КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культурный материализм» Марвина харрцса
IV. РАЗНОВИДНОСТИ НЕОМАРКСИЗМА И АНТИМАРКСИЗМА В ЭТНОГРАФИИ США (1960—1970-е годы) Глава 1 М. Харрис, будучи учеником Л. Уайта и Дж. Стюарда, попытался преодолеть присущий их концепциям натурализм. В своем фундаментальном исследовании истории теоретической мысли в западной этнографии 1 он подверг критике все школы и направления в истории буржуазной этнографии. Недостаток позднейшего из них — неоэволюционизма — он видит прежде всего в смешении социальной и биологической эволюции, справедливо подчеркивая специфику социальной эволюции2. Не приемлема для него и концепция многолинейной эволюции Дж. Стюарда 3. В противовес всем критикуемым им направлениям теоретической мысли М. Харрис попытался создать свою якобы оригинальную ис- торико-философическую концепцию «культурного материализма». На деле же оказывается, что эта концепция лишь внешне отличается от неофункциональной экологии Вайды, Раппопорта и др. и является разновидностью вульгарного материализма. Основой культурного материализма Харриса, как и неофункциональных экологов является тот же принцип техно-средового детерминизма, называемого им «техно-экоиомико-экологическим». Его рассуждения таковы же: «Применение сходной техники к сходной среде,— пишет он, например,— имеет тенденцию приводить к сходным формам организации производственного труда и распределения, а эти последние в свою очередь вызывают сходные формы социальных группировок, которые оправдывают и координируют свою деятельность путем сходных систем ценностей и представлений» \ Причинпоследственпые закономерности рассматриваются Харрисом механистически однолинейно. Анализ же конкретных случаев причинности сводится по существу к выявлению функций явлений. Например, «функцией отношений между дядей но матери (братом матери) и племянником является,— по Харрису,—■ сохранение техно-экономической адаптации населения к среде»8, Иногда он называет свой детерминизм «домо- техно-зкономо-экологическим». Бесспорно, что подразумеваемые в 9* 259 этой формуле явления важны для понимания данной общественной системы, но они недостаточны для объяснения ее сущности и ее развития. Во многих работах американских этнографов видное место отводится проблеме различения двух параметров в жизни общества и эпистемологии: «эмического» и «этического». Эти понятия были предложены еще в 1954 г.й американским социологом К. Пайком. Под эмическим он понимал изучение конкретного общества, поведения его членов, подобно фонемике, изучающей конкретные системы звуков в данном обществе. Этическими он называл исследования общих аспектов культуры вообще, независимой от конкретных культур, подобно фонетике, изучающей системы звуков человеческого языка вообще. Вводя эти понятия, Пайк стремился подчеркнуть различие между изучением конкретного, частного и изучением общего. Эта концепция Пайка стала довольно популярной в теоретических выступлениях этнографов США, а в этнонауке, как мы увидим дальше, заняла центральное место. Правда,, в трактовку предложенных Пайком понятий вносились изменения. Можно встретить попытки отождествления этих понятий с марксистской концепцией о базисе (этическом) и надстройке (эмическом) с различением материального и идеального. Этой концепции отведено важное место п в «материалистической стратегии» М. Харрнса. Он подчеркивает эпистемологическую важность различения «эмической» и «этической» этнографии, вкладывая в термины Пайка несколько иной смысл 7. Особенно отчетливо он сформулирован им в выступлении 1975 г. Термины «эмпк» (emic) п «этик» (etic) имеют в его концепции онтологическое н эпистемологическое значение. В первом случае эмическими он называет явления, «заключенные в теле человека — деятеля (его мысли, чувства)», а этическими называет явления, бытующие «как следствие коммукативных действий людей и их взаимодействия с биофизической средой и друг с другом и находящиеся физически вне их тел»s. На эпистемологическом уровне эти термины используются Харрнсом как обозначения двух процедур анализа этих двух порядков явлений: процедура анализа омических явлений, сводящаяся «к операции выявления». Знание же этических явлений основывается на наблюдении за деятельностью (включая коммуникативное поведение) *. Из этих пояснений Харриса можно заключить, что он пытается подчеркнуть необходимость проведения грани между изучением сознания людей данного общества и изучением их обыденного опыта. И в этой своей стратегии он видит преимущество культурного материализма в сравнении с «диалектическим материализмом» 1П. Недостаток диалектического материализма он видит в том, что ни Маркс и Энгельс, ни многие из их последователей не признавали и не признают «необходимость различать этическое и эшгческое знания и смешивают попытки про» водить это различие со стремлением к свободному от ценностей объективизму и чистым индукционизмом (ошибочно и оскорбительно называемым «эмпиризмом» «или позитивизмом»)» Действительно, ни классики марксизма, ни большинство нх последователей не видят необходимости в процессе эмпирического исследования резкого противопоставления явлений, «заключенных в телах», и явлений, «физически находящихся вне тел» изучаем мых людей. Они различают явления обыденного опыта и обыденг ного сознания, не разделяя их столь механистически. Советские этнографы изучают эти разнопорядковые явления в их диалектической взаимосвязи. Гораздо важнее для пас то, что классики марксизма писали о принципиальном отличии теоретического знания от эмпирического, говоря, что там, где только описание: и систематизация фактов обыденного опыта, там еще нет науки О марксистском учении В. И. Ленин писал, что оно «есть освещенное глубоким философским миросозерцанием и богатым знанием истории подытожение опыта» 13. «Стратегия» лее двух подходов М. Харриса не выходит за рамки эмпирического знания.. Она подверглась значительной критике других этнографов США (Эл. Ликок, М. Салинса и др.). М. Салинс называет трактовку Харрисом «этического» и «эми- ческого» «обедненной» и непоследовательной. В традиционном смысле понятия «этический» и «эмический», пишет Салинс, «обозначают два аспекта одного процесса — материальный и ценностный, в котором первый организуется вторым в определенную систему культурного производства» и. У Салинса в этом выступлении явно обнаруживается определенный крен в переоценку идеологии как организующей силы в материальном производстве. Как известно, на гносеологическом уровне марксизм разли-г чает материальное и идеальное, противопоставляя их как первичное и вторичное. И в этом суть материалистического монизма. Но в жизни материальное и идеальное существуют в неразрывном единстве и так они воспринимаются обыденным сознанием. Ближе к такой трактовке соотношения материального и идеального подходит другой представитель культурного материализма А. Бергер. Он считает, что различение культурным материализмом этического и эмпческого.соответствует различению в эпистемологии марксизма (но не в его онтологии, подчеркивает Бергер) между материальным, базисным и идеальным — надстрог очным. Он признает, что последнее является вторичным как причина «эволюции социокультурной системы»Однако попытка Бергера отождествить «этическое» и «омическое» базису u надстройке подверглась критике со стороны канадского ученого Дж. О'Нейлла, но с позиций отрицания применимости марксистских категорий базиса и надстройки к.некапиталистическим, обществам»". В отличие от многих своих коллег, ругающих и поносящих, марксизм, Харрис пытается изобразить свой культурный мате- ЗД-. риализм как «улучшенный марксизм». Он признает Маркса за основоположника культурного материализма, ставя в ряд с ним в качестве основоположников также Л. Уайта и Дж. Стюарда. Называя подход последних к истории общества «культурно-материалистическим», а концепцию Стюарда «экологическим вариантом культурного материализма», он упрекает их в том, что они не «признавали свой долг Марксу», который, по Харрису, несомненен. «Исторически бесспорно,— писал он, — что ни одна фигура XIX в. не оказала влияния на немарксистскую социологию XX в., которое в какой-либо мере приближалось к влиянию Маркса и Энгельса»17. В своей работе он неоднократно подчеркивает влияние марксизма на американскую этнографию. «Культурная антропология полностью,— писал он,— развивалась как реакция против марксизма» 18. Харрис пытается показать, что марксизм может оказать положительное влияние на западные социальные науки. Но он различает «догматический» и «творческий марксизм». Догматический марксизм это, по Харрису, марксизм с диалектикой, которая является якобы «гегелевским ингредиентом» в научном мышлении К. Маркса. Диалектику Харрис понимает как игру слов, «метафору», привлекаемую для оправдания волюнтаризма, и, наконец, «политический лозунг». Суть же ее представляется ему как разговоры о противоречиях. Но марксистская диалектика, как известно, не сводится к одному признанию противоречий. По словам В. И. Ленина, материалистическая диалектика является «революционной душой марксизма». Это наука о самых общих закономерностях развития природы и общества. Она есть метод изучения объективной диалектики единства и борьбы противоположностей, присущей реальным процессам в природе и обществе. Отождествив марксистскую материалистическую диалектику с гегелевским представлением о диалектике, Харрис «воюет» с устаревшими типами диалектики и якобы опровергает марксизм. Между тем сам Маркс подчеркивал принципиальное различие между его материалистической философией и идеалистической диалектикой Гегеля. Как пишет советский ученый П. Н. Федосеев: «Маркс и Энгельс создали совершенно новый тип диалектики, которая явилась результатом развития естественных и общественных теорий, социально-исторической практики, классовой борьбы и общественных антагонизмов» М. Харрис противопоставляет свой культурный материализм «деградированной версии исторического материализма», трактуемою им как вульгарный экономизм. В отличие от последнего «суть культурного материализма заключается, по Харрису, в том, что он направляет внимание на взаимодействие между поведением и средой, опосредствованное человеческим организмом и культурным аппаратом» 10. В этом основа демо-техно-средового детерминизма Харриса, в котором он пытается усмотреть аналогию марксистскому положению: «Способ производства материаль- жг ной жиаии обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» гл, упрощая и вульгаризируя суть материалистического понимания истории. Критике Харрис подвергает также марксистское положение о связи теории и практики, упрощенно понимая эту связь как использование теории в интересах практики и обвиняя с этих позиций большевиков якобы в подтасовке фактов в интересах ставящихся ими задач. Эта своеобразная форма антикоммунизма и антисоветизма М. Харриса представляет собой целенаправленное упрощение и искажение важнейшей философской проблемы о критериях истины, проблемы, делящей философов на материалистов и идеалистов. В своем труде «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин, отметив, что К. Маркс и Ф. Энгельс ввели «критерий практики в основу теории познания материализма», подвергает это положение дальнейшей глубочайшей разработке. В. И. Ленин подчеркивает объективность связи теории и практики, видит в практике основу и цель познания, критерий истины22. Так же упрощенно-утилитарно Харрис пытается истолковать и марксистско-ленинское положение о партийности науки, всячески стремясь показать «объективность», «надклассовость» научных знаний. В отличие от Харриса очень многие из этнографов США признают ныне в своих трудах классовую обусловленность теоретических ориентации ученых. Сторонники же «надклассовое™» науки, как правило, выступают в качестве апологетов буржуазного общества. Признавая К. Маркса как одпого из основателей культурного материализма, Харрис не принимает Маркса не только как диалектика, но и как революционера. Он пытается опровергнуть марксистское положение о необходимости и закономерности революционных переворотов, неизбежности перехода от капитализма к социализму. Идее революционного преобразования общества он противопоставляет плоскоэволюционную идею постепенности смены стадий и цивилизаций в истории общества, идею «врастания» капитализма в социализм, приводя в качестве примера этому шведский «социализм» 23. Из марксизма М. Харрис заимствует учение о базисе и надстройке, преобразовав, однако, его в демо-техяо-экономо-сре- довой детерминизм, и утверждает, что это учение образует фундамент культурного материализма. В последнем он видит некую универсальную социологию п «замену» «догматическому» марксизму. В культурном материализме Харрис видит «новую стратегию» исследования теоретических проблем этнографической науки. Однако на самом-то деле это эклектическая теория, в которой сделана попытка соединить неопозитивистские концепции неоэволюционизма, бихейвиоризма, неофункционализма с некоторыми идеями марксистской социологии. Она удивительно сходна с «философией современного материализма», выдвинутой нро- тив марксизма, но якобы «улучшающей» марксизм социологом- ревизионистом США Сиднеем Хуком. «Улучшенный», «творческий» марксизм М. Харриса, как и Хука,— это «марксизм» без коммунизма и без пролетарских революций. Культурный материализм М. Харриса по существу не преодолел ограниченность техно-средового детерминизма «экологической антропологии», а в идеологическом плане представляет собой попытки ревизии марксистского понимания истории общества, сопровождающиеся реверансами в адрес К. Маркса, руганыо в адрес «марксистов-догматиков», к которым он причисляет и В. И. Ленина, и значительной долей антисоветизма. Концепции культурного материализма Харриса подверглись за последние годы значительной критике со стороны его коллег в Старом и Новом Свете. Особенную критику вызвало его отрицание марксистской диалектики и его идеализм Но в 1976 г. в защиту Харриса выступил другой представитель культурного материализма А. Бергер 25. Однако по ряду важных вопросов он расходится с Харрисом. Если Харрис писал в 1968 г. о негативном воздействии марксизма на развитие американской этнографии, то Бергер в 1976 г. пишет уже о стремлении американских ученых «интегрировать в свои исследования марксистские "принципы» 2в. Культурный материализм характеризуется Бергером как «марксистская стратегия» и он стремится защитить от определений его как «немарксистской эклектики» Но у Бергера, как и у Харриса, «материалистическая стратегия» покоится на положениях техно-экономического, или техно-средового детерминизма. Он пытается также отвести обвинения культурного материализма в антидиалектичности28. Бергер считает, что Харрис не понял сущность диалектики К. Маркса и не видел разницы в понимании ее Марксом и Гегелем. Сам же он справедливо отмечает, что, ставя Гегеля с головы на ноги, Маркс «тем самым перестроил структуру диалектики Гегеля... марксова диалектика — его реальная составная часть развивающейся социальной формации (rait и всего материального мира)»2". Таким образом, А. Бергер признает, что марксова диалектика есть не просто конструкция ума, а наука об объективных процессах в природе и обществе. Тем •самым он отходит от метафизики Харриса. Нельзя не отметить верный подход Бергера в критике М. Салинса, М. Годелье и других ученых, утверждающих, что в примитивных обществах отсутствует дифференциация институтов на базисные и надстроечныеБергер называет такой взгляд ошибочным. «Отсутствие дифференциации институтов,— пишет он,— это область представлений о них самих туземцев»31 и, следовательно, сущность институтов эти ученые определяют на основе представлений о них в обыденном сознания туземце», а не их реальной сущности, впадая тем самым в идеализм. Однако в!еубедительными представляются попытки А. Бергера защитить М. Харриса от обвинений в экологическом детерминизме, так же как и его стремление спасти своего коллегу от обвинений в идеализме. Идеализм — непременный спутник вульгарного материализма, как бы восполняющий недостатки последнего. И культурный материализм п «экологическая антропология» представляют собой, несомненно, разновидность вульгарного ма[3]териализма в современной американской этнографии. Концепции представителей этих направлений в сравнении с марксизмом однобоки и реакционны кагс попытки ревизии, «улуч>- шения» марксизма. В то же время нельзя не заметить, что по сравнению с идеями старых школ они отражают положительные сдвиги в теоретической мысли этнографов США, представляя собой попытки преодоления описательности, фактографии, нигилизма в отношении теоретических обобщений «исторической» школы. В работах «культурных материалистов», как и «антропологов-экологов» сказывается значительное влияние марксизма, хотя оно переплетается с влиянием модных в современной историографии и социологии Запада приемов истолкования марксистских положений. Например, роль производительных сил в истории общества понимается как техно-средовой детерминизм, что ведет к извращенному толкованию сущности экономических процессов' и самого хода истории общества. terialism, Marx and the «Hegelian monkey».— Current anthropology, 1975, vol. 16, N 3; Friedman J. Marxism, structuralism and vulgar materialism.— Man, 1974, vol. 9, N 3. 85 Berger A. II. Structural and eclectic... 18 Ibid., p. 290. *7 Ibid, «Ibid. га Ibid, p. 293. 50 Sahlins M. Stone age economics. Chicago, 1972, p. 101—102; Godelier M. Rationality and irrationality in economics. London, 1972, p. IX. 31 Berger A. II. Structural and eclectic.., p. 294. Глава 2
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |