КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 6 страница
Игнорирование сложной диалектики взаимоотношений бытия и сознания, базиса и надстройки, трактовка марксизма как экономического детерминизма привели Салинса уже в его книге «Экономика каменного века» к сомнению в возможности материалистического объяснения сущности первобытной эпохи в истории человечества. Он, с одной стороны, утверждал, что «отношения родства, институт вождей, и даже ритуальная система играют в первобытных обществах роль экономических факторов» 3\ По этой фразе самого Салинса можно обвинить в экономизме. Но на следующей странице он приписывает этот порок марксизму, когда пишет: «Первобытные общества выдвигают дилемму неред марксистским анализом и именно дилемму между решающей ролью, придаваемой этой теорией, экономическому базису и тем фактом, что господствующие в них экономические отношения носят надстроечный характер, будучи отношениями родства» Здесь нужны некоторые уточнения. Под экономическим базисом марксизм, как известно, подразумевает совокупность производственных отношений, являющуюся основой всех общественных отношений, а надстроечные институты и различные формы сознания понимаются как выражение господствующих в обществе материальных производственных отношений, оказывающее в «вою очередь активное воздействие на базис. В первобытных родовых обществах производственные отношения оформлены в •отношения родства. Терминологии же родства являются идеальным выражением этих материальных отношений. Что касается утверждения Салинса, что институт вождей играет роль экономического фактора, то с этим можно согласиться. Институт. вождей складывается на определенном этапе развития производственных отношений первобытного общества как форма его.политической организации и как таковая играет экономическую роль. Что касается «ритуальной системы», то это область духовной жизни общества, отражающая, согласно взглядам марксистов, господствующие в обществе материальные отношения. Причем в условиях первобытности это отражение более непосредственно, чем на последующих этапах истории человеческого общества. Думается, что отмечаемые Салинсом явления первобытности не выдвигают никаких «дилемм» перед марксистским анализом первобытной эпохи в истории человечества. Очевидно, общая направленность исторической концепции Салинса в его последних работах нацелена против марксизма, хотя в ранних работах он обращался к трудам классиков марксизма и приводил из них цитаты в подтверждение своих положений- Он признавал бесспорный вклад К. Маркса в анализ капитала и сущности капиталистической формации. В последних же выступлениях он отвергает исторический материализм как общефилософский метод анализа исторической действительности. Вообще в концепциях неоэволюционистов в этнографии США, преувеличивающих роль адаптивных процессов или пытающихся найти измерение прогресса в сертификатах энергии, очевидна направленность их против марксизма. Неоэволюционизм откровенно трактуется ими как теоретическая антитеза марксизма. Правда, некоторые критики последнего пытаются отождествить марксизм с неоэволюционизмом, спекулируя на реальном факте близости к марксизму взглядов некоторых ученых Запада, выступающих за возрождение «эволюционизма XIX в.», но не считающих себя «неоэволюционистами». Можно также усмотреть некоторую близость к концепциям марксистской социологии в рассуждениях некоторых неоэволюционистов о значении для развития общества материального производства, социального и имущественного неравенства, в признании ими базисных и надстроечных явлений в жизни общества. Однако часто в напоминающую марксизм фразеологию облекаются антимарксистские но сути концепции, нередко выдаваемые за «улучшенный» марксизм. Эволюционно-экологические интерпретации в археологии США. Возрождение эволюционизма в американской этнографии непосредственно сказалось и на теоретических ориентация* археологов этой страны. В 50-х годах в археологической науке США также наблюдался поворот к исследованиям закономерностей общественного развития. Причины этого поворота американские археологи Дж. Ушлой и Е. Саблов усматривают в политическом' климате в США 50-х годов, во влиянии на археологию этнографов-эволюционистов Л. Уайта, Дж. Стюарда и английского археолога Г. Чайлъда, а главное в самом развитии археологических исследований37. Как в этнографии, так и в археологии США получили распространение различные концепции эволюционизма. Такие выдающиеся археологи США, как Р. М. Адаме, Г. Врэдвуд, Дж. Уил- лей, развивая свои историко-философские концепции, преодолевают многие из ошибок этнографов-неоэволюционистов. Они высказываются, например, против отождествления эволюции социальной с эволюцией биологической, против телеологических теорий эволюции. Р. Адаме и Дж. Уиллей отмечают ошибочность абсолютизации общего и пренебрежения частным в исторической концепции Л. Уайта38. Они подвергают сомнению экологических последователей Стюарда в археологии. Р. М. Адаме подверг критике теории происхождения восточных деспотий К. Вптфо- геля, оказывающие значительное влияние на археологов США 39. Определяющее значение в развитии общества они отводят- технико-экономической области в жизни народа, подходя к стадиальному пониманию исторического процесса. Наряду с этой линией исторического мышления в археологии США сложилось направление, представители которого объединили теории многолинейной эволюции и культурной экологии Дж. Стюарда с системным подходом. В 1960-е годы оно оформляется в своеобразную школу «новой археологии» 4", аналогичную неофункциональной «экологической антропологии». Представители этой школы, по словам Уиллея и Саблова, сосредотачивают свое внимание «на причинности, поиске динамики развития культуры»Но в этих поисках важнейшее значение отводится процессам адаптации к среде, трактуемой как «экосистема». Справедливой критике эта школа была подвергнута норвежским археологом Г. Гьессингом и мексиканским ученым 10. К. Врюггеманом, отметившим идейную связь с неопозитивизмом венской школы**. Очевидно также, что экологический подход в археологии так нее, как и в этнографии, допускает элементы бнологнзащш человека и коренным образом отличен от понимания истории такими представителями эволюционной мысли в археологии СИГА, как Р. Адаме, Дж. Уиллей, Ф. Фнл- липс Наряду с этими разными вариантами эволюционизма в археологии США еще много противников зволюциошшх теорий, существуют различия в определении эволюции, ее причин и процессов. Однако, несмотря па распространенность апологических интерпретаций в этнографии и археологии США, позиции сторонников «экологической антропологии» подвергаются справедливой критике со стороны ряда их коллег-соотечественников. Убедительно показана несостоятельность концепций экологической антропологии Скоттом Куком, отметившим, что основой их является биологизация человека, трактовка человека как одного из видов живых организмов. Основатели исторического материализма XIX в., признает Кук,, убедительно показали ошибочность такого подхода, он «затушевывает,— по его словам,— тот важнейший эволюционный факт, что Homo sapiens является единственным видом, который сам производит средства своего существования, непосредственно воздействуя и преобразуя физическую среду путем организованной социальной деятельности. Иными словами,— подчеркивал он,— производительные силы и отношения производства специфичны для человеческой адаптации и делают адаптацию человека процессом, существенно отличающимся от адаптации всех других видов в природе. Только Homo sapiens из всего живого на земле достиг такой адаптации, путем которой его популяция превращает материал природы в продукты, необходимые для существования, и социальные отношения которой не запрограммированы генетически, а передаются из поколения в поколение, они отражают отношение к «участию в процессе производства»С. Кук подчеркивает важность выводов Ф. Энгельса в его труде «Роль труда в очеловечении обезьяны...» Критические замечания в адрес «экологических антропологов» высказаны в работах Г. Дол и Р. Наролла" и многих других этнографов США. А в упомянутой выше последней своей работе " М. Салинс подверг резкой критике сторонников «культурной экологаи», не вспомнив, что многие из них были в этом отношении его учениками. Большая группа этнографов США значительно дальше, чем неоэволюционисты, отошла от релятивизма и агностицизма исторической школы и преодолела ограниченность исторических концепций Л. Уайта и Дж. Стюарда. К этой группе ученых можно отностн Р. Редфильда, Д. Биднея, Р. М. Адамса, Э. Ликок, Г. Хи- керсопа, Г. Грея и др. Общим для них является нсторпзм, признанно идеи единства и поступательности мировой истории. Справедливой критикой концепции исторической школы и релятивизма проникнуты работы Р. Редфильда. Однако, считая себя учеником прогрессивного археолога Англии Гордона Чайльда, Ред- фшп.д в то же время: признает, что па него оказала влияние идеалистическая философия Уантхеда и направила его мысль, как он пишет, «не но материалистической, а но идеалистической линии». Идеализм Редфильда сказался в его переоценке роли идеологии, моральных норм в истории общества, «Древние цивилизации,— писал он,— развиваются на осиово народной морали... в них техническим порядок подчинен моральному» 2Г.Л Решительно порывает со взглядами исторической школы Г. Ша- пиро. Он признает связь между развитием буржуазной этнографии и нуждами колониализма. Заслуживают внимания критические выступления Д. Биднея против антиисторизма и различного рода реакционных концепций, имеющих хождение в американской этнографии. Нигилизму релятивизма он противопоставлял учение Маркса и упрекал американских этнографов в том, что они пренебрегли этим учением 48. Видный археолог США Р. М. Адаме подверг критике современный неоэволюционизм с его экологическими интерпретациями в духе Стюарда и абсолютизацию общей эволюции JI. Уайтом. Он отвергает попытки сопоставления биологической и социальной эволюции и биологизации социальных явлений Подвергнув критике деление истории общества Стюардом и его последователями на уровни социокультурной эволюции, а также периодизацию Уайта по достижениям в области техники, Адаме противопоставляет ему свою периодизацию истории человечества, деля ее на четыре периода: 1) эгалитарных обществ; 2) ранги- рованных обществ; 3) общины — города — храмы и 4) государственные образования. Основой периодизации у Адамса является развитие производительных сил и связанных с ними производственных отношений. Интересная периодизация истории была приведена Ч. Греем в двух статьях, из которых первая посвящена периодизации греко-римской цивилизации50, вторая — периодизации истории европейской цивилизацииВ последней он различает аристократическую (феодальную.—Л?. А.) эпоху с 850 по 1765 г. и эпоху «демократическую» (т. е. капиталистическую,— Ю. А.).— с 1765 г. по сегодняшний день. Каждая эпоха делится у него на две эры: эра феодальных монархий — с 850 по 1400 г., «которую сменила ее антитеза — абсолютная монархия» (с 1400 по 1765 г.). Демократическая эпоха началась с эры национальных государств (1765—1870 гг.), периода буйного развития наций, за которой последовала путем антитезиого развития эра империалистических государств (1870—1955 гг.), лишившая возможности осуществления национальных чаяний колониальные народы, пока наконец колониализм не потерпел крах в периоды мировых войн В результате своего анализа Грей приходит к выводу, что современная капиталистическая цивилизация закончила исторический путь уже в 1910 г. и находится сейчас в состоянии разложения, упадка, и что на смену ей придет ее антитеза — более высокая цивилизация. Однако автор оговаривается, что в отличие от марксизма <ш не придает первостепенного значения экономическому фактору в этой истории капиталистического общества. Он признает плюрализм факторов«О характере цивилизации, которая смени г нашу (т. е. капиталистическую),— пишет Грей,— можно только догадываться. Но можно быть уверенным, что переход к ней будет быстрым... Коммунисты утверждают, что современная западная цивилизация — продукт капитализма и находится в состоянии разложения (и это не противоречит взглядам Грея.—Л?. А.), а что их цивилизация является наступающей цивилизацией... «волной будущего». Может быть так и не так»". Но во всяком случае, по мысли Грея, грядущая формация будет отрицанием умирающей капиталистической формации. Сомнения Грея относительно взглядов коммунистов на будущее общество вызваны, как это очевидно из текста, влиянием на него распространенной на Западе антисоветской клеветы. В своей историко-философской концепции он подчеркивает идею единства и поступательности всеобщей истории. На протяжении 60—70-х годов вышло значительное количество подобных работ. Их авторов также волнует вопрос о характере общества, которое идет на смену капитализму55. Представления о нем как о коммунистическом обществе становятся все более распространенными. Хотя нередко они сочетаются с антисоветизмом. Подобного рода работы и выступления американских этнографов свидетельствуют о проникновении в буржуазную науку подлинного историзма, вносящего в ряды ученых идеологический разброд, способствуя расколу их на прогрессивное и реакционное крыло ученых. Широкое признание получила идея прогресса. Предпринимаются попытки определения критериев прогресса, выдвигаются различного рода показатели уровня развития обществ, соответственно которым составляются шкалы эволюционной последовательности отдельных обществ5е. Наиболее детализирован список показателей эволюции у Карнейро, в нем выделены 618 черт Р. Наролл выделяет 12 главных показателей эволюции культуры м, тогда как К. Уильсон ограничивается четырьмя такими общими показателями, как: 1) усложнение социальной организации; 2) рост количества используемой энергии; 3) изменение типов поселения; 4) возрастание структурной дифференциации и функциональной специализацииСтепень развития общества определяется по наличию или отсутствию выделенных признаков. Мы не отрицаем конкретной значимости выделяемых американскими этнографами показателей степени развитости обществ, но конструируемые ими шкалы эволюционной последовательности обществ отражают плоскоэволюционный подход к идее прогресса, направленный но существу против понимания общественного прогресса как революционной смены общественно-экономических формаций. Возврат к историческому мышлению и стремление к обобщениям не могли не вернут!» этнографов США к раскритикованному ими ранее сравнительно-историческому методу как необходимому условию для выведения или проверки общих гипотез и концепций. С 50-х годов становятся все более частыми высказывания за необходимость возврата к сравнительно-культурному методу. Этой теме посвящали свои неоднократные выступления Ф. Эгган, Э. Аккеркнехт, Д. Видней и др. Хотя вначале это не были высказывания за возрождение сравнительно-исторического метода, но само признание необходимости широких сравнений было известным шагом от крайностей культурного релятивизма 60. Но по мере перехода ученых на позиции историзма менялась и их трактовка сравнительного метода. В 1973 г. было опубликовано специальное «Руководство по методике в культурной антропологии», в котором большое место отведено характеристике различных толкований «сравнительно-культурного» метода и его отличия от поверхностного компаративизмам. Многие исследователи сравнительно-культурный метод понимают как аналогию сравнительно-исторического метода. Р. Иаролл сравнительно-культурный метод назвал «холокультурным» чтобы подчеркнуть общемировой масштаб сравнений обществ как целостностей. Главное назначение этого метода он видит в проверке теоретических обобщений и гипотез. Думается, что такое понимание •назначения сравнительного метода односторонне. Подлинно сравнительно-исторические исследования, выявляя повторяемость од- нопорядковых явлений, вскрывают определенные закономерности исторического процесса. sion. Now York, 1968; Cameiro R. Preface. The evolution of war. Cambridge, Mass, 1970; Divale W. F. An explanation for tribal warfare: population control and the significance of primitive sex-rations New Scholar, 1970, vol. 2, p. 173-192. 9 Cohen E. Social ecology: a multidimensional approach.— Current anthropology, 1976, vol. 17, N 1; Sahlins M. D. Comment, Current anthropology, 1976, vol. 17, N 2, p. 298—300; Klausner S. On man and his environment. San Francisco, 1971. 10 Cohen E. Social ecology.., p. 59—60. 11 Goldschmidt W. Comparative functionalism.., p. 121. 12 Yallee L. On approaches to social ecology.—Current anthropology, 1976, vol. 17, N 2, p. 332-333. 13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 43. 14 Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек.— Философские науки, 1974, № 6, с. 16. 15 Wolf Е. The Study of evolution.— In: Horizons of anthropology, Chicago, . 1964, p. 10. 16 Evolution and culture. Ann Arbor, 1960. Sahlins M. D. Evolution: specific and general. In: Evolution and culture. Ann Arbor, 1960, pp. 43—44. 18 Ibid, p. 30. 19 Ibid, p. 43. 20 Service E. Primitive social organization. An evolutionary perspective. 2nd ed. New York, 1971, p. 5; Service E. Cultural evolution.— In: International encyclopedia of social sciences, 1968, vol. 5, p. 222—226. 21 Dole Т. E. Foundations of contemporary evolutionism.— In: Main currents in cultural anthropology. New York, 1973; Naroll R. Introduction.— Ibid, p. 17. 22 Sahlins M. D. Evolution specific and general, p. 20—21. 23 Ibid, p. 20. 24 Service E. R. The law of evolutionary potential.— In: Evolution and culture. Ann Arbor, 1960. 25 Sahlins M. D. Evolution: specific and general, p. 41. 28 Ibid, p. 32. 27 Ibid, p. 41. 28 Ibid, p. 42. 29 Ibid, p. 41. 30 Ibid, p. 42. 31 Sahlins M. D. Comment,— Current anthropology, 1976, vol. 17, N 2, p. 299. 82 Sahlins M. D. Culture and practical reason. Chicago, 1976. 33 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т. 23, с. 21, 34 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 259. 35 Sahlins М. D. The stone age economics. Chicago, 1974, p. 101. 98 Ibid, p. 102. 37 Willey G. R., Sabloff J. A. A history of American archaeology. London, 1974, p. 182. 38 Adams R. M. The evolutionary process of early civilizations.—In: Evolution after Darvin. Chicago, 1960, vol. 2; Willey 6. R. Historical patterns and evolution in native New World cultures.— Ibid. 39 Adams R. M. The evolutionary process.., p. 153, 154. «о Now perspectives in Archaeology. Chicago, 1968; BinforA /.. R. Archaeology as anthropology.— American antiquity, 1962, vol 28, p. 217—225. 41 Willey G„ Sabloff J. A. A history of American archaeology, p. 182. ** Glassing G. Socio-archaoology.— Current anthropology, 1975, vol. 10, N 3; Briieggtmann J. K. More on socio-nrehaoology.— Current anthropology, 1976, vol. 17, N i, p. 14. H Phillips Ph, Willey G. Method and theory in American archaeology: an operational basis for culture historical integration.— American anthropologist,, 1953, vol. 55, N 4. 9 JO. U. Аиерниева 257 44 Cook S. Economic anthropology: Problems in theory, method, and analysis.— In: Handbook of social and cultural anthropology. Chicago, 1973, p. 846. 45 Dole G. E. Foundations of contemporary evolutionism.— In: Main currents in cultural anthropology / Ed. by R. Naroll, F. Naroll. New York, 1973, p. 252; Naroll.ft. Holocultural theory tests.— Ibid. 40 Sahlins M. D. Culture and practical reason. 47 Redfield R. Primitive world and its transformations. Ithaka, 1953, p. 63. 48 Bidney D. Theoretical anthropology. New York, 1967. 49 Adams R. II. The evolution of urban society. Chicago, 1966. 50 Gray Ch. E. The epicyclical evolution of Graeco-Koman civilization.— American anthropologist, 1958, vol. 60, N 1. 51 Gray Ch. E. The epicyclical model of Western civilization.— American anthropologist, 1961, vol. 63, N 1. 52 Ibid. 53 Ibid, p. 1015. 34 Ibid, p. 1035. 55 См. например, статьи в сборнике: Reinventing anthropology/Ed. by ; D. Hymes. New York, 1972, вызвавшие оживленную полемику в американской этнографической печати. (Kaplan D. Рец. на кн.: Reinventing anthropology. American anthropologist, 1974, vol. 76, p. 824—839; Campbell D. Рец. на кн.: Reinventing anthropology. Ibid, p. 857—861; Diamond S, Scholte В., Wolf E. Anti-Kaplan: Defining the marxist tradition.— American anthropologist, 1975, vol. 77, N 4, p. 870—875; Kaplan D. The idea of social science and its enemies: a rejoinder.—American anthropologist, 1975, vol. 77, N 4, p. 876—877; Diamond S. In search of the primitive. A critique of civilization. New Brunswick, 1974). 56 Camerio R. L., Tobias S. F. The application of scale analysis to the study of cultural evolution.— Transactions of the New York Academy of sciences. Ses. II, 1963, vol. 26; Camerio R. L. Scale analysis, evolutionary sequences and the rating of cultures.— In: A handbook of method in cultural anthropology. New York, 1973; Naroll R. Holocultural theory test.— Ibid. 57 Camerio R. L. Scale analysis.., p. 854—870. 58 Naroll R. Holocultural theory.., p. 333—339. 59 Wilson С. II. On the evolution of education: Learning and culture.— In: Proceedings of the 1972 annual spring meeting of the American ethnological society. Seattle, 1973, p. 215. 60 Eggan F. Some reflections on comparative method in anthropology.— In: Context and meaning in cultural anthropology. New York, 1965. 61 A handbook of method in anthropology. New York, 1973. 62 Naroll R. Holocultural theory test.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |