КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Марксизм и американская этнография 1 страница
Если 50—60-е годы характеризовались в американской этнографии как годы ренессанса эволюционизма и формирования различных вариантов неоэволюционизма, то с середины 60-х годов и особенно в 70-е годы наблюдается все возрастающий интерес ученых к марксизму. И это, несомненно, проявление веления времени. В нашу эпоху марксизм-ленинизм превратился в самое влиятельное мировоззрение современности, овладевающее сознанием миллионов людей, проникающее во все уголки мира. Об этом много пишут и говорят как его последователи, так и его враги. С признанием неуклонного роста влияния идей научного коммунизма можно встретиться даже в статьях закоренелых адептов антикоммунизма, печатающихся на страницах специального журнала «марксоведов» «Проблемы коммунизма», издаваемого в Соединенных Штатах в системе ЮСИЛ. Так, по словам одного из них, американского профессора Эндрю Эзергайлиса, «большевики были сильнее в 1917, чем в 1903, в 1930 г.—сильнее, чем в 1922, а в 1955 г. крепче, чем в 1944... Кто бы мог предсказать пять лет назад, что в Европе и США новое поколение студентов будет сегодня «освобождать» университетские здания под знаменем марксистских лозунгов и взывать к именам.,, коммунистических революционных героев» \ Влияние марксистской мысли сказывается сейчас во всех областях научных знаний и особенно, конечно, в гуманитарных науках США. Неуклонный рост интереса к марксизму-ленинизму является одним из самых рельефных явлений послевоенной буржуазной философии, социологии и историографии. Это вынуждены признать и реакционные идеологи. О Марксе пишут как о философе с наибольшим числом последователей. Американский специалист по критике марксизма-ленинизма вынужден признать, что «идеи и способ мышления В. И. Ленина, вождя русской революции, овладели в настоящее время мыслями миллионов людей» 2. И этот триумф марксизма-ленинизма вызывает ожесточенное сопротивление идеологов антикоммунизма. Идеологическая борьба — битва идей — в наши дни приняла небывало острые формы. Первостепенное значение в битве за умы идеологи антикоммунизма придают буржуазным гуманитарным наукам. Не стоит в стороне от этой борьбы и этнографическая наука капиталистического мира. Особенно наглядно это прослеживается в развитии теоретической мысли в этнографии современных США, которую можно рассматривать как известный показатель состояния этнографической мысли на Западе в целом. Расхождения во взглядах и теориях между учеными Запада идут не по линии национальных границ — они носят глубоко идеологический характер. Все более активно идет процесс размежевания между прогрессивным крылом западных ученых и крылом реакционным. Главным проявлением этой идейной дифференциации среди западных ученых является их отношение к марксизму. В США, этой цитадели антикоммунизма и в то же время стране бурных выступлений прогрессивных демократических сил, марксизм-ленинизм неуклонно завоевывает умы все большего и большего количества людей. Значение этого сдвига влево можно оценить лишь в свете общей идеологической ситуации в современных США. Идеологический климат в этой стране, как известно, ныне весьма противоречив. Во всех областях духовной жизни США идет борьба различных антагонистических взглядов и идей. Под знаменем антикоммунизма объединяются все реакционные силы страны. Мобилизован огромный идеологический аппарат пропаганды антикоммунизма. Немало ученых — философов, историков, этнографов — подвизается на этом поприще. Однако наряду с реакционными тенденциями в общественной жизни США поднимается волна движения левых сил, объединяющих участников рабочего и национально-освободительного движения негритянского индейского населения за равноправие, борцов за мир, против ядерного вооружения. Активно в этом движении участвуют радикально настроенные круги студенчества, ученых. Они выступают против реакционных тенденций во внутренней и внешней политике США, неприемлем для mix и откровенный антикоммунизм. Именно их имеет в виду известный историк-марксист США Г. Аптекер, когда пишет, что «никогда за последние 30 лет не было столь серьезного, глубокого и широкого интереса к марксизму и социализму, который проявляется сейчас в американских колледжах, университетах, научных учреждениях и среди лиц свободных профессий» 3. Марксизм становится настолько популярным, что врагам его часто приходится прибегать к различным формам мимикрии, маскировки под марксизм в форме неомарксизма. Имеют место попытки доказать, что социологические теории Запада по существу не отличаются от марксизма, что в науке Запада и Востока идет процесс идейной конвергенции и что поэтому нет нужды в идеологической борьбе. В области этнографической науки основание к этим утверждениям видят в том, что многие этнографы Запада стоят на материалистических позициях. Но их материализм, как мы видели выше, носит еще часто характер вульгарного, метафизического материализма. Одни из них не связывают свои материалистические выводы с идеей развития общества или, признавая лишь развитие в сфере материального производства, не распространяют его на область общественных отношений и духовной культуры, механически отрывая общественные институты от их экономического базиса. Материализм в трактовке развития экономической жизни сочетается у многих западных этнографов с идеализмом и волюнтаризмом в области социальных отношений. Мы останавливались уже на попытках изобразить экзистенциализм как «марксизм эпохи неокапитализма» (Левин). Американский социолог А. Голь- днер в своей нашумевшей книге о кризисе в западной социологии попытался сблизить с марксизмом функционализм, «...анализ социальных изменений,— пишет он,— все более и более ведет функционализм к конвергенции с марксизмом» '. Реакция против марксизма в западной этнографии началась еще на рубеже XIX—XX вв. с критики и опровержения на основе якобы новых эмпирических данных взглядов Л. Г. Моргана на первобытное общество, изложенных в его классическом труде «Древнее общество». Ведшаяся в течение всей первой половины XX в. критика историко-философских взглядов Л. Г. Моргана фактически была направлена против марксизма. Это признают сейчас многие ученые Запада. «Поскольку работа Моргана была использована Энгельсом в качестве основы,— пишет, например, известный этноисторик США Э. Ликок,— аргументы против Моргана являются завуалированными аргументами против Маркса». Во всех дискуссиях американских ученых, посвященных вопросам теории, справедливо отмечает она, «всегда незримо присутствовал Маркс, хотя никто в этом не признавался» 5. Маркс и марксизм действительно не назывались, критики марксизма предпочитали видеть в нем лишь разновидность «однолинейного эволюционизма XIX в.» и опровергать его критикой «схемы Моргана». И в наши дни в этнографической науке США все еще распространено представление о том, что Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» по существу лишь изложил результаты исследований Моргана, высказанные им в «Древнем обществе». Сторонники такого представления лишь повторяют утверждения В. Копперса и В. Шмидта, К. Каутского и Г. Куиоваигнорируя неоднократные указания самого Энгельса на то, что нового в сравнении с идеями Моргана внесено в его труд. Как отмечалось выше, уже в предисловии к первому изданию своего труда Энгельс писал: «Не кто иной, как Карл Маркс собирался изложить результаты исследований Моргана в связи с данными своего — в известных пределах я могу сказать нашего — материалистического изучения истории и только таким образом выяснить все их значение» 7. В конце этого предисловия он отмечает, чем конкретно отличается его исследование от работы Моргана 8. Хорошо известны слова Энгельса: «Было бы нелепо лишь «объективно» излагать Моргана, а не истолковать его критически и, использовав вновь достигнутые результаты, изложить их в связи с нашими воззрениями и уже полученными выводами. Это ничего не дало бы нашим рабочим» э. Еще задолго до выхода в свет книги Моргана у Маркса и Энгельса сложились определенные взгляды на первобытное общество. Например, в «Немецкой идеологии», говоря о первой в истории человечества форме собственности как общей племенной собственности, они высказывают свое понимание первобытного общества как общества бесклассового, без частной собственности10. В походе против изложенных в книге Ф. Энгельса положений этнографы США заняли особое место. Они стремились подчинить свои конкретные исследования и обобщающие работы прежде всего опровержению марксистской философии истории на основе якобы «эмпирических данных». С позиций диффузионизма, релятивизма, психодетерминизма они пытались опровергнуть идею общей закономерности исторического процесса, идею прогресса, называя все это «плоским эволюционизмом XIX в.» Однако, хотя западные теоретики и ставили знак равенства между исследованиями Ф. Энгельса и Л. Моргана, свои усилия они направляли на опровержение именно тех пунктов исследования Моргана, которые получили развитие в труде Энгельса. «Критиковали Моргана, переработанного Энгельсом»,— пишет М. Харрис11, воевали с представлением о первобытном обществе как обществе с материнскородовой организацией, первобытноком- мунистическим, доклассовым. Значение учения о первобытноком- мунистическом характере первобытного общества выходит далеко за рамки первобытности. И. Г. Морган и Ф. Энгельс видели в нем прототип коммунистического общества будущего, которое будет возрождением древнего общества, но на более высокой основе. Именно поэтому концепция первобытного коммунизма подверглась и ныне подвергается ожесточенной критике опровергателей марксизма. Она вновь всплыла па поверхность в выступлении Д. Каплана с критикой С. Дайамопда, высказавшегося в духе Моргана и Энгельса о характере будущего общества, которое придет на смену капитализму Критикуя периодизацию истории первобытности Моргана, американские этнографы исходили из постулата, что Энгельс целиком повторил ее в своем труде. На самом же деле, хотя Энгельс высоко оценил периодизацию Моргана 13, сохранив и изложив ее в своем труде, он к концу своего исследования сформулировал свою новую периодизацию истории доклассового общества, в основу которой положил формы разделения труда, а следовательно, и различные формы собственности. Таким образом, не отвергая в общих чертах периодизацию Моргана, Энгельс поднял ее на более высокую ступень научного обобщения. Учение Маркса и Энгельса в корне подрывало всякого рода теории об извечности строя, основанного на частной собственности,' частном предпринимательстве, индивидуализме и отчуждении личности. Однако эти теории до сих пор продолжают развиваться в трудах многих этнографов Запада, особенно посвященных проблемам первобытной экономики, обобщенно обозначаемой как «экономическая антропология». Марксистской теории закономерного развития общества пытались противопоставить релятивистскую теорию многолинейной эволюции. Однако после второй мировой войны происходит общая реориентация ученых США. Вместе с признанием положительного значения научного наследия JI. Г. Моргана для современной этнографической науки частой темой дискуссий в американской этнографии в последние десятилетия неизбежным становится вопрос о различиях между марксистским и моргановским пониманием первобытности. Если раньше эти две концепции отождествлялись и Энгельса критиковали под видом критики Моргана, то с начала 60-х годов появляются выступления против отождествления марксизма с учением Моргана. Реакционные исследователи проблемы соотношения теорий Энгельса и Моргана, главной фигурой среди которых является, несомненно, М. Оплер, пытаются доказать, что между фшгософско-историческнми взглядами Энгельса и Моргана нет ничего общего и. Особенное раздражение вызывают у него слова Ф. Энгельса, что «Морган в границах своего предмета самостоятельно вновь открыл марксово материалистическое понимание истории и приходит к непосредственно коммунистическим выводам в отношении современного общества» 1S. М. Оплер считает, что Энгельс извратил Моргана, что Морган не материалист, а идеалист. Высказывание лее Моргала о характере будущего общества, по мнению Оплера, относилось исключительно к СЛИЛ. С подобного же рода утверждениями выступала на VII МКЛОИ Э. Констае '". Л. Уайт видит в Моргане «преимущественно идеалиста» Но мнению М. Харриса, Энгельс, изобразив Моргана материалистом, несколько исказил, но улучшил его выводы !а, на самом же деле Морган, по Харрису, типичный спенсериниец В защиту Моргана как стихийного материалиста выступили такие исторически ориентированные ученые США, как Э. Ликок, Т. Хардинг, Г. Хикерсон 20. Характерно, что в полемике все они были «обвинены» в марксизме. Справедливо видя в советских ученых последователей взглядов Маркса и Энгельса на сущность первобытного общества, западные ученые одновременно с критикой Моргана и Энгельса критиковали и советских этнографов. Долгое время они придерживались мнения, что учение Моргана через Энгельса целиком вошло в марксистскую классику и полностью разделяется советскими учеными. Очевидно, что наши критики мало информированы об исследованиях советских археологов, антропологов и этнографов, занимающихся проблемами первобытности. Об отношении этнографов СССР к научному наследству Л. Г. Моргана и о значении последнего для марксистского понимания ранней истории человечества существует уже большая литература, вероятно, неизвестная нашим критикам 21. Советские ученые, как и некоторые из их коллег на родине Моргана, признают, как отмечалось уже выше, что периодизация истории человечества, созданная Морганом, в основных своих звеньях не потеряла научного значения в свете современного состояния науки о первобытности. Они внесли вместе с тем в нее целый ряд существенных уточнений22. Современные исследования советских ученых в области истории первобытного общества убедительно говорят об ошибочности утверждений западных этнографов о том, что советские этнографы некритически и целиком восприняли взгляды и выводы Моргана. Как показывают выступления этнографов Запада за последние годы, идеи основоположников марксизма-ленинизма изучаются ими теперь по довольно широкому кругу источников. Правда, не всегда это непосредственное изучение трудов творцов научного коммунизма. Часто источниками знаний о марксизме служат предвзятые интерпретации его в работах идеологов антикоммунизма, в учебных пособиях специалистов-«марксоведов». Характерный пример этого — упоминавшееся фундаментальное исследование М. Харриса по истории этнографической мысли Запада, в котором классикам марксизма уделено большое внимание, но, как показывает текст книги, марксизму Харрис учился у К. Витфогеля, М. Вебера, К. Зиркле и других критиков марксизма. Следствием такого «изучения» марксизма является ложное представление о взглядах его основоположников. Многие западные ученые изучают марксизм по первоисточникам. Но цели, которые они при атом ставят, различны, поэтому различны и оценки научного значения идей научного коммунизма. Одни читают труды Маркса, Энгельса, Ленина и знакомятся с работами их последователей для того, чтобы трактовать марксизм как технологический детерминизм, или экономический детерминизм, как экзистенциализм, или как догматизм. Другие ищут в произведениях классиков марксизма ответы на волнующие их вопросы научного понимания истории общества. Нередки в связи с общим широким интересом в научных кругах Запада к марксизму высказывания о значении его для развития западной науки об обществе, и в частности для этнографии. Отрицательно оценивает влияние. марксизма на американскую этнографию,М. Оплер23. О негативном влиянии марксизма па этнографию США писал и М. Харрис 2'*. Однако довольно часто встречаем и признания положительного влияния марксизма на «немарксистскую» мысль. Например, видный этнограф США Дж. Мордок признавал, что под влиянием Маркса он оценил важное значение в жизни общества экономического фактора25. Правда, суть этого фактора он сводил к половому разделению труда и этим объяснял различные формы семейно-родственной организации отсталых народов. В этом же смысле считают себя «экономическими детерминистами» Г. Драйвер и У. Массей26. Интересна эволюция взглядов на марксизм видного теоретика исторической школы в американской этнографии Р. Лоуи. В своей работе по истории этнологической теории, изданной в 1937 г., он даже не упоминает К. Маркса и Ф. Энгельса. Все его усилия направлялись на дискредитацию труда Моргана27. Но в 1950 г. в работе «Социальная организация» Лоуи выступил против понимания марксизма как вульгарного экономизма2S. Назвав такую трактовку учения Маркса «наивной», он писал, что суть марксизма заключается в том, «что социальные явления, непосредственно связанные с материальными потребностями, определяют другие социальные явления, непосредственно не связанные с ними, и особенно в том, что изменения в средствах производства ведут к изменениям правовых норм, социальной организации и даже в интеллектуальной деятельности и религии» 29. Называя Маркса и Энгельса «теоретиками социализма», Лоуи писал, что «их вклад в оценку подлинного зпачення материального базиса общества вообще широко признается».' Говоря об «экономическом материализме», Лоуи признает: «Оп был для нас тем спасительным средством, без которого мы утонули бы в безграничном море исторических фактов»30. Это было довольно смелым признанием в условиях американской действительности тех лет. М. Херсковиц считал приемлемым исторический материализм и отвергал «экономический детерминизм». То и другое он находил в известном высказывании К. Маркса: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет.их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» В первой фразе этой цитаты Херсковиц видит неприемлемый для него «экономический детерминизм», а во второй — «исторический материализм», якобы принятый всеми исследователями в области социальных наукза. Положительное влияние марксизма на «понимание личности» у «немарксистов» признавала даже М. Миид, отметив ошибочность отождествления его с экономическим п технологическим детерминизмом 33. Этнограф и социолог США М. Фрид видит в К. Марксе предшественника функционализма в том смысле, что его учение о соотношении базиса и надстройки объясняет целостность культуры. Он отмечает при этом, что эта марксистская концепция широко используется в трудах этнографов-теоретиков Запада 34. По мнению М. Харриса, «без Маркса и Энгельса нельзя понять Дюркгей- ма как отца функционализма» 35. Положительное значение этих высказываний заключается в признании того исторического факта, что взгляды функционалистов на общество как интегрированное целое не были их «гениальным изобретением», что им предшествовало марксистское учение об обществе как целостном организме, все части которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Говоря о влиянии марксизма на развитие общественных наук Запада, Харрис признает, что «науке об обществе в США была причинена большая травма, вследствие ее изоляции от марксистской мысли» зв. Правда, вернее было бы сказать не «изоляция», а враждебность в отношении марксизма. Полемизируется еще вопрос о применимости положений исторического материализма к первобытности. Но преобладающим становится мнение об их применимости. Это признают и авторы интересной монографии «Переизобретая антропологию» С. Дайамонд, Б. Шольте, Э. Вульф, Д. Хаймс 37, и сторонники культурного материализма — М. Харрис и А. Бергер, и этноисторики — Э. Ликок, Г. Хикерсон и др. Наряду с признанием важного значения марксизма для теоретической этнографии Запада в ней нашли отражение взгляды, распространенные в западной социологии о мнимой устарелости марксизма. «Устарели» якобы данный Марксом анализ капиталистического общества и его учение о пролетарских революциях. Харрис, как и Левин, присоединяются при этом к идеям западных социологов, пытающихся доказать, что в современном капиталистическом обществе идет процесс «депролтетаризации» и «социализации». Наряду с признаниями широкого интереса среди этнографов США к марксизму широкое распространение имеют попытки объяснения этого интереса воздействием на ученых трудов молодого К. Маркса, когда Маркс якобы был гегельяпцем в отличие от зрелого Маркса 3®. Гегельянство Маркса пытаются обнаружить в труде «Немецкая идеология». Широко входят в научный оборот такие важнейшие понятия марксистско-ленинской гносеологии, как способ производства и воспроизводства, производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, социально-экономическая формация. Об этом убедительно свидетельствует, например, факт проведения в 1975 г. в Нью-Йорке специального симпозиума на тему «Способ производства», организованного Американской ассоциацией содействия науке, самой влиятельной в США научной организацией. Но как показывают высказывания ученых, в эти марксистские понятия чаще всего вкладывается чуждое им содержание. Под способом производства часто понимают направление хозяйства данного общества (охота, рыболовство, земледелие и т. д.) и каждое племя, например, трактуется как общественная формация. Производительные силы обычно отождествляются с технологией, а производственными отношениями называют формы распределения и организации труда в процессе производства. Следствием этого являются и различные трактовки базиса и надстройки, в которых сохраняются лишь марксистские термины. Правда, иногда изменяются и сами термины, например, «общест- венно-экономическая формация» часто называется «социокультурной системой». Подобного рода искажения сущности этих марксистских понятий являются, несомненно, следствием целенаправленной буржуазной ревизии марксизма, попыток облечь в марксистские одежды концепции буржуазной социологии. В то же время эти усилия американских «марксоведов» являются, хотя и косвенно, убедительным свидетельством привлекательности научных воззрений классиков марксизма-ленинизма для ученых США. Влияние марксистской мысли, хотя также косвенное, можно- видеть в проникновении на страницы этнографических работ западных ученых социологических теорий «социального конфликта», «социальной стратификации», в признании значения экономических факторов и эксплуатации в структуре власти и возникновении отношений господства -— подчинения. Теперь в этнографических работах, посвященных проблеме типологии обществ, можно встретить деление их на доклассовые и «социально стратифицированные» se, что говорит об отходе их авторов от теорий, постулирующих извечность классового общества. О повороте к марксизму американских ученых говорят такие факты, как появление нового журнала «Диалектик-антрополог», публикация множества выступлений о марксизме и этнографии, организация дискуссий на страницах журналов «Каррент антро- нолоджи», «Американ антрополоджист», «Каррент ревьюз ин ан- трополоджи» и др., на специальных симпозиумах, конференциях, сессиях по проблемам марксизма в этнографических исследованиях. Ученые спорят о том, что понимать под тем или иным марксистским положением, кто из них «марксист», а кто «немарксист». Последнее обозначение воспринимается теперь как обида". Об этом же свидетельствует и факт включения в списки литературы для студентов-этнографов труда Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», дважды переизданного в США за последние годы. Появились в США новые издания большинства трудов классиков марксизма-ленинизма, часто цитируемые в трудах американских этнографов. В целом ученые США, как и других стран Запада, признают, что в 70-е годы марксизм «вошел в моду». Однако в действительности-то «в моде «псевдомарксизм», так называемый «неомарксизм», марксизм без коммунизма. Существует он в нескольких версиях. Один из приверженцев такого марксизма Д. Каплан, говоря о плюрализме марксизма, различные версии его объясняет как результат различий в реиитерпретациях и развитии идей Маркса «экзистенциалистами, сторонниками феноменологических изысканий, франкфуртской школой «критических теоретиков» (Ю. Га- бермас и Г. Маркузо.— Ю. А.), а также восточноевропейскими «марксистами-гуманистами». К последним он относит ревизиони- стов-отщепенцев, эмигрировавших на Запад из стран социализма. Например, эмигранта из Народной Польши Л. Колаковского он называет «одним из ведущих современных защитников гуманного марксизма» утверждающего закономерность плюрализма версий марксизма. Идейной основой этих «версий марксизма» является философский антропологизм, получивший широкое распространение в буржуазной философии. Его пытаются приписать и воззрениям молодого К. Маркса и тем самым использовать авторитет Марх^са для маскировки чуждых марксизму концепций. Марксистами называют себя «марксоведы» по профессии, пытаясь подвести под марксизм чуждые ему идеи и обрести влияние своим якобы приближением к марксизму. Эти различные варианты псевдомарксизма представляют собой либо правые и левые отклонения от марксизма, либо спекулирующие на авторитете идей Маркса и Ленина буржуазные идейные течения. Марксизм используется для маскировки ложных антинаучных концепций, призванных защищать отживающий общественный строй. Несмотря на пестроту вариантов неомарксизма, все они в целом выражают и защищают интересы капиталистов. Разнородность же идейных течений является следствием неоднородности буржуазии как класса, противоречивости интересов отдельных ее слоев. Существуют идеологические течения («новые левые», например), отражающие в основном интересы и иллюзии различных промежуточных слоев и кругов мелкой буржуазии. К ним можно отнести «критическую антропологию» Левина, «диалектику социальной жизни» Р. Морфи, ставящие своей целью защиту «улучшенного», «организованного» неокапитализма от угрозы революций. Наряду с учеными, заимствующими из марксизма лишь отдельные его идеи и положения и использующие их во вред но только марксизму, но и своей научной мысли, в этнографии США складывается крыло прогрессивных ученых, с уважением относящихся к научному наследству классиков марксизма-ленинизма и стремящихся вести свои исследования с позиций исторического материализма, преодолевая влияние господствующих в западной науке концепций. Эти ученые смело критикуют реакционные взгляды своих коллег, терпеливо разъясняя суть марксизма. Они же активно выступают против войны, за мир, против расизма, против использования науки в интересах империализма и неоколониализма На идеологические ориентации американских этнографов глубокое влияние оказывает, несомненно, идущая в буржуазном обществе борьба между пролетарской и буржуазной идеологиями. Однако в этой «борьбе мнений»* «соревновании идей» две идеологии находятся в неравноправном положении. Прогрессивно мыслящие ученые подвергаются гонениям не только со стороны административно-полицейского аппарата, но и со стороны своих коллег — апологетов существующего строя, таких, например, как М. Е. Оплер и Д. Каплан. 1 Problems of communism, 1970, Jan.— Febr, p. 7. 2 Mayer.4. Leninism. Cambridge, Mass. 1957, p. 1. 3 Аптекер Г. Некоторые тенденции идеологической жизни США,—Проблемы мира и социализма, 1966, № 10, с. 51. 4 Goldner A. The coming crisis of Western sociology. New York, 1970, p. 352. 5 Leacock E. Morgan and materialism: A reply to prof. Opler.— Current anthropology, 1964, vol. 5. N 2, p. НО. В этом с ней согласен и Оплер М. Е. (ibid, р. 111). 6 Schmidt W., Koppers W. Gesellschaft und Wirtschaft der Volker. Regens- burg; Habbel, 1924. 7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е пзд, т. 21, с. 25. 8 См.: там же, с. 26—27. 9 Там же, т. 36. с. 123. 10 См.,- там же, т. 3, с. 28. 11 Harris М. The rise of anthropological theory, p. 249. 12 Kaplan D. The idea of social science and its enemies: a rejoinder.— American anthropologist, 1975, vol. 77, N 4, p. 876; Diamond S., Scholte В., WolfE. Anti-Kaplan: Defining the marxist tradition.—American anthropologist, 1975, vol. 77, N 4, p. 871—872; Diamond S. In search of the primitive: A critique of civilization. New Brunswick, 1974. 13 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 28. 14 Opler М. К. Cultural evolution, southern Athapaskans and chronology of theory.— Southwestern journal of anthropology, 1961, vol. 17, N 1; Idem. Morgan and materialism.— Current anthropology, 1964, vol. 5, N 2, p. 112, 15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 36, с. 97. 18 Труды VII МКАЭН. М.: Наука, 1967, т. 4, с. 455-461. 17 White L. Introduction: Morgan L. H. Ancient Society. Cambridge, Mass., 1964, p. XX. 18 Harris M. The rise of anthropological theory, p. 247—249. 18 Harris M. Anther's precis.— Current anthropology, 1968, vol. 9, N 5, pt II, p. 520. 40 Ilickerson H. Some implications of the theory of particularity or «atomism* of northern algonkians.— Current anthropology, 1967, vol. 8, N 4, p. 315. " См, например: Кричевский E. Ю. Морган и марксиам-лонппизм.— Сообщения ГАИМК, 1932, № 7—8; Косвен М. О. Проблема доклассового общества в эпоху Маркса и Энгельса.— Сов. этнография, 1933, № 2; Он же. Матриархат. История проблемы. М.; Л,: Изд-во АН СССР, 1848; Равдо- никас В. И. Маркс, Энгельс и основные проблемы истории доклассового общества —Известия ГАИМК, 1934, вып. 90; Толстов С. П. К. Маркс и Л. Г. Морган.— Сов. этнография, 1946, № 2; Семенов Ю. И. Учение Моргана, марксизм и современная этнография.— Сов. этнография, 1964, № 4; Першиц А. И., Монгайг А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М.: Наука, 1968; Олъдерогге Д. А. Малайская система родства. Родовое общество. М.: Изд-во АН СССР, 1951. (Тр. Ин-та этногр., т. XIV).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |