Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурный материализм» Марвина харрцса




IV.

РАЗНОВИДНОСТИ НЕОМАРКСИЗМА И АНТИМАРКСИЗМА В ЭТНОГРАФИИ США (1960—1970-е годы)

Глава 1

М. Харрис, будучи учеником Л. Уайта и Дж. Стюарда, попы­тался преодолеть присущий их концепциям натурализм. В своем фундаментальном исследовании истории теоретической мысли в западной этнографии 1 он подверг критике все школы и направ­ления в истории буржуазной этнографии. Недостаток поздней­шего из них — неоэволюционизма — он видит прежде всего в сме­шении социальной и биологической эволюции, справедливо под­черкивая специфику социальной эволюции2. Не приемлема для него и концепция многолинейной эволюции Дж. Стюарда 3. В про­тивовес всем критикуемым им направлениям теоретической мыс­ли М. Харрис попытался создать свою якобы оригинальную ис- торико-философическую концепцию «культурного материализма». На деле же оказывается, что эта концепция лишь внешне отли­чается от неофункциональной экологии Вайды, Раппопорта и др. и является разновидностью вульгарного материализма. Основой культурного материализма Харриса, как и неофункциональных экологов является тот же принцип техно-средового детерминиз­ма, называемого им «техно-экоиомико-экологическим». Его рас­суждения таковы же: «Применение сходной техники к сходной среде,— пишет он, например,— имеет тенденцию приводить к сходным формам организации производственного труда и распре­деления, а эти последние в свою очередь вызывают сходные фор­мы социальных группировок, которые оправдывают и координи­руют свою деятельность путем сходных систем ценностей и представлений» \ Причинпоследственпые закономерности рас­сматриваются Харрисом механистически однолинейно. Анализ же конкретных случаев причинности сводится по существу к выяв­лению функций явлений. Например, «функцией отношений меж­ду дядей но матери (братом матери) и племянником является,— по Харрису,—■ сохранение техно-экономической адаптации населе­ния к среде»8, Иногда он называет свой детерминизм «домо- техно-зкономо-экологическим». Бесспорно, что подразумеваемые в

9* 259


этой формуле явления важны для понимания данной обществен­ной системы, но они недостаточны для объяснения ее сущности и ее развития.

Во многих работах американских этнографов видное место от­водится проблеме различения двух параметров в жизни общест­ва и эпистемологии: «эмического» и «этического». Эти понятия были предложены еще в 1954 г.й американским социологом К. Пайком. Под эмическим он понимал изучение конкретного общества, поведения его членов, подобно фонемике, изучающей конкретные системы звуков в данном обществе. Этическими он называл исследования общих аспектов культуры вообще, неза­висимой от конкретных культур, подобно фонетике, изучающей системы звуков человеческого языка вообще. Вводя эти понятия, Пайк стремился подчеркнуть различие между изучением конкрет­ного, частного и изучением общего. Эта концепция Пайка стала довольно популярной в теоретических выступлениях этнографов США, а в этнонауке, как мы увидим дальше, заняла централь­ное место. Правда,, в трактовку предложенных Пайком понятий вносились изменения. Можно встретить попытки отождествления этих понятий с марксистской концепцией о базисе (этическом) и надстройке (эмическом) с различением материального и иде­ального.

Этой концепции отведено важное место п в «материалисти­ческой стратегии» М. Харрнса. Он подчеркивает эпистемологиче­скую важность различения «эмической» и «этической» этногра­фии, вкладывая в термины Пайка несколько иной смысл 7. Осо­бенно отчетливо он сформулирован им в выступлении 1975 г. Термины «эмпк» (emic) п «этик» (etic) имеют в его концепции онтологическое н эпистемологическое значение. В первом случае эмическими он называет явления, «заключенные в теле челове­ка — деятеля (его мысли, чувства)», а этическими называет яв­ления, бытующие «как следствие коммукативных действий лю­дей и их взаимодействия с биофизической средой и друг с другом и находящиеся физически вне их тел»s. На эпистемологи­ческом уровне эти термины используются Харрнсом как обозначе­ния двух процедур анализа этих двух порядков явлений: про­цедура анализа омических явлений, сводящаяся «к операции выяв­ления». Знание же этических явлений основывается на наблюде­нии за деятельностью (включая коммуникативное поведение) *.


Из этих пояснений Харриса можно заключить, что он пы­тается подчеркнуть необходимость проведения грани между изу­чением сознания людей данного общества и изучением их обы­денного опыта. И в этой своей стратегии он видит преимущест­во культурного материализма в сравнении с «диалектическим материализмом» . Недостаток диалектического материализма он видит в том, что ни Маркс и Энгельс, ни многие из их после­дователей не признавали и не признают «необходимость разли­чать этическое и эшгческое знания и смешивают попытки про» водить это различие со стремлением к свободному от ценностей объективизму и чистым индукционизмом (ошибочно и оскорби­тельно называемым «эмпиризмом» «или позитивизмом»)» Дей­ствительно, ни классики марксизма, ни большинство нх последо­вателей не видят необходимости в процессе эмпирического ис­следования резкого противопоставления явлений, «заключенных в телах», и явлений, «физически находящихся вне тел» изучаем мых людей. Они различают явления обыденного опыта и обыденг ного сознания, не разделяя их столь механистически. Советские этнографы изучают эти разнопорядковые явления в их диалек­тической взаимосвязи. Гораздо важнее для пас то, что классики марксизма писали о принципиальном отличии теоретического зна­ния от эмпирического, говоря, что там, где только описание: и систематизация фактов обыденного опыта, там еще нет науки О марксистском учении В. И. Ленин писал, что оно «есть осве­щенное глубоким философским миросозерцанием и богатым зна­нием истории подытожение опыта» 13. «Стратегия» лее двух под­ходов М. Харриса не выходит за рамки эмпирического знания.. Она подверглась значительной критике других этнографов США (Эл. Ликок, М. Салинса и др.).

М. Салинс называет трактовку Харрисом «этического» и «эми- ческого» «обедненной» и непоследовательной. В традиционном смысле понятия «этический» и «эмический», пишет Салинс, «обо­значают два аспекта одного процесса — материальный и ценност­ный, в котором первый организуется вторым в определенную систему культурного производства» и. У Салинса в этом выступ­лении явно обнаруживается определенный крен в переоценку идеологии как организующей силы в материальном производст­ве. Как известно, на гносеологическом уровне марксизм разли-г чает материальное и идеальное, противопоставляя их как первич­ное и вторичное. И в этом суть материалистического монизма. Но в жизни материальное и идеальное существуют в неразрывном единстве и так они воспринимаются обыденным сознанием.

Ближе к такой трактовке соотношения материального и иде­ального подходит другой представитель культурного материализ­ма А. Бергер. Он считает, что различение культурным материа­лизмом этического и эмпческого.соответствует различению в эпи­стемологии марксизма (но не в его онтологии, подчеркивает Бергер) между материальным, базисным и идеальным — надстрог очным. Он признает, что последнее является вторичным как при­чина «эволюции социокультурной системы»Однако попытка Бергера отождествить «этическое» и «омическое» базису u над­стройке подверглась критике со стороны канадского ученого Дж. О'Нейлла, но с позиций отрицания применимости маркси­стских категорий базиса и надстройки к.некапиталистическим, обществам»".

В отличие от многих своих коллег, ругающих и поносящих, марксизм, Харрис пытается изобразить свой культурный мате-

ЗД-.

риализм как «улучшенный марксизм». Он признает Маркса за основоположника культурного материализма, ставя в ряд с ним в качестве основоположников также Л. Уайта и Дж. Стюарда. На­зывая подход последних к истории общества «культурно-мате­риалистическим», а концепцию Стюарда «экологическим вариан­том культурного материализма», он упрекает их в том, что они не «признавали свой долг Марксу», который, по Харрису, не­сомненен. «Исторически бесспорно,— писал он, — что ни одна фи­гура XIX в. не оказала влияния на немарксистскую социоло­гию XX в., которое в какой-либо мере приближалось к влия­нию Маркса и Энгельса»17. В своей работе он неоднократно подчеркивает влияние марксизма на американскую этнографию. «Культурная антропология полностью,— писал он,— развивалась как реакция против марксизма» 18. Харрис пытается показать, что марксизм может оказать положительное влияние на запад­ные социальные науки. Но он различает «догматический» и «твор­ческий марксизм». Догматический марксизм это, по Харрису, марксизм с диалектикой, которая является якобы «гегелевским ингредиентом» в научном мышлении К. Маркса. Диалектику Хар­рис понимает как игру слов, «метафору», привлекаемую для оп­равдания волюнтаризма, и, наконец, «политический лозунг». Суть же ее представляется ему как разговоры о противоречиях. Но марксистская диалектика, как известно, не сводится к одному признанию противоречий. По словам В. И. Ленина, материали­стическая диалектика является «революционной душой марксиз­ма». Это наука о самых общих закономерностях развития при­роды и общества. Она есть метод изучения объективной диалек­тики единства и борьбы противоположностей, присущей реальным процессам в природе и обществе.

Отождествив марксистскую материалистическую диалектику с гегелевским представлением о диалектике, Харрис «воюет» с устаревшими типами диалектики и якобы опровергает марксизм. Между тем сам Маркс подчеркивал принципиальное различие между его материалистической философией и идеалистической диалектикой Гегеля. Как пишет советский ученый П. Н. Федосе­ев: «Маркс и Энгельс создали совершенно новый тип диалекти­ки, которая явилась результатом развития естественных и обще­ственных теорий, социально-исторической практики, классовой борьбы и общественных антагонизмов»

М. Харрис противопоставляет свой культурный материализм «деградированной версии исторического материализма», трактуе­мою им как вульгарный экономизм. В отличие от последнего «суть культурного материализма заключается, по Харрису, в том, что он направляет внимание на взаимодействие между поведе­нием и средой, опосредствованное человеческим организмом и культурным аппаратом» 10. В этом основа демо-техно-средового детерминизма Харриса, в котором он пытается усмотреть анало­гию марксистскому положению: «Способ производства материаль-


жг ной жиаии обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» гл, упрощая и вульгаризируя суть ма­териалистического понимания истории.

Критике Харрис подвергает также марксистское положение о связи теории и практики, упрощенно понимая эту связь как использование теории в интересах практики и обвиняя с этих позиций большевиков якобы в подтасовке фактов в интересах ставящихся ими задач. Эта своеобразная форма антикоммунизма и антисоветизма М. Харриса представляет собой целенаправлен­ное упрощение и искажение важнейшей философской проблемы о критериях истины, проблемы, делящей философов на материа­листов и идеалистов. В своем труде «Материализм и эмпирио­критицизм» В. И. Ленин, отметив, что К. Маркс и Ф. Энгельс ввели «критерий практики в основу теории познания материа­лизма», подвергает это положение дальнейшей глубочайшей раз­работке. В. И. Ленин подчеркивает объективность связи теории и практики, видит в практике основу и цель познания, крите­рий истины22.

Так же упрощенно-утилитарно Харрис пытается истолковать и марксистско-ленинское положение о партийности науки, вся­чески стремясь показать «объективность», «надклассовость» науч­ных знаний. В отличие от Харриса очень многие из этнографов США признают ныне в своих трудах классовую обусловленность теоретических ориентации ученых. Сторонники же «надклассо­вое™» науки, как правило, выступают в качестве апологетов бур­жуазного общества.

Признавая К. Маркса как одпого из основателей культурного материализма, Харрис не принимает Маркса не только как диа­лектика, но и как революционера. Он пытается опровергнуть марксистское положение о необходимости и закономерности ре­волюционных переворотов, неизбежности перехода от капитализ­ма к социализму. Идее революционного преобразования общества он противопоставляет плоскоэволюционную идею постепенности смены стадий и цивилизаций в истории общества, идею «вра­стания» капитализма в социализм, приводя в качестве примера этому шведский «социализм» 23.

Из марксизма М. Харрис заимствует учение о базисе и надстройке, преобразовав, однако, его в демо-техяо-экономо-сре- довой детерминизм, и утверждает, что это учение образует фун­дамент культурного материализма. В последнем он видит некую универсальную социологию п «замену» «догматическому» марк­сизму. В культурном материализме Харрис видит «новую стра­тегию» исследования теоретических проблем этнографической науки. Однако на самом-то деле это эклектическая теория, в ко­торой сделана попытка соединить неопозитивистские концепции неоэволюционизма, бихейвиоризма, неофункционализма с неко­торыми идеями марксистской социологии. Она удивительно сход­на с «философией современного материализма», выдвинутой нро- тив марксизма, но якобы «улучшающей» марксизм социологом- ревизионистом США Сиднеем Хуком. «Улучшенный», «творче­ский» марксизм М. Харриса, как и Хука,— это «марксизм» без коммунизма и без пролетарских революций.

Культурный материализм М. Харриса по существу не преодо­лел ограниченность техно-средового детерминизма «экологиче­ской антропологии», а в идеологическом плане представляет со­бой попытки ревизии марксистского понимания истории общест­ва, сопровождающиеся реверансами в адрес К. Маркса, руганыо в адрес «марксистов-догматиков», к которым он причисляет и В. И. Ленина, и значительной долей антисоветизма.

Концепции культурного материализма Харриса подверглись за последние годы значительной критике со стороны его коллег в Старом и Новом Свете. Особенную критику вызвало его отри­цание марксистской диалектики и его идеализм Но в 1976 г. в защиту Харриса выступил другой представитель культурного материализма А. Бергер 25. Однако по ряду важных вопросов он расходится с Харрисом. Если Харрис писал в 1968 г. о негатив­ном воздействии марксизма на развитие американской этногра­фии, то Бергер в 1976 г. пишет уже о стремлении американ­ских ученых «интегрировать в свои исследования марксистские "принципы» .

Культурный материализм характеризуется Бергером как «марксистская стратегия» и он стремится защитить от определе­ний его как «немарксистской эклектики» Но у Бергера, как и у Харриса, «материалистическая стратегия» покоится на поло­жениях техно-экономического, или техно-средового детерминизма. Он пытается также отвести обвинения культурного материализ­ма в антидиалектичности28. Бергер считает, что Харрис не по­нял сущность диалектики К. Маркса и не видел разницы в по­нимании ее Марксом и Гегелем. Сам же он справедливо отмечает, что, ставя Гегеля с головы на ноги, Маркс «тем самым перестро­ил структуру диалектики Гегеля... марксова диалектика — его ре­альная составная часть развивающейся социальной формации (rait и всего материального мира)»2". Таким образом, А. Бергер при­знает, что марксова диалектика есть не просто конструкция ума, а наука об объективных процессах в природе и обществе. Тем •самым он отходит от метафизики Харриса.

Нельзя не отметить верный подход Бергера в критике М. Са­линса, М. Годелье и других ученых, утверждающих, что в при­митивных обществах отсутствует дифференциация институтов на базисные и надстроечныеБергер называет такой взгляд оши­бочным. «Отсутствие дифференциации институтов,— пишет он,— это область представлений о них самих туземцев»31 и, следо­вательно, сущность институтов эти ученые определяют на осно­ве представлений о них в обыденном сознания туземце», а не их реальной сущности, впадая тем самым в идеализм. Однако в!еубедительными представляются попытки А. Бергера защитить

М. Харриса от обвинений в экологическом детерминизме, так же как и его стремление спасти своего коллегу от обвинений в идеа­лизме. Идеализм — непременный спутник вульгарного материа­лизма, как бы восполняющий недостатки последнего.

И культурный материализм п «экологическая антропология» представляют собой, несомненно, разновидность вульгарного ма[3]териализма в современной американской этнографии.

Концепции представителей этих направлений в сравнении с марксизмом однобоки и реакционны кагс попытки ревизии, «улуч>- шения» марксизма. В то же время нельзя не заметить, что по сравнению с идеями старых школ они отражают положительные сдвиги в теоретической мысли этнографов США, представляя со­бой попытки преодоления описательности, фактографии, нигилиз­ма в отношении теоретических обобщений «исторической» шко­лы. В работах «культурных материалистов», как и «антрополо­гов-экологов» сказывается значительное влияние марксизма, хотя оно переплетается с влиянием модных в современной историо­графии и социологии Запада приемов истолкования марксистских положений. Например, роль производительных сил в истории об­щества понимается как техно-средовой детерминизм, что ведет к извращенному толкованию сущности экономических процессов' и самого хода истории общества.


terialism, Marx and the «Hegelian monkey».— Current anthropology, 1975, vol. 16, N 3; Friedman J. Marxism, structuralism and vulgar materialism.— Man, 1974, vol. 9, N 3. 85 Berger A. II. Structural and eclectic... 18 Ibid., p. 290. *7 Ibid, «Ibid.

га Ibid, p. 293.

50 Sahlins M. Stone age economics. Chicago, 1972, p. 101—102; Godelier M.

Rationality and irrationality in economics. London, 1972, p. IX. 31 Berger A. II. Structural and eclectic.., p. 294.

Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.