КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация пассажирских перевозок 2 страница
Основные функции ДСОУ можно разделить на две группы. К первой группе относится организация контроля графиков движения автобусов: подготовка необходимых технических и технологических средств; разработка порядка их функционирования, нормативной базы и показателей; нормирование скоростей движения и составление расписания; организация выпуска автобусов на линию; подготовка мероприятий, используемых при необходимости коррекции работы автобусов. Вторая группа — непосредственно контроль и оперативное управление: контроль выполнения графика движения каждым автобусом; проверка соответствия фактических показателей плановым; ввод в действие при необходимости корректирующих мероприятий; подведение итогов смены с оценкой регулярности движения автобусов. В нашей стране наиболее распространена ДСОУ НЭЖАН, которая в зависимости от варианта исполнения может обслуживать до 600 автобусов. В настоящее время наиболее современной ДСОУ этого типа является система НЭЖАН-ТЕТРА, предназначенная для контроля за движением транспортных средств, выполняющих пассажирские перевозки на городских и пригородных маршрутах, а также для передачи водителям управляющих команд на изменение запланированных режимов движения. Система может одновременно контролировать до 1 000 автобусов с семи диспетчерских рабочих мест. На маршрутах движения автобусов может быть установлено до 8 000 радиомаяков. Технологические задачи управления перевозками, решаемые системой НЭЖАН-ТЕТРА, следующие: • контроль выпуска и возврата транспортных средств в пассажирские АТО; • передача водителям суточного наряда на выпуск в виде сообщений на экране сотового телефона при выезде транспортных средств из АТО; • контроль времени работы водителей в наряде; • выявление фактов нарушений водителями плановых режимов движения; • выявление сходов транспортных средств и обеспечение их своевременной технической помощью; • анализ качества выполнения водителями графиков движения в реальном масштабе времени; • установление сеансов речевой связи между водителями и персоналом центра управления движением; • передача (при необходимости) экстренных вызовов по инициативе водителей; • анализ результатов выполненной транспортной работы по каждому водителю, бригаде, колонне, АТО или в целом по городу; • предоставление форм диспетчерской отчетности о выполнении транспортной работы за заданный период (сутки, декаду, месяц и т.д). На автобус устанавливают устройство, которое принимает сигналы от радиомаяка и обеспечивает по сотовой связи обмен данными и речевой канал связи между ПС и диспетчером. Затраты, связанные с проектированием и внедрением системы, в значительной степени зависят от параметров транспортной сети города (числа транспортных средств, маршрутов, графиков, протяженности маршрутов и т.д.) и расценок оператора сотовой связи. Более совершенными являются ДСОУ разработки НПП «Транснавигация», построенные на основе спутниковых навигационных систем и предназначенные для использования при городских, пригородных и междугородних перевозках. Необходимо отметить, что из отечественных систем только ДСОУ разработки НПП «Транснавигация» имеют полноценное, интегрированное с используемыми техническими средствами и информационной системой АТО специализированное программное обеспечение, которое включает в себя следующие автоматизированные рабочие места: • администратор системы; • кадры; • технический отдел; • табель; • таксировка; • касса; • плановый отдел; • заработная плата. Автоматизированное рабочее место диспетчера является одним из базовых рабочих мест АТО, обеспечивает как оперативную корректировку режимов работы на линии, так и дальнейшую обработку путевых листов и предназначено для выполнения следующих функций: • ведение справочников видов расписания (будничное, суббот • формирование и корректировка маршрутной сети АТО; • формирование и корректировка режимов работы на маршруте; • получение необходимых выходных форм. Из зарубежных систем, представленных на российском рынке, возможностями, аналогичными возможностям системы НГШ «Транснавигация», обладает только интегрированная система для городского транспорта фирмы Siemens VDO1 — VICOS-LIO, которая относится к классу автоматических систем определения местоположения и управления транспортными средствами — AVLC (Automatic Vehicle Location and Control). Ее основное достоинство — более высокая надежность технических компонентов. В состав системы VICOS-LIO входят следующие компоненты: • центр управления; • мобильное оборудование на ПС; • цифровые и голосовые каналы связи; • оборудование для обеспечения приоритета движения общественного транспорта; • информационная управляющая система автопарка; • программное обеспечение для планирования и анализа эффективности работы общественного транспорта. В системе VICOS-LIO используется программное обеспечение DIVA фирмы MDV2, которое позволяет построить согласованные расписания движения автобусов, провести статистическую обработку и анализ результатов работы транспортных средств и водителей. С началом рыночных реформ в экономике Российской Федерации перевозочные услуги населению стали предоставлять перевозчики разных форм собственности. Для учета новых условий необходимо построение принципиально новой системы управления пассажирским транспортом города, которая должна обладать следующими особенностями: • иметь общегородской статус с распространением на все виды наземного пассажирского транспорта; • обеспечивать четкую процедуру конкурсного отбора перевозчиков для выполнения транспортных услуг; • выполнять обработку и анализ контрольной информации о работе перевозчиков на линии; • автоматизировать оперативное управление перевозками на общегородском уровне. Схема работы общегородской системы управления автобусным транспортом приведена на рис. 8.2. Для оперативного управления перевозками Организатор перевозок создает единую диспетчерскую службу, основой которой может являться существующая структура линейных диспетчерских организаций автобусного и электрического транспорта. Единая диспетчерская служба Организатора перевозок в соответствии с заключенными договорами контролирует их фак- 1 Сайт фирмы Siemens VDO Automotive: www.hpw.ch. 2 Сайт фирмы MDV: www.mentzdv.de/en. Рис. 8.2. Схема работы общегородской системы управления автобусным транспортом
тическое выполнение и решает оперативные вопросы в случае сбоев в движении, поломки ПС, нарушений расписания движения и т.п. Основными задачами единой диспетчерской службы являются контроль выполнения перевозчиками требований нормативных документов по ОБДД; учет времени прибытия автобусов на на-.чальный пункт маршрута и их возвращения; оперативное принятие мер по замене автобусов, которые не прибыли для обслуживания маршрута или вышли из строя на линии. 8.3. Перевозки пассажиров в междугороднем сообщении и в загородной местности Пригородные перевозки выполняются за черту города или населенного пункта в пределах 50 км. По условиям выполнения к пригородным маршрутам близки сельские, выполняемые в сельских населенных пунктах, между ними, железнодорожными станциями, пристанями и т. п., а также горные маршруты, выполняемые в горной местности. К особой разновидности пригородных маршрутов следует отнести перевозки пассажиров между городами и аэропортами на автобусах с местами только для сидения и багажными отсеками для ручной клади пассажиров. Для пригородных сообщений, начинающихся с территории города, отправление автобусов осуществляется от автовокзалов или автостанций, которые располагают в крупных транспортных узлах, вблизи железнодорожных вокзалов, конечных станций метрополитена и т.д. На пригородных маршрутах, как правило, используют ПС, имеющий больше мест для сидения за счет сокращения свободной площади салона. Междугородние перевозки выполняются между городами, расстояние между которыми не превышает 300 км. На большие расстояния перевозки автобусами выполняются при отсутствии регулярного параллельного железнодорожного сообщения или при возможности обеспечения меньшей стоимости билета по сравнению с альтернативными видами транспорта. На междугородних маршрутах используют следующие схемы организации труда водителей: одиночная езда (в течение всего времени оборота работает один водитель); турная езда (в течение всего времени оборота работают два водителя); сменная езда (маршрут разбивают на участки, на каждом из которых работает определенный водитель); сменно-групповая езда (на каждом участке работает бригада водителей, которая обслуживает несколько автобусов). На междугородних маршрутах используют комфортабельные автобусы с мягкими сиденьями и большими багажными отсеками. На маршрутах большой протяженности автобусы оборудуют баром, видеоустановкой, туалетом и т.п. Владелец автобуса при осуществлении перевозок в междугороднем сообщении обязан застраховать пассажиров. Международные перевозки осуществляются на основании двусторонних или многосторонних правительственных соглашений. Регулярное пассажирское сообщение выполняется только на основе разрешений компетентных органов транзитных стран и стран, в которых находятся конечные пункты маршрута. Разрешение не требуется при выполнении нерегулярных перевозок пассажиров автобусами, если группа одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе: в продолжение всей поездки, начинающейся и заканчивающейся на территории договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус; в продолжение одной поездки, начинающейся на территории договаривающейся стороны, где зарегистрирован автобус, и заканчивающейся на территории другой договаривающейся стороны при условии, что автобус покидает территорию порожним;
перевозка выполняется с территории другой договаривающейся стороны группы пассажиров, ранее доставленных перевозчиком, если автобус прибывает за группой порожним; при замене неисправного автобуса. Технология выполнения международных перевозок во многом аналогична междугородним. Автовокзалы располагают на конечных пунктах междугородних автобусных маршрутов и в крупных транспортных узлах при обслуживании значительного числа пригородных маршрутов. Автовокзал представляет собой комплекс сооружений, обеспечивающих обслуживание пассажиров, автобусных бригад и автобусов. Основные функции автовокзала заключаются в выполнении следующих операций: • коммерческие операции — сбор выручки от продажи билетов и оказания сопутствующих услуг, заключение договоров с АТО и другими партнерами по совместной деятельности, выполнение маркетинговых исследований; • информационное обслуживание пассажиров и населения о маршрутной сети, расписании движения автобусов, оказываемых услугах и правилах пользования автобусным транспортом; • диспетчерское руководство работой автобусов; • контрольные функции — проверка состояния ПС, правильности оформления путевых документов, режима труда и отдыха водителей, наличия проездных документов у пассажиров; • бытовое обслуживание пассажиров и автобусных бригад; • выполнение технических операций — мойка автобусов и уборка салонов автобусов, технический осмотр и хранение ПС; • содержание помещений, зданий и территории автовокзала в надлежащей чистоте и исправности. Территория, занимаемая автовокзалом, делится на зону обслуживания пассажиров (перроны отправления и прибытия автобусов, залы ожидания, кассовый зал, предприятия бытового обслуживания и связи и т.п.); служебные помещения, используемые для обеспечения технологического процесса (диспетчерская, билетные кассы, помещения для размещения персонала и отдыха автобусных бригад); техническую зону для обслуживания ПС; стоянку автобусов; транспортную зону для немаршрутного транспорта; хозяйственную зону. На автовокзале используют следующее основное технологическое оборудование: билетопечатающие машины и автоматы; средства технологической связи; видео- и громкоговорящие системы; информационные системы в виде табло и автоматических справочных установок (информационных киосков); автоматические камеры хранения; средства регистрации прибытия и отправления автобусов; моечное и другое вспомогательное оборудование. При небольших объемах перевозок на конечных пунктах междугородних или пригородных маршрутов или в местах интенсивных пересадок размещают пассажирские автостанции. На автостанции оборудуют площадку для посадки и высадки пассажиров, билетные кассы, зал ожидания или навес для ожидающих автобус пассажиров. В городах пассажирская автостанция может быть совмещена с линейной диспетчерской, обслуживающей несколько маршрутов. 8.4. Таксомоторные перевозки Таксомоторные перевозки обеспечивают индивидуальные потребности населения в поездках. Особенностью эксплуатации автомобилей-такси является высокая интенсивность их использования по времени и большие суточные пробеги в напряженных условиях городского движения. Наибольший спрос на таксомоторные перевозки приходится на вечерние часы суток. Как правило, для таксомоторных перевозок используют стандартные легковые автомобили типа седан, реже универсал, обеспечивающие комфортные условия перевозки на всех местах в салоне и достаточно места для перевозки багажа. По европейской потребительской классификации это автомобили класса D или Е. При обслуживании крупных транспортных узлов (аэропортов) в последнее время стали использовать универсалы повышенной вместимости (минивэны), которые имеют более просторный салон. Для обслуживания специальных поездок (свадебные, экскурсионные) используют более комфортабельные автомобили, лимузины и автобусы особо малого класса. Эффективность таксомоторных перевозок в первую очередь определяется уровнем организации диспетчерской службы, которая принимает заказы населения на перевозки, а затем распределяет их между автомобилями-такси. Для этого автомобили-такси должны быть оборудованы средствами связи. На пассажирских транспортных узлах и в местах сосредоточения населения рекомендуется располагать таксомоторные стоянки. Стоянки автомобилей-такси обозначаются указателями и могут оборудоваться средствами связи с диспетчерскими пунктами. Во время наибольшего спроса для регулирования посадки пассажиров на таких стоянках необходимо организовать работу линейного диспетчера. Основным эксплуатационным документом для организации работы такси является график работы на линии, который устанавливает выпуск на линию, наличие и возврат такси по часам суток. График работы составляют на месяц отдельно для каждого характерного дня недели (понедельник — четверг, пятница, суббота, воскресенье). Оптимальным является график, максимально совпадающий со спросом на таксомоторные перевозки. Для документирования пробега автомобиля, подлежащего оплате, такси оборудуют таксометрами. На лицевой панели таксометра выводятся данные о тарифе, пробеге и плате, причитающейся с пассажира. Электронный таксометр позволяет использовать различные тарифные ставки (например, в ночное время) и способен сохранять данные о посадках, оплаченном и неоплаченном пробеге. На основании этих данных определяют выручку и технико-эксплуатационные показатели работы автомобиля. 8.5. Качество пассажирских перевозок Степень удовлетворения потребности населения в передвижении влияет как на экономику региона, так и на социальные отношения, поэтому большое значение имеет качество пассажирских перевозок. В соответствии с ГОСТ 15467 — 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Таким образом, понятие качества транспортного обслуживания неотрывно связано с запросами ее потребителя. На основании запросов потребителя должен строиться весь процесс оказания транспортной услуги. Транспортная услуга — это результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями (ГОСТ Р 51006 — 96 «Услуги транспортные. Термины и определения»). Транспортные услуги подразделяют: на основные — составляющие суть услуги (перевозка, выполнение посадки и высадки пассажиров, ожидание автобуса и т.п.); дополнительные — предоставляющие дополнительные удобства потребителю (наличие прогрессивной системы оплаты, оборудованные остановочные пункты и т.п.); особенные — выделяющие исполнителя услуги от конкурентов (предоставление информации о местонахождении автобуса в режиме реального времени, выполнение перевозок по гибким графикам и т.п.). Классификация показателей качества пассажирских автобусных перевозок с учетом требований ГОСТ Р 51004 — 96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» приведена на рис. 8.3 Рис. 8.3. Классификация показателей качества пассажирских автобусных перевозок
Порядок выбора номенклатуры показателей качества должен предусматривать учет следующих факторов: • вид автобусных перевозок: регулярные, заказные; • вид маршрута: городской, пригородный, междугородний; • содержание транспортной услуги; • основные требования потребителей к перевозочному процессу и условиям обслуживания в соответствии с действующими правилами перевозки пассажиров; • цель применения номенклатуры показателей качества: в системе управления качеством перевозок, включение в условия контрактных обязательств и т.п. При выборе показателей качества необходимо предусматривать, что восприятие качества потребителем делится на следующие составляющие: технический уровень, отражающий использование научно-технических достижений (например, выполнение перевозок в комфортабельном ПС); эстетический уровень, характеризуемый комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами потребителя (водитель в чистой фирменной специальной одежде, удобные проездные документы и т.п.); эксплуатационный уровень, связанный с удобством использования предлагаемых услуг (доступная система остановочных пунктов, наличие информации о режимах работы автобусов и т.п.). В качестве примера можно привести некоторые практические рекомендации по выбору показателей качества автобусных перевозок. Экономичность рационально оценивать стоимостью одной поездки. В условиях регулирования тарифов можно использовать один из подходов (или их сочетания): 1) полная компенсация затрат перевозчикам со стороны адми- 2) использование социальных и коммерческих тарифов для поддержания доступности транспортного обслуживания для всех слоев населения с компенсацией выпадающих доходов перевозчикам; 3) полная компенсация транспортных затрат населению при уровне тарифа, обеспечивающем рентабельность работы перевозчиков. При условии строгого выполнения договорных отношений между администрацией города и перевозчиками для перевозчика одинаково приемлем любой подход к формированию тарифа. Для администрации города с точки зрения сокращения бюджетных расходов наиболее приемлем второй вариант, который позволяет использовать перекрестное субсидирование. Такой вариант наиболее распространен в Российской Федерации и в ближайшем будущем будет преобладать среди других вариантов установления тарифа. Информационное обслуживание целесообразно оценивать наличием расписания движения автобусов или интервала для маршрутов с интенсивным движением. Расписание движения целесообразно устанавливать для маршрутов, на которых частота движения ниже 2 авт./ч. При более высокой частоте движения для населения более удобно устанавливать интервал движения. Комфортность поездки можно оценивать показателями наполняемости салона автобуса при условии использования моделей автобусов, поддерживающих нормальные условия поездки в салоне относительно температуры, вибраций и т.п. В соответствии с требованиями СНиП 2.07.01 —89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» наполняемость салона автобуса не должна превышать 4 чел./м2 свободной площади салона. В то же время необходимо учитывать, что производители автобусов указывают их номинальную вместимость исходя из расчетной вместимости 8 чел./м2, что соответствует нормам ГОСТ Р 41.52-2001 (Правила ЕЭК ООН № 52) «Единообразные предписания, касающиеся конструкции транспортных средств общего пользования малой вместимости» и ГОСТ Р 41.36 — 2004 (Правила ЕЭК ООН № 36) «Единообразные предписания, касающиеся сертификации пассажирских транспортных средств большой вместимости относительно общей конструкции». На экспрессных и пригородных маршрутах для проезда пассажиров целесообразно использовать только места для сидения. При этом на таких маршрутах необходимо использовать автобусы соответствующей компоновки с четырьмя сиденьями в одном ряду и двумя пассажирскими дверьми. Скорость сообщения должна определяться исходя из конкретных условий движения. В разумных пределах следует сокращать длительность поездки за счет ввода скоростных режимов движения. При планировании маршрутной сети следует учитывать, что в СНиП 2.07.01 — 89 определены затраты времени на передвижение от мест проживания до мест работы в зависимости от численности населения города и это время должно включать в себя время подхода к остановке, продолжительность ожидания автобуса и время на пересадку при отсутствии прямого сообщения. Доступность услуг определяется рациональной планировкой маршрутной сети, которая должна обеспечивать минимальное время пешеходного подхода к остановке общественного транспорта (нормативные требования установлены в СНиП 2.07.01 — 89 и отраслевом стандарте Р 3112178-0343 — 95 «Городские пассажирские перевозки. Качество обслуживания»). Общественный транспорт должен обеспечивать кратчайшие связи для поездок пассажиров по следующим направлениям: между центром города и основными промышленными районами; между центром города и жилыми районами; между жилыми и промышленными районами; между главными спортивными сооружениями, пунктами отдыха населения, жилыми районами. Плотность сети линий наземного общественного пассажирского транспорта на застроенных территориях города необходимо принимать в зависимости от функционального использования и интенсивности пассажиропотоков, как правило, в пределах 1,9...2,5 км/км2. Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта следует принимать в зависимости от климатического района по СНиП 2.01.01 — 82 «Строительная климатология и геофизика» в пределах 300...500 м. В общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м; в производственных и коммунально-складских зонах — не более 400 м от проходных предприятий; в зонах массового отдыха и спорта — не более 800 м от главного входа. Расстояние между остановками в городской черте не должно превышать 600 м. Нормативы интервалов движения и насыщения маршрутов автобусами для разных пассажиропотоков в соответствии с требованиями Р 3112178-0343 — 95 приведены в табл. 8.2. По величине среднесуточного интервала движения маршруты по удобству использования для населения оценивают по шкале, приведенной в табл. 8.3. Своевременность предоставления услуг обеспечивается за счет расширения времени работы автобусов и соблюдения расписания движения путем использования современных информационных управляющих систем. Таблица 8.2
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |