КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка методологических основ исторической школы учениками Ф. Боаса 1 страница
Дж. Стокинг в упоминавшемся уже исследовании, основанном на архивном материале, убедительно прослеживает процесс внедрения Боаса и его учеников в этнографическую науку США и их борьбу с представителями эволюционистской школы. Борьба велась между боасовцами — «ньюйоркцами» и * эволиционистами- «вашингтонцами» и внутри американской атропологической ассоциации (AAA), созданной в 1902 г. как объединение этнографов, археологов, антропологов и лингвистов страны, считавшихся представителями единой всеобъемлющей науки «антропологии». Как показало соотношение сил на годовом заседании Ассоциации в 1923 г., влияние «вашингтонцев» упало и «установилось,— по словам Стокинга,— влияние Боаса и понимание науки как «культурной антропологии» Уже в 1919 г., устанавливает Стокинг, большинство работающих этнографов США получили образование под руководством Боаса. Отделение антропологии при Колумбийском университете в Нью-Йорке во главе с Боасом стало центром новой школы. К 1926 г. ученики Боаса возглавляли уже все значительные отделения антропологии в университетах страны, ставшие центрами этнографических исследований. В теоретической литературе этнографов США часто поднимается вопрос —была ли «школа Боаса»? Выдающиеся ученые США — ученики Боаса (А. Кробер, Р. Лоуи, М. Мпид и др.) считали, что такой школы не было. Правда, не все они последовательны в этом своем мнении. Например, М. Херсковиц с уточнениями по поводу того, что такое школа вообще, наличие ее признавал в своей последней работе 2, хотя в монографии, посвященной Боасу, он писал, что термин «школа Боаса»... ошибочен 3. Э. Сэпир, П. Радин, А. Гольденвайзер, Р. Биилс и Н. Хойджер считают, что можно говорить о школе Боаса \ Но все исследователи единодушно признают, что BoaG был основателем «культурной антропологии» в США как науки5, его часто называют «отцом» американской этнографической науки. Думается, что ошибочно называть историческую школу в этнографии США «школой Боаса», потому что основные ее методологические концепции были развиты учениками Боаса — А. Кробером, М. Херсковицем, Р. Лоуи и Дж. Мордоком, Э. Сэ- пиром, Р. Бенедикт, М. Минд и многими другими. Поэтому не случайно, что именно ученые, внесшие наибольший вклад в разработку теоретических основ исторической школы, сомневаются в правомерности обозначения ее как школы Боаса. Однако бесспорно, что Боас заложил основы этой школы, которые были развиты ею учениками, и не случайно последние отмечали свое идейное родство с Боасом, признавая, что развивают его историко-философские концепции. Суть этих концеп- ционных основ состояла в: 1) определении культуры как предмета и метода науки; 2) эмпиризме и скепсисе в отношении теоретических обобщений; 3) релятивизме и отрицании идеи прогресса; 4) диффузионизме и связанной с ним концепции культурного ареала. Уже первые работы учеников Боаса были прежде всего направлены не против эволюционной школы вообще, а против мор- гановской периодизации истории первобытного общества и понимания его как общества родового. Определение культуры как предмета этнографии и понимание ее сущности, данное Тэйлором, было полностью воспринято и Боасом и его последователями. Но в отличие от Тэйлора, трактовавшего культуру как единую человеческую культуру, Боас ввел релятивистскую концепцию плюрализма уникальных культур, развивавшуюся затем большинством его учеников. Ученики Боаса, следуя ему, стремились доказать фактиче- скую-де необоснованность главных положений «эволюционной» школы в этнографии об общих закономерностях развития человеческого общества, о причинно-следственной последовательности и поступательности исторического процесса. Чаще всего осторожные высказывания самого Боаса по этим проблемам они предельно заостряли, доводя их до логического конца. tds Если историко-философские взгляды Боаса складывались под влиянием позитивизма немецких испытателей конца XIX в., то на его учеников большое влияние оказывали неопозитивисты и неокантианцы первой половины XX в. Среди учеников Боаса сложилось своеобразное разделение труда в разработке основных концепций исторической школы. Крупнейшим теоретиком в области философско-исторических основ этой школы был Кробер. Он особенно последовательно развивал основные теоретические посылки Боаса. М. Херсковицу принадлежит наиболее законченная разработка концепций культурного релятивизма и плюрализма. Дж. Суантон, Р. Лоуи, а затем Дж. Мордок занимали ведущее место в опровержении учения Моргана о родовом устройстве первобытного общества. Э. Сэпир, Р. Бенедикт и М. Миид развивали мысли Боаса о роли психологического в истории общества, доведя их до психологического детерминизма, против которого вынужден был выступить сам Боас. Идея же.многолинейной эволюции получила законченное оформление в трудах Дж. Стюарда, считающегося ныне ведущим теоретиком неоэволюционизма. Значительный вклад в разработку методологии, в развитие идей исторической школы в этнографии США внесли Р. Диксон, К. Уисслер и П. Радин, но влияние на них Боаса было более ограниченным, чем на его верных последователей — А. Гольден- вайзера, Р. Лоуи, А. Кробера и др. К. Уисслер и П. Радин не причисляли, например, себя к «экстремистам-антиэволюционистам» и подчеркивали, что их интересует история культуры человечества в целом, а не плюрализм культур. «Исторический метод». Выдвинутый Боасом так называемый исторический метод, в противовес сравнительно-историческому, развивался его учениками, постепенно утрачивая даже ту небольшую дозу историзма, которую он оговаривал. У учеников Боаса исторический метод понимался только как метод собирания фактов, «описания специфических культур... без какого бы то ни было,— по словам П. Радина,— упоминания о том, чтр предшествовало и что последует» 6. Исторический метод подчеркивал при этом необходимость внеисторического описания культуры «такою, какою она живет». Сам Ц. Радин ввел в американскую этнографию автобиографический метод показа «жизни» изучаемой культуры. Предметом исследования при этом становилась жизнь «типичной» для данного племени личности. Чаще это были племенные вожди и военачальники. В подобного рода работах обычно подробно описывались все стороны жизни человека, его устремления и поведение, якобы поведанные им самим и записанные этнографом. Нельзя отрицать, что такой метод этнографического исследования в известной мере помогает через раскрытие характера и деятельности отдельных лиц осветить социальную жизнь данного народа на данный период времени. В этом отношении заслуживают внимания работы Н. Лури — автобиография женщины вин- небаго, К. Форда — об одном из вождей квакиютлей и самого П. Радина о выдающемся виннебаго7. Но порок автобиографического метода состоял в переоценке значения субъективного момента в развитии общества. Недаром он сблизил П. Радина с этнопсихологами — исследователями культуры и личности, которые также применяли этот метод. В их работах излишнее внимание к деталям интимной жизни индейца граничило с порнографией неофрейдистского толка. Как и они, Радин пришел к попытке объяснения культуры типами личности, выделив, например, типы мыслителя и типы практиков. Автобиографический метод в этнографии США не был самобытным для нее явлением. Он сложился, несомненно, под влиянием автобиографической школы в западной историографии. В ней нашел свое отражение субъективный идеализм в понимании исторического процесса, попытки подменить объективные законы развития общества действиями, волей выдающихся личностей. Не случайно и в биографической литературе американских этнографов фигурируют выдающиеся, по их же субъективному определению, индейцы. Полевые исследования конкретных явлений и элементов культуры различных индейских племен были возведены в высший критерий науки. Представители исторической школы, как пишет Л. Уайт, «выдвинули и повторяли положение о то, что именно полевая работа подрывала теории их предшественников, и особенно теории эволюции культуры» 8. Они утверждали, что Ф. Боас был основателем полевых исследований в этнографии США, ставших ее основой. Они забывали, что начало полевым исследованиям было положено Морганом еще в 1840-е годы, что они велись в сравнительно большом объеме этнографами эволюционной школы под руководством основанного в 1879 г. Бюро американской этнологии при Смитсоновском институте. Противопоставив диффузионизм историзму подхода к изучению общества эволюционистов, представители исторической школы с начала своей деятельности увлеченно занимались прослеживанием распространения элементов предположительно аборигенной индейской культуры по континенту. Важнейшей задачей науки они считали собирание детальной информации, характеризовавшей обычаи и институты конкретных этносов., История культуры, «динамика ее роста» сводилась ими к пространственному перемещению и напластованию элементов, возникающих независимо в нескольких культурных центрах. Культура народа понималась как механическое сцепление отдельных элементов или комплексов культуры. Заимствование приобретало значение важнейшего фактора изменения культуры того или иного народа. Щ Концепция культурного ареала была естественным следствием полевых исследований, в которых пространственный подход подменил исторический. Быстро накапливавшийся фактический материал поставил перед учеными проблему его классификации, но такой классификации, которая опровергала бы периодизацию истории Моргана и марксизма. При том значении, какое придавалось исторической школой изучению диффузии элементов культуры, естественным было обращение к географическому принципу классификации получаемых этнографических данных В результате появилась концепция «культурного ареала», ставшая вторым после понятия «культура» ключевым понятием в американской этнографии 1900—1950 гг. Боас уже в лекции 1888 г. говорил о «различных ареалах», социальные явления которых необходимо сравнивать для выведения общих закономерностей 9. В статье же 1896 г. он определял задачи этнографической науки как «изучение культуры данного племени или данного культурного ареала» 10. Но оба понятия не были изобретением американских этнографов. Как уже отмечалось, в исторической школе в этнографии США, несмотря на ее антиэволюционизм, закрепилось толкование культуры как главного предмета науки в определении ее сущности английским эволюционистом Э. Тэйлором. Понятие же «культурного ареала» в его развитом К. Уисслером и А. Кробером виде было местной вариацией «географических провинций» А. Бастиана и «культурных кругов» — венской культурно-исторической школы. Недаром Херсковиц характеризует историческую школу, называя ее школой «исторического эмпиризма», как третью разновидность диффузионизма и. Впервые понятие культурного ареала, как уже отмечалось в главе об эволюционизме, было аспатгьаовано О. Мэсоном в копне XIX в. как средство классификации по географическому прин- цдпу1т7йны^олд^ш, собранных у множества индейских племен. Мэсон интересовался материальной культурой индейпе! и сделал попытку объяснения ее вариаций у различных племен условиями географической среды. Само название одной из его статей весьма в этом отношении красноречиво — «Влияние среды на человеческие индустрии и искусства» 1г. f И для Боаса культурный ареал был первоначально методом систематизации фактического материала. В 1893 г.: этот метод классификации коллекций был применен Ф. Боасом при организации этнографической экспозиции на Международной выставке в Чикаго. Позднее по этому же принципу он классифицировал музейные коллекции по гончарству. Во время прохождения мною практики в Американском Музее есте- ствснной истории в Нью-Йорке в 1930 г. под руководством Ф. Боаса и К. Упсслера — тогдашнего куратора этнографического отдела музея, мне была поручена организация экспозиции индейских плетеных изделий, также основанная на принципе «культурного ареала». Все это примеры применения «культурного ареала» как метода систематизации конкретного материала музейных коллекций. Однако в дальнейшем значение «культурного ареала» расширялось. За 1915—1930 гг.— период расцвета деятельности исторической школы — понятие «культурного ареала» подвергалось усиленной разработке в трудах учеников Боаса — К. Упсслера и А. Кробера. Г. Драйвер в своей специальной статье по истории этой концепции 13 пытается установить приоритет в ее разработке не К. Уисслера, а А. Кробера, обосновывая это тем, что Кробер писал о культурных ареалах аборигенной Калифорнии уже в 1904 г.14, тогда как первое упоминание в печати культурного ареала Уисслером относилось к 1906 г." Но думается, что, несмотря на эти факты выступлений в печати, все же приоритет должен оставаться за Уисслером как продолжателем Мэсона и как работником Американского музея естественной истории, непосредственно воспринявшим ставший уже традиционным после работы в этом музее О. Мэсона и Ф. Боаса метод классификации материала по культурным ареалам. Об этом говорит и признание Уисслера в предисловии к его первой монографии, что она является следствием его работы в музее Разработка концепции культурного ареала была связана с интенсивным изучением и картографированием распространения элементов аборигенной индейской культуры по континенту. Подробной разработке подверглась процедура выделения культурных ареалов. На основании сопоставления составленных карт распространения элементов, или «черт» культуры определялись сцепления элементов в комплексы и комплексов в определенные типы племенных культур. Затем определялись географические области распространения племенных культур сходного типа, получившие название «культурных ареалов». Под последним стали понимать географическую область, в границах которой обитали народы, имевшие значительную степень сходства в элементах типичной для ареала культуры и отличавшиеся от типов культуры народов других культурных ареалов. Насколько механически устанавливались культурные ареалы, говорят следующие наставления К. Уисслера: «Чтобы удовлетворительно определять эти ареалы,— писал он,— необходимо пользование подходящим статистическим методом и составлением списков комплексов черт культуры. Имея перед собой такой список, без труда можно определить удовлетворительные границы ареала» «Каждый ареал,— писал К. Уисслер,— объединяет большое количество племенных единиц и столько же племенных культур, но все они относятся к одному типу, поэтому ареал определяет границы данного культурного типа» 1S. Таким образом, тип культуры и культурный ареал у Уисслера совпадали. Каждой культуре, по Уисслеру, присущи девять комплексов, которые он называл также «основными комплексами человеческой деятельности»,— речевой, материального производства, искусства, мифологический, религиозный, семейный, собственности, управления, войны. Важнейшим из этих девяти комплексов он считал материальный, и в частности пищевой, комплекс, включая в него все особенности хозяйства, связанные с добычей, переработкой и потреблением пищи. В своей первой монографии «Индейцы Америки» он писал, например: «Наиболее материальными и объективными характеристиками человечества являются те, что связаны с пищей. Очевидно, что фундаментальной потребностью в существовании человека является наличие достаточного количества съедобного органического вещества» Этим он объяснял свое этнографическое районирование аборигенной Америки на восемь специализированных «пищевых ареалов». Но в более ранней работе им была опубликована первая карта «культурных», а не «пищевых» ареалов 20. Одновременно с К. Уисслером понятие культурного ареала разрабатывал А. Кробер, уточняя его на этнографических материалах сначала о калифорнийских индейцах 21, а затем всей аборигенной Америки 22. Отправляясь от этнографического районирования Америки К. Уисслером, он внес в него ряд уточнений. В Северной Америке он видел 6 «больших ареалов», 56 «ареалов» и 43 — «под- ареала». Каждое из этих территориальных подразделений было им более подробно, чем у Уисслера, охарактеризовано. У обоих исследователей каждый культурный ареал характеризовался уникальными чертами культуры и спецификой их сцепления в комплексы и типы культуры. Специфику ареала наряду с общим типом хозяйства искали в стиле керамики, ткачества, архитектуры, одежды. У Кробера большое значение придавалось комплексам элементов религии и художественных стилей. У обоих авторов, хотя и в различной степени, присутствует элемент географического детерминизма, обусловленности «ареалов» и «типов» культуры особенностями среды. Особенно четко связал культурный ареал с географическим А. Кробер, говоря о соответствии культурных ареалов климатическим, экономическим, биологическим зонам23. Правда, в работе 1939 г. он определенно высказывался против географического детерминизма, говоря о решающем значении истории и культуры 24. В работе 1952 г., уже критикуя концепцию культурного ареала, он признавал, что «культурный ареал близко соответствовал естественному» 25. Начиная с Уисслера, делались попытки определения внутри ареала центра культуры и ее периферии и соответственно — этносов центральной его части — носителей типичной для данного ареала культуры и периферийных. Различия между ними определялись количеством и качеством элементов культуры и характером пх сцеплений в комплексы. Культурный центр определялся Уисслером не только как географический центр диффузии, но и как центр разработки типичных для ареала комплексов элементов культуры и типичного для ареала их сцепления. Комплексы элементов культуры центра распространяются на периферию, и культурный ареал в целом рисовался как «последовательность зон диффузии вокруг центра» 26. «Географическое распространение комплексов элементов,— писал он, например,— имеет тенденцию к кругу или радиации из центра. Но иногда диффузия носит нерегулярные формы... Сначала диффузия,— по его словам,— происходит в пределах культурного ареала, а затем перешагивает за его границы и становится континентальной» В конечном счете культурный ареал становился у него центром мировой культуры. Но на периферии комплексы элементов типичной для ареала культуры, по Уисслеру, уже «проявлются в истощенной форме, так как ими утрачены многие элементы, представленные в центре» 28. Культуры периферийных племен и народов носят переходные формы, так как в них обнаруживаются элементы культуры и их комплексы, заимствованные из сопредельного ареала. «Может оказаться,— писал Уисслер,— что эти племенные культуры (периферии,— Ю. А.) будут содержать одинаковое количество комплексов элементов двух центров культуры двух сопредельных ареалов» 25. Он подчеркивал при этом, что его интересует не происхождение, а тенденции, темпы, механизмы заимствований и распространения элементов культуры и их комплексов из центра данного ареала. Он надеялся выявить при этом некие «законы диффузии», последним он придавал важное значение. Допуская, что процессы становления культуры состоят в независимых изобретениях и заимствованиях извне, он считал, что заимствование культурных элементов и их комплексов «является главным фактором, обусловливающим развитие культуры» 30. Эта явно преувеличенная оценка преобладающей и решающей роли заимствований означала по существу отказ в самобытном творчестве народам периферии, игнорирование того установленного исторической наукой факта, что основные достижения в культуре каждого народа являются следствием его самобытного творчества, оно-то определяет и социальную потребность в том, что заимствуется. Можно говорить о закономерностях, согласно которым заимствования дополняют внутреннее развитие, обогащают жизнь данного народа. «Законы» же диффузии по существу снимали проблему истории человеческих обществ, особенно периферийных этносов, якобы живущих «дарами» этносов культурного центра ареала. Правда, Уисслер оговаривался, что не приписывает этносам центральной части ареала исключительных творческих способностей, но считает, что характерный для ареала тип культуры — это культура первых иммигрантов в этот ареал, результат их приспособления к данной географической среде 31. Но в дальнейшем эти племена не одни являются созидателями характерного для данного культурного ареала культурного типа, а другие племена ареала также вносят в этот созидательный процесс свои идеи и свои изобретения. Центральная же группа племен моделирует их в определенный тип (pattern). Видя в заимствованиях главный процесс «наполнения культуры содержанием», Уисслер писал, однако, о «селективности заимствований», состоящей в том, что «племя заимствует из другой культуры только то, что находит возможным изменить соответственно присущему ему традиционному pattern» 32. Культура, по Уисслеру, не есть только «агрегат культурных комплексов», они сцеплены воедино по определенному, присущему каждой культуре плану (pattern), который и обеспечивает целостность культуры. Поясняя свое понимание «плана культуры», он писал: «Если мы примем культурные комплексы за строительный материал, то план построенного из него дома будет соответствовать плану (pattern) культуры»33. Откуда берется этот план, как и кем он разрабатывается, Уисслер не выясняет и не ставит это своей задачей. Трактуя культуру как известного рода целостность, Уисслер сопоставлял ее с организмом и развитие культуры уподоблял жизненному циклу зарождения, наполнения и расцвета и постепенного умирания. Эти высказывания характеризуют Уисслера как сторонника исторической концепции «циклизма», развивавшейся позднее в работах Кробера. С этим связана и идея Уисслера о преходящем характере, о невечности центра культурного ареала. Старые центры «увядают», появляются новые. Этому явлению он дает объяснение в духе буржуазной экономической теории марджинализма, считая его следствием того, что «растущая производительность пищевого комплекса со временем приводит к состоянию уменьшения доходов и нарушению равновесия» 34. Он устанавливал, что новые центры возникают на основе использования новых природных ресурсов. Но, признавая прерывность в развитии конкретных центров культуры, Уисслер подчеркивал непрерывность в развитии культуры человечества в целом 35. В этом вопросе Уисслер расходился со школой Боаса, представители которой абсолютизировали конкретное и отрицали общее в истории человечества. В общем можно сказать, что концепция культурного ареала как метода классификации конкретных этносов была законченно разработана именно Уисслером. А. Кробер в основном разделял идеи Уисслера, это особенно четко выражено им в статье, посвященной оценке работ Уисслера, в которой он соглашался с ним но большинству разрабатывавшихся им проблем зв. Но понятие культурного центра Уисслера он заменил концепцией «культурного фокуса» или «климакса». «Культурный климакс или кульминация,— писал он,— обнаруживается в пункте, из которого происходит наибольшая радиация культурного материала в данном ареале» 37. Пытаясь, как и Уисслер, установить некие законы диффузии, он связывал их с местоположением культурного климакса. Последний, по Кроберу, чаще всего бывает в центре ареала и диффузия в этих случаях носит центробежный характер, однако он допускал, что фокус может перемещаться и может оказаться на окраине ареала, тогда диффузия веерообразна, но бывает и так, что фокус обнаруживается на периферии, тогда диффузия центростремительна 38. Вначале принципы культурно-ареальных классификаций разрабатывались и уточнялись на этнографическом материале аборигенного населения Америки. Учениками К. Уисслера и А. Кро- бера велась большая работа по линии эмпирического уточнения культурного содержания ареалов и их границ, изучения распространения внутри ареалов элементов культуры. В начале 1930-х годов Кробер организовал при Калифорнийском университете группу по изучению распространения элементов культуры. В 1934—1938 гг. 13 полевых исследователей — учеников Кробера провели эти исследования в 254 территориальных подразделениях Северной Америки. За этот период была опубликована серия региональных этнографических монографий, в некоторых из них делались попытки статистической обработки собранных данных. Позднее эти принципы были применены этнографами США для классификации народов других частей света39. Но, оценивая эти монографии и всю проделанную работу по изучению распространения элементов культуры в 1952 г., Кробер вынужден был признать, что они оказались неудачными40. Ар еалъно-временная концепция (age-area concept). Постепенно пространственный аспект культурного ареала стал связываться с временным фактором, и концепция культурного ареала пре- е вратилась в историческую концепцию, с помощью которой стре мились реконструировать историю индейских племен. Считалось, что при отсутствии письменных источников о прошлом бесписьменных народов реконструкция их истории возможна путем сопоставления элементов культуры и их распространения в рамках г ограниченных географических регионов. С этой целью исследо ватели стремились выявить определенные закономерности диф- фузии культурных элементов внутри ареала, чтобы установить на этом основании исторические взаимосвязи между населявшими его этносами. Впервые этот метод был применен американским археологом Н. К. Нельсоном в 1919 г. На основе изучения распространения стилей индейской керамики на Юго-Западе США он сделал вывод, что элементы, сосредоточенные в небольшом центральном районе, более новы, а те, что распространялись по периферии ареала, более древниЭта концепция, сочетавшая временной фактор с пространственным, была заимствована Нельсоном из естествознания. С этого его выступления и берет свое начало развивавшаяся долгое время на страницах этнографических исследований в США так называемая ареально-временная концепция, согласно которой более распространенные элементы культуры более древни, менее распространенные — относительно современны. Этот вывод Нельсона нашел широкий резонанс среди этнографов США. Видимо, под его влиянием в 1920 г. Ф. Боас высказал мысль о допустимости такого подхода к истории этносов Однако в последующих работах Боас подчеркивал ограниченность этого подхода. В 1927 г. он писал уже о «сложности определения древности явления по его распространению»43. В статье же «Задачи антропологического исследования» в 1932 г. Боас подчеркивал, что «нельзя основывать хронологию развития отдельных культур на наблюдаемых явлениях диффузии. Лишь в небольшом количестве случаев представляется оправданным судить о большой древности определенного достижения культуры по его всемирной диффузии... например, использование огня... но этот метод нельзя обобщать» И в значительно переработанном новом издании книги «Ум первобытного человека» Боас, возвращаясь к этой концепции, писал: «Не обязательно, что наиболее широко распространенное явление наиболее древне»45. Он ограничивал возможность суждения о древности явления по его распространенности лишь областью первобытной техники» К. Уисслер же, ознакомившись с работой Нельсона в 1922 г., считал его заключение весьма перспективным и во втором издании (1922 г.) своей монографии 1917 г. уделил, по его словам, больше места «объяснениям хронологической последовательности но степени распространенности явлений». «Эти объяснения,— писал Уисслер далее,— обещают занять в ближайшем будущем одно из ведущих мест в антропологическом исследовании. Хотя и верно,— оговоривался он,— что одно географическое распространение не является вполне надежным индексом временных связей, однако оно дает ключ к ним» И в следующей своей книге (1923 г.) Уисслер допускал возможность корреляции степени распространенности явления в пространстве с его временной последовательностью, но предупреждал о необходимости осторожного подхода к этим корреляциям4S. Уточняя далее свою мысль, он писал: «Факторы пространства и времени в истории культуры в достаточной степени взаимосвязаны, чтобы сделать культурный ареал важным средством проникновения во временную перспективу роста культур, не имеющих письменных исторических документов» 4\ Кробер, так же как и Уисслер, считал ареально-временную концепцию весьма плодотворной. Он пытался связать ее со своим понятием «культурного климакса», определив последний как «проявление во времени региональной кульминации в творчестве и богатстве форм» 50. В книге «Антропология» Кробер писал, что «пространственно- временной принцип конкретно иллюстрируют культы и обрядовые пляски индейцев Калифорнии, где широкое распространение получили предположительно древние обряды, а ограниченно локализованные говорят о специализации, представляющейся поздней» м. Как видим, Кробер принимал безоговорочно ареально- временную концепцию. В результате этих высказываний Уисслера и Кробера понятие культурного ареала приобрело значение детально разработанной концепции, с помощью которой пытались реконструировать прошлое бесписьменных народов. Постепенное расширение археологических исследований и совершенствование методов датировки, а также глубокие «раскопки» этнографов в архивах колониального периода все в большей мере вскрывали фактическую необоснованность и антиистори.ш культурно-ареальных классификаций и «исторических» реконструкций на их основании прошлого индейцев. Недостатки этих классификаций отмечались отдельными учеными США уже в 1920-е годы: Р. Диксоном (1921 г.), У. Уильсоном (1925 г.), Л. Спиром (1929 г.). Убедительно раскритиковал концепцию культурного ареала в 1936 г. Р. Линтон52. В статье 1947 г. сам А. Кробер уже высказал свою неудовлетворенность этой концепцией. «Прежде всего,— писал он,— культурные ареалы — это вовсе не ареалы, а своеобразные культуры, пространственно ограниченные... Чем больше становится известной их история, тем труднее развивать приемлемую культурно-ареальную классификацию»...53 Он подчеркивал, что в изучении индейцев первостепенное место должны иметь исторические знания и археологические материалы. В работе 1952 г. он подверг критике свои и уиссле- ровские реконструкции прошлого индейцев на основе распространения и типологии синхронных этнографических данных, отмечая их несостоятельность в свете достижений археологии54.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |