КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Завершающий этап исторической школы A. JI. Кробер 1 страница
А. Кробер был учеником Ф. Боаса и внес большой вклад в развитие исторической школы в американской этнопрафии. Развивая главные положения Боаса, заложившие теоретические основы школы, Кробер стал ее крупнейшим теоретиком. Его взгляды отразили историю теоретической мысли в этнографии США первой половины XX в. В исследованиях, статьях и некрологах, посвященных Кроберу, он справедливо характеризуется как один из виднейших этнографов XX в.1 Большая часть научной деятельности Кробера связана была с музеем и отделением этнографии калифорнийского университета г. Беркли. Ранние работы А. Кробера характеризуют его как этнографа-эмпирика, проведшего в поле больше времени, чем кто-либо другой из его 1{Оллег по исторической школе в американской этнографии. Они свидетельствуют о его интересе к изучению и описанию языков, религий, искусства, фольклора индейцев Северной Америки и главным образом Калифорнии. Он вел также археологические исследования на юго-западе США, в Мексике и Перу. Как и Боас, Кробер отводил первостепенное значение полевым этнографическим исследованиям. В частности, он внес большой вклад в изучение -распространения как отдельных (предположительно аборигенных) элементов индейской культуры, так и их комплексов, отражавшее увлечение американских этнографов первых трех десятилетий XX в. диффузионизмом. Им был создан в 1930 г. центр этих исследований при калифорнийском университете. На основании собранных данных делались попытки установления центров происхождения и ареалов распространения элементов культуры. Эти материалы послужили основой двух фундаментальных работ Кробера: «Справочник по индейцам Калифорнии» и «Культурные и природные ареалы аборигенной Северной Америки» 2. В этих работах Кробер дает подробные характеристики каждого культурного ареала, подвергнув дальнейшей разработке концепцию культурного ареала, одну пз основных концепций исторической школы в этнографии США. Он ввел понятие культурного климакса, т. е. наивысшего расцвета того пли иного элемента культуры нлн культуры в целом, придав степени распространенности культурных элементов и их комплексов хронологическое значение. Кробер развил осторожно высказанную Боасом мысль о взаимосвязи между древностью явления и его распространенностью. Ареально-временной подход Кробер применял не только к изучению культуры индейцев. Его работа «Народы Филиппин» (1919 г.) также основана на этом методе нсследования. С 1918 г. начинают появляться работы Кробера, свидетельствующие о его интересе к истории народов и цивилизаций Старого Света. Первые из них были посвящены населению народов Филиппин *. В последующих он распространяет свои исследования на древние цивилизации Евразии. Большую часть жизни он был верным последователем Ф. Боаса —■ ученым-эмпириком, релятивистом и антиэволюцио- ннетом, доведшим теоретические высказывания своего учителя до их логического конца. Более резко, чем Боас, он критиковал эволюционизм в этнографии вообще и особенно учение о роде Моргана, пытаясь в ряде работ опровергнуть последнее якобы новыми «эмпирическими» данными4. Взгляды Моргапа, Бахо- фена, Мак-Леннана на первобытное общество он считал «спекулятивными», не обоснованными конкретными фактами. Но, говоря об этих ученых как о кабинетных ученых, пользовавшихся якобы неполноценными данными путешественников, миссионеров, торговцев и т. д., Кробер игнорировал широко известный благодаря публикациям Л. А. Уайта факт, что труды Моргана были обобщением большого эмпирического материала, собранного им самим в поле. Фактически Морган располагал значительно более обширным и надежным эмпирическим материалом ко времени работы над своими фундаментальными трудами «Системы родства и свойства» и «Древнее общество» 5, чем тот, которым оперировал Кробер в 1909 г., например, при написании направленной против выводов Моргана статьи «Классификационные системы родства» 6. В ней он пытался доказывать, что термины родства имеют чисто лингвистическое значение и не отражают социальные и брачные порядки, как полагал Морган. Целью этой статьи было, несомненно, стремление дискредитировать один из важнейших источников изучения Морганом родового строя первобытного общества. Попыткам опровержения учения Моргана о роде были посвящены и другие работы Кробера7. Так же, как Боас, он подчеркивал преждевременность теоретических обобщений и первостепенную необходимость собирания и описания фактов. В своей статье «История и наука в американской антропологии» он разделил антропологию на две дисциплины: историю, описывающую конкретные факты и явления, и собственно науку — обобщающую. В этнографии он видел историческую, фактособирающую дисциплину. На взглядах Кро- / бера, несомненно, сказалось влияние методологии истории пеокан-ц тианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, противопоставивших' историю как науку идиографическую, фактоописательную естествознанию как науке номотетической, обобщающей 8. В этом делении наук речь шла фактически о противопоставлении историографии философии истории, о делении на исторический и логический способы мышления. Кробер в духе позитивизма игнорировал диалектическую взаимосвязь двух сторон научного познания — описания явления и его объяснения. Американские этнографы, критикующие ныне позитивизм исторической школы, справедливо подчеркивают, что в природе не существует «чистых фактов». Действительно, эмпиризм этнографов этой школы был отражением в их науке теорий неопозитивизма, направленных по существу против марксистского понимания истории, хотя и завуалированных в работах этнографов якобы критикой абстрактных схем эволюционистов XIX в. Разделение эмпирического и обобщающего методов исследования Кробер, как и другие представители исторической школы, позитивистски обосновывал стремлением к «объективности», it освобождению от предвзятых теоретических концепций, к «чистому описанию фактов и явлений». Но, как показывают труды самого Кробера, этот объективизм, доведенный в теории до своей крайности, в практике конкретного исследования превращался в субъективизм. Культура определялась Кробером как главный предмет этнографической науки. Разработке этой концепции он уделил значительное место в своих теоретических трудах. Неизбежным следствием интенсивных исследований диффузий элементов культуры и их комплексов было характерное и для Боаса, и для всей исторической школы понимание культуры как случайного сцепления отдельных ее элементов и институтов, заимствованных извне. Однако с начала 1930-х годов механистическое понимание культуры как списка элементов начинает постепенно уступать место так называемому холистическому подходу, заимствованному из модных тогда философских концепций Я. Сметса и Дж. Дьюи. Известное влияние на эту перемену оказал и английский функционализм9. О появлении интереса к последнему со стороны американских этнографов говорил факт приглашения Кробером в начале 30-х годов Б. Малиновского и А. Рэдклифа-Брауна для проведения семинаров по функционализму в калифорнийском университете г. Беркли. После их отъезда Кробер вместе с Лоуи провел свой семинар с целью оценки (больше критической) концепции английских гостей. Правда, на некоторых этнографов США (Р. Редфилд, Ф. Эгган, С. Такс, Драйвер) функционализм оказал большое влияние. Хотя Кробер отнесся к нему в общем критически 10, однако, несмотря на это, функционализм оставил заметный след и на его мышлении. Это сказывалось прежде всего в отходе Кробера от крайнего атомизма в понимании культуры и подчеркивании ее целостйости. Уже в работе «Культурные и природные ареалы аборигенной -Америки» он подчеркивал, что «это исследование имеет Дело с культурными целостностями, а не с отдельными элементами культуры или их комплексами» и. Но целостность культуры Кробер понимал с позиций того же релятивизма. Она сводилась к признанию им одинакового значения всех ее аспектов, что не позволяло ему отводить первостепенную нлп причинную роль одному из этих аспектов, будь то производство средств существования, экономика, религия или искусство. Холистический подход был столь же антиисторичен по существу, как и прежний. Для него характерен был презен- тизм, игнорирование вопросов причинности и закономерности и историчности общественных явлений. В основе его лежала та же релятивистская идея несравнимости человеческих обществ. Считая, что главный предмет этнографической пауки — культуры народов, свои главные теоретические труды Кробер и посвятил определению культуры и методов ее изучения. Работа Кробера «Конфигурации культурного роста» 12 была его первым основополагающим трудом в теоретическом плане. Она носит явные следы влияния на его взгляды историко-философских концепций, неопозитивистов Г. Риккерта, О. Шпенглера,. А. Тойнби. В этом труде высказаны по существу основные историко-философские концепции Кробера. Они развивались, а иногда несколько изменялись в последующих его теоретических работах. Влияние О. Шпенглера и А. Тойнби сказалось уже на самом выборе Кробером предмета исследования. Здесь он отходит от обычной в американской этнографии темы — изучения аборигенов Нового Света, и сосредоточивает главное внимание на древних цивилизациях Старого Света. Сам он характеризует эту работу как продолжение и дополнение к его книге «Культурные и природные ареалы аборигенной Северной Америки». Это «продолжение» можно действительно видеть прежде всего в методологических подходах. Рассматривая цивилизации и культуры как явления одного порядка, он подходил к их анализу с характерных для исторической школы в американской этнографии релятивистских позиций. Метод сопоставления и противопоставления культур он распространил здесь на цивилизации Старого Света. В духе исторического релятивизма он исходил из положения, что «все люди полностью цивилизованы, что нет более высоко развитых и менее развитых цивилизаций». Культуру он определял здесь как «среднее большого количества индивидуальных действий» акцентируя тем самым внимание на субъективной стороне культуры. Абсолютизируя специфику, уникальность каждой цивилизации, Кробер все же устанавливал две общие черты для всех цивилизаций: 4) все они проходят в своем «росте» сходные фазы — возникновение, расцвет и упадок; 2) связанная с первой вторая черта — это «тенденция к возникновению в сравнительно короткий срок внутри нации или культурного ареала высших достижений, высших ценностей» и. Кробер устанавливал далее и такую общую тенденцию к закономерности, как кратковременность, «спазматичность» творческих взлетов в каждой культуре. Во всех анализировавшихся им цивилизациях, по его словам, «эстетические и интеллектуальные усилия, приводящие к высшим ценностям, реализовались в форме кратковременных взрывов» Своей задачей он считал изучение именно этой тенденции в идеологических «аспектах» древних цивилизаций. Релятивизм Кробера проявлялся при этом в трактовке отдельных цивилизаций как замкнутых в себе сущностей. Он писал, например, что не собирается «писать сравнительную историю философии, науки или искусства», а стремится выяснить, «чего достигла каждая цивилизация в этих видах деятельности. Я пытаюсь,— писал Кробер,— выяснить, насколько сходным или несходным было поведение нескольких цивилизаций в процессе достижения ими высших проявлений в этих аспектах деятельности» 16. Определив таким образом цель своего исследования, Кробер ставил перед собой задачу изучения следующих вопросов: 1) Какова длительность периода расцвета цивилизации и отчего она зависит? 2) Происходит ли расцвет культуры в целом или только ее отдельных частей? 3) Может ли культура, пройдя весь цикл своего развития, вновь повторить его, или это будет уже другая культура? 4) Вызываются ли циклы и взрывы внешними причинами или они — следствие внутреннего развития? 5) Наступает ли расцвет в начале, середине или в конце «кривой роста» культуры? Идея целостности культуры была исходной и в этом исследовании. Но здесь мы встречаемся также с определением культуры как комплекса различных видов деятельности. На страницах этого исследования Кробер широко пользуется модным в то время в американской социологии понятием patternупотребляя его в различных значениях — то формы, то типа, то модели культуры. Он различал содержание и форму культуры: «Содержание культуры,— писал он,— это ее элементы, оно может быть выражено количественно, путем описательного их перечисления». Но элементы культуры, по Кроберу, сцеплены в определенную систему, они образуют определенный тип (pattern) культуры. Он отмечал большое значение анализа соотношения между содержанием и формой культуры, подчеркивая при этом, что этот анализ затруднен тем, что «содержание и форма культуры проявляются только во взаимосвязи и поэтому недостаточно различимы» 13. Однако дальше Кробер механически отрывал форму от содержания, когда отмечал, что форма культуры предопределена, а содержание растет кумулятивно, что формы культуры могут достигнуть своей полной реализации, а содержание еще «растет», что диффузии подвержены главным образом элементы содержания культуры, но могут диффузировать и ее формы. Во всех этих случаях содержание культуры рассматривается Кробером в отрыве от формы. Форму культуры, по Кроберу, определяет некий присущий каждой культуре стиль. Именно стиль определяет, по его мнению, интеграцию элементов содержания в нечто целое, в определенную форму. Но этот «стиль» представлялся Кроберу крайне туманно. Он несколько раз пытался его определять в различных своих работах и в общем в его понимании стиль представлялся как некая доминантная идея, присущая каждой культуре и определяющая ее тип. «Стили,— писал он,— имеют начало, после чего заложенные в этом начале потенции все в возрастающей степени эксплуатируются до полного их истощения, и стили перестают расти» 19. В силу каких причин возникает начало стиля, кем они «эксплуатируются до истощения» — эти вопросы Кробер обходил, и в результате вырисовывался крайний телеоло- гизм концепции Кробера о целостности культуры. К изучению стилей культур Кробер подходил с субъективно-идеалистических позиций, считая, что они могут быть лишь интуитивно уловлены исследователем. Его определения стиля как доминанты культуры были субъективными и произвольными. Одинаковое таксономическое значение он придавал политическим взглядам, религиозным представлениям, формам искусства. Все зависело от ученого и от того, какую область идеологии он определит в качестве исходной. Стиль отдельных цивилизаций Кробер искал именно в этих областях духовной сферы жизни общества. Релятивистски сопоставляя различные цивилизации как уникальные сущности, он стремился установить специфику каждой из них, показать, что культурный расцвет различных цивилизаций характеризуется высшими достижениями в различных видах духовной культуры. Народы Кробер характеризовал по их самым выдающимся, на его взгляд, достижениям. Уникальность майя он видел, например, в их изобретении письменности, календаря, в их архитектурных формах и прикладном искусстве. Им он противопоставлял инков как достигших наивысшего расцвета в области сооружения дорог и мостов, в их организационных способностях. Кробера не занимали сходства между цивилизациями майя и инков и прежде всего в области их экономической и социально- политической жизни. Доминантную идею у японцев он видел ь их «политической лояльности», а у народов Индии — в философии аскетизма и иерархии каст и т. д. Эти примеры — яркое свидетельство тому, насколько далекой от реальной жизни народов была эта не только ничего не объясняющая, но и искажающая их историю субъективно-идеалистическая концепция стиля. Столь же мало продуктивной оказалась и связанная с нею концепция ценности культуры. Впервые это понятие было употреблено Кробером в работе «Конфигурации...» Стиль понимался в этом труде как проявление ценностных ориентаций культуры. В период наполнения стиля, когда «рост» достигает своего апогея, возникают, по его словам, «формы культуры высокой ценности». «Ценностные достижения» цивилизаций, как и их стили, могут проявиться в различных аспектах культуры, и дело исследователя— их установить. Последующие работы Кробера свидетельствовали о возрастании его интереса к этой концепции, отражая общее увлечение ею и в этнографии и социологии США начала 1950-х годов как одно из следствий усиления влияния на эти науки неокантианства. Ни Кробер, ни его коллеги по существу не внесли ничего нового в трактовку ценностей по сравнению с Г. Риккертом, утверждавшим, что ценности «образуют совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта н объекта, что они вечны, трансцедентны и недоступны эмпирическому изучению» 20. Эти же идеи высказывал и Кробер, когда пытался определить суть ценностей, например, в своем выступлении на нью-йоркском съезде этнографов 1952 г., где он наиболее полно высказал свои суждения по этому вопросу. Он считал тогда, что «ценности есть принципы организации культуры, и поэтому они влияют на культуру...Ценности, видимо, связаны с самым основным и безотчетным процессом оформления явлений культуры» 21. Стремясь далее определить, в чем суть ценности, он говорил,, что это «субъективное явление природы», что они «существуют в космосе». Подобно Г. Риккерту, Кробер считал, что ценности универсальны и вечны, недоступны эмпирическому исследованию 22. Если Риккерт считал, что задача историка — выявить события, относящиеся к ценностям, то Кробер ставил эту же задачу перед этнографами. Но в отличие от Риккерта, считавшего, что ценности объективизируются в реальных объектах (например, произведениях искусства) и к их пониманию можно подойти, изучая эти объекты23, Кробер утверждал, что ценности можно познать лишь с помощью сопереживания (эмпатии). «Мне кажется,— говорил он,— чтобы понять, каковы ценности,, нужно в них вжиться. Это не значит, что обязательно нужно стать полностью членом другой культуры... но нужно признать, что ценности необходимо прочувствовать, сопережить» 2\ Эта идея интуитивного характера исторического знания пришла в американскую этнографию при Боасе, несомненно, из «философии жизни» Дилтея и была подкреплена философией истории О. Шпенглера. Шпенглер также писал о «вживании», «чувствовании» как средствах исторического исследования25. Эта вера американских этнографов исторической школы в возможность отрешения ученого от идеологии своего общества, их «наивный эмпиризм», опровергалась и опровергается не только конкретной практикой их полевых исследований20, но и высказываниями самого Кробера, говорившего, например: «Мы (американские этнографы.— Ю. А.) пользуемся своей системой ценностей, поступаем соответственно ей и миримся с ее последствиями» Утверждая, что каждому обществу (культуре) присущи свои специфические ценности, Кробер рассматривал это общество как нечто гомогенное, и ценности в нем — общими для всех его членов, независимо от их классовой Принадлежности. Такова для него и «своя» американская система ценностей. В статье 1955 г. «История антропологической мысли» 28 Кробер вновь возвращается к теме ценностей, отмечая возросший к ней интерес среди этнографов за последние 10 лет. И здесь он повторил высказывавшуюся им ранее идею, что «ценности придают культурным системам последовательность и гармонию» Он соглашался е определением ценностей К. Клакхоном как осознание желаемого. Преимущество этого определения Кробер видел в том, что оно «спасает» ценности от их биологической интерпретации. «Концепция ценности,— писал он,— будучи связана с понятием желаемого, освобождается от непосредственных физиологических импульсов и от эфемерных специфических ситуаций» 30. Но, «освобождая» концепцию ценности от вульгарно-натуралистических объяснений, Кробер подчеркивал ее субъективно-идеалистическую сущность и ее решающую роль в жизни общества. В ценностях, писал он, «заключены действенный и познавательный моменты, в них желания и оценки выступают в единстве... Они содержат также элемент предвидения в области социальной жизни» S1. Таким образом, в осознании желаемого Кробер видел и элемент причинности, и элемент предвидения, сводя причинность к субъективным мотивам. Более того, в рассуждениях Кробера, как и Клакхона и других сторонников ценностной точки зрения, речь обычно идет о психике, взглядах человека вообще. Между тем, как убедительно вскрывает марксистская гносеология, субъективные представления, взгляды, желания, мода определяются не такими трансцедентными ценностями, а в конечном счете вполне материальными условиями исторической среды, в которой они живут, их классовыми интересами. Для всех бесспорно, например, что осознание желаемого американским рабочим будет отлично от осознания его американским миллиардером. Поэтому очевидно, что ценностные теории призваны в конечном счете замаскировать классовую сущность того или иного общества. Не обоснованы также утверждения, что в ценностях «заключен элемент предвидения в области социальной жизни». Как неоднократно подчеркивали классики марксизма, предвидение общего направления исторического процесса возможно лишь на основе знания законов общественного развития. У Кробера же все сведено it осознанию субъектом желаемого, к системе ценностей, И история общества трактуется как проявление ценностных ориентации. Закономерность исторического процесса подобно Боасу, Кробер отождествлял с причинностью конкретных явлений. Он сводил последнюю к субъективным мотивам, отвергая в целом объективную обусловленность развития общества. Как эмпирик, он считал, что прежде чем искать причины явлений, необходимо описать эти явления. Например, в «Конфигурациях...» он писал: «Целью исследования является не столько объяснение, сколько стремление сделать необходимые факты доступными для тех, кто захочет заняться поисками причинности... Сначала надо понять, как ведут себя культуры в истории, а потом уже объяснять, почему они так себя ведут» 32. Его интерес к явлениям надстроечного порядка, несомненно, затруднял выявление причинности, и он ограничивался лишь признанием, что каждое явление имеет свою причину или причины и что каждое следствие в свою очередь становится причиной.. Из этого постулата он делал вывод о неповторимости явлений. В поисках причинности Кробер видел по существу стремление- к открытию конечной причины явлений и на этом основании отвергал их. В своем выступлении на ныо-йоркском съезде этнографов он специально остановился на проблеме причинности. Он признал здесь, что «начал изучение культуры со скептического отношения к причинным объяснениям» !3. Он считал, что причинность явлений трудно установить в силу множественности причин и их тесного взаимодействия34. По существу Кробер был сторонником теории факторов. Вместе с тем все же он считал необходимым отметить некоторые достижения ученых, стремящихся к причинному объяснению явлений. Одним из них он считал показ неприемлемости «имманентных мистико-телеологических причин» в объяснении явлений культуры36. Однако вместе с тем он допускал, что в явлениях ограниченной сферы, например в развитии стиля, «действует фактор импульса», ошибочно смешивая таким образом причину с импульсом. Второй заслугой ученых, ищущих причинность явлений, он считал показ ими роли действенных причин, трактуя их, однако, субъективистски, как заключенных в человеческих существах se. Вообще же установление причинности Кробер, как и Боас, считал последним этапом научного исследования. Вместе с тем он подверг справедливой критике „ попытки объяснения явлений культуры с помощью.концепции «общих детерминант культуры», развивавшейся К. Клакхоном и Дж. Мордоком. Неприемлемой он считал и концепцию «физиологических потребностей» Б. Малиновского, характеризуя ее xtaK «психологическое обобщение культурного поведения, а не предпосылки его» 37.. В статье 1958 г. он вновь подчеркивал, что антропологов интересует не «причинная детерминированность явлений, а сама сущность ее следствий» 38. Но ведь интерес к следствию фактически означал ту же статичность подхода it изучению явлений, которую Кробер не раз критиковал как ошибочную черту методологии исторической школы. Отказавшись от поисков причин развития культуры («культурного роста»), Кробер пришел к пониманию культуры как замкнутой в себе самой некоей мистической «самонаполняющейся» сущности, развивающейся в силу внутренне присущего ей динамизма или «импульса». Культура у него имеет «пластичность», своп «привычки», «свое историческое поведение» 30, она «растет» в сунерорганнческой пустоте, независимо от люден — ее носителей — и от условий общественной среды. Уподобляя культуру организму, Кробер писал, что она обладает определенным «жизненным циклом», она растет, достигает наполнения (климакса) и отмирает. Эта «циклическая модель» Кробера — пе- сомнешгое проявление влияния на его философию истории теорий циклизма, широко распространенных еще и ныне в западной историографии и социологии. Сторонники теории циклизма развитие понимают метафизически, как количественное изменение, именно как зарождение и «наполнение» модели и затем ее постепенное истощение, игнорируя возникновение нового качества. Диалектика процесса развития, как известно, состоит в его поступательности, старое отмирает лишь после того, как оно создает условия для новой ступени развития. Прогресс, достигнутый на старой ступени развития не отрицается, он находит свое продолжение на новой ступени. Теория циклизма абсолютизирует прерывность и отрицает поступательность общественного развития. В основу ее положено понятие роста, которое отлично от понятия развития как постулирование чисто количественного изменения. Культура, по Кроберу, проходит свой жизненный цикл, движимая импульсом некоей заложенной в ней «культурной энергии». Каждая культурная модель (pattern) «несет в себе,—по мнению Кробера,— специфические потенции и специфические ограниченности, которые позволяют и даже вынуждают полную реализацию заложенных потенций, но не более того. Когда заложенные потенции истощаются, рост прекращается... нет'Дальнейшего роста, до тех пор пока в новых условиях не возникает новый ряд импульсов» 40. Заложенную в культуре энергию Кробер называл то «этнической», то «национальной», то «культурной» энергией. «Этническую энергию,— пишет он,—можно толковать как культурную энергию, выраженную в простых непосредственных формах» С концепцией «культурной энергии» связана была основная концепция книги Кробера «Конфигурации культурного роста». Под копфигурацией он понимал форму кривой «роста» культуры. Главный интерес Кробера привлекают конфигурации роста древних цивилизаций, установление которых он считал возможным благодаря тому, что история каждой из них зафиксирована в письменных источниках. На каком-то этапе «роста» культуры, по мысли Кробера, заложенная в ее модели культурная энергия возбуждается, возникает взрыв, и культура достигает своего климакса, своего высшего расцвета. Как уже отмечалось, Кробера интересуют взрывы в области духовной культуры. Но он допускает, что культурная энергия, будучи возбужденной, может «не сосредоточиваться лишь в одной области деятельности... однако, — пишет он,— нет оснований думать, что такая возбужденная культурная энергия распространится на все возможные области культурной деятельности, иначе культуры не отличались бы но своим акцептам» **. Кробер стремится определить место апогея на конфигурации роста каждой из анализируемых им цшшлизацпй. Сопоставление этих конфигураций неизбежно привело его it установлению некоторых общих закономерностей. Прежде всего он устанавливал, что конфигурации роста культур чаще всего симметричны, т. е. что апогей расцвета культуры приходится на середину ее жизненного цикла. Длительность жизненного цикла цивилизаций, по Кроберу, различна, от 30—40 до 500—1000 лет. «Обычную оценку, в 1000—1500 лет»43 он считает приблизительно верной. Лишь иногда, по мысли Кробера, конфигурации роста асимметричны и апогей наступает либо в начале кривой роста, или в ее конце. Чаще всего асимметричные конфигурации имеют место, по Кроберу, в развитии отдельных видов деятельности. Конфигурацию же «тотальной» культуры он считает суммой (composite), итогом кривых развития отдельных видов деятельности44. Свой анализ развития, «роста» последних Кробер делает с позиций атомарного понимания культуры. Каждый вид деятельности развивается у него самостоятельно, и хотя он допускает тенденцию «к одновременному росту различных видов деятельности, но,— пишет он,— нет ясных указаний на то, что успешный рост в одном виде деятельности сопровождается таким же ростом в других видах деятельности». Многие цивилизации не достигли высшего уровня развития в том или ином виде деятельности. Только у греков, по его мнению, все виды творческой деятельности достигли одновременного расцвета. Очевидно, Кроберу не удалось преодолеть традиции релятивистского подхода к пониманию культуры. Каждая область многообразных проявлений культуры, по Кроберу, имеет свою конфигурацию роста, и в очень редких случаях эти конфигурации совпадают. Апогей в интересующей ученого области идеологии мог наступать и чаще всего наступал тогда, когда другие формы идеологии, материальные и социальные стороны общественной жизни могли находиться на разных точках кривой цикла своего развития. «Нет точных данных,— писал он,— о внутренне присущем порядке последовательности в развитии нескольких видов деятельности» Следовательно, не обязателен прогресс во всех областях жизни общества. Не может быть последовательности в развитии отдельных видов культурной деятельности, сводившейся Кробером к развитию идеологии.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |