![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа исследований культуры и личности 2 страница
Эти идеи механического детерминизма поведения человека с помощью бихейвиоральной двухчленной формулы «стимул—реакция» отличали позиции Линтона от взглядов Клакхона. В работе 1954 г., посвященной вопросу об универсальных ценностях и их политическом значении в современном мире, Линтон развивал эти же идеи. Он отмечал, что понятие ценности имеет множество значений и подчеркивал необходимость общего понимания ценности. В этой статье он различал три вида ценностей: 1) индивидуальные, 2) разделяемые членами данного общества и 3) всеобщие, универсальные. «Но в поисках всеобщих ценностей,— писал он,— индивидуальные ценности можно игнорировать, поскольку они индивидуальны... Для наших целей мы определим ценность как все то, что способно вызвать одинаковые предпочтительные реакции у нескольких членов данного общества».. Таково его определение ценностей групповых, но и оно носит, как видим, попутный сугубо абстрактный характер. Главное его внимание в этой статье уделено было универсальным, общечеловеческим ценностям. Изучение последних в наше время, подчеркивал в ней Линтон, имеет не только академическое, но и политическое значение. В универсальных ценностях он видел основу для настоятельно необходимого взаимопонимания и сотрудничества народов с тем, чтобы исключить возможность международных конфликтов и войн. Задачей этнографов он считал выявление того, что является «универсально желаемым и ценимым», установление «конечных целей, имеющих всеобщее признание». Признание общих целей «влечет за собой, по Линтону, признание общечеловеческих ценностей». Но, как видим, Лин- тоном был лишь поставлен важнейший вопрос нашей эпохи — вопрос сотрудничества народов ради того, чтобы избегнуть новой мировой войны, которая, как писал Линтон, будет атомной и бактериологической и разрушений которой «не избегнет ни один район мира», чтобы пронести факел просвещения53. Но он ограничился крайне абстрактными рассуждениями об общих целях, об универсально желаемом, оставаясь в плену субъективного идеализма. Система ценностей, по Линтону,— это желания, стремления, мысли, надежды составляющих данное общество людей, определяющих их поведение. На протяжении 1950-х годов появились и другие не менее абстрактные определения и переопределения концепции ценностей как этнографами, так и социологами, психологами и философами СШАВысказывались теории психобиологической, эндокринологической, неврологической основы ценностей. Но, по словам А. Кробера, в середине 1950-х годов «эта тема вся еще находилась в стадии формулировок» 55. Сам А. Кробер неоднократно высказывался по поводу концепции ценностей. По существу в его книге «Антропология» 1948 г. издания впервые было использовано понятие ценности при объяснении культуры. При определении ценностей он исходил из такого же идеалистического определения их, как и Клакхон,— как представлений о желаемом. По мысли Кробера, ценности даны природой, они существуют «до культуры», но они же — основа культуры. Основа их анатомическая и физиологическая, унаследованная, возможно, от животных предков человека. Только на этой основе он допускал существование общечеловеческих универсальных ценностей: «Признавая, что все люди имеют одинаковую анатомию и физиологию,— писал он,— нужно, видимо, признать генетическое сходство ценностей и значительную степень их различий в разных культурах, так как каждая культура, по Кроберу, преобразует генетически данные ценности» 56. Как явления природы ценности существуют, по Кроберу, в космосе, независимо от наших суждений о них; сомневаясь в познаваемости ценностей, он утверждал, что «постичь их можно только путем эмпатии... их надо безотчетно чувствовать». Этот же идеалистический агностицизм высказывался Кробером и в статье 1955 г.57 В рассуждениях самого Кробера о непознаваемых внеистори- ческих «космических» ценностях, о ценностях как смысле культуры яснее всего проявляется влияние неопозитивистского идеализма Г. Риккерта, который считал, что ценности трансцедентны и недоступны эмпирическому познанию. «Они образуют,— писал он,— совершенно самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» 53. В 1955 г. была опубликована статья канадского этнографа А. Баликчи, посвященная обзору исследований проблемы ценности в этнографииS9. В ней он подчеркнул социальный характер ценностей. По его мнению, понятие ценности необходимо отличить от «понятия цели». Но ценности входят как элемент и в совокупность условий, которые «заслуживают названия причины», и в совокупность элементов, составляющих цель. Положительной стороной рассуждений Баликчи является его возражение против трансцедентного понимания ценностей как эмпирически непознаваемых сущностейв0. Для оценки направления разработки проблем ценностей характерно заявление М. Херсковица, что «культурный релятивизм является центральной теоретической проблемой в изучении яри- Но как показывают высказывания большинства теоретиков в этнографии США по поводу сущности культурных ценностей, эта проблема сведена к вопросу о доминирующих установках и представлениях, определяющих поведение человека. В субъективных восприятиях они видели первопричину всех явлений общественной жизни. В этом отношении американские этнографы оказались верными последователями субъективного идеализма Г. Риккерта, Макса и Альфреда Веберов и других неопозитивистов, использовавших концепцию культурных ценностей в борьбе с материалистическим пониманием истории. Это отмечал в своей критике взглядов названных выше исследователей М. Харрис: «Подчеркивая мистические ценности, тщеславный престиж, иррациональные мотивации,— писал он,— они дискредитировали экономическую интерпретацию истории»64. Но сам он, как видим, материалистическое понимание истории ошибочно свел к экономическому детерминизму. Концепция ценности была использована для обоснований «отсутствия» прогресса в социальной и духовной жизни, и следовательно против общественного прогресса в целом. Однако, несмотря на неоднократные попытки определения ценности в «потоке» публикаций 50— 60-х годов, продолжаются сетования на их неудовлетворительность и на новые попытки определений65. И по сей день конценция культурных ценностей носит в американской этнографии чрезвычайно аморфный характер. * * * Общей философской основой этпофрейдизма и бихейвиоризма в буржуазной американской этнографии, как и социологии, является философский антропологизм. Все они исходят из прису- щих-де человеческой природе побуждений и потребностей. В. И. Ленин подверг этот философский антропологизм убедитель- 6 Ю. П. Аверкиева Субъективно-идеалистические концепции современных этнопсихологов США сближают их с экзистенциализмом и волюнтаризмом. Характерно в этом отношении положение К. Клакхона, что «культура начинается с человеческих существ и кончается ими» Марксизм, рассматривая личность как следствие общественного развития, не отрицает значение роли людей, их идей и убеждений в историческом процессе, он видит в личности активную силу исторического процесса: «... история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей»6S,— писал В. И. Ленин. Но марксисты не признают историю как продукт свободной воли. Деятельность личностей, их идей, цели, их волю они понимают как проявление исторической необходимости, объективной закономерности исторического развития. «Всякая данная система отношений,— писал, например, Г. В. Плеханов,— в значительной степени создана волею людей, но воля людей направляется на создание этой системы по причинам, от людей не зависящим. Прежде чем стать причиной, воля является следствием, и задача социологии, как науки, заключается в том, чтобы понять, как следствие, ту волю общественного человека, которая направляется на поддержание или создание данной системы общественных отношений» м. Отношение между обществом и личностью марксизм трактует дналектико-материалистически, доказав, что под влиянием материальной, социальной, политической и духовной жизни данной общественно-экономической формации развивается определенный, характерный для этой формации тин личности, личность же своей деятельностью, волей в свою очередь из следствия становится причиной исторического развития. Движущую силу побуждений людей марксисты видят в совокупности экономических, социальных, политических и идеологических общественных отношений, в которых живет и действует индивид. Эти отношения определяют и ту форму, которую принимают в сознании людей те или иные побуждения. Как видим, субъективно-идеалистические и натуралистические взгляды исследователей культуры и личности в американской этнографии теснейшим образом смыкаются с модными в буржуазной социологии и философии реакционными теориями. Попытки исследователей культуры и личности доказать патологкчность психики отсталых народов и трудящихся слоев населения своей страны служат теоретическим «оправданием» неоколониализма и эксплуатации капиталом масс трудящихся. На поверхность общественной жизни в 1940-е годы школу исследований культуры и личности выбросила националистическая волна, вызванная колониалистскими устремлениями американского империализма. Широкое увлечение неорасистскими идеями этнопсихологов объяснялось тем, что американским шовинизмом были охвачены значительные слои населения США, в том числе и интеллигенции. Однако необходимо отметить, что вследствие эклектичности концепций в этот лагерь зачастую попадали и ученые, далекие от расизма. Вместе с тем многие честные ученые подвергли критике это направление в этнографии США с антирасистских позиций историзма и гуманизма. Защищаясь от нападок критики, исследователи культуры и личности делали попытки прикрыться именем Ф. Боаса, стремясь изобразить его в хгачестве зачинателя осуществляемых ими исследований культуры и личности. Им удалось убедить в этом не только своих учеников, но и критиков. В частности, эту точку зрения разделяли такие критики этого направления, как Л. Уайт и М. Харрис70. Бесспорно, конечно, что почти все основатели и теоретики школы исследований культуры и личности — Э. Сэпир, Г. Бенедикт, М. Миид, Р. Линтон и др.— были учениками Ф. Боаса, как и то, что исходили они из общих историко-философских концепций «исторической школы» в этнографии США, связанной с именем Боаса. Как отмечалось уже в специальной главе, Боаса интересовало значение психологического момента в истории культуры изучаемого парода. Но о диаметральной противоположности взглядов Боаса и представителей школы исследований культуры и личности говорит не только его критика метода психоанализа Фрейда, по и постоянное подчеркивание Боасом того, 6* 163 что этнографа интересует прежде всего социальная группа, а по индивидчто социальные условия определяют поведение в данной социальной группе. В работах представителей школы исследований культуры и личности встречаются также мысли о преемственности их исследований и «старомодного», по словам Кробера, психологического направления в этнографии XIX — начала XX в., заложенного трудами Г. Тарда, В. Вундта, X. Штейнталя, М. Лазаруса. Хотя этнопсихологи старой школы не были едины по ряду своих теоретических обобщений, но все они исходили из признания психологического единства человечества и прогрессивности его общего развития. Этнопсихологи же новой школы в духе релятивизма акцентировали различия в психическом складе типичных личностей отдельных этносов и отрицали идею прогресса. Вполне оправданы слова А. Кробера, что «нельзя ставить знак равенства между старомодной психологией Тарда и Вундта и школой исследований культуры и личности» 72. Характерно, что многие современные психологи и психиатры США отмежевываются от последней. «Направление исследований культуры и личности — писал, например, один из психологов США Б. М. Смит,— более непосредственно связано с психоанализом и психотерапией, чем с академической психологией... Психологический подход в антропологии,— отмечал он,—подвергается критике не только этнографами, но и психологами» 73. Л. Уайт, назвал период господства этой школы «регрессом», «мрачным веком в этнографии США», а Б. Меггере, отмечая, что этнографы этой школы занялись не своим делом, писала о «добром старом времени, когда этнографы занимались настоящим делом» 74. С начала 50-х годов критические выступления в их адрес становятся все более частыми75. В 1955—1956 гг. с резкой критикой этого направления выступили старейшие этнографы страны А. Кробер и Р. Лоуи, Дж. Стюард, Дж. Мордок и др. Мордок писал, например, что изучение механизмов поведения — дело психологов, и «социологи и этнографы должны с этим примириться»76. Характерно, что Лоуи подкрепил свое отрицательное отношение к этнопсихологии ссылкой на Маркса и Энгельса, говоря, что уже со времени выхода в свет труда Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» стало «кристально ясно, что психика индивида определяется средой, а пе наоборот»77. А. Кробер же сопоставлял период господства этнопсихологического направления в американской этнографии с «периодом охоты за ведьмами» 78. Он высказывал тогда мнение, что деятельность исследователей культуры и личности выходит из моды. •Неоднократно выступала с критикой этой школы видный этнограф США Э. Ликок, а также М. Харрис 70. Развернутая критика этого направления в этнографии дана английским ученым Р. Пиддщггтоном в упоминавшемся двухтомном руководстве по общей этнографии 80. В 1959 г. на страницах журнала «Америкаи Аптрополоджист» была опубликована интересная, но менее критически заостренная статья канадского ученого Ф. Воге, в которой убедительно показана преемственность взглядов этнопсихологов и сторонников функциональной школы в этнографии, особенно МалиновскогоSI. Развернутая критика школы исследований культуры и личности содержится в статьях сборника, опубликованного учениками и коллегами JI. Уайта в его честь82. В частности, статья известного психиатра и этнографа США Марвина Оплера содержит убедительную критику исследований культуры и личности и бихейвиоризма83. Автор подчеркивает, что поведение и психика индивида являются следствием эволюции общества, а не ее причиной. Он показывает субъективный идеализм этнопсихологических концепций и их связь с идейными основами исторической школы в -американской этнографии. Огромное значение для борьбы с фрейдизмом имеют работы ученых-марксистов США 84. Однако, несмотря на то что большинство этнографов США отвергает ныне реакционные конструкции исследователей культуры и личности, было бы ошибкой думать, что это направление уже полностью себя изжило. Его концепции и поныне развиваются во многих работах. Активно переиздаются работы представителей этого направления 50—60-х годов. Психическая и психоаналитическая этнография занимает до сих пор видное место в программах высших учебных заведений США. Публикуется множество учебников и хрестоматий, популяризирующих теории исследователей культуры и личности и бихейвиористов. Сторонники этих направлений появились и в Англии и других странах Западной Европы. В 1969 г., например, в Лондоне был издан сборник опубликованных главным образом в 40—50-е годы статей этнографов-психоаналитиков США а5, задуманный как учебное пособие по «психоаналитической антропологии», как руководство для сочетания «клинического психоанализа с полевой этнографической работой» 8в. Вместе с тем необходимо заметить, что критика вынудила сторонников этой школы в какой-то мере пересмотреть некоторые из своих концепций. Дж. Хонигманн, например, стремится заверить своих коллег — этнографов США в том, что этнопсихологи, пользуясь психологическими.понятиями, не оставляли этнографического подхода, что они якобы изучают реакции и инстинкты, поведение индивида в их связи с социальной средой. Однако, несмотря на частичное признание справедливости критики, теоретики этого направления выступают в защиту своих основных концепций и направления в целом. Дж. Хонигманн, самый последовательный представитель школы исследований культуры и личности, в обзоре работ своих коллег за 1953— 1955 гг. писал, что главные усилия в них сводились к защите от обвинений в том, что изучение национальных характеров носит «случайный it импрессионистский характер»8Т. Защите своих концепций он посвящает много места в своем упомянутом выше руководстве, приводя даже библиографию критических работ. Правда, работы советских ученых им не упоминаются. В статье 1959 г. Хоиигмани пытается доказать ошибочность утверждений, что «область исследований культуры и личности, по крайней мере в Америке, умерла и якобы в 50-х годах потеряла свою популярность» 88. По, соглашаясь с этим утверждением в работе 1961 г.89, в обзорной статье 1964 г., написанной им в соавторстве с Р. Престоном, пишется уже о том, что «популярность исследований культуры и личности возрастает», что об этом якобы свидетельствует посвященный им «поток учебников, хрестоматий и сводных работ», вышедших с 1961 по 1963 г.90 И в обзорной статье 1973 г. Хонигманн вновь отмечает возрождение интереса к психологической этнологии91. Перспективными считают эти исследования Э. Коэн и М. Спиро, связывая с ними все возрастающий интерес к социальным структурам92. Но А. Уоллас, один из видных представителей бихейвиоризма, писал в 1961 г., что исследования культуры и личности «не пользуются широким признанием» 93. И это положение маститого ученого не вызывает сомнений и ныне. О пересмотре ряда основополагающих положений исследований культуры и личности пишет и близкий к этому направлению этнограф США Р. Киисинг. По его мнению, в настоящее время общая проблема связи между культурой и личностью оставлена, а сохранился лишь интерес к частным ее вопросам. Не приемлемы сейчас, по Киисингу, утверждения, что опыты детства одинаковы для всех членов данного общества и что для каждого общества характерен якобы один общий тип личности. Высказываясь против утверждений, что личность взрослого формируется в детстве, Киисинг подчеркивает роль усвоения (научения) в формировании личности во всех возрастах 9'\ Характерно, что причину этого пересмотра проблем исследований культуры и личности Киисинг вполне обоснованно видит в очередном «повторяющемся увязании исследователей в концептуальной и методологической трясине» 95. Думается, что отмечаемый Хонигманном «поток» публикаций и перспективность самого направления вызваны не столько научным значением исследований культуры и личности, а все тем же породившим их прикладным назначением. Видимо, учреждения, субсидирующие эти работы, заинтересованы в их результатах. 1 Psychological anthropology. 1st ed/Ed. by F. L. K. Hsu. Cambridge, Mass, 1961; 2nd ed. 1972; Edgerton JR. B. Method in psychological anthropology.— In: A handbook of method in cultural anthropology / Ed. by R. Naroll, P. Naroll. Now York, 1973; Bourgumon E. Psychological anthropology.— In: Handbook of social and cultural anthropology /Ed! by J. J. Honigmann. Chicago, 1973. См.: Кон И. С. Социология и личность. М.: Политиздат. 1967; Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970; Соколов Э. В. Культура и личность. JL: Наука, 1972; Кон И. С. Открытие «я». М.: Политиздат, 1978; Патюлин В. А. Государство и личность в СССР. М.: Наука, 1974; Камилов М. К. Формирование новой личности. М.: Наука, 1975; Дашда- миров А. Ф. Нация и личность. Баку: Изд-во «Элм», 1976. Критический анализ см.: Аверкиева Ю. П. О некоторых этнопсихологических исследованиях в США.—В кн.: Современная американская этнография: Теоретические направления и тенденции. М.: Изд-во АН СССР, 1963, с. 64—96. Бихейвиоризм (англ. behaviour — поведение) одно из течении в современной буржуазной психологин, сводящее человеческую психику к физиологическим реакциям организма на внешние стимулы. См.: Потехин И. И. Плоды функциональной школы.— Сов. этнография, 1948, № 3, 4; Олъдерогге Д. А., Потехин И. И. Функциональная школа в этнографии на службе британского империализма. В кн.: Англо-амери- канская этнография на службе империализма: М.: Изд-во АН СССР, 1951. (Тр. Ин-та этногр. нов. сер. Т. XII). О преемственности взглядов представителей функционализма и этнофрейдизма см.: Voget F. W. Man and Culture: An essay in changing anthropological interpretations.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 6. Selected writings of E. Sapir in language, culture and personality. Berkeley, 1942. Критический анализ эволюции взглядов Сэпира Э. в сторону фрейдизма и их значения в формировании школы культуры личности см.: АЪег- le D. F. The influence of linguistics on early culture and personality theory.— In: Essays in the science of culture. In honour of L. White. New York, 1960. Benedict R. Patterns of culture. Boston; New York, 1934; Benedict R. Anthropology and abnormal.— Journal of general psychology, 1934, vol. X, N 2. Honigmann I. J. Personality in culture.— In: Main currents in cultural anthropology. New York, 1973, p. 222. См. например: Kardiner A. Psychological frontiers of society. New York, 1964, p. XX; Linton R. Culture and mental desorders. Springfield, 1956, p. 5, 17. Benedict R. Anthropology and abnormal, p. 276. Толстое С. П. Кризис буржуазной этнографии: Вутинов Н. А. Психорасизм в американской этнографии.— В кн.: Англо-американская этнография на службе империализма; Аверкиева Ю. П. О некоторых этнопсихологических исследованиях в США. Benedict R. Preface.— In: Patterns of culture, New York, 1934. Piddington R. An introduction to social, anthropology. London, 1957, vol. 2, p. 60. Hallowell A. I. Psychology and anthropology.— In: For a science of social man. New York, 1954, p. 162. Becker H. Anthropology and sociology.— Ibid, p. 133. В связи с этим ученики Кардинера вели также «исследования», как, например: Goldman-Eisler F. Breast feading and character formation.— In: Personality in nature, society and culture. New York, 1959. Stephens W. II'". The Oodipus complex, cross-cultural evidence. Now York, 1962. Whiting John W. M., Child J. L. Child training and personality. New Haven, 1953; Six cultures / Ed. by B. Whiting. New York, 1963; Field guide for a study of socialization / Ed. 'by J. W. M. Whiting el al. Now York, 1966. Анализ их работ см.: Ron И. С. Проблема детства в современной американской этнографии: (Об исследованиях Беатрисы и Джона Уайтинг). Сов. этнография, 1977, № 5. В 1956—57 гг. были опубликованы два тома «первичных» материалов (Kaplan Б. Microcard publications of Primary records in culture and personality. Wisconsin, 1956—1957), содержащих, как сообщает Хоаигманн, собранные в. различных частях света протоколы тестов Роржаха и Тата, автобиографические материалы, записи снов, детские школьные сочинения: (Henigmann J. J. Psycho-cultural studies —In: Biennial, review of anthropology / Ed. by B. J. Siegel. Stanfort, 1959, p. 73). 21 Becker H. Anthropology and sociology, p. 150. 22 Леонтьев A. H. О социальной природе психики человека.— Вопросы философии, 1961, № 1, с. 31; Он же. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 23 Дубинин Н. П. Философские и социологические аспекты генетики человека.— Вопросы философии, 1971, № 2, с. 57. 24 Левкович В. П., Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных ученых.— СЭ, 1973, № 5. 28 Сеченов И. М. Избранные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1952, т. 1, с. 389. См. обзоры этих исследований: Inkeles A., Levinson D. J. National character: the study of modal personality and socio-cultural systems.— In: Handbook of social psychology. Reading Massachusets, 1968, vol. 4; Inkeles A. National character and modern political systems.— In: Psychological anthropology / Ed. by F. L. K. Hsu. Cambridge, 1972. 27 См. критику этого подхода в рецензии: Fallers L. Ред. на кн.: Parsons Т. Structure and process in modern society —American anthropologist, 1961, vol. 63, N 3, p. 588. 18-29 См, например: Society, personality and deviant behaviour/Ed. by R. lessor, T. D. Graves, R. C. Hanson. New York, 1968. * 30-31 Benedict R. The chrisanthemum and the sward. Boston, 1946. 32 Sofue T. Japanease studies by American anthropologists: Review and evaluation.— American anthropologist, 1960, vol. 62, N 2. 33 Honigmann 7. Culture and personality. New York, 1954, p. 17. 34 Дашдамиров А. Ф. Нация и личность, с. 121. 35 Сам он в годы войны работал в бомбардировочном авиаотряде, изучая, «межличностные отношения» между солдатами и офицерами. 36 Honigmann J. Culture and personality, p. 73—74; Renzo Sereno. Psychological warfare: Intelligence and insight.— Psychiatry, 1950, N 13. 37 Hallowell A. I. Culture and experience. New York, 1955. 38 Hallowell A. I. Myth, culture and personality —American anthropologist, 1947, vol, 49, N 4, pt 1, p. 549. 59.Hallowell A. I. Personality, culture, society in behavioral evolution.—In: Psychology: The study of a science. New York, 1963, Study 2, vol. 6, p. 440; Hallowell A. I. Behavioral evolution and emergence of self.— In: Evolution and anthropology: A centennial appraisal. Chicago, 1959; Hallowell A. I. Self, society and culture in phylogenetic perspective.— In: The evolution after Darvin: mind, culture and society. Chicago, 1960, vol. 2. 40 Hallowell A. I. Self, society and culture.., p. 361. 41 Wallas A. F. C. Culture ana personality. New York, 1970. 42 Бунак В. В. Происхождение речи по даным антропологии.—В кн.: Происхождение человека и древнее расселение рас. М.: Изд-во АН СССР, 1951, с. 256. 43 См.: Спиркин А. Г. О природе сознания.—Вопросы философии, 1961, № 6; Он же. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 44 Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека — Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 490; Кедров В. М. Фридрих Энгельс о диалектике естествознания. М.: Наука, 1973. 45 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 3; Материалы совещания по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии.— Вопросы философии, 1962, № 7. ** Ярошевский Г. М. Личность и общество. М.: Прогресс, 1973. 47 Hallowell A. I. Behavioral evolution.., p. 45. 48 Klnckhohn С. Mirror for man. New York, 1949, p. 226-227. 49 Ibid, p. 222. 50 Kluckhohn С. Value and value orientations: an exploration in definition and classification.— In: Toward general theory of action/Ed. by T. Parons, E. Shils. Cambridge, Mass, 1951, p. 395. 51 Linton R.— In: An appraisal of anthropology today. Chicago, 1953, p. 140 (публикация выступлений в дискуссии по проблемам этнографии). 52 Linton R. The cultural background of personality. New York, 1945, p. 32,72.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |