КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Городская мифологема в автомодели культуры. Опыт анализа с применением принципа структурно-семантического каталога 3 страница
Мифологема города входит в следующую фазу. Набор дуальных оппозиций уже столь богат и вариативен, а реальность городской жизни, отражаемая в искусстве, уже столь обширна, что образ города, как гегелевский дух, уже способен терпеть внутри себя противоречия. Тем более, что художник, как носитель познающего себя городского духа, всё более выявляется как автономный субъект. Вместо однополярного смыслового ядра, окруженного полем производных и дополнительных значений, образ города поднимается до рефлексии своей существеннейшей черты — идеи относительности всех ценностей. Если раньше образ города связывался с творческой личностью изоморфизмом неэнтропийных моделей, единством принципов упорядоченности, то начиная с эпохи Романтизма и художник и город оказываются предоставлены своей собственной сложной диалектике, с её непредсказуемой амбивалентностью и локальными инверсиями. Повзрослевший ребёнок вступает в конфликт с Матерью, которая всё более принимается за Мачеху. С распадом макрокультурных нормативных систем отчуждённо-конфликтное романтическое сознание окончательно порвало последние связующие нити. Художник выдавил из себя агента Традиции, а город полностью и навсегда утрачивает нормативность идеала. Художник-романтик, как субъект культуры, становится уже не только медиатором, но и прямым воплощением одной из сторон в становящейся оппозиции художник—город. Осознав себя самостоятельным субъектом, художник романтической эпохи наделяет статусом субъекта и город как оппонента в культурном диалоге. Диалектическая оппозиция спускается, таким образом, на следующий уровень семантизации. Будучи осознан как субъект, город наделяется всеми атрибутами субъекта: дуализмом души и тела, непредсказуемостью поведения, родовой памятью и т. д. Отсюда сквозной мотив поиска “городской души”, тянущийся от романтиков до Шпенглера и дальше. Скрываясь за прихотливыми оболочками романтических и постромантических символов, городской дух вступает с человеком (художником) в сложную игру по малопонятным правилам. Лики матери и мачехи то сливаются, то коварно подменяют друг друга. Думается, нет нужды останавливаться в этой связи на столь известных примерах, как “Собор Парижской Богоматери” В. Гюго или “Медный всадник” Пушкина, увязанный в единый культурный феномен с иллюстрациями А. Бенуа. В динамичном процессе пересечения и взаимоналожения различных установок и тенденций в искусстве XIX в., в сложном “нахлёсте” традиционных и новационных волн романтический способ медиации посредством амбивалентных символов то уходил вглубь и размывался, то делался заметным вновь. Во всяком случае эпоха позитивизма в целом положила конец романтическому типу медиации, предложив взамен слабую полуосознанную сакрализацию единичных ситуаций в жанре реалистического городского пейзажа и бытописательства. Параллельно шла эклектическая игра в “конструктор” из десимволизированных и деидеологизированных архитектурных форм. Отметим, что символисты, за исключением, может быть, самых поздних — Энсора и Мунка, в целом избегали городских мотивов. Художественный образ города взбунтовался против своего творца (а может быть — наоборот). Выяснения отношений с Матерью, выразившиеся в иконо- и богоборческой бомбёжке идеального города, закончились тем, что из-под его руин показался город-монстр, город-тиран, город-убийца. Семантика, отчуждаемая от образа идеального города, как в гальванической ванне, притягивалась к другому полюсу, оказываясь строительным материалом города зла. И с этим городом зла волей-неволей приходится искать пути контакта и сосуществования. Идут мучительные поиски медиации. Простейший способ — обозревать бездушное и бесчеловечное индустриальное чудовище и общаться с ним через переводчика в форме старой доброй смеси академических и романтических образно-стилевых штампов (лондонский цикл Гюстава Доре). Этакий мистер Пиквик, гуляющий по Лондону под руку с Марксом-обличителем. Формула медиации, найденная импрессионистами, несомненно гораздо более содержательна. Для обезбоженного ума XIX в. образ небесного града может более или менее серьёзно воплотиться только в семантике праздника. Этот, более “горизонтальный”, путь канализации мифологического мышления не был разрушен. К тому же тоска по небесному граду подогревалась пугающей конкретностью города-монстра. Праздничный Париж импрессионистов — это град небесный, образно низведённый до жуирского парадиза, размещенного в здесь-и-теперешнем Париже, но остро верифицируемый новооткрытыми художественными средствами. Идея чудесного праздника жизни доносится прежде всего через саму живописную ткань с её пантеистической одухотворённостью каждой клеточки бытия. Однако сладить с таинственной и непредсказуемой в своих капризах городской душой нелегко. Сознание художника то погружается в тактильное созерцание, пытаясь прощупать забытые святые истины на стенах древнего собора сквозь протеистическую игру света и тени (серия видов Руанского собора Клода Моне), то отгораживается от непостижимого городского тела завесой красноватых туманов (его же лондонские пейзажи). Часто художник вынужден бежать и прятаться в с трудом отвоёванные и освоенные клеточки городского пространства. Это театр Эдгара Дега, Мулен Руж Тулуз-Лотрека. В рамках таких локальных культурных клеточек художник ещё способен перевести напряжённую контрастность городского бытия из экзистенциальной в художественно-эстетическую сферу. Действительно, дух, развившийся в эмансипированном художественном сознании, способен терпеть внутри себя противоречия. Однако чем сильнее талант художника, тем тяжелее задача. Многих город-тиран поверг в бегство: кого в города поменьше и поспокойнее, вроде Арля или Экса, кого на лоно природы, а кого аж на Таити. Вообще первые рейды почуявшего неладное городского сознания в царство “трижды блаженных жителей сёл” восходят едва ли не к Ренессансу, если не к самому Платону. Но это — особая тема. Пора отметить, что эпоха позитивизма завершила большой цикл эволюции мифологемы города. Последний шлейф традиционной медиации между двумя градами посредством художественного сознания окончательно заменился медиацией между амбивалентно-синтетическим образом двух градов в одном, с одной стороны, и самим художественным сознанием, с другой. Иллюзии возможности постижения городского бытия с его контрастами, тайнами и парадоксами, руководствуясь научным, в духе Шерлока Холмса, методом, продержались недолго. Быстро освоив городскую феноменологию в её экстенсивном направлении, взяв за отправную точку сакрализованную ситуативность и эмпирическую конкретность реалистического видения, художественное сознание стало на путь динамичной архаизации. Цикл завершился. В момент рождения урбанистической культуры “золотой век” вновь отбрасывается в прошлое. В замятинской антиутопии в центре “идеально упорядоченного” города помещается площадь Куба. Но архаизация идёт и дальше. Верной Ли впервые внятно связывает смутные образы городской души с духом места — архаическим genius loci В начале XX в. художественное сознание находит две основные формулы медиации в диалоге с городом-субъектом. Одна из них — машина. Помимо иллюзии буфера, смягчающего отчуждение, машина ввела художника в искус угнаться за калейдоскопической динамикой городской жизни, создать искусство, параллельное самой урбанистической сущности современного города. Машина, то тяготеющая к антропоморфности (М. Эрнст, Дж. де Кирико и др.), то рожденная от плоти самого города, в зависимости от успешности медиативной задачи то вызывает вопли восторженного обожания, то приступы разочарования, страха и ненависти. На путях любви к культурному буферу из всего железного и движущегося художественное сознание подчас становилось заложником городского динамизма. Альянс с машиной-медиатором по законам центробежной динамики потянул художественное сознание, желающее жить параллельно с техноцивилизацией, на грань искусства, а затем и за его пределы. Оставался в какой-то степени почти жульнический приём — сделать машину дисфункциональной (Дю-шан, Татлин, Швитерс и др.). Тема машины-медиатора, причудливо варьируясь, маятниковыми периодами доходит и до сегодняшнего дня. Второй тип медиации, продиктованный урбанистической эпохой, связан с тем, что художественное сознание “испускает из себя” особого героя-трикстера. Будучи одновременно и модусом и целостным воплощением художественного сознания, трагически закинутого в поле неограниченной свободы, герой-трикстер универсально медитирует между игрой и реальностью, между любыми семантико-аксиологическими оппозициями многоликой городской среды. Кроме того, в отличие от машины, трикстер связывает актуальную реальность, историческую традицию и метафизическую мифологию, осуществляя тем самым медиацию ив культурно-историческом аспект е. Отказываясь от претензий на параллелизм с бурно меняющейся современностью, медиация посредством героя-трикстера обращена в область вечного, где в неизменных трансцендентно-эйдетических структурах всё уже пред существует. Меняется внешне лишь заполняющий материал. Надо ли напоминать, какое значение имеет в искусстве XX в. тема шута, клоуна и комедианта. У Пикассо, например, трикстер последовательно воплощался в образах комедианта. Минотавра и, наконец, самого художника. Что же касается массового искусства, мимо которого нельзя пройти, во всяком случае говоря о второй половине нашего века, то оно подчас являет примеры поразительно целостного синтеза архаичнейших мифологем, развёрнутых в пространстве современной урбанистической среды. Это и понятно. Искусство, не слишком дорожащее своим субъектным я, само обрекает себя на погружение в архаику с её коллективно-бессознательными формами репродуцирования и восприятия. Так, город в современном массовом кинематографе предстаёт перед героем как природа перед первобытным охотником. В нём живут самые разнообразные по силе и характеру духи. К каждому из них нужен особый подход. В городе, как и в диком незнакомом лесу, можно запросто погибнуть, но можно и неожиданно набрести на неслыханную удачу. Словом, город, как и пронизанная магическими флюидами неокультуренная природа, это такое волшебное место, где возможно всё. Топосы такого города и сюжетные траектории героев моделируются в точном соответствии со сказочно-мифологическими схемами. Это особенно ярко выражается в американском кинематографе. Естественно, что отсутствие развитой фольклорной традиции восполняется её наиболее прямолинейной проекцией в современность. Город, как и всякая целостная мифологическая модель мира, строится в виде трёх зон по вертикали. Сабвей, канализация, подземные сооружения — обиталище зла, тьмы и порока, от инфернальных монстров до вполне земных бандитов, воинствующих панков, наркоманов и прочей сволочи. Последние этажи небоскрёбов — этакий урбанистический Олимп — содружество сильных мира сего, пристанище заоблачных и труднодосягаемых хозяев жизни. Последние, кстати сказать, как и положено в язычестве, отнюдь не являются образцами этики и справедливости. Здесь семантико-аксиологические инверсии между верхом и низом — обычное дело. В срединной зоне, в зримом наземном теле города располагается привычная среда жизни героя-медиатора. Из этой точки и начинается трудное и опасное путешествие в горизонтальном и вертикальном направлении с помощью поводырей — дополнительных медиаторов — за похищенной Кащеем-Черномором, то бишь главарём наркомафии, невестой или чего-нибудь в этом роде. Все эти аналогии достаточно очевидны и сами по себе не столь интересны. Важно, однако, отметить, что при всей кажущейся универсальности и цельности результата путь мифологической реконструкции как адаптирующего средства между сознанием городского субъекта и обезличенной урбанистической средой, предложенной массовой культурой, не может удовлетворить потребности собственно художественного сознания. Ибо чем ближе к мифологическому синкрезису, тем решительнее убывает художественно-эстетическое начало — органическая стихия проявления творческой свободы художника. Мифологическая схема, отчасти примиряя художника с городом, умаляет его столь дорогой ценой завоёванную свободу. Свободу, вызвавшую бурную эйфорию новорожденного демиурга и в то же время острое и трагическое чувство отчуждения. Мифологема города прошла полный цикл развития, вернувшись в архаику, где место природного синкрезиса занял синкрезис измельчённо-дробных и текучих в своей атомарности культурных смыслов и феноменов, пропущенных сквозь фронт рефлексии и оставшихся за его пределами в сфере культурно-бессознательного. Прогнозы относительно дальнейших перспектив структурных трансформаций исходной мифологемы — тема специальных исследований.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |