КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурно-семантический каталог и методология цивилизационного анализа
Описывая структурно-семантический каталог, нельзя обойти вниманием потенции этого инструмента познания в сфере цивилизационного анализа. Вначале сформулируем некоторые общие соображения. В рамках цивилизационного анализа в качестве целого предстает отдельная культура (цивилизация). Все культуры связаны всеобщими первотектональными основаниями и всеобщими культурно-генетическими принципами смыслообразования посредством аксиологической дуализации. Здесь находится всеобщая отправная точка структурно-семантического каталога для любых культурно-генетических процессов. Но дальше начинается дивергенция. Цикл развития каждой культурной системы в истории (и ли каждой национальной культуры)— это дистанция между первичным полаганием первотектональных метаоппозиций (дискретное—континуальное, имманентное— трансцендентное, сакральное—профаническое) и нахождением (выработкой) конечных форм медиации между ними. Как только эти формы медиации стабилизируются, рутинизуются и закрепляются в традиции, нерастождествимой с этнокультурной или религиозной самоидентификацией народа, — это означает, что культура подошла к границам своего эйдоса и завершила цикл продуктивного развития. Показателем этого служит возникновение противоречия между неснимаемым характером первичных первотектональных оппозиций и видимостью их “окончательного” снятия в конечных формах медиации, выработанных данной культурой. Таким образом, культура теряет способность к дальнейшей имманентизации трансцендентного и попросту не видит ограниченности и локальности этих самых медиативных форм, при этом из всех видов культурной активности тяготеет к рутинному самовоспроизводству. Но в случае, когда предшествующий этому цикл развития был достаточно многослоен и развёрнут, такое историческое состояние не может быть устойчивым. Система оказывается слишком хрупкой и, став заложником изменений внешнего, да и внутреннего контекста, рассыпается. Иное дело — архаические народы. Там путь прогрессии звеньев структурно-семантического каталога между фундаментальными оппозициями и стабильными формами опредмечивающей их снятие медиации очень короток и может насчитывать по некоторым направлениям всего несколько бриколажных звеньев. Такая культура чрезвычайно монолитна и способна к устойчивому самовоспроизведению. Из приведённых выше соображений вполне понятно, почему здесь не приходится ждать никакого “развития” или “доразвития”. Когда субъект культуры доходит до иррационального ощущения того, что иллюзия снятия фундаментальных противоречий бытия (первотектональных оппозиций) достигнута, — всякое развитие прекращается навсегда. Стабилизирующая интенциональная константа занимает доминирующее положение. Таким образом, субстанциональным предметом цивилизационного анализа может выступать базирующееся на фундаментальных первотектональных корнях древо структурно-семантического каталога. Оно манифестирует развёрнутую в истории семантико-семиотическую прогрессию форм преодоления коллективным субъектом той или иной культуры априорной и трагически неизбывной дуальности бытия. Это древо является своего рода становым хребтом феноменологического тела культуры и онтологической осью цивилизационного процесса. Если в качестве центрального пункта цивилизационного анализа взять отрезок продуктивного развития от полагания первичных оппозиций до остановки развития в силу вышеуказанных причин, то следует прежде всего выделить группы факторов, образующих категориальное поле анализа. Самым фундаментальным фактором, из которого, в известном смысле, выводятся все остальные, является способ оперирования дуальными оппозициями, доминирующий в данной культуре. Можно отметить, что, по нашему мнению, парадигма оперирования с дуальными оппозициями складывается не только из этнических, психофизиологических, историко-географических, климатических и иных факторов, подчиняющихся пусть сложноопределимой, но всё же каузальной логике. Каждая культура как самостоятельный эйдос имеет прежде всего и акаузальную телеологию. Далее, чрезвычайную важность имеет соотношение медиативных и инверсионных способов преодоления дуальности. Несколько слов об инверсионных культурах. При всей кажущейся проигрышности инверсионных культур перед медиативными, в инверсионном способе заключается особый смысл. Инверсионное сознание, интуитивно чувствуя неподлинность медиационной семантики, вырабатываемой на путях имманентизующей прогрессии, стремится законсервировать духовные силы нераспавшегося синкрезиса. Мучительно мечась между крайностями, инверсионное сознание бежит от развития, иррационально предчувствуя его конечность и следующий затем витальный тупик с присущей ему исчерпанностью стимулов культурной активности. Если сознание, ориентированное на доминанту медиативных способов, всецело увлечено самой динамикой развития и культуротворческим процессом, предательски манящим иллюзией последнего синтеза и выходом за горизонты дуальности, то сознание инверсионное сопротивляется развитию творческой прогрессии опосредующих форм. Это диктуется не просто косностью и инертностью — эти слова ничего не объясняют, — а иррациональным страхом дурной бесконечности самовоспроизводства и следующей за ней неминуемой деструкцией всего тела культуры. Итак, цивилизационный анализ всякой культуры, условно взятой за целое, следует начинать не с рассмотрения внешних воздействующих на неё процессов, а с установления её позиции в имманентном культурно-генетическом процессе. Или, иначе говоря, с установления того, в каком режиме протекает процесс наращивания звеньев структурно-семантического каталога, какие формы принимает опосредующая медиация и в какой точке этого процесса находится данная культура (данный народ) в рассматриваемой исторической ситуации. Например, в ряде случаев послойная прогрессия опосредующих форм, постепенно переводящая неснимаемые первичные оппозиции в снимаемые, может в силу ряда причин остановиться на каком-то уровне. И тогда неснимаемость этих уже достаточно конкретизованных в исторической эмпирии оппозиций тормозит процесс имманентизации смыслогенетических процессов, ситуация застывает на высоком уровне трансцендирования, оппозиции приобретают особый метафизический статус в историческом сознании народа и, как следствие этого, начинает доминировать инверсионная парадигма. В этом случае исторический путь народа приобретает весьма специфический рисунок. Впрочем, всякий рисунок специфичен и малопостижим с точки зрения иной культурной парадигмы. Пример — Россия. Отпадающие от первотектональных оппозиций расчленения типа творец—творение. Бог—Дьявол, Должное— Сущее в своей семантической прогрессии затормозились (почему — особый разговор) на уровне оппозиций власть—народ и социальный Абсолют—отдельный субъект, закон—правда, а также на ряде их изофункциональных производных. С тех пор как этот тормоз оформился как устойчиво воспроизводящийся элемент системного качества культуры, в российской ментальности господствует инверсионная парадигма, а все альтернативные медиативные линии носят в лучшем случае полуподавленный субкультурный характер. Здесь ключ к пониманию цивилизационной специфики России, где многочисленные историко-эмпирические факторы являются лишь внешним оформлением скрытых культурно-генетических процессов, протекающих по предзаданной схеме, которая не может быть объяснена ни из частностей историко-событийного фона, ни даже из всей историко-этнографической канвы в целом. Таким же образом может быть рассмотрена любая другая культура. Здесь нет возможности проводить подробный и методологически корректный анализ конкретных культур. Объём книги предписывает ограничиться лишь указанием на возможное направление разработки поля цивилизационного анализа на основе предложенных выше общетеоретических положений. Впрочем, авторы надеются посвятить этой теме отдельное исследование.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |