КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Историко-философские предпосылки 3 страница
К оценке исторического материализма, трактовавшегося им то как вульгарный экономизм, то как технологический детерминизм, Боас подходил с позиций эмпиризма и релятивизма, считая, что марксизм, как и всякая общая теория развития, адекватен лишь в том случае, если он объясняет каждый факт, всякое явление общественной жизни. Например, в статье 1928 г. _ Боас писал, что «даже различия в положении мужчины и женщины не являются чисто экономического порядка. Это скорее следствие различий в физиологической жизни мужчин и женщин. На основе этих различий возникли различия в занятиях, интересах и умственных склонностях. Они вызывали в свою очередь экономическую дифференциацию. Но экономический статус не главная причина положения мужчин и женщин» 9S. В работе 1932 г., признавая, что «взаимосвязь между экономикой и другими аспектами культуры более непосредственная, чем между географической средой и культурой», он писал, что «нельзя каждую черту культурной жизни объяснять как детерминированную экономическим положением... Нам неясно, например, каким образом стили в искусстве, формы ритуала или специфические формы религиозных представлений могут быть выведены из экономических сил. Мы скорее видим, что экономика и остальная культура взаимодействуют то как причина и следствие, то как следствие и причина» 99. Тут Боас, справедливо высказываясь против вульгарного экономического детерминизма, совершенно ошибочно подразумевал под ним исторический материализм. В том же плане экономического детерминизма Боас критикует изложенную в труде Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» теорию развития семьи. Формы семьи, по мнению Боаса, не могут быть объяснены как следствие экономических потребностей, «но последние могут препятствовать, либо способствовать их развитию. В то же время сами экономические потребности всегда подвергаются влиянию социальной организации... (т. е. семейной.— Ю. А.). Данные противоречивы и не позволяют заключать, что экономическая жизнь и организация семьи тесно связаны в отношении их внутренних форм» ш. Здесь как нельзя кстати вспомнить полемику В. И. Ленина с Михайловским. Последний также критиковал взгляды Энгельса на историю семьи и также понимал марксизм как экономический детерминизм. «...Где читали Вы у Маркса или Энгельса,— писал В. И. Ленин, обращаясь к Михайловскому,— чтобы они говорили непременно об экономическом материализме? Характеризуя свое миросозерцание, они называли его просто материализмом» 101. Неоднократно отмечали классики марксизма и то, что взгляды и учреждения, возникающие на данной материальной основе, в свою очередь, оказывают на нее свое влияние, однако подчеркивали при этом важность прослеживания причинно-следственной последовательности возникновения и развития различных явлений общественной жизни. Неоднократно подчеркивалось также в марксистской литературе, что марксистская диалектика — это метод исследования, методология объяснения явлений в их общей причинной, обусловленной взаимосвязи, а не азбука формул, применяемых к каждому конкретному факту102. Одрако Боас не всегда был последователен в своей оценке «экономического детерминизма». Огромный накопленный наукой конкретный этнографический материал неизбежно толкал его на признание важной роли экономических условий в жизни народа. Он допускал, например, что более высокими можно признать культуры, в которых меньше усилий затрачивается на приобретение необходимых жизненных средств и больше технических достижений сделано в областях, непосредственно не связанных с повседневными нуждами. В работах 1930, 1932, 1938 гг. он подчеркивал преимущества и большую привлекательность теории экономического детерминизма в сравнении с теориями географического детерминизма и, иллюстрируя это фактическими данными, часто оказывался на позициях стихийного материализма Он писал, например, в статье 1930 г., что исследования культуры американских аборигенов показывают, как «производство избыточного продукта вызывает рост населения и рост досуга, который может быть использован для занятий, не обязательно направленных на производство предметов повседневного потребления; в то же время досуг может быть использован на новые изобретения, которые способствуют росту производства средств существования, которое в свою очередь способствует дальнейшему росту досуга. Производство прибавочного продукта способствует росту плотности населения, усложнению и развитию всех сторон общественной жизни. Благоприятные экономические условия содействуют усложнению культурной деятельности... Занятия, которыми человек обеспечивает себя пищей и жилищем, определяют направление, в котором развиваются его открытия и изобретения- Изобретения — это результат глубоких наблюдений и практической деятельности... Когда необходимость добывания пищи и жилища не заполняет всего времени бодрствования... досуг используется для других занятий... Вместе с досугом увеличивается количество домашней утвари... Кроме того, когда остается время для деятельности, не связанной с обеспечением непосредственных нужд в жизни человека и с развитием технических усовершенствований, то получают развитие различного рода общественные мероприятия и религиозные обряды... Экономические условия,—признавал он далее,—оказывают воздействие на сами ритуалы, хотя они не определяют форм графики или пластического искусства, литературы или музыки, но они способствуют, либо препятствуют их развитию» 104. Здесь Боасом хорошо охарактеризовано значение материальной основы для развития идеологий в условиях доклассового общества американских аборигенов. Подобного рода высказывания дали повод П. Радину называть Боаса «крайним экономическим детерминистом» 105. Это отчасти справедливо, потому, что Боае упускал из виду чрезвычайно важный момент — значение посредствующего звена между экономикой и идеологией — социальной структуры общества, обычно игнорируемый вульгарным материализмом. Как известно, аборигенные общества индейцев Америки стояли на различных ступенях развития: от раннеклассовых, военно- демократических до родо-племенных. Отмечаемые Боасом возможности развития религиозных ритуалов, искусства, литературы, музыки предполагали также процесс отделения умственного труда от физического, зарождения классов. Марксистская гносеология, подчеркивая решающую роль материального производства, не выводит непосредственно из экономики ни формы обычаев или религиозных ритуалов, ни стили искусства. Как писал Маркс, «из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяется как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства» <06. Как видим, наряду с верной критикой вульгарного экономизма Боас подменял причинно-следственную связь явлений заколдованным кругом взаимодействия явлений. Признание же только взаимодействия неизбежно вело к индетерминизму агностицизма. Во всех своих высказываниях против экономического детерминизма Боас исходил из атомарного понимания общественной жизни данного народа, или этноса — как суммы независимых, но взаимодействующих элементов. Экономика же трактовалась им то как один из этих элемент- тов, то как «экономическое окружение» наряду с географическим окружением107. Естественным следствием такого подхода было отрицание Боасом марксистского учения о базисе и надстройке. Попытка его прямого опровержения сделана была Боасом в его новом (1938 г.) издании книги «Ум первобытного человека». Признавая, с одной стороны, что экономическая жизнь является интегральной частью культуры и тесно связана со всеми ее сторонами, он писал, однако: «Нет оснований называть все другие стороны культуры надстройкой на экономическом базисе, потому что экономические условия всегда воздействуют на уже предсу- ществующую культуру и сами зависят от других аспектов культуры. Не более оправдано говорить, что социальная структура определяется экономическими формами, чем утверждать обратное, потому что предсуществующая социальная структура будет влиять на экономические условия ж наоборот: нет ни одного народа, социальная структура которого не подвергалась бы влиянию экономических условий. Культурная жизнь всегда экономически обусловлена, но и экономика всегда обусловлена культурой» 108. В конечном счете экономика уже не выглядит «интегральной частью» «предсуществующей» и существующей культуры, она лишь воздействует на них сама, подвергаясь их влиянию. Итак — кольцо взаимодействия. Отвергая концепцию базиса и надстройки, сам базис Боас понимал узко, только как технику или как направление хозяйства, а не как совокупность производительных сил и производственных отношений. «Многие племена охотников и рыболовов,— писал, например. Боас в 1928 г.,— экономическая жизнь которых построена на одинаковых основах, различаются по своим обычаям и верованиям». В качестве примера он перечисляет африканских бушменов и австралийских аборигенов, арктических индейцев и приречные сибирские племена, индейцев Аляски, Чили и племена Сахалина, которые якобы «могут быть сравниваемы, когда речь идет об их экономических ресурсах. Однако их социальная организация, верования и обычаи различны» iM. Увлекшись подчеркиванием необходимости прослеживания специфичности, уникальности явлений, Боас фактически игнорировал не меньшую необходимость установления социальной сущности явлений, их типичности и повторяемости в обществах, находящихся на одном уровне социально-экономического развития. При ближайшем рассмотрении «экономической жизни» перечисляемых Боасом племен и народов оказывается, что она не сопоставима. Одни из названных им народов в недавнем прошлом были собирателями растительной пищи и охотниками на мелкую дичь (бушмены, австралийцы), индейцы американской Арктики — охотниками-рыболовами, но главное значение в экономике последних уже с XVII в. имел промысел товарной пушнины. Индейцы Аляски, приречные племена Сибири и аборигены Сахалина были с древних времен оседлыми рыболовами и охотниками, а с XVII в. занимались также товарным пушным промыслом. Хотя у всех этих народов хозяйство носило присваивающий характер, но общий уровень развития их производительных сил, а следовательно, и характер производственных отношений, были различны. Поэтому не удивительны и различия в их социальных институтах, обычаях и верованиях, своеобразие которых определялось также различиями в исторических судьбах этих народов, своеобразием географической среды, в которой они жили. Думается, что неправ был Б. Стерн, когда писал, что на Бо- аса не оказал влияние марксизм. Ошибочно также высказанное им в связи с этим положение, что у Боаса не было понимания класса в экономическом его значенииВысказывания Боаса в различных его работах убедительно говорят о том, что он понимал и экономические основы классов, и исторически преходящий их характер. Например, в работе 1928 г. «Антропология и современность» он подчеркивал изначальность коллективизма собственности на племенные земли и экономические ресурсы в первобытном обществе и отмечал затем, что «из этого примитивного контроля развивается централизованная собственность, сосредоточенная в руках привилегированных классов и индивидов»ш. Б статье 1930 г. «Антропология», исходя из того же признания коллективизма собственности племен и племенных подразделений на кормовые участки, он писал: «Когда же особенно благоприятные участки объявлялись частной собственностью, равенство нарушалось, возникало экономическое и социальное неравенство» 112. В своем выступлении 1937 г. «Раса: классовое самосознание» Боас отмечал, что примитивные племена дают примеры «бесклассового общества». Но когда появляются различия «в экономическом положении, то они ведут к формированию классов, которое достигает высшего уровня в нашей цивилизации» 1U. Таким образом, если даже марксизм не оказал влияния на взгляды Боаса, он стихийно пришел к материалистическому объяснению происхождения классов. Теория факторов. Боас подчеркивал необходимость поставить ■науку на почву «исторически» достоверных фактов. Но эта абсолютизация факта неизбежно подавляла теоретическое мышление, которое вылилось в скептицизм Боаса ко всякого рода обобщениям. Но накопление знаний об образе жизни, культурах различных племен и народов неизбежно толкало научную мысль к переходу от простого описания уникальных явлений к установлению и объяснению существующих между ними связей. Индетерминизм же в трактовке явлений общественной жизни народов естественно приводил к попыткам объяснения связей между этими явлениями на основе позитивистской теории факторов, широко распространенной в историографии Запада конца XIX и первой половины XX в. Суть ее — в релятивистском подчеркивании одинакового значения всех явлений общественной жизни, в признании взаимодействия различного рода факторов как ключа к объяснению хода истории. Эта эклектическая теория плюрализма причин была противопоставлена монистическому объяснению истории общества. Идея единства человеческой истории понималась Боасом как «одинаковость» развития отдельных компонентов культуры. Свои неоднократные попытки опровержения этой «одинаковости» он строил на множестве примеров, якобы доказывающих, что внешне сходные явления возникают чаще в силу разных причин. Критикуя всякого рода «догматические», упрощенные «одно- факторные» концепции объяснения социальной жизни народов, относя к ним в одинаковой мере и историко-идеалистические концепции, и биологический, географический, технологический детерминизм, и исторический материализм, он сам оказывался неизбежно на позициях плюралистической теории факторов. Это было неизбежным следствием понимания Боасом общества как совокупности «различных аспектов культуры, которые развиваются из различных условий, хотя во многих отношениях взаимосвязаны» 1U. Экономика, социальная организация, религия, искусство, мораль представлялись ему как самостоятельные, но взаимодействующие «аспекты культуры». Общество развивается, по Боасу, как следствие этого взаимодействия. Экономические отношения рассматривались им лишь как один из факторо^«изме- нений культуры». «Экономические условия,—писал он,—явля- ЮТСЯ причиной МНОГИХ ИЗ ЭТИХ (проявлений культуры.— Ю. А.)г но и сами являются их следствием» ш. Боас отрицал первостепенность значения того или иного фактора. «Взаимодействие различных сил,— писал он,— настолько тесно переплетено, что выбор одной из них в качестве единственной созидательной силы даст ошибочное представление о процессе» iiS. В другой работе он подчеркивал также, что «каждая попытка вывести формы культурной жизни из одной причины обречена на провал» "7. Само признание взаимодействия общественных явлений было, конечно, известным шагом от крайнего атомизма и партикуляризма. Оно означало в какой-то мере признание целостности изучаемого конкретного общества. Но одно это признание не только ничего не объясняло, но и свидетельствовало о том, что атомизм в понимании общественной жизни не был преодолен и различные стороны общественной жизни (хозяйство, культура и т. д.) рассматривались им как некие изолированные друг от друга силы, которые-де «развиваются из различных условий», находясь в случайном переплетении. Но остановиться на признании взаимодействия означало отказ от вскрытия сущности процесса общественного развития. Подчеркивание взаимодействия явлений снимало вопрос об их причинно- следственной последовательности. Критикуя теорию факторов уже на рубеже XX в., Г. В. Плеханов справедливо отмечал, что «признание взаимодействия между данными силами уже предполагает существование этих сил, и сказать, что они действуют одна на другую, вовсе не значит объяснить их происхождение» В начале своей научной деятельности Боас, настаивая на детальном, эмпирическом изучении конкретных явлений, институтов, обычаев в жизни различных народов, подчеркивал, что эти исследования не есть конечная цель этнографа. Признавая объективное существование общих законов, «управляющих ростом человеческой культуры», задачу этнографической науки он видел в открытии их на основе предварительно собранных эмпирических данных о конкретных культурах. «Мы должны прежде понять процесс роста индивидуальных культур,— писал он,— а потом уже попытаться установить законы развития всего человечества» Он подчеркивал, что сравнение истории развития отдельных племен «поможет найти общие законы развития человеческой культуры... Законы, управляющие ростом культуры, должны быть выведены из сравнения процессов роста происходящих в культурах небольших географических ареалов» i2°. Эта же идея об объективном существовании законов и задаче науки их открыть высказывалась Боасом и в его более поздних работах121. Перед этнографической наукой он ставил две задачи: 1) накопление эмпирического материала о развитии конкретных культур; 2) выведение на основе этого материала общих законов развития человеческой культуры. Но к решению этой второй задачи науки Боас подходил с позиций эмпиризма, с позиций чисто индуктивного метода исследования. Он призывал к выявлению сначала динамики единичных явлений, отдельных аспектов культуры, к изучению «исторического роста» различных сторон общественной жизни данной племенной группы (экономики, социальной структуры, религиозных верований, искусства), «внутреннего развития, внешних влияний, способствовавших росту последних в определенной культуре» 122. На следующем этапе определялась задача «выяснить процессы роста отдельных культур, прежде чем выводить законы роста культуры всего человечества» пз, и уже на третьем этапе — формулирование законов роста культуры всего человечества. Но такой подход к проблеме не мог ничего дать, ибо из закона движения единичного нельзя выводить закон развития совокупности явлений. Как считают философы-марксисты, закон есть существенная связь в явлениях, которая проявляется двояко: 1) или как закон сходных явлений, обнаруживающийся в каждом явлении,— это элементарный закон, соответствующий динамическому закону в физике; 2) или как статистический закон совокупности данных явлений (например, культуры как единства), который не определяет судьбы каждого отдельного явления в этой совокупности, потому что отдельные явления в своем существовании подвержены действию элементарных, динамических законов. Боас же не отличал элементарные законы единичных явлений от закона совокупности этих явлений. На методологических подходах Боаса к изучению культуры сказалось влияние на него естествоиспытателей-эмпириков. Подобно физикам-эмпирикам, культуру он разложил на ее микрочастицы (элементы культуры) и призывал ученых изучать аналитическим методом динамику этих микрочастиц. Он устанавливал в результате, что различные микрочастицы культуры развиваются самостоятельно, в силу различных причин. Какие же можно было вывести из динамики элементов культуры закономерности относительно культуры как совокупности этих самостоятельных микрочастиц? Никаких! Динамические законы микроявлений могут лишь дополнять, уточнять статистические законы движения, развития совокупностей. Главное же состоит в том, что законы совокупности существуют независимо от того, познаны ли элементарные законы изменения единичных явлений. Боас же ошибочно считал задачей науки открытие сначала элементарных законов движения единичных явлений и из них уже выведение статистических законов движения совокупностей. Закон же представлялся Боасу как некая «формула», "которая была бы «применима к каждому случаю, объясняя его прошлое и предсказывая его будущее» 124. Таких формул, вполне справедливо считал он, не может быть, ибо общие, статистические законы совокупности не определяют судьбы каждого единичного явления этой совокупности. «Ничего не обещают попытки свести все социальные яь.-;е- ния,— писал он,— к закрытой системе законов, одинаково применимых к каждому обществу и объясняющих их структуру и историю» 125. Метафизическое понимание закона «вообще» как некого абсолюта, как «формулы», которая объясняла бы все — и общее и частное — привело Боаса в конце концов к полному агностицизму, к убеждению в невозможности открытия каких- либо социологических законов. Более чем полувековой период эмпирических исследований п собирания фактов не привел Боаса к открытию и формулированию общих законов. Если сопоставить выступления Боаса по вопросу о задачах этнографической науки: первое в 1888 г. в статье «Задачи этнологии» и последующие в 1928 и 1932 гг.,— то изменение теоретических позиций ученого по этому вопросу будет особенно разительным. В 1888 г. он писал: «Сравнение социальной жизни различных народов доказывает, что основы их культурного развития удивительно сходны. Из этого следует, что существуют законы, которым подчиняется это развитие. Открытие этих законов является второй и, возможно, самой важной целью нашей науки» 12S. Он подчеркивал в этой статье, что главной задачей этнологии является «формулирование законов развития общественной жизни народов». Но начиная с 1928 г. он все чаще стал высказывать мысль о невозможности открытия общих закономерностей, потому что случайности снимают действие закономерностей. Например, в работе «Антропология и современная жизнь» после 40 лет конкретных исследований Боас писал: «Я далек от того, чтобы отрицать существование общих законов роста культуры. Но каковы бы они ни были, они в каждом конкретном случае перекрываются массой случайностей, которые, вероятно, более могущественны в конкретных событиях, чем общие законы» т. Он часто подчеркивал свою мысль, что «случайности являются правилом в каждом обществе»128. Культура «в огромной степени определяется внешними случайностями, не вытекающими из внут- о 4 OQ реннеи жизни народа»,— писал он. В статье же 1932 г. задачи антропологии сведены уже к одной первой задаче, к «пониманию индивидуальных явлений», а не «установлению общих законов». Релятивизм Боаса в трактовке уникальности явлений снял вопрос о сходствах и повторяемости. «Явления, изучаемые нашей наукой, столь индивидуальны, настолько подвергнуты внешним случайностям,— писал он,— что никакие закономерности не могут их объяснить... Явления культуры настолько сложны, что мне кажется сомнительным, что ка- кие-то важные культурные законы могут быть открыты» 13°. Выступая по существу против идеи общей закономерности развития человечества, Боас пытался прежде всего опровергнуть закон сходных явлений путем приведения множества фактов, свиде- 4 Ю. П. Аверкиева тельствующих о том, что сходные явления возникают в силу разных причин, поэтому сходства поверхностны, случайны и из них нельзя выводить какие-либо закономерности. Но ошибка Боаса при этом заключалась в отождествлении причинности и закономерности; в действительности не всякая причинная связь есть закон. Она может быть единичной и случайной, а именно на такие связи обращал внимание Боас и обосновывал свой индетерминизм. «Конечно, каждое событие имеет причину,—писал он в 1932 г.,— но причины не объединены так, чтобы представлять одну нить. Вмешивается множество случайных причин, которые не могут быть предсказаны и которые нельзя реконструировать как определяющие ход прошлого» Очевидно, что случайность и необходимость Боас трактовал метафизически, как взаимоисключающие явления. Критикуя исторические концепции эволюционистов, он в противовес им нагромождал массу единичных, якобы случайных явлений, которые- де снимают действие законов, отрицают наличие необходимых причинных связей между явлениями. Боас неправомерно отождествлял единичное явление и случайное явление, что и повело его к ошибочному, механистическому пониманию соотношения необходимости и случайности. Понятие же случайного не тождественно понятию единичного. Диалектическая сущность каждого единичного явления состоит в том, что оно заключает в себе момент необходимости и момент случайности. Марксисты различают необходимые и случайные явления в зависимости от соотношения в них этих двух моментов, не забывая при этом, что в каждом случайном явлении заключен элемент необходимости. «...Где на поверхности происходит игра случая,— писал К. Маркс,— там сама эта случайность всегда оказывается подчиненной внутренним, скрытым законам. Все дело лишь в том, чтобы открыть эти законы» 132. Да уже само признание явления как случайного постулирует его отношение к какому-то закону. Но формально-логический метод научного мышления Боаса помешал ему понять диалектику случайного и необходимого. Скептицизм Боаса в отношении старых позитивистских исторических концепций, а также и исторического материализма повел его к агностицизму и субъективизму, который проявился и в признании им наличия субъективизма в самих научных подходах исследователей. Поэтому он призывал этнографов глубже приспосабливаться к образу мышления и чувствования чужого племени или народа, отделываться полностью от мнений, эмоций, основанных на специфической социальной среде, в которой каждый из них родился. Современные критики Боаса эту веру его в возможность ученого отвлекаться от воспитанных социальной средой взглядов п установок называют «наивным эмпиризмом», убедительно показывая ее несостоятельность. Да и сам Боас, думается, не всегда верпл в эту возможность, считая, например, что полевая работа этнографа обусловливается «теоретическими спорами» в науке и в свою очередь результаты полевой работы оказывают «обратное влияние на антропологическую теорию» ш„ «Наивный эмпиризм» Боаса был направлен на опровержение общеисторических концепций эволюционной школы, и это определяло характер собираемых им фактов. В результате проповедуемая «объективность» исследований выливалась в субъективизм. Кардинальными проблемами, на которых строилась в прошлом и строится ныне идеологическая борьба в области философии истории, являются проблемы закономерности, причинности, необходимости и случайности. Это нашло свое проявление и в высказываниях Ф. Боаса и его последователей в США. Таким образом, справедливо критикуя реакционные течения в буржуазной философии истории XIX в., Боас вместе с тем поставил под сомнение и достижения отдельных ее представителей, ставивших проблему закономерности и прогрессивности развития человеческого общества. Общественно-политические взгляды Ф. Боаса. Сильной стороной научной деятельности Боаса была его критика открыто реакционных концепций в этнографии, историографии и социологии Запада: расизма, географического и психологического детерминизма. Но, следуя неопозитивизму, он отвергал и марксизм и вместе с ним все положительное, что было сделано эволюционной школой в этнографии. В то же время, можно сказать, что Ф. Боас относился к той категории ученых, о которых говорят, что сами они лучше своих философско-исторических концепций. Боас прожил большую жизнь скромного труженика, целиком посвятившего себя служению науке. По своим общественно-политическим убеждениям он был представителем леволиберального крыла американских ученых. Он не замыкался, подобно многим своим коллегам, в «башне из слоновой кости», в рамках «чистой науки». Характерны в этом отношении его слова, сказанные в 1941 г. в одном из его публичных выступлений: «Мы не можем больше считать поиск истины привилегией ученых. Мы должны позаботиться о том, чтобы задача преодоления привязанности к традиционным суждениям и переходу к научному мышлению разделялись вместе с нами все большими массами народа» i3\ Он настаивал на широкой пропаганде научных знаний и сам стремился как можно шире популяризировать результаты научных исследований, разоблачающих расизм, националистические и шовинистические предрассудки, резко проявлявшиеся во всех областях жизни американского общества. Во многих из своих работ Боас с глубокой научной эрудицией и убежденностью последовательно вскрывал научную необоснованность различного рода расистских концепций. Особое место занимают в этом плане две его работы: «Ум первобытного человека» (1911 г.) и «Антропология и современность» (1928 г.). Примечательно, что первая из них была предана сожжению гитлеровцами в Германии в 1933 г. Но как бы в ответ на этот акт нацистов Боас опубликовал на немецком языке брошюру «Ариец я неариец», разоблачавшую антинаучность и реакционную социальную сущность расистских концепций фашизма. Она распространялась антифашистами-подпольщиками в Германии. Антирасизм Боаса оказал огромное влияние на общественную мысль США. Известны политические антиимпериалистические выступления Боаса как в первую мировую войну, так и в годы второй мировой войны в Америке и за ее пределами. Особенно политически заостренными были выступления Боаса в последний период его жизни. Большой интерес в этом отношении представляют его статьи: «Классовая сознательность и расовые предрассудки» а также «Миф о расе» 136. В газетах США был опубликован ряд заявлений Боаса о войне, о военных целях, о послевоенном будущем. Таковы, например, «Дома умалишенных для нацистских лидеров» (с подзаголовком: «Что мы сделаем с немцами?») 13\ «Эксплуатация должна прекратиться» (с подзаголовком: «Нужно ли возвращать королеве Вильгелъмине ее империю?») 138, «Письмо сенатору Георгу Норрису»133, «Замечания на речь вице-президента Уоллеса о наших военных целях»140 и другие заявления о войне и демократии, о военных целях Британии, о том, весь ли немецкий народ ответствен за преступления правительства Гитлера.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |