КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюционизм Лесли Агнюса Уайта 1 страница
Ill ПОВОРОТ К ЭВОЛЮЦИОНИЗМУ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ МЫСЛИ США (1940—1960-е годы) Глава 1 Наступлению нового периода в истории американской этнографии, характеризовавшемуся известным поворотом к историзму, в огромной степени содействовали историко-философские взгляды Л. Уайта, которые он развивал и пропагандировал. Начиная с 1930-х годов он выступал в защиту эволюционизма в этнографии вообще и учения Моргана в частности. В спорах с антиэволюционистами, критикуя их релятивизм и антиисторизм, Уайт развивал свою концепцию исторического прогресса, основанную на постулатах эволюционистского историзма. Его научные взгляды свидетельствовали о том, что, несмотря на заявления этнографов исторической школы, что «эволюционизм погребен», идеи эволюционизма, хотя и подспудно, продолжали развиваться. Правда, работы сторонников этих идей не печатались, их имена не упоминались, им трудно было прорваться в этнографическую науку вследствие засилья представителей исторической школы в этнографии США. - Всякая критика концепций этой школы вызывала враждебное отношение и go стороны влиятельных академических кругов, и администрации университетов и научных учреждений, в которых велись этнографические исследования. Свою научную деятельность в области этнографии Л. Уайт начинал с летних полевых поездок к индейцам пуэбло па Юго- Западе США, во время своей учебы на социологическом факультете Чикагского университета. По окончании университета первый свой пост он получил в музее и университете г. Буффало. Близость от этого города резервации ирокезов сенека позволила ему знакомиться с жизнью индейцев и вызвала живейший интерес к научному наследству их исследователя Л. Г. Моргана. Это определило одно из главных направлений научной деятельности Уайта — изучение и публикация архивных материалов Моргана. На основе изучения этих материалов Л. Уайт на протяжении всей своей длительной научной деятельности начиная с 1931 г. упорно и последовательно выступал в защиту учения JI. Г. Моргана, показывая необоснованность и часто нетактичность критики ученого представителями исторической школы. Уже в 1932 г. он пророчески писал, что «хотя его (Моргана.— Ю. А.) теперь отвергают, не признают, позорят и высмеивают, но придет время, когда его величие будет вполне оценено. Имя Моргана будет блистать еще долго после того, как его критики умрут и будут забыты» История науки подтвердила это предвидение Уайта. В 1930 г. Уайт получил место преподавателя в Мичиганском университете (г. Анн-Арбор), где он проработал 40 лет до ухода на пенсию в 1970 г. Эта удача объясняется, несомненно, тем, что в то время Уайта знали как этнографа-полевика, специалиста ио культуре индейцев пуэбло. Но когда Уайт начал читать свои курсы («Культурология», «Ум первобытного человека», «Эволюция культуры»), в которых подвергал критике теоретические основы концепций исторической школы, он почувствовал враждебность всесильных представителей этой школы. Его лекции не только создавали ему популярность среди широких кругов интеллигенции, но и порождали множество врагов среди церковников и различного толка реакционеров в правящих кругах штата и университетской элиты, не раз требовавших увольнения Уайта из Мичиганского университета. Католическая церковь г. Анн-Арбор отлучила его от церкви. Хотя его не увольняли, но всячески мешали в научном продвижении. Его знаменитый труд «Эволюция культуры» вышел в свет только через 25 лет после того, как он был подготовлен к печати. Несмотря на огромную популярность читаемых Уайтом курсов среди студенчества и преподавателей университета, он в течение 13 лет считался ассистентом профессора, получив звание профессора лишь в 1943 г. Возглавляя фактически факультет антропологии университета, в течение многих лет он числился исполняющим обязанности декана. Он был наиболее низко оплачиваемым среди преподавателей университета, не получал ни дополнительных средств, ни свободного времени на продолжавшиеся им полевые работы ереди индейцев Юго-Запада США. Поездка Уайта в СССР в 1932 г. была в этой ситуации смелым шагом и значительно осложнила его жизнь. В своих лекциях Уайт излагал широкую панораму истории человечества, критиковал волюнтаризм, деизм, попытки биологического и психологического объяснения человеческой деятельности. Уайт первым подверг критике входившую в 1940-е годы в моду школу исследований культуры и личностей в этнографии США, назвав период ее господства «мрачным веком» в истории американской этнографической пауки2. Эволюцию он определял как объективно происходящий во времени непрерывный процесс изменения, присущий человеческому обществу и природе. Эволюционизм же он понимал как науку об этом общем процессе, которая успешно и плодотворно развивалась во всех областях знания и отвергалась в науке о человеческом обществе в ущерб ей. Эволюционизм Л. Уайта порождал сомнения в вечности капиталистического общества. Одной из первых работ, в которой JI. Уайт подверг критике антиэволюционизм, релятивистский эмпиризм и отказ от теоретических обобщений представителей исторической школы в американской этнографии и изложил свою историко-философскую концепцию, была упоминавшаяся уже статья «Эволюция культуры и американская школа исторической этнологии», опубликован- Н61ЯЕ в Советском Союзе. Свои лекции и выступления в печати по теоретическим проблемам истории человечества Уайт объединил в двух изданиях основного теоретического труда «Наука о культуре» ж фундаментальном исследовании «Эволюция культуры» 3. В этих трудах Уайтом разрабатывались две линии его теоретических исследований: в нервом он излагал свои взгляды на науку о культуре, называя ее «культурологией»; во втором же развивались его историко-философские концепции об общих закономерностях прогрессивного развития человеческого общества. Идеи двух этих книг взаимосвязаны и характеризуют общую концепцию Л. Уайта об историческом процессе. Важнейшие положения концепции Уайт развивал во множестве статей, переиздававшихся по нескольку раз. Культурология Л. Уайта. Необходимость в самостоятельной науке о культуре Уайт пытался обосновать распространенной в современной американской этнографии идеей о том, что общество и культура исторически разнопорядковые явления. Общество трактовалось как скопление живущих вместе организмов, и на этом основании социальное приписывалось и животному миру. Исходя из этой посылки Уайт считал, что не только люди, но и многие животные организованы в общества. Эта биологйзация социального звучит, например, в следующем высказывании Уайта: «Коротко, социальная организация — это просто тот аспект питательного, защитного и воспроизводящего поведения, который связан с отношениями между организмами... она и форма жизни, и сам жизненный процесс» 4. Правда, он отмечал разницу между социальным у животных и у людей, у первых, писал он, социальная жизнь «определяется их биологической структурой... поведение же человеческих существ в обществе определяется не их анатомической структурой или генетической конструкцией, а внешней, экстрасоматической социальной традицией, которую мы называем культурой» 5. Исходя из положения, что «культура, а не общество является специфической особенностью человеческого вида», Уайт считал, что «научное исследование этой особенности должно называть культурологией, а не социологией» Термин «культурология» он употребил впервые в 1939 г.7 для того, чтобы провести различие между наукой о культуре и другими исследованиями этнографов. Позднее он установил, что это понятие было употреблено еще в 1909 г. известным немецким химиком и философом В. Оствальдом, однако в современной этнографической литературе «культурология» связывается с именем Л. Уайта. В словаре Вебстера говорится, например, что «культурология — это наука о культуре... методология, связанная главным образом с именем американского этнографа Л. Уайта». В посвященной культурологии статье хорошо изложена главная суть культурологической концепции Уайта8. Как отмечал сам Уайт, его культурологическая концепция подвергалась резкой критике со стороны этнографов США. Однако после выхода в свет его книги «Наука о культуре» (1949 г.) «культурология» стала проникать на страницы научных изданий и общих руководств. Критика культурологии Уайта этнографами США вполне объяснима. Историко-философские ее основы были глубоко отличны от теоретических основ культурной антропологии. Уайт отошел от таких исходных концепций последней как релятивизм, феноменология и абсолютизация частного и особенного. Его скорее можно было обвинить в абсолютизации общего, что и делали критики. _. ' Культурология Л. Уайта представляла собой попытку вернуть этнографическую науку США на путь анализа общих проблем, выявления общих закономерностей развития человечества в целом. В этом плане может быть оправдано и утверждение Уайта относительно «культурологической революции» в этнографической науке США. В культурологии он видел «принципиально новый способ объяснения уже известных фактов и явлений культуры» 9. В то же время он считал, что культурология как наука о культуре — не новая наука. Основателем ее он считал Э. Тэйлора, приводя тэйлоровское определение задач этой науки как «изучения обычаев, институтов, представлений, языков, искусств, орудий и др., короче, всего того, что отличает человеческий вид от других». Эти явления, по Уайту, изучали и представители- культурной антропологии, но «их интересовали не культурологические, а психологические, психоаналитические, социологические... проблемы» 10. Его культурология была прежде всего реакцией против психобиологических объяснений культуры, весьма популярных в этнографии США 1940-х годов. Он противопоставил культурный детерминизм широко распространенному в социальных пауках тех лет философскому антропологизму, видевшему главную движущую силу истории в физиологии и психологии человека, трактовавшему культуру как выражение поведения человека. Культурология, по словам Уайта, все перевернула, показав, что «культура объясняет поведение человека», а не наоборот. В своей речи при вступлении на пост президента Американской антропологической ассоциации в 1964 г. Уайт отметил еще одно отличие культурной антропологии от культурологии, заключающееся в «замыкании» ее представителей «в экзотическом мире прошлого и бесписьменного», как в убежище от жгучих проблем современности. Уайт призывал этнографов США выйти из этой «орбиты прошлого» на поприще современности, заняться «изучением культуры в целом и объяснением современных наций ж культур» При этом Уайт подчеркивал широчайшие возможности культурологии в предвидении будущего и в служении человечеству. В определении культуры Уайт придерживался распространен- нэго в науке тэйлоровского ее определения как «совокупности орудий, инструментов, утвари, одежды, украшений, обычаев, институтов, обрядов, игр, произведений искусств, языка и т. д.» Эти компоненты культуры он распределял по четырем категориям: технологического, социального, психологического и идеологического. Он подчеркивал вместе с тем целостность культуры, говоря, что все ее составные части взаимосвязаны и образуют систему, что изменения в одной части зависят от других. Поэтому он трактовал культуру как социокультурную систему. «Культура любого самостоятельного общества людей,— писал он,— образует социокультурную систему»12. Социокультурная система, видимо, вначале мыслилась Уайтом как некий аналог социально-экономической формации. Это очевидно и из его слов, что «феодальная, капиталистическая ж коммунистическая социокультурные системы развивались в процессе изменений культуры» 13. США и СССР он характеризовал как разные социокультурные системы. Анализу культуры как системы была посвящена последняя книга Л. Уайта, увидевшая свет уже после его смерти в 1975 г." Динамика культуры. Распространенному в этнографической науке США статичному подходу к культуре Уайт противопоставлял понимание культуры как прогрессивно развивающейся «динамичной системы». Он определял ее как «поток взаимодействующих элементов». «Поток культуры,— писал он,— течет, изменяется, растет, развивается в соответствии с присущими ей законами» 15. Явления культуры, по Уайту, объяснимы самой культурой 16. Но, критикуя попытки биологического или психобиологического объяснения культуры, Уайт впадал в крайность недооценки субъективного фактора в истории. Человек у него стоял в стороне от этого потока. «Человеческое поведение,— писал он,— •это только реакция человеческого организма на этот поток культуры... Оно детерминировано культурой» Высказывания Уайта хотя и близки были пониманию культурного детерминизма Ф. Боасом и А. Кробером, однако они вызвали критику учеников последних и послужили основой обвинений Уайта в обожествлении культуры и полном игнорировании им человека как создателя и носителя культуры. Эти обвинения можно объяснить, несомненно, более последовательными высказываниями Л. Уайта, чем Боаса и Кробера, против концепций философского антропологизма. Уайт неоднократно пытался отводить эти обвинения как необоснованные. Оживленная полемика Уайта с его критиками по вопросам философии истории нашла свое отражение в 1940-е годы на страницах этнографических журналов США 1а. Уайт пытался доказать, что он не игнорирует человека как носителя культуры. «Анализ культуры, языка, институтов, идеологий, технологической системы как особого порядка явлений, объяснимых из самих себя, вовсе не значит,— писал он,—их обожествление... Люди необходимы для существования явлений культуры, но они не необходимы при объяснении их эволюции и их вариаций... Влияние технологий на социальные системы, взаимосвязь между технологией, социальной системой и идеологией могут анализироваться без учета человеческих носителей этих систем... Расовые предрассудки, войны, капитализм не могут быть объяснены как логически необходимое проявление представлений и чувств вообще присущих человеческому разуму» 19. Но, справедливо высказываясь против определяющей роли врожденных, извечно присущих особенностей человека как биологического существа, Лесли Уайт все же недооценивал общественную роль человека как социального существа и трактовал значение человека с позиций натурализма. Этот подход особенно отчетливо сказался на трактовке Уайтом движущих сил в развитии культуры, в его анализе «динамики культуры». Уайт, несомненно, стремился к материалистическому объяснению культурных систем и даже пользовался при этом понятиями базиса и надстройки. «Мы можем рассматривать культурную систему,— писал он,— как серию трех горизонтальных слоев: технологический слой в основании, философский наверху и социологический между ними. Это расположение выражает роль каждого слоя в культурном процессе. Технологическая система базисна и первична... вся человеческая жизнь и культура покоятся на ней и зависят от нее» 20. Как видим, понимание Уайтом базиса глубоко отлично от его марксистского определения. Как известно, марксизм базис каждой общественно-экономической формации видит в экономической структуре общества. «Совох{уп- ность этих производственных отношений,— писал К. Маркс,— составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка...» Технология же Уайта не охватывает полностью даже производительные силы в марксистском их понимании. Ои определяет ее как систему, состоящую «из материальных, механических, физических и химических средств и техники их использования, с помощью которой человек, как животный вид, соотносится с его естественной средой. В ней мм находим орудия производства, средства существования, материал для жилища, орудия нападения и защиты» В эту систему Уайт не включает человека как главную общественную производительную силу. Человек фигурирует в ней как биологическая особь, которая через посредство техники «соотносится с окружающей средой в целях удовлетворения своих жизненных потребностей». Экономические, трудовые, профессиональные отношения, но Уайту, отделены от его технологической системы. Они трактуются как формы проявления межперсональных отношений. Окружающую человека среду Уайт определяет в терминах космических. Он стремится определить место человека и культуры во вселенной, трактуя технологию как «средство соотношения двух материальных систем — человека и космоса» 2S. Культуру же в целом он определял как термодинамическую, механическую систему преобразования энергии. «Цивилизации или культуры человечества,— писал он,—...можно рассматривать как форму или организацию энергии» 24. Значительное внимание он уделил вопросу о применимости к культурным системам законов термодинамики, придя к выводу, что «принципы и законы термодинамики применимы к культурным системам так над, как к другим материальным системам... Мы можем объяснить эволюцию культуры,— писал он,— на основах тех же законов термодинамики, которые применимы к биологическим системам... Культурные процессы — это только бесконечно малая струя в бесконечном космическом Потоке явлений» 25. Ставя, таким образом, человеческое общество в один ряд с другими физическими и биологическими системами вселенной, Уайт явно недооценивал специфику человека как существа общественного, со своим разумом, противостоящего всей остальной материи космоса и активно на нее воздействующего. Технологический детерминизм Лесли Уайта, Все эти рассуждения Уайта нельзя расценить иначе, как попытку приписать общественным явлениям закономерности неорганической природы. Целям обоснования этих попыток и подчинена развиваемая им на страницах многих работ «энергетическая теория эволюции культуры». Он признает вклад в развитие этой теории своих предшественников: В. Оствальда, А. Лотке, Б. Рассела, Ф. Сод- ди и др. Методологической основой энергетической теории Уайта была идея немецкого физика и философа В. Оствальда: «История цивилизации является историей возрастания человеческого копт- роля над энергией»26. Технологию как определяющий момент эволюции культуры, писал Уайт, «мы разбиваем на энергию и орудия» гт. «Для удовлетворения жизненных потребностей человека,— пояснял он свою точку зрения,— необходима энергия. Поэтому главными функциями культуры являются обуздание энергии н контроль над ней, с тем чтобы она служила человеку» Энергия, по Уайту, улавливается из космоса. «С помощью технологических средств энергию обуздывают и заставляют работать». Социальная и философская системы — одновременно и придаток и выражение этого технологического процесса. «Функ- ционировапие культуры как целого обосновывается и определяется, по Уайту, количеством обузданной анергии и способом ее использования» Уточняя эти взгляды, Уайт писал в 1968 г., что оц сформулировал «основной закон эволюции культуры», согласно которому «культура развивается вместо с возрастанием количества энергии, ежегодно обуздываемой на душу населения» 30. По мере возрастания количества этой энергии человечество, по Уайту, проходило свой исторический путь «от дикости, через варварство, к цивилизации». Первым источником энергии, писал он, был человеческий организм. В результате земледельческой революции эра человеческой энергии сменилась эрой обуздания солнечной энергии в форме возделываемых растений и одомашненных животных. Затем последовала эра использования энергии ветра и воды. Потом началась эра обуздания солнечной энергии в форме каменного угля, это была топливная революция. И наконец — эра атомного ядра. «Если фактор энергии постоянен, степень развития культуры будет варьировать вместе с варьированием эффективности средств — технологических, социологических it идеологических — обуздания и использования энергии» 31. Таким образом, культура в своем развитии, по Уайту, проходит определенные стадии, отделенные одна от другой рубежами, называемыми им революциями. В истории общества он обнаруживает три таких революции: аграрную, топливную и термоядерную. Первобытная эпоха характеризуется, по Уайту, неразвитой техникой, незначительным количеством ('/!0 лошадиных сил на человека) контролируемой с помощью ее энергии, источником которой была мускульная сила самого человека, малочисленностью населения, отсутствием специализации и классовой дифференциации, основополагающей ролью отношений родства, всепроникающей верой в сверхъестественное и шаманизмом. Поворотным пунктом в истории человечества, по Уайту, была аграрная революция, т. е. появление одомашнения растений и животных, обеспечивающих «новый источник энергии, который освободил культуру от ограничений, связанных с зависимостью от человеческого тела как двигательной силы». В результате этой революции возникли «цивилизованные общества», основой которых была высокая производительность используемых новых источников энергии. Это, по Уайту, большие, классово-дифференци- ровашше, территориально ограниченные общества, централизованные на церковио-государствеиной, а не родственной основе. Роль человека как производительной силы в концепции Уайта выступает лишь на первых этапах истории общества, иа последующих иге ступенях главное значение имеет энергия и техника ее обуздания. Справедливо упрекая Уайта в этом игнорировании человека, Стюард писал: «Ведь одомапшешгае растения но строили пирамиды, но ткали материи н не выполняли другие работы вместо человеческого существа... Одомашненные ядавот- ные только в ограниченной степени заняли место человека» 32. Таким образом, история человеческого общества представляется, по Уайту, прежде всего как история техники и делится она на эпохи по революциям в области техники. Марксистское же понимание истории общества видит основу и решающую движущую силу общественного прогресса в экономическом развитии общества, но оно не сводит историю общества к экономическому развитию, а учитывает роль политических и идеологических отношений в истории общества, доказав, что вся история общества, за исключением первобытной эпохи, была историей классовой борьбы. В. И. Ленин, характеризуя, например, эпоху коммунизма писал: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны» 33. В этом определении предельно четко сформулировано марксистское положение о том, что определяющим эпоху моментом является общественный строй плюс техника. В концепции же Уайта энергия первична, она имеет приоритет над орудиями так же, как орудия определяют поведение по использованию орудий (tool behaviour). Он измеряет эволюцию культуры по существу в лошадиных силах. Такова суть материалистического объяснения истории культуры Уайтом. На Западе эту его историческую концепцию часто пытаются отождествить с марксистским определением значения производительных сил в общественном прогрессе. Однако, как уже отмечалось выше, между технологией Уайта и марксистским определением производительных сил существует принципиальная разница. Во-первых, саму роль технических средств в истории общества Уайт трактует физикалистски, как способность самих орудий и других средств труда к использованию улавливаемой из космоса якобы свободной энергии. Развитие орудий и других средств труда имеет, несомненно, свои специфические закономерности. Это прогрессивный процесс их совершенствования и дифференциации, но основой его является накопление человеческого опыта. Человек — главная производительная сила. Орудия и другие средства труда не существуют и не развиваются вне общества. Техника развивается в общественных условиях. Она создается и приводится в движение людьми в условиях определенной социальной системы. Подчеркиваемое Уайтом значение «эффективности» орудий и других средств труда — в действительности показатель производительности человеческого труда, степени овладения человеком законами природы. Техника —•• это лишь один из элементов материальных производительных сил. С обесчеловечением понимания производительных сил связано и полное отсутствие в концепции Уайта представления о производственных отношениях, в которые люди вступают в процессе производства. Люди пользуются техникой в условиях конкретных производственных, экономических отношений. Хотя характер последних и определяется уровнем развития производительных сил, но дальнейшее развитие производительных сил зависит от господ ствующих в обществе экономических отношений. Именно эти последние определяют направление, характер, темны развития техники. Орудия и другие средства труда не существуют и не развиваются вие системы общественного производства. Без учета характера производственных отношений, отношений собственности нельзя понять развитие техники и ее социальные последствия. Уайт же механически разрывает специфически определяемые им технологическую и социальную системы. Социальная система понимается Уайтом очень расплывчато, как система «межперсональных отношений». К этой категории относятся, пишет он, социальные, родственные, экономические (sic), этические, политические, военные, церковные, трудовые (?), профессиональные системы отношений и отношения досуга 34. Правда, в работе 1968 г. социальная система им трактуется несколько уже, как «способ использования технологии в основных видах деятельности по производству средств существования, защиты и нападения» 35. Здесь Уайт как будто пытается подвести социальную систему под понятие производственных отношений. Но, характеризуя социальную систему как функцию технологии, определяемую последней, и в этом контексте он трактует взаимосвязи между техникой и социальной системой механистически прямолинейно: техника — детерминанта социальной системы. Хотя Уайт признавал, что социальная система также влияет на технику, «обусловливает действие технологии», но тут же подчеркивал, что «обусловливать — не значит детерминировать» Говоря, что социальная организация зависит от технологии, Уайт признавал, что и она в свою очередь влияет на технологию, она может даже ограничивать развитие технологии; когда это имеет место, культурная эволюция прекращается. «Возобновить ее можно только путем обуздания какого-то нового источника энергии и использования его с силой, достаточной для того, чтобы взорвать связывающую ее социальную систему. Освобожденная таким образом новая технология создаст новую, соответствующую ее развитию социальную систему, и культура будет развиваться до тех пор, пока социальная система вновь не будет ее сдерживать» Таким образом, Уайт допускал неизбежность революций, когда социальная система приходит в противоречие с ее «технологическим базисом». Но революция у него происходит в области техники, техника «взрывает» старую и «создаст» новую социальную систему. Очевидно, Уайт приписывал технике свойства, порожденные теми общественными условиями, в которых она используется. В основе технологического детерминизма Уайта лежит абсолютизация независимости действий специфических закономерностей развития техники и преувеличение их социального значения. В па in век научно-технической революции, кризиса мировой капиталистической системы и обострения идеологической борьбы между социализмом и капитализмом вопросу о социальных аспектах научно-технической революции уделяется особое внимание в западной обществоведческой науке. Существуют два основных подхода к пониманию социальной сущности технического прогресса. Согласно историко-материали- стическому диалектическому подходу, научно-технический прогресс обусловлен природой общественного строя, в рамках которого он осуществляется. Этими условиями определяются и его социальные последствия. Марксистско-ленинской точке зрения противостоят модные на Западе технократические теории, связанные с именами буржуазных социологов Р. Арона, Дж. Гэлбрейта, Д. Белла и др., методологической основой которых является утверждение, что научно-технический прогресс независим от природы социально-политического строя, что он определяет общественный прогресс. Уайт стоит именно на этих теоретических позициях. Он измеряет общественный прогресс: «1) количеством обуздываемой за год энергии на душу населения; 2) эффективностью технологических средств, с помощью которых энергия обуздывает- ся и используется и 3) количеством производимых продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности» 38. В попытках Уайта измерения общественного прогресса в лошадиных силах можно видеть аналогию идее М. Веблена об измеримости общественного прогресса «сертификатом энергии». Однако марксисты не сводят прогресс к количеству энергии или потребляемых продуктов. Они не закрывают глаза на страшное обесчеловечение, физиологизм жизни людей, характерный для так называемого «американского образа жизни», «американской мечты внешнего комфорта». Они выдвигают комплексный критерий для суждения об уровне общественного прогресса, видя его в уровне развития общественно-экономического строя, науки, техники, мышления, поведения людей. Исторический опыт убедительно показывает, что достижения науки и техники могут одинаково обращаться как на благо человека, так и во вред ему. Технологизм концепции Уайта, отождествление им технологического и общественного прогресса мешали ему в должной мере оценить противоречивость прогресса и его гуманистическую сторону. Классики марксизма говорили об истории человеческого общества как истории людей. Люди делают историю. В процессе общественного развития они познают и овладевают не только силами природы, но и глубже дознают законы общественного развития и во все возрастающей степени, сознательно пользуются ими на благо человечества.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |