КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структурно-семантический каталог
Сам механизм смыслообразования, основанный на дуальных расчленениях, был в общих чертах уже рассмотрен выше. Сейчас нас будет интересовать поиск способа условно-аналитического членения стереометрического и поливалентного в своих внутренних связях культурного целого на выражаемые в линейном дискурсе понятийные проекции, которые при этом были бы по своей структуре изоморфны и параллельны целому. Думается, что своеобразный “шурф” в толщу культурно-смыслового слоя может быть “просверлен” путём выстраивания последовательной цепи дуальных оппозиций, формирующей ряд семантической прогрессии, которая связывает базовые первосмыслы с “верхней точкой”, откуда берёт начало анализ. Образ этой цепи в определённом смысле корреспондирует с бриколажем, по Леви-Строссу, где глобальные и неразрешимые оппозиции (типа земля — небо и т. п.) заменяются на более частные и конечные. Цепь снижающей прогрессии в конце концов приводит к такой оппозиции, которая может быть имманентно снята в содержательном синтезе. При этом на каждом уровне, т. е. на каждом звене цепи, возникает специфическая структурная ситуация или, иначе говоря, особые структурные отношения между элементами набора оппозиций, всякий раз определяющие конкретные формы семантико-семиотической смысловой связки. Сам путь семантической прогрессии, связывающей всеобщие трансцендентно-первотектональные (неснимаемые) оппозиции с их единичным имманентным выражением в структуре дискретного культурного феномена мы будем называть структурно-семантическим каталогом. Как и всякое вновь вводимое определение, принцип семантического каталога нуждается хотя бы в кратком пояснении. Стереометрический характер формирования пространства культуры создаёт необозримо пёструю и многомерную картину с бесконечным ветвлением бриколажных цепей и многоуровневых семантико-семиотических конструкций. В связи с тем, что симультанная картина культурного целого в принципе не может быть схвачена в линейном по своей природе дискурсивном мышлении, последнему ничего не остаётся делать, как выявлять линейные ряды и цепи. При этом всеобщий принцип аксиологической дуализации может образовывать различные типы структурно-бинарной последовательности. Первая, условно говоря, “горизонтальная” — семантические перемещения в границах какого-либо одного феноменологического среза культуры. То есть, речь идёт о перекодировках какой-либо смысловой структуры в пределах одной знаковой системы, соответствующей этому “горизонтальному” срезу. Пример — изменение кода полового дифференцирования в формах костюма по ходу его исторической эволюции (диахронный ряд) или, ещё проще, — всякий перевод с одного языка на другой (синхронный ряд). Второй вариант последовательности допускает не только перемещения в горизонтальном срезе (с ветки на ветку), но и в срезе вертикальном (от ветки к корню и обратно). Так, например, фундаментальная оппозиция своё — чужое в зависимости от приоритетного объекта партисипации может кодироваться на различных онтологических уровнях культуры — от механического накопления собственности и символов обладания ею на социально-бытовом уровне до ксенофобии и экзистенциальной партисипации к “своим” богам на уровне общей картины мира. Цепи вертикально-последовательной прогрессии, тянущиеся от первотектонов к обыденным феноменам культуры, могут быть прослежены во всех направлениях. Даже такой банальный и, казалось бы, не нуждающийся в объяснениях лейтмотив обывательской психологии, как откладывание не только денег, но и наиболее ценных и высококачественных вещей “на чёрный день”, образ которого функционально совпадает с инверсионным ему образом “лучшей жизни” (она, естественно, никогда не наступает), нежелание использовать эти вещи по их прямому утилитарному назначению, может быть интерпретирован как специфический способ трансцендирования. Вещи, не говоря уже о деньгах, превращаются из имманентных прагматических инструментов реального жизнеустройства в репрезентантов трансцендентного, своеобразных посланников хилиастического будущего, причём даже не столь важно какого, райского или адского. В каждом конкретном случае эта цепочка, начиная от псевдорационалистических объяснений явления самим исследуемым субъектом и кончая инвариантными первотектональными первоопозициями, манифестирующими механизм трансцендирования как таковой, образует особый рисунок промежуточных звеньев и особую типологию структурных ситуаций, складываясь совокупно в образ динамически направленной смысловой прогрессии. Аналитическое моделирование непрерывной вертикальной последовательности становится возможным при условии фиксации сущностного снятия, а не формального исчерпания того или иного набора дуальных оппозиций, формирующих предметное поле исследования. Например, в структуре изобразительной композиции, выступающей, независимо от намерений автора, системой визуальной самокодификации культурного целого (в полном или редуцированном виде), диагональ, как чистая форма, является динамическим снятием статической оппозиции вертикаль — горизонталь, со всей совокупностью содержащихся в ней смыслов (см. гл. I). Семантический результат этого снятия транслируется на следующий структурный уровень, где он семиотизуется, “обрастая” фигуративной изобразительностью. Эта изобразительная конструкция в свою очередь включается в структуру оппозиционных отношений на следующих формально-образных уровнях: уровень статико-динамической организации, уровни тонально-силуэтной и цветовой композиции, уровень фактурного решения живописной поверхности, уровень собственно сюжетно-образных связей (изобразительная риторика, наррация), уровень иконографических коннотаций и т. д. Само же направление линейного “нанизывания” уровней может быть предельно разнообразным в зависимости от конкретных задач анализа. Так же как и собственно эстетическое восприятие произведения может начинаться с любого из его структурных уровней, отталкиваясь от точки синтетического снятия положенных оппозиций в имманентной структурной ситуации. Итак, диалектическая прогрессия последовательно снимаемых дуальных смыслополаганий оказывается принципом вертикально-сквозного перемещения по семантическому древу культуры. При этом отдельно рассматриваемый феномен, взятый за дискретное целое, оказывается как бы средокрестием текстуальных/контекстуальных отношений. Если внутренняя структура феномена принимается за текст, то контекстуальное пространство, дискретным фокусом которого этот текст является, разворачивается в двух перпендикулярных направлениях. Это, с одной стороны, контекст “вертикальной” цепочки прогрессии семантико-семиотических связок и, с другой стороны, контекст “горизонтального” среза культуры, задающий имманентные параметры структурно-смысловой ситуации существования данного феномена. Надо ли говорить, что будучи условно отрезанным от этих контекстуальных связей, феномен превращается в “вещь-в-себе”? Но и полное размывание границ между текстом и контекстом с заведомо условным “фреймированием” (по Ж. Деррида) в сущности приводит к тому же самому. В конце концов проблема определения текстуальных/контекстуальных отношений опять-таки сводится к нахождению гносеологической середины между дискретным и континуальным и имманентным и трансцендентным. И здесь, как нам представляется, взаимоперпендикулярность “вертикального” и “горизонтального” контекстуальных срезов способна выделить в своём пересечении некий базовый феноменологическо-смысловой субстрат в виде указанной выше структурной ситуации. Иначе говоря, всякий единичный и дискретный феномен, попадая в это аналитическое поле, даётся в виде открытой и динамически становящейся структурной ситуации, имманентные свойства которой определяются на пересечении перпендикулярно-разнонаправленных контекстуальных рядов. Упрощая, можно сказать, что динамически становящаяся сущность феномена определяется ответом на два вопроса: фокусом каких смысловых интенций он выступает в синхронном ему “горизонтальном” срезе культуры и, с другой стороны, какое место занимает данный феномен в сквозной цепочке семантической прогрессии, связывающей слои культурного смыслообразования по вертикали. “Горизонтальный” вектор текстуальных/контекстуальных отношений можно в целом охарактеризовать как направление имманентной контекстуализации, поскольку связь текста (феномена) и контекста (окружающего культурного-смыслового пространства) преимущественно типологическая. Иначе говоря, феномен, взятый в тех или иных своих качествах, оказывается носителем неких дискретных и особенных значений в общем типологическом ряду. “Вертикальный” же вектор, напротив, моделирует трансцендентный аспект контекстуализации, выявляя трансцендирующую направленность, лишь ситуативно опосредуемую последовательно нанизываемыми на единую феноменологическую ось структурными ситуациями, т. е. имманентными семантическими значениями. Именно это вертикально-сквозное направление и будет прежде всего интересовать нас в контексте прояснения механизма применения принципа структурно-семантического каталога для интерпретации конкретных феноменов культуры. При этом, чтобы дать начало цепочке герменевтической редукции оппозитных структур смыслообразования, ведущих в толщи культурных слоев, необходимо, как, впрочем, и при всяком культурологическом анализе, суметь проблематизировать самые что ни на есть ординарные ситуации. Эти ситуации, которые для рядового субъекта данной культуры являются естественными и потому не нуждающимися в объяснениях, как правило и таят в себе фундаментальные и тщательно скрываемые культурой от ее субъектов системные основания. По сути, война рационализующей герменевтики с культурно-бессознательным, обогащая сознательный опыт познающего, неуклонно разрушает синкретические основания данной культурной традиции, приближая исчерпание её исторического качества. Такова суровая диалектика познания. Итак, структурно-семантический каталог — это вертикальная линейная цепь, связывающая универсальную, предельно синкретическую по своим имплицитным смыслообразовательным потенциям, первотектональную оппозицию я—другое и отпадающую от неё координатно-оппозитную триаду имманентное—трансцендентное, дискретное— континуальное и сакральное—профаническое с конечными, актуально переживаемыми и единично опредмеченными в конкретном культурном контексте оппозициями, образующими контектстуально открытые структурные ситуации. Универсальность бинарной структуры всяких культурных феноменов и смыслов и, соответственно, бинарный характер всяких дискурсивных гносеологических установок позволяют обеспечить вполне надёжную связь предмета и метода исследования. Впрочем, как и всякая исходная гносеологическая установка, такая изоморфная связь вряд ли может быть с безусловностью обоснована — она только постулируется. Методологически концепция структурно-семантического каталога чрезвычайно важна. Поэтому мы не можем позволить себе, ограничившись лаконично изложенной теоретической схемой, обойтись без более или менее развёрнутого примера её применения.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |