт. Современная школа неоэволюционистов. Господствующая с конца 50-х годов в современной этнографии школа неоэволюционизма в значительной мере сложилась под воздействием историко-философских концепций JI. Уайта. И не случайно один из видных представителей ее Э. Вульф писал в 1959 г.: «Теоретические взгляды Уайта, его постулат, что культурные события имеют детерминирующую причинность, его положение, что нужно искать материальные причины, материальное их объяснение, согласуются с главным течением в антропологии» 24. Этот поворот к эволюционизму был закономерным следствием развития самой этнографической науки в США после JI. Г, Моргана. Господствовавшие в ней антиэволюционизм и позитивизм завели теоретическую мысль в этой науке в тупик. Поворот к эволюционизму, как справедливо писал А. Хульткраиц в своем «Словаре этнографических концепций», был вызван неспособностью заменить эволюционизм другой удовлетворительной методологической схемой, в рамках которой мы могли бы искать обобщения относительно культуры» 2S. Но обращение этнографов США к категориям «развитие», «эволюция» неизбежно поставило их перед необходимостью решения основных проблем философии истории: закономерности v.прогрессивности общественного развития, единства мировой истории, диалектики конкретно-исторических и общих форм развития, соотношения развития составных частей системы и развития системы в целом. Как известно, К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин подвергли в своих трудах проблему развития глубокому и всестороннему анализу. Они писали о развитии как всеобщем свойстве материи, о специфике форм развития в неорганическом и органическом мире, в природе и обществе, о движущих силах и механизме объективного процесса развития, о единстве и борьбе противоположностей как источнике саморазвития объекта. Основоположники научного коммунизма убедительно вскрыли диалектику количественных и качественных изменений в процессе развития, эволюционных и революционных форм этого процесса. Как же ставятся эти проблемы неоэволюционизмом? Всеобщая «прокламация» эволюционизма таила в себе «опасность» для ученых США. Она могла оказаться и «прокламацией» марксизма. В действительности так отчасти и произошло. Многие представители молодого поколения этнографов США в связи с возрождением эволюционизма стали все чаще обращаться к марксизму при решении кардинальных проблем науки об обществе. • ч Однако большинство ученых, чтобы отмежеваться от «эволюционизма XIX в.», куда включался, как мы видели, и марксизм, стали называть себя «современными эволюционистами», или «неоэволюционистами» Неоэволюциониам был последним словом в теоретической мысли в этнографии США 60-х годов. Он представлял собой более умеренную, чем у Л. Уайта, попытку преодолеть крайний антиисторизм и релятивистский эмпиризм исторической школы. Поэтому Уайт протестовал против причисления его к неоэволюционистам. У сторонников пеоэволюционизма несомненен некоторый отход от крайностей исторического релятивизма и теоретического нигилизма антиэволюционистов. Но соответственно степени этого Ж Широкое распространение получила идея непрерывности биологической и социальной эволюции, трактовка культурной эволюции как непосредственного продолжения эволюции биологической. С этим связаны и попытки перенесения на общество закономерностей биологической эволюции и возрождения идей социального дарвинизма. Огромное влияние на такое понимание эволюции этнографами Запада, по их признанию, оказали идеи «новой философии культуры и жизни» английского биолога и философа Дж. Гэксли. Они развивались им, в частности, в книге под интригующим названием «Новые бутыли для нового вина» 2S. Но Д. Видней в своей рецензии на эту книгу, критикуя идеалистический монизм Гэксли, приходит к выводу, что английский философ «льет в новые бутылки старое прокисшее вино, изготовленное в дни его деда» 2Э. Эта фигурально выраженная Д. Биднеем мысль о неспособности современных теоретиков изобрести новые удовлетворительные концепции с успехом может быть применена и для оценки попыток формулирования «новых методологий» в этнографии США. Но Видней несколько недооценил деда Дж. Гэксли Томаса Генри Гэксли, которого Ф. Энгельс и В. И. Ленин называли хотя и «стыдливым», но материалистом30, тогда как внук стоит на реакционных позициях идеализма и теологии. Идея непрерывности биологической и социальной эволюции обосновывалась в работах видных представителей исторической школы, объявивших себя сторонниками эволюционизма. Характерны в этом плане взгляды Дж. Мордока, известного своими работами, направленными на опровержение трактовки истории первобытности Морганом и Ф. Энгельсом:н. Идея непрерывности биологической и социальной эволюции фактически утверждалась им уже в его труде «Социальная структура», в трактовках малой семьи: как универсальной и изначальной формы унаследованной людьми от своих животных предков. Но развита была эта идея в ого статье, опубликованной в одном из дарвиновских сборников',г. И в ней он охарактеризовал «эволюционизм XIX века» как учение, «полностью дискредитиро- 8 10. П. лворкшш» Элементы же неизменны, меняются лишь их сочетания. Обществам Мордок приписывает тенденцию к равновесию, и процесс изменения культуры представляется ему как нарушение и восстановление равновесия, как движение от одного состояния равновесия к другому, как «компенсирующая» перестройка элементов системы38. Эти взгляды Мордока сближают его с другими представителями неофункционализма, пытающимися сочетать статические исследовання с элементами социальной динамики и исторического движения. Близок Мордоку, например Дж. Берлинер, понимающий социальную динамику как серию с-татик, как нарушение и восстановление равновесия37. Но основное содержание этой исторической концепции Мордока сводится к попытке биологически обосновать извечность частной собственности и малой семьи. В этом же плане трактует эволюцию и один из современных теоретиков в этнографии США Р. Наролл. Социальная и культурная эволюция, по его взглядам, «имеет определенные формальные сходства с биологической». Разделение труда, разветвление организационных форм он сравнивает с «прогрессивным развитием уровней организации клеток п функциональной их дифференциацией» as. Отдавая дань общему признанию методологического значения эволюции, представители психологического направления в американской этнографии подчеркивают свой интерес к бихейвио- ральной эволюции. Он стимулировался, несомненно, и достижениями в области этологии животных38. Все они исходят из идеи непрерывности биологической и социальной эволюции. Этому посвятил свою статью, например, К. Клакхон в дарвиновском сборнике". Он призывал не бояться аналогий, между биологическим и социальным. Значение эволюционной мысли в этнографии он видел в изучении поведения и психики индивидов и подчеркивал важность «большего сближения биологического, культурно-социального и психологического» в поведении людей. В ряде работ сторонников непрерывности биологической, и социальной эволюции по существу возрождаются идеи социального дарвинизма. В них делаются попытки обоснования извечности норм буржуазного общества биологически унаследованными свойствами человеческой природы. В работах этнографов это попытки выведения малой семьи, частной собственности, социальной дифференциации из этологии животных. Появляются работы, пытающиеся обосновать извечность и неизбежность войн якобы присущим природе человека инстинктом агрессивностиработы, в которых отношения частной собственности выводятся из унаследованного от животных предков врожденного инстинкта собственности, инстинкта «территориальности» 42 и т. д. Истоки социального неравенства людей выводятся из присущего якобы животным примата инстинкта доминирования и стремления к престижу. Идеологическое значение этих теорий в современных условиях США убедительно вскрыто в ряде работ43. Как отмечалось выше, Л. Уайт и такие представители исторической школы, как Ф. Боас, А. Кробер, были убежденными противниками попыток биологизации социальной жизни людей. Они вскрыли научную несостоятельность и. реакционность социального дарвинизма. Очевидно, что неоэволюционистские попытки возрождения подобного рода теорий являются проявлением попыток возродить реакционные направления в американской этнографии, отвергающиеся прогрессивным крылом ученых. Однако с начала 60-х годов начинают появляться работы, в которых подчеркивалась специфика культурной эволюции, ее отличие от эволюции биологической. В 1960 г. один из видных теоретиков в этнографии США И. Вот выступил со статьей44, в которой, признавая, что развитие есть всеобщее свойство материи, подчеркивал специфику социальной эволюции. Он обосновывал также необходимость перехода от статичного понимания культуры как системы, стремящейся к равновесию, к ее изучению как системы, находящейся в состоянии постоянных изменений. «Каждое явление может быть понято,— писал он,— как ряд происходящих процессов... изменение является одной из главных особенностей общества» Преимущества такого подхода он пытался обосновать успехами внешней политики СССР, которая-де строится, по его мнению, на концепции социального изменения, позволяющей предвидеть ход этих изменений. И. Вот внес, несомненно, известный вклад в разработку теории развития хотя бы тем, что призывал различать «кратковременные процессы па уровне микровремени и долговременные процессы на уровне макровремени». Первые, по его словам, могут быть названы повторяющимися во времени, периодическими процессами, вторые же — поступательными процессами. 8* 227 И. Вот признает диалектическую взаимосвязь этих двух процессов. Убедительно вскрыта научная необоснованность социального дарвинизма в работе ученика Л. Уайта Марвина Оплера 4". Оплер подверг также критике спенсеровское определение эволюции, концепцию многолинейной эволюции и идеализм бихейвиорист- ских концепций эволюции культуры. К проблеме развития М. Оплер подходил с материалистических позиций. Основу всякого изменения он видел в «материальном базисе и в характере социальной структуры общества». «Первый фактор,— писал он,— является, несомненно, главной движущей силой или главной причиной культурного изменения» Социальную организацию он трактует как следствие материального базиса, признавая, что она оказывает «влияние на цели и направления эволюционного процесса». Поведение и психология — результат обоих факторов. «Нет такого явления, как «психология», предопределяющая материальный базис и социальную организацию». Но из этого не следует, что отрицается значение психологии «как могущественной силы в специфике жизни людей, как средства интерпретации значения культуры» 48. Наряду с этими двумя подходами к пониманию социальной эволюции в работах этнографов США можно проследить переходные формы трактовки культурной эволюции. Они проявились, например, во взглядах А. Кробера, которому культурная эволюция представлялась в духе плоского эволюционизма как постепенный непрерывный процесс количественных изменений. Пренебрежение качественными изменениями и перерывами постепенности исключало признание. Кробером поступательности исторического процесса. Эта концепция эволюции была естественным следствием господства эмпиризма в американской этнографии. Кробер, с одной стороны, высказывался против объяснений культуры с помощью закономерностей органического и неорганического мира, определяя культуру как явление «суперорганическое», и в то же время основы культуры он видел в природе человека, искал генетические основы, например, сущности культурных ценностей. В его высказываниях особенно отчетливо проявляется философский антропологизм. Многолинейный эволюционизм Дж. Стюарда. На непоследовательности в трактовке эволюции основан и многолинейный эволюционизм Дж. Стюарда, считающегося главным теоретиком неоэволюционизма. Именно в его трудах это направление получило свое классическое оформление. Джулиан Стюард (1902—1972) был студентом (но «не учеником», как он сам подчеркивали) А. 'Кробера. Свою научную деятельность он начинал в лоне исторической школы с попыток опровержения учения Л. Г. Моргана о сущности доколониального индейского общества как общества родового. Стюард целиком отвергал историческую реконструкцию последовательных стадий развития первобытного общества от материнского рода к патриархату, намеченную Морганом, и утверждал, что конкретные культуры не укладываются в предложенную Морганом «схему». Подобно своим предшественникам, Стюард главной ошибкой Моргана считал его важнейшее положение о первичности материнского рода и вторичности патриархальной семьи, которое особенно высоко оценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Но эмпирические данные, якобы «подрывающие» самые осноеы учения Моргана, Стюард, как и другие этнографы исторической школы, собирал в условиях резервационной жизни индейцев, переживших уже почти трехвековую историю покорения, замирения, поселения в резервации и лишения их всех материальных основ прежней жизни, коренной ломки всех общественных устоев их социально-бытового уклада. Антиисторическая трактовка особенностей жизни индейцев в резервациях (в 1930-е годы) использовалась в целях дискредитации и опровержения выводов о первобытном обществе и Моргана, и Энгельса. К этому этапу научной деятельности Стюарда относятся его работы, посвященные изучению социальной организации индейцев Северной Америки 50 и формированию патриархально-общинной теории как антитезы родовой теории Моргана. Хотя Стюард и высказывался против отождествления биологической и социальной эволюции, но для обоснования своей периодизации он не преминул прибегнуть именно к биологическим аналогиям. «Как простая одноклеточная форма жизни сменяется многоклеточными внутренне специализированными формами,— писал он,— точно так же социальные формы, состоящие из отдельных семей, сменяются многосемейными общинами или племенами, а этн в свою очередь — государственными формами» м. Как мы видим, Стюард, исходит в своих взглядах пз того же «нелепого,— как писал в свое время Энгельс,—предположения, ставшего, особенно в XVIII веке, незыблемым, что моногамная отдельная семья, которая едва ли древнее эпохи цивилизации, была тем ядром, вокруг которого постепенно кристаллизовалось общество и государство»5г. Фактическому обоснованию этого положения и посвящена по существу вторая часть.главного труда Стюарда «Теория культурного изменения», состоящая пз ранее опубликованных пм статей. Несмотря на критику «однолинейностн» и рассуждения о «мпоголпнейностн» развития первобытного общества, Стюард весь свой материал располагает таким образом, чтобы обосновать нзначальность моногамной семьи. В его схеме «уровней еоцно-лолитической интеграции» низшее место занимает «уровень семейной интеграции». 43 На каком-то этапе своей научной деятельности Стюард подпал под влияние эволюционных идей Л. Уайта и Г. Чайльда, хотя к их концепциям в целом относился критически. Об этом говорил и его доклад па ныо-йореком съезде этнографов в 1952 г.н
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |