КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Игра с мячом
Логопед предлагает детям подобрать нужное слово к тому слову, которое он произнесёт. Логопед кидает мяч ребёнку и произносит: “Мой …” Ребёнок ловит мяч, бросает обратно логопеду и произносит: “Мой костюм”. Для игры можно выбрать определенную лексическую тему, например: “одежда, обувь, посуда, мебель и т.д.”.
8. Логопед предлагает детям вспомнить, кем они являются для мамы и папы (сын, дочка), для бабушки и дедушки (внук, внучка). Затем логопед спрашивает, как мама называет одного из детей группы. Ребёнок отвечает: “Мой сынок”. – “А бабушка?” – “Мой внучек”. Далее логопед спрашивает девочку: “А как тебя папа называет?” –“Моя дочка” – “А дедушка?” – “Моя внучка”.
9. Логопед показывает картинку мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверное потому, что так как он, дети поступают редко. – Глеб к игрушкам побежал, Все их в кучу он собрал: – Мой медведь, моя машина, Мячик мой, мой Буратино! – Никому я их не дам! – Ну сиди, играй в них сам. Логопед открывает салфетку, под которой лежат игрушки: – Может быть, такую кучу игрушек собрал Глеб? – Так про какие игрушки Глеб скажет: Мой? Моя? Моё? Дети отвечают. * СЛОЖНЫЕ СЛОВА
1. Земля + трясти = землетрясение
2. Педагог читает детям стихотворение и предлагает догадаться из каких двух слов получилось одно “смешное слово”.
Удивительный огород.
3. “Фантазёры”. Цель игры: научить детей придумывать новые объекты, при этом образуя сложные слова. Называют два любых слова, каждой делят на две части. Затем одна из частей слова соединяется с любой частью другого. Например слова медведь и белка. При соединении частей получается несколько вариантов новых слов, обозначающих животных: белведь, белметка, ведьбел, комед и т.д. Можно предложить детям описать, что представляют из себя эти животные, какой образ жизни ведут, чем питаются, с кем дружат.
4. Вариант. Можно предложить уже изменённые слова и попросить их объяснить, что бы это значило? Например слова: пачеха (от слова мачеха), мамордник (от слова намордник). Например, слово “папонт” дети объясняют как папа мамонтенка; “мамордник ” – как повязку для маминого рта, когда она сильно ругается или болеет гриппом.
5. Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и запомнить какие по цвету волосы, глаза, брови у друга-соседа. Если у ребёнка голубые глаза, то он голубоглазый; если рыжие волосы – рыжеволосый; если черные брови – чернобровый.
* МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
1. Одно и тоже слово может употребляться в различных значениях, нести разнообразную смысловую нагрузку, отражать сущность того или иного явления. Именно поэтому многозначные слова активно используются в поэтическом жанре.
Кто играет?
Идет! – О том и речь идет…
Он мне сказал: “В кино? Идет!” Он не спросил: “А что идет?” – Мол, это к делу не идет. Дают билет – и он идет. (Ах как костюм ему идет!) Вдаль наша улица идет. Трамвай по улице идет. И дождь по улице идет. А он пешком себе идет. Упорно к цели он идет. Идет! – о том и речь идет… (А. Шибаев)
Слова-близнецы
***
*** Что делают часы?
2. Педагог использует различные тексты для выяснения разных значений многозначного слова. Острые вещи. – Гриша, не бери нож. Обрежешься! – Гриша не бери вилку. Уколешься. – Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая… Когда сели обедать, мама налила сыну супу, положила котлету. – Я горчицы хочу, – сказал Гриша. – Нельзя тебе горчицы, она острая, – сказала мама. Засмеялся Гриша. – Эх ты! Разве горчица острая? Она горькая. я ещё вчера лизал. (Б. Рябинин) – Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая? – Что из этих предметов можно назвать острым: саблю, перец, ножницы, лампу? Весёлый разговор.
– Папа, можно я заведу собаку? – спросил Гриша. – Пожалуйста. “Разрешил! – удивился Гриша. – А раньше никогда не разрешал. Значит, сегодня он добрый”. – А если я хочу завести кошку? – Что ж, можно и кошку, – согласился отец и взял газету. “Ну и дела! И кошку можно. Просто чудеса”. – И кролика можно завести? – Если тебе хочется, заведи и кролика. Гриша даже рот раскрыл от удивления: “Всё-всё разрешает! Что бы ещё попросить?” – А утку можно завести? Здесь, в этой комнате… утку?! – Можно, можно. Заводи кого хочешь. Хоть слона, – сказал отец и придвинул Грише ящик. А в ящике лежали собака и кошка, кролик, утка и даже слон. Их всех можно завести … ключом. (Б. Рябинин) – О чём просил Гриша отца? – Как мальчик понимал значение слова “завести”? Почему Гриша так быстро получил разрешение отца?
Молоко убежало. Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: “Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало”, – и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипит. “Нет, и молоко не может убежать”, – решила она. И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина на кухню. Кастрюлька с молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть. А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и … побежало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось всем есть кашу без молока. (Э. Киселёва) – Что означает выражение “молоко убежало”? – Какими словами можно заменить слово “бежит” в предложениях: Бежит время. Бежит ручей. Зерно бежит из комбайна в машину?
3. “Ярмарка слов”. В тридевятом царстве в тридевятом государстве была особая ярмарка – ярмарка слов. На ней продавались самые разные слова – кому какие нужны. Слов было много, и продавали их целыми партиями. Продавцы на все лады зазывали покупателей: – “Кому, кому иголки?” Иголки понадобились многим: ежам, дикобразам, ершам, кактусам, соснам, елям и портным. Нашло и разных покупателей и слово “язык”. За ним выстроилась огромная очередь из людей, животных, птиц. Даже костру понадобилось это слово: какой же костёр без языка пламени? Слово “нос” шло нарасхват. Оно понадобилось и людям, и животным, и лодкам, и катерам, и кораблям, которые стали бороздить своими носами воды океанов, морей и рек. Слово “хвост” пригодилось всем животным, птицам, а также поездам, самолётам, ракетам, кометам. За ним сразу выстроилась большая очередь, в конце которой был тоже хвост. – А вот шляпки! Кому шляпки? – кричали продавцы. К ним побежали женщины, затем приковыляли грибы и гвозди. Им тоже достались шляпки: грибам – хрупкие и разноцветные, гвоздям – крепкие, железные. – У кого нет рукавов? Срочно приобретайте! – советовали зазывалы. За рукавами выстроились платья, костюмы, пальто, блузки и прочая одежда. А потом прибежала река, и от неё во все стороны разбежались журчащие и говорливые рукава. А вскоре примчались пожарные: шланги, которыми они пользуются при тушении пожара, так похожи на длинные рукава, что их так и стали называть. – А вот слово “кисть”! Кому, кому? Подходи, не жалей, покупай поскорей! – раздавалось на другом конце ярмарки. Рдея от смущения, подошла рябина, а за ней калина, смородина и виноград. Поспешил за этим словом и человек: что за рука без кисти? А еще это слово понадобилось художнику: без кисти он не сможет рисовать картины. Потом появилось большое, развивающееся на ветру знамя – ему срочно понадобились тяжелые золоченые кисти для праздничного парада. Слово “дворник” очень понравилось человеку, убирающему мусор на улице и во дворе, а также шофёру, которому нужно очищать стёкла машины от дождя и грязи, ведь эти приспособления называются дворниками. “Поля” достались крестьянам и фермерам. Где их ещё растить урожай и пасти скот? Слово “поля” купили ученики, и с тех пор на полях их тетрадей строгие учители отмечают ошибки. Без полей не смогли обойтись издатели книг, газет и журналов: на их страницах должны быть чистые места по бокам от напечатанного текста – это и есть поля. – Кому в хозяйстве нужна “плитка”? – не унимались продавцы. Плитка понадобилась многим. Хозяйки готовят на них обед. Мастера кафельными плитками выкладывают ванную и кухню, чтобы было чисто и красиво. За этим словом, шурша оберткой, пришла и шоколадка: “Хочу, чтобы меня называли плиткой шоколада”. – Только у нас и только сейчас – ножки всех размеров и видов, – продолжался бойкий торг. За ножками поспешили столы, стулья, шкафы – одним словом, мебель. Весело приплясывая, прибежали дети. Охая и вздыхая, приковыляли грибы, каждому из них нужна всего одна ножка. Торговля шла бойко. Одни слова приобретались одним покупателем, другие – многими. Вот и получилось, что одно и то же слово мы можем встретить в разных местах и в совершенно разных значениях.
4. Педагог активно использует рисунки, помогающие ребёнку понять разные значения одного слова. Игла: – швейная игла; – любой предмет, заостренный с одного конца (сосновые, еловые, иглы у ежа и дикобраза); – острый шпиль здания. Нос: – орган обоняния на лице человека, морде животного; – передняя часть лодки, корабля, самолёта; – клюв птицы. Язык: – подвижный орган в полости рта человека, животного; – стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; – что-то, имеющее вытянутую, удлиненную форму (языки пламени). Молния: – природное явление; – застежка из металла или пластмассы; – срочная телеграмма, экстренный выпуск газеты. Острый: – оточенный, хорошо режущий, колющий; – суживающийся к концу (нос у Буратино); – сильно выраженный (острая боль);
Тёплый: – нагретый, дающий или содержащий тепло (чайник, солнце); – хорошо защищающий от холода (шуба, шапка); – ласковый, приветливый (слова, приём). Золотой: – сделанный из золота; – цвета золота, блестяще-желтый (кудри, осень); – прекрасный, замечательный (работник). Холодный: – имеющий низкую температуру; – равнодушный (сердце); – строгий, недоброжелательный (взгляд, человек). Бить: – ударять; – отмечать звуками, ударом, звоном что-нибудь (часы, колокол); – ломать, раскалывать (стекла, посуду). Лететь: – передвигаться по воздуху; – мчаться; – падать. Коса: – спряденные, длинные пряди волос; – сельскохозяйственное орудие; – идущая от берега низкая и узкая полоса земли. Ключ: – приспособление для отпирания и запирания замка; – вытекающий из земли источник, родник; – знак в начале нотной строки.
5. Педагог использует различные тексты для выяснения значений слов – омонимов.
Овсянка.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал: – А меня дома овсянка! – Подумаешь, – сказал Матвей, – у меня дома тоже овсянка. – Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей. – Она желтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком! – Как это – вкусная? – Как это – с молоком? – удивился Сашка. – Да так. А ещё хороша с маслом или с сахаром. – Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка. – Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей. – Про какую овсянку? – Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? – И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. – Каша песни пела?! – изумился Матвей. – Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать? – Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать. (Н. Сладков)
6. Логопед предлагает детям ответить на вопросы: – Каким ключом нельзя отвернуть гайку, открыть дверь? – Какую ноту кладут в суп? – Из каких ноготков нельзя собрать букет? – В каких лесах нельзя заблудиться? – Из какого крана нельзя брать воду? – Какой лук не кладут в суп?
* СЛОВА – АНТОНИМЫ
1. Педагог рассказывает: “Жил-был мальчик, который говорил всё наоборот. Мама скажет: “У тебя руки грязные”. А он отвечает: “Чистые”. Ему говорят: “Посмотри в окно, на улице идёт белый снег”. А он в ответ: “Нет, снег чёрный”. Давайте поиграем в игру “Наоборот”. Педагог предлагает составить пары слов с противоположным значением и показывает соответствующие картинки. Игру можно усложнить. Педагог называет слово и показывает картинку, ребёнок находит картинку-антоним, показывает её и называет соответствующее слово. Игра “Хорошо-плохо”.
2. Цирк. Цапля представляет следующего артиста. Отгадайте, кто это: – Желтый комочек, возле курицы живет, траку, зернышки клюёт. – Цыпленок. Этот цыпленок (картинка или игрушка) ростом мал, да удал. Смотрите, какой огромный мяч он катит на арену. Он хочет поиграть со зрителями в игру “Всё наоборот”. Цыпленок будет называть слова, а вы – называть слова с противоположными значениям: – Большой – маленький. – Пушистый – гладкий. И т.д. Могут быть существительные, наречия, глаголы. – Аплодисменты цыплёнку! 3. Привлечь детей к игре можно с помощью стихов, загадок, пословиц, поговорок.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |