КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика работы учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — речевой дефект, приводящий к нарушению всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, словаря, грамматического строя. На первом году обучения пятилетние дети с ОНР не могут полноценно овладеть учебным материалом на занятиях со всей группой. Поэтому для логопедических и воспитательных занятий целесообразно делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития. В разновозрастной группе занятия проводятся также по подгруппам с учетом возраста и уровня речевого развития. Количество занятий меняется в зависимости от периода обучения. Основные требования к групповым и подгрупповым занятиям Логопедические занятия по формированию лексико-грам-атических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует четко: —определить тему и цель занятий; —выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, необходимый для усвоения в активной речи; —отобрать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей (при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала); —обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, взаимообусловленность и сформулировать цель каждого этапа; —обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; —включить в занятия разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей; —при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития ребенка, его потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения; —предусмотреть приемы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность; — включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала. Логопедические групповые занятия по формированию произношения строятся с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика их обусловливает: —подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками; —исключение смешиваемых звуков; —упражнения по закреплению правильного произношения данного звука (на материале слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного анализа и синтеза; —включение заданий по развитию слухоречевой памяти; —четкую и краткую инструкцию к каждому этапу занятия; —исключение траты времени на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику, так как на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков; —постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков — отработку имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением их правильного фонетического оформления. Методические рекомендации: —свободное размещение детей во время занятий, им должно быть удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, логопеда для полноты восприятия чужой речи; —тщательный подбор вопросов, адресованных подгруппе и отдельным детям; —подбор наиболее интересных фрагментов работы на период нарастания усталости у детей; —акцент на сознательную работу детей над ошибками и форму коллективного разбора; —уменьшение пространных объяснений и примеров, которые порой «заглушают» речевую активность детей; —соблюдение правильной дифференцированной оценки деятельности каждого ребенка; —проведение групповых занятий в утренние часы, продолжительностью 30—35 мин (их количество зависит от периода обучения).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1036; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |