КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массажные упражнения и пальчиковая гимнастика
Общая структура индивидуального занятия Специфика работы учителя-логопеда на индивидуальных занятиях
В группах для детей с ФФНР, ОНР и заиканием учитель-логопед проводит ежедневные индивидуальные занятия продолжительностью 15—20 мин. Цель — окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами занятий. Задачи и содержание занятий: —развитие артикуляционного праксиса через подбор и реализацию комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи; —уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях; —вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков; —фонационные упражнения; —первоначальный этап автоматизации исправленных звуков в облегченных фонетических условиях. 1. Массажные упражнения, нормализация мышечного тонуса (при необходимости). 2. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением (при 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Артикуляционная гимнастика (пассивная и/или активная). 5. Работа над звукопроизношением:
—постановка звука; —автоматизация в слогах, словах, предложениях, связных текстах; —дифференциация звуков. 6. Коррекционная работа в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка (формирование психологической базы речи, эмоциональной стабильности и положительных личностных качеств, развитие сенсорной сферы, навыков общения, координации слова с движением, моторики, голоса, дыхания, просодики; усвоение языковых закономерностей и в дидактических и подвижных играх). У некоторых детей с расстройствами речи наблюдаются в разной степени выраженная общая моторная нейростатичность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Зависимость уровня развития движения пальцев рук и речевого развития доказана специальными исследованиями Института физиологии детей и подростков РАО. В литературе описаны разнообразные приемы работы по развитию моторики у детей. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики: —проводить гимнастику перед зеркалом 2 раза в день (на —повторять каждое артикуляционное упражнение 2—3 раза (в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы), а затем довести до 10—20 раз; —сочетать артикуляционные упражнения с движениями рук (биоэнергопластика), соблюдая такие качества, как точность, чистота, плавность, сила, темп, переключаемость. Постановка звуков — искусственный процесс с физиологической точки зрения, направлен на создание нового речевого рефлекса. В литературе логопедического профиля даны разнообразные методики по преодолению нарушения звукопроизношения. Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов: —постановки звука; —закрепления звука изолированно, в слогах, словах и —сформированности самоконтроля за звуком, необходимо при механическом проговаривании лексического материала. Работу по автоматизации звука рассматривать как затормаживание старых стереотипов и выработку новых. Методические рекомендации: —избегать ввода в слоги и слова не поставленных звуков, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков; —включать в лексический материал максимальное количество закрепляемых звуков; —усложнять лексический материал постепенно: от элементарного повторения слов за логопедом к называнию предметов, описанию, стихам, пересказам, составлению рассказов по серии картин и т.п. Закрепление звука дает более высокую ступень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на раздражители: — зрительный (картина, схема, предмет и т.д.); — слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания — тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах); — вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребенка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий, экспериментов, занятий); — мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций). В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью. В связи с этим педагог (взрослый) может: —нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «следи за звуками»; —предполагая, что ребенок назовет слово с закрепляемым звуком, предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (поднять палец вверх, показать пальцем на губы, зубы), артикуляционной или жестовой подсказкой:
1) губы «в улыбке» или кисть руки внизу; 2) губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;
—отметить качество произношения во время общей оценки ответа ребенка; —следить за правильным звукопроизношением ребенка в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений); — давать установки на контроль за звуками с отсрочкой, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он — твой «логопед» или дежурный по звукам, и ты должен вместе с ним последить за звуком»); — перенести контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса: 1) предложить ребенку повторно поделиться своими впечатлениями с человечком-звуком С или куклой, постоянно играющей роль логопеда; 2) отметить именины появившегося звука; 3) вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и др.), напоминающую о правильном произношении; поставить человечка-звука или куклу-логопеда в игровой уголок; 4) «заколдовать» волшебной палочкой из страны «Речецветик» в группе или дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и вы носиться на улицу, в музыкальный и спортивный залы. Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребенка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование, раскрашивание и т.п. Коррекционно-развивающее обучение рассматривается нами многофакторно, с позиции содержательного, процессуального, коммуникативного компонентов. Оценка овладения педагогом коррекционно-развивающей стратегией обучения определяется по наличию и качеству выполнения каждого компонента в процессе обучения. Ниже приведена схема анализа и оценки работы учителя-логопеда при проведении коррекционно-развивающего урока (занятия).
Примерная схема анализа занятия учителя-логопеда I. Анализ цели занятия 1, Правильность и обоснованность цели занятия с учетом: —программных требований; —содержания материала; —необходимого уровня знаний и умений учащихся; —места занятия в системе занятий по данной теме; —специфики контингента обучающихся; —возможностей самого учителя; —прогнозов на конечный результат обучения. 2. Формы и методы доведения цели занятия до учащихся. 3. Степень достижения поставленной цели. 1. Соответствие структуры занятия его цели и типу.
2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия. 3. Целесообразность распределения времени по этапам занятия. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Организация начала и конца занятия. 6. Оптимальный темп ведения занятия. 7. Наличие плана занятия и степень его выполнения. 1. Соответствие содержания занятия требованиям программы. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем-логопедом уровню понимания содержания детьми). 4. Соответствие учебного материала программным требованиям, теме и задачам занятия, возрасту обучающихся, их возможностям (с учетом психофизического состояния класса (группы)): важно знать особенности слухового, зрительного восприятия детей; на какой анализатор делать опору. 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Объем изучаемого (не было ли перегрузки) и характер усвоения знаний (продуктивные варианты отработки материала):
—задания,с опорой на несколько анализаторов; задания, предусматривающие смену доминантного анализатора; —задания, предполагающие перенос только что показанных учебных умений на свое индивидуальное задание и т.п.
7. Связь содержания занятия с жизнью, использование жизненного опыта учащихся. 8. Связь содержания занятия с потребностями и интересами ребенка. 9. Коррекционная направленность занятия: специальные упражнения на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка. 10. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами учебного материала.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |