Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра с мячом




Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.”.

 

8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка), для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребёнок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.

 

9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко.

– Глеб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

– Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

– Никому я их не дам!

– Ну сиди, играй в них сам.

Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки:

– Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб?

– Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё?

Дети отвечают.


* СЛОЖНЫЕ СЛОВА

 

1. Земля + трясти = землетрясение

 

пар + ход = лёд + колоть = пар + везти = сам + летать = вода + провод = луна + ход = звезда + лететь = кино + театр = фото + аппарат = вода + метать =

 

2. Педагог читает детям стихотворение и предлагает догадаться из каких двух слов получилось одно “смешное слово”.

 

Удивительный огород.

 

Показал садовод Нам такой огород, Где на грядках, заселенных густо, Огурбузы росли, Помидыни росли, Редисвёкла, чеслук и репуста. Сельдерошек поспел, И моркофель дозрел, Стал уже осыпаться спаржовник, А таких баклачков, Да мохнатых стручков Испугался бы каждый садовник. (Н. Кончаловская)

 

3. “Фантазёры”.

Цель игры: научить детей придумывать новые объекты, при этом образуя сложные слова. Называют два любых слова, каждой делят на две части. Затем одна из частей слова соединяется с любой частью другого. Например слова медведь и белка. При соединении частей получается несколько вариантов новых слов, обозначающих животных: белведь, белметка, ведьбел, комед и т.д. Можно предложить детям описать, что представляют из себя эти животные, какой образ жизни ведут, чем питаются, с кем дружат.

 

4. Вариант.

Можно предложить уже изменённые слова и попросить их объяснить, что бы это значило? Например слова: пачеха (от слова мачеха), мамордник (от слова намордник). Например, слово “папонт” дети объясняют как папа мамонтенка; “мамордник ” – как повязку для маминого рта, когда она сильно ругается или болеет гриппом.

 

5. Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и запомнить какие по цвету волосы, глаза, брови у друга-соседа. Если у ребёнка голубые глаза, то он голубоглазый; если рыжие волосы – рыжеволосый; если черные брови – чернобровый.

 

* МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

 

1. Одно и тоже слово может употребляться в различных значениях, нести разнообразную смысловую нагрузку, отражать сущность того или иного явления. Именно поэтому многозначные слова активно используются в поэтическом жанре.

 

– Не жалейте пятачка, – Говорит корова,– Вы купите молочка – Вкусного, парного! Поросята тут как тут: – Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки. (А. Шибаев) Бросил палку кверху Мишка: Падай в шапку с ели, шишка! – Шишка хлоп по голове – Сразу стало шишки две. (Е. Петрищева)  

 

Кто играет?

 

И солнце играет (Лучами на речке), И кошка играет (Клубком на крылечке), И Женя играет (Есть кукла у Жени), И мама играет (В театре на сцене), И папа играет (На медной трубе), И дедушка (С внуком играет в избе)… А бабушка Внуку Пеленки стирает. Бабушка В стирку, Наверно, Играет?… (А. Шибаев)

 

Идет! – О том и речь идет…

 

Он мне сказал: “В кино? Идет!”

Он не спросил: “А что идет?” –

Мол, это к делу не идет.

Дают билет – и он идет.

(Ах как костюм ему идет!)

Вдаль наша улица идет.

Трамвай по улице идет.

И дождь по улице идет.

А он пешком себе идет.

Упорно к цели он идет.

Идет! – о том и речь идет… (А. Шибаев)

 

Слова-близнецы

 

Норка Вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Если в норке Нету норки, Может, норка Возле норки? Нет нигде – Пропал и след. Норка – здесь, А норки – нет!   – Кто вы? – Лисички! Дружные сестрички. – Ну, а вы-то кто же? – Мы лисички тоже. – Как, с одной-то лапкой? – Нет, ещё со шляпкой! Барашки! Барашки! Барашки на речке! – какие барашки? – Сказали овечки. – Какие барашки? Ну, где они, где? Барашки не могут Ходить по воде. Но пенятся, Пенятся Волны-кудряшки. На речке Барашки! Барашки! Барашки!   На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка Машке нравится обед – Ничего вкуснее нет! (А. Шибаев)

***

Встав на цыпочки, лисица За плетень во двор косится: – Петушок, петушок, Дай на время гребешок! Расчешу я только хвост! – А петух не так уж прост, Знает: что возьмет лисица, То назад не воротится!

***

Что делают часы?

 

Говорят: часы стоят, Говорят часы спешат, Говорят часы идут, Но немножко отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы висят на месте. (В. Орлов)

 

Удивительные вещи. Странные вещи в природе бывают. Ножки у стула, но стул не шагает. Часто часы бьют. Но мы не слыхали, Чтобы кого-то они обижали. “Слон затрубил”, – говорят. Интересно! Что-то слона я не вижу в оркестре? (Карол Корд) Вот шофер какой чудак: Он поесть не мог никак. Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил-вертел? Лучше взял бы да и съел. (А. Шибаев)

2. Педагог использует различные тексты для выяснения разных значений многозначного слова.

Острые вещи.

– Гриша, не бери нож. Обрежешься!

– Гриша не бери вилку. Уколешься.

– Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету.

– Я горчицы хочу, – сказал Гриша.

– Нельзя тебе горчицы, она острая, – сказала мама.

Засмеялся Гриша.

– Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. я ещё вчера лизал. (Б. Рябинин)

– Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

– Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу?

Весёлый разговор.

 

– Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша.

– Пожалуйста.

“Разрешил! – удивился Гриша. – А раньше никогда не разрешал. Значит, сегодня он добрый”.

– А если я хочу завести кошку?

– Что ж, можно и кошку, – согласился отец и взял газету.

“Ну и дела! И кошку можно. Просто чудеса”.

– И кролика можно завести?

– Если тебе хочется, заведи и кролика.

Гриша даже рот раскрыл от удивления: “Всё-всё разрешает! Что бы ещё попросить?”

– А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?!

– Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона, – сказал отец и придвинул Грише ящик. А в ящике лежали собака и кошка, кролик, утка и даже слон. Их всех можно завести … ключом. (Б. Рябинин)

– О чём просил Гриша отца?

– Как мальчик понимал значение слова “завести”? Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?

 

Молоко убежало.

Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: “Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало”, – и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. “Нет, и молоко не может убежать”, – решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь.

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и … побежало, полилось через край.

Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.

Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось всем есть кашу без молока.

(Э. Киселёва)

– Что означает выражение “молоко убежало”?

– Какими словами можно заменить слово “бежит” в предложениях: Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину?

 

3. “Ярмарка слов”.

В тридевятом царстве в тридевятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей: – “Кому, кому иголки?” Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям и портным.

Нашло и разных покупателей и слово “язык”. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово: какой же костёр без языка пламени?

Слово “нос” шло нарасхват. Оно понадобилось и людям, и животным, и лодкам, и катерам, и кораблям, которые стали бороздить своими носами воды океанов, морей и рек.

Слово “хвост” пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолётам, ракетам, кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой был тоже хвост.

– А вот шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним побежали женщины, затем приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпки: грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные.

– У кого нет рукавов? Срочно приобретайте! – советовали зазывалы. За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки и прочая одежда. А потом прибежала река, и от неё во все стороны разбежались журчащие и говорливые рукава. А вскоре примчались пожарные: шланги, которыми они пользуются при тушении пожара, так похожи на длинные рукава, что их так и стали называть.

– А вот слово “кисть”! Кому, кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей! – раздавалось на другом конце ярмарки. Рдея от смущения, подошла рябина, а за ней калина, смородина и виноград. Поспешил за этим словом и человек: что за рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет рисовать картины. Потом появилось большое, развивающееся на ветру знамя – ему срочно понадобились тяжелые золоченые кисти для праздничного парада.

Слово “дворник” очень понравилось человеку, убирающему мусор на улице и во дворе, а также шофёру, которому нужно очищать стёкла машины от дождя и грязи, ведь эти приспособления называются дворниками.

“Поля” достались крестьянам и фермерам. Где их ещё растить урожай и пасти скот? Слово “поля” купили ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учители отмечают ошибки. Без полей не смогли обойтись издатели книг, газет и журналов: на их страницах должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста – это и есть поля.

– Кому в хозяйстве нужна “плитка”? – не унимались продавцы. Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на них обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво. За этим словом, шурша оберткой, пришла и шоколадка: “Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада”.

– Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов, – продолжался бойкий торг. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы – одним словом, мебель. Весело приплясывая, прибежали дети. Охая и вздыхая, приковыляли грибы, каждому из них нужна всего одна ножка.

Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одним покупателем, другие – многими. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в разных местах и в совершенно разных значениях.

 

4. Педагог активно использует рисунки, помогающие ребёнку понять разные значения одного слова.

Игла: – швейная игла;

– любой предмет, заостренный с одного конца (сосновые, еловые, иглы у ежа и дикобраза);

– острый шпиль здания.

Нос: – орган обоняния на лице человека, морде животного;

– передняя часть лодки, корабля, самолёта;

– клюв птицы.

Язык: – подвижный орган в полости рта человека, животного;

– стержень из металла, ударяющий о стенки колокола;

– что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени).

Молния: – природное явление;

– застежка из металла или пластмассы;

– срочная телеграмма, экстренный выпуск газеты.

Острый: – оточенный, хорошо режущий, колющий;

– суживающийся к концу (нос у Буратино);

– сильно выраженный (острая боль);

 

 

Тёплый: – нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце);

– хорошо защищающий от холода (шуба, шапка);

– ласковый, приветливый (слова, приём).

Золотой: – сделанный из золота;

– цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень);

– прекрасный, замечательный (работник).

Холодный: – имеющий низкую температуру;

– равнодушный (сердце);

– строгий, недоброжелательный (взгляд, человек).

Бить: – ударять;

– отмечать звуками, ударом, звоном что-нибудь (часы, колокол);

– ломать, раскалывать (стекла, посуду).

Лететь: – передвигаться по воздуху;

– мчаться;

– падать.

Коса: – спряденные, длинные пряди волос;

– сельскохозяйственное орудие;

– идущая от берега низкая и узкая полоса земли.

Ключ: – приспособление для отпирания и запирания замка;

– вытекающий из земли источник, родник;

– знак в начале нотной строки.

 

5. Педагог использует различные тексты для выяснения значений слов – омонимов.

 

Овсянка.

 

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

– А меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка.

– Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

– И я люблю! – сказал Матвей.

– Она желтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная? – Как это – с молоком? – удивился Сашка.

– Да так. А ещё хороша с маслом или с сахаром.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Матвей.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать?

– Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать. (Н. Сладков)

 

6. Логопед предлагает детям ответить на вопросы:

– Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь?

– Какую ноту кладут в суп?

– Из каких ноготков нельзя собрать букет?

– В каких лесах нельзя заблудиться?

– Из какого крана нельзя брать воду?

– Какой лук не кладут в суп?

 

 


* СЛОВА – АНТОНИМЫ

 

1. Педагог рассказывает: “Жил-был мальчик, который говорил всё наоборот. Мама скажет: “У тебя руки грязные”. А он отвечает: “Чистые”. Ему говорят: “Посмотри в окно, на улице идёт белый снег”. А он в ответ: “Нет, снег чёрный”. Давайте поиграем в игру “Наоборот”.

Педагог предлагает составить пары слов с противоположным значением и показывает соответствующие картинки.

Игру можно усложнить. Педагог называет слово и показывает картинку, ребёнок находит картинку-антоним, показывает её и называет соответствующее слово.

Игра “Хорошо-плохо”.

 

2. Цирк.

Цапля представляет следующего артиста. Отгадайте, кто это:

– Желтый комочек, возле курицы живет, траку, зернышки клюёт.

– Цыпленок.

Этот цыпленок (картинка или игрушка) ростом мал, да удал. Смотрите, какой огромный мяч он катит на арену. Он хочет поиграть со зрителями в игру “Всё наоборот”. Цыпленок будет называть слова, а вы – называть слова с противоположными значениям:

– Большой – маленький.

– Пушистый – гладкий. И т.д. Могут быть существительные, наречия, глаголы.

– Аплодисменты цыплёнку!

3. Привлечь детей к игре можно с помощью стихов, загадок, пословиц, поговорок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.084 сек.