КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Знак в процессе культурогенеза
Оговоримся, что мы не претендуем ни на внесение вклада в собственно семиотические теории, ни тем более на выдвижение каких-либо им альтернатив. Мы не берёмся даже за самый краткий аналитический обзор необозримого массива литературы, который посвящен тем или иным аспектам и концепциям теории знаков. Наши рассуждения носят характер лишь частных системно-культурологических коррективов к некоторым положениям семиотики. Итак, чтобы отвлечься от несколько тягостного образа семиозиса, не имеющего ни начала ни конца, вновь вернёмся к архаической ситуации — отправной точке культурогенеза и попытаемся выделить несколько важных для нашей проблемы моментов. Архаический[lii] человек еще более существует, в известном смысле, вовне, чем в себе. Его духовно, - энергетическая сущность еще локализована не в самом я, а “между я и нечто”. Любые манипуляции с объектом вызывают изменения в субъекте, и наоборот, что означает известное сохранение всеобщей онтической связи в субъектно-объектной антиномии. Такое эксплицированное положение духовно-энергетической сущности первобытного индивида порождает эффект прямого знания, неотделимого от непосредственных форм активности, ещё едва отошедших от природного поведения, поскольку сами цели деятельности лежат в русле природной необходимости или параллельны ей. Принцип аксиологической дуализации по определению ставит человека перед необходимостью выбора решения. Этот ментальный акт дискретизации континуального психического потока и саморефлексии индивида в момент выбора (то есть рефлексии, экзистенциально отождествляющей индивида с его собственным волевым актом), разрывает духовно-энергетическую связь субъекта и объекта, толкая человека к разворачиванию поля свободы. Здесь, кстати, раскрывается ещё одна линия, индексирующая процесс культурогенеза. Но сейчас речь не об этом. Ставшие формы субъектно-объектного отчуждения, с которыми, в частности, имеем дело мы в нашей обыденной жизни, формировались в культуре в течение всей её многовековой эволюции. И если в эпоху Соссюра было замечено, что слово дерево не имеет никакого отношения к реальному дереву и живёт по своим собственным законам — законам языка, то это служит лишь показателем степени и характера отчуждения в рамках данной культурной ситуации, а не определяет формулу отношения феномена и знака вообще. Для архаического человека, ещё не осознающего себя полноценным субъектом своих мыслей и поступков, а также для многих поколений его цивилизованных потомков дело обстояло иначе. Преодоление нарастающего субъектно-объектного отчуждения требует медиации, т. е. механизма включения опосредующих форм. Для суммативного обозначения этих опосредующих форм на ранних этапах культурогенеза требуется ввести специальный термин — объект-медиатор. Объект-медиатор есть такой предмет или представление, то есть материальная или идеальная структура, который, выступая объектом для я, есть в то же время и объект для отчужденного нечто. Или иначе говоря, это такая сущность, которая помогает преодолеть субъектно-объектное отчуждение между я и другим. Онтология предмета-медиатора располагается как бы на полпути между бессознательно реализуемым в потоке витального континуума экзистенциальным я и отчуждённым прафеноменом — нечто. Объект-медиатор снимает в себе онтологическую антитезу я и другое (нечто), адаптируя прафеномен (нечто) к партисипационной рецепции субъектом (природнение, освоение, прагматическое использование и т. д.). Такими объектами-медиаторами выступали первичные элементы культуры: орудия труда и технологические приспособления, одежда и предметы быта. В области идеальных и в конечном счете гораздо более значимых структур это табу и нормы, тотемистические образы, формулы ритуальной практики, имена. Здесь особенно важно подчеркнуть предельно синкретический характер объектов-медиаторов “первого поколения”. Рожденный в результате всякий раз особого и неповторимого духовно-энергетического акта и специфического партисипационного переживания, объект-медиатор хранил в себе образ онтологического диалога между субъектом и отчуждённым прафеноменом, являясь опредмеченной формой преодоления этого отчуждения. Объект-медиатор, формирующийся на границе субъектно-объектного взаимодействия, всегда обладает своеобразной самостностью, не сводимой к значениям и функциям, которыми его наделяет субъект в соответствии со своими задачами. Такая генеральная медиативная функция синкретически объединяет и обработанный камень, приспособленный для выполнения тех или иных прикладных функций (продукт диалога, своеобразный компромисс между стихией камня и прагматическим устремлением субъекта), и первичные языковые морфемы и имена. “Характер образа определяется взаимосвязью божества и богомольца”, — говорит Шукрашарья. Первичные языковые морфемы носили безусловно действенный “мантрический” характер и обладали психоэнергетическим воздействием. То же относится и к иным первичным, элементарным морфемам и построенным из них блокам. Неудивительно, что эти первичные морфемы-медиаторы наделялись в архаическом сознании статусом самостоятельных субъектов. А их расслаивание, формирование на основе единичных прагматических смыслов переживалось как сакрально-магический диалог. С медиативной функцией первоэлементов культуры связан и хорошо описанный этнографами и историками культуры процесс очеловечивания эмпирического пространства и его элементов. Если вспомнить, что человеческое я еще не было полностью локализовано в самом субъекте, то это вовсе не покажется парадоксальным. Собственно говоря, рождение объекта-медиатора знаменует рождение культуры. Именно объекты-медиаторы, “вклинившись” или став своеобразной “прокладкой”-мостом в расширяющейся пропасти отчуждения между прафеноменом и переживающим я, ознаменовали начало разворачивания культурного способа бытия как формы преодоления такого отчуждения. Объект-медиатор — искусственный феномен. Его генеральная функция — субъектно-объектная медиация по тому или иному прагматическому поводу. Но природа его не только глубоко синкретична, она знакова, поскольку искусственный феномен в любом случае, в отличие от природного прафеномена, выступает единичным воплощением (опредмеченным слепком) универсальных законов упорядочения, отделённых от своего первоначального материала и опосредованных партисипационным переживанием в человеческой психике. Таким образом, искусственный феномен есть форма имманентизации трансцендентных принципов упорядочения в предметной форме. Данная предметная форма в своей онтологии складывается из имманентной природы структурных свойств психики субъекта и выступающих версией (вариантом) трансцендентных структурно-упорядочивающих универсалий. Искусственный феномен, таким образом, в принципе, т. е. по своей онтологии, не равен самому себе, поскольку всегда указывает на существование неких неэнтропийных законов (имеются в виду первотектональные интенции), действующих за его пределами, единичным воплощением которых он является. Т. е. первотектональные упорядочивающие интенции, отделившись от природного материала, как бы заново накладываются на эмпирический материал, но уже в режиме формирования искусственных феноменов, из которых в конечном счёте вырастает предметно-смысловое тело культуры как среды вторичного природнения, преодолевающего пропасть отчуждения между человеком и миром, разверзшуюся в точке антропогенеза. Неравенство культурного (искусственного) феномена самому себе, т. е. несводимость его к сумме внешних эмпирических характеристик или прагматических функций, и продуцирует знаковость. Знаковость связана прежде всего с указанием на трансцендентный характер первотектональных интенций вообще, репрезентантом которых выступает данный феномен, и кроме того, на конкретную форму онтологического субъектно-объектного диалога, в результате которого появился феномен. (Чаша — прежде всего знак “чашности” как культурной функции, а уже потом единичный предмет.) В этом смысле каждая языковая морфема, каждый эмпирический предмет и вообще каждый искусственный феномен из “первого поколения” объектов-медиаторов служит как бы свидетелем “сотворения мира” культуры. Они в соответствии с архаическо-мифологической логикой объясняют мир, рассказывая о том, как он делался, генетизуя в сознании воспринимающего всю цепочку первичных мыслеформ и переживаний вплоть до вспыхивания как бы извне приходящей праидеи, из которой вырастают конкретно-предметные формы продуктивной субъектно-объектной медиации. Нам трудно принять эти послания. Наше европейское сознание осваивает сущности путём классифицирования их свойств, а не переживая их как целостность и тем более не понимая их как субъект онтологического диалога. Осознавая ограниченность такого метода мышления, мы подчёркиваем, что нас в данном контексте не интересует классификация или типологизация объектов-медиаторов по тем или иным признакам, поскольку синкретические сущности не могут быть поняты посредством описывающего суммирования уже отпавших феноменологических слоев. Именно невозможность до конца генетизовать цепочку смыслопорождающих переживаний, приводящих к появлению конечной смысловой структуры, принадлежащей чужому (иносубъектному) опыту, по нашему мнению, составляет одну из ключевых проблем семиотики — проблему множественности интерпретаций. Чем монолитнее и нерасчленённее коллективный культурный опыт, тем безусловнее смыслы и значения. Чем более вычленяется субъектная самостность, знаменующая наращивание слоя индивидуализованного и замкнутого в себе культурного опыта, тем короче цепочка генетизации мыслеформ, ведущая к безусловным первосмыслам, которые архаический коллективный субъект выработал, опосредуя первичные первотектональные интенции. Можно сказать, что в истории культуры имеет место диалектика, согласно которой происходит восхождение от “распыленного” коллективного субъекта, обладающего непосредственным и безусловным знанием, к автономному субъекту, пребывающему в пространстве “рассеянных” (по Деррида) смыслов, где в поле произвольных ассоциаций всё может значить всё, поскольку для снимающего в своём опыте суммативный опыт культуры автономного субъекта все смыслы релятивны и условны. Для такого субъекта цепочка генетизации смыслов обрывается в самом начале, т.е. толком и не начавшись. Такой субъект воспринимает феномены информационно-атрибутивно, автоматически раскладывая его эмпирические свойства в поле семиотических координат, предоставляемом системой культурного опыта. Здесь нет партисипации к объекту. Если и можно в этом случае говорить о партисипации, то это партисипация к самому процессу семиотического аналитического атрибутирования, где внешний объект выступает соответственно внешним же моментом. Перед нами царство универсальных механизмов сведения неизвестного к известному, царство знания без понимания, освоения без переживания, апперцепции без партисипации. Распадение скрепляемого ритуалом синкретического культурного опыта и вычленение автономизующегося субъекта и явились отправной точкой диспараллельного существования апофатически переживаемых смыслообразов и всё более условно соответствующих им знаковых форм. Пока знаковая форма служит онтологическим репрезентантом означаемого и синкретически слита с ним посредством магически функциональных семантических рядов, его собственная онтология не осознаётся, поскольку носит подчинённо-инструментальный характер. Но стоит рефлексии (а рефлексия, напомним, выступает одним из индикаторов становления субъектной самостности) добраться до самой онтологии знаковой формы и выявить её имманентную природу, как она начинает жить собственной жизнью, вне своих отношений с означающим, связь с которым становится всё более и более условной (здесь читателя можно отослать к работе М. Фуко “Слова и вещи”). Так запускается бесконечный процесс продуцирования “знака знака”, “образа образа” и т. д. В этом направлении семиозис действительно не имеет конца. Знаковые структуры были максимально сращены с базовыми для них мыслеформами лишь на самых ранних стадиях становления культуры. А само это становление выражается, в частности, в постепенной замене первичного изоморфно-изофункционального тождества на все более и более опосредованную корреляцию. Впрочем, уже всякий знак, опосредующий апофатическое магико-телепатическое субъектно-объектное отношение, с неизбежностью в той или иной степени разрушает первоначальное онтическое единство, облучаясь при этом энергией первотектнонального смыслотворчества. Всякая знаковая структура, определившись в границах значения, начинает жить автономно от генетической цепочки породивших ее мыслеформ. Поэтому, говоря о более поздних эпохах, необходимо проводить специальную работу по выявлению и описанию тех мыслительных процедур, посредством которых изначально чисто когнитивный процесс переводится в те или иные знаковые формы. Чтобы хоть как-то определиться с самым щекотливым вопросом — с координатами того, что Пирс называл базисом смысла или значением, наиболее близким к общеупотребительному, попробуем хотя бы условно разделить все возможные смысловые позиции по отношению к данному феномену на две группы. Первая группа — сумма значений ассоциативных. Они спонтанны, произвольны и релятивны. Например, глядя на чучело попугая можно ассоциировать его с образом таксидермиста, с кучей денег, которую оно стоит, с гавайскими пейзажами, с выражением лица тёщи (необязательная шутка) и вообще с чем угодно. Ассоциативные значения субъективны и факультативны. Вторую группу составляют значения, которые можно назвать функциональными. Они вырастают из того первичного смыслового субстрата, который как необходимость опредметился в данном феномене. В рамках конкретной культурной традиции этот смысловой субстрат задаёт круг безусловных функциональных значений. (Ложка прежде всего приспособление для еды, а потом уже что-либо иное.) Эти безусловные значения составляют как бы своеобразные эйдетические ниши в предметно-смысловом пространстве культуры, функционально онтологизующие заполняющие их феномены, которые хранят пути генетизации цепи мыслеформ, восходящих к первосмыслам и первообразам. Эйдетические ниши смысловых субстратов, опредмеченные эмпирическими феноменами, как бы испускают из себя расходящееся облако рассеивающегося смысла. Рассеивание или отпадение производных смыслов происходит кругами. Сначала безусловная связь феномена и его семиотического образа заменяется на условную (например, посредством символики: аллегории, метафоры, эмблемы и др. конвенциональные фигуры), а затем на принудительную. А далее уже начинается сфера значений ассоциативных, т. е. произвольных и необязательных. Пребывание в культуре обрекает человека на обращение к миру через объект-(знак)-медиатор (в качестве производного термина знак-медиатор обозначает знаковую модальность объекта-медиатора). Как образуется знак-медиатор? В акте партисипационного снятия субъектно-объектной оппозиции происходит взаимопроникновение, взаимоналожение субъекта и объекта как воплощений двух морфологически различных структур, связанных онтически единосущными первотектональными принципами. Такая проекция-взаимодействие рождает третью пограничную сущность, которую можно назвать знаком-медиатором. Структура его определяется контекстом взаимодействия. Иначе говоря, характер знаковой структуры задается особенными чертами самого субъекта, равно как и особенными чертами объекта в контексте их конкретного взаимодействия. Отсюда следует, что знаковая структура не придумывается субъектом произвольно. Ее элементы вспыхивают в рефлектирующем сознании как нечто внеположенное, самостное, появляющееся в момент взаимодействия спонтанно и императивно. Знаковая структура, таким образом, оказывается дискретным слепком и морфологическим результатом рефлексии взаимодействия человека и природного универсума, возникающей на основе становления субъектно-объектных отношений. Другими словами, в формировании знаковой структуры участвует не только субъект, но и объект. Уже поэтому кодификационные структуры нельзя рассматривать как нечто не только тождественное, но даже параллельное исходным мыслеформам субъекта. Кстати, упомянутая выше тенденция к очеловечиванию элементов пространства среди прочего служила средством блокировки этого растождествления: антропизация пространства нивелирует разницу между субъектом и объектом. Но знак-медиатор уже вырвался в пространство самостоятельного существования. Сначала кодификационные модели, еще жестко не привязанные к определенному денотату, а потому обладающие широким валентным потенциалом, самоорганизовывались по принципу семантических рядов. Затем, все глубже “вгрызаясь” в синкретический континуум, дробя и дискретизуя его, постепенно замыкаются в себе, складываясь в знаковые системы. Надо оговориться, что мы сознательно отождествляем в данном контексте предмет и знак, говоря о них как о медиативных первоэлементах культуры. С одной стороны, всякая знаковая структура еще не отделилась от своего ситуативно-предметного воплощения (концепта). И с другой стороны, всякий предмет манифестирует сумму значений, отсылающих к первичному сакрально-магическому переживанию, актуализуя при этом всю генетическую цепочку ведущих к нему когнитивных актов. Лишь по мере стандартизации семантико-семиотических связок, по мере сужения и обособления периметра смысловых связей предмета, (т.е. формирования указанной эйдетической ниши) происходит окончательная онтологизация предмета в его узкофункциональном, утилитарно-прагматическом качестве. Здесь, можно сказать, умирает “вещь-в-себе”, потенциально способная реализоваться в культуре во множестве вариантов, и рождается вещь эмпирическая. Функциональная сущность этой вещи закрепляется в культуре в нерасторжимом единстве с репрезентирующей ее семиотической формой, создавая субстрат безусловных значений. Существенной культурологической коррекцией к семиотическим теориям является фиксация важнейшего и универсального процесса смещения партисипационного переживания от самого исходного прафеномена к замещающей его знаковой конструкции. Смыслообразующая энергия переживания “делегируется” из мира прямых проявлений континуального природного психизма в мир их дискретных знаково-инобытийственных, т.е. собственно культурных репрезентаций (семиотических эквивалентов). Вторичная рефлексия и порождаемая ею прогрессия производных расчленений с соответствующим образованием “знаков знаков” и “образов образов” разворачивается уже в автономном пространстве культурного смыслообразования. По прохождении этой отправной точки сознание включается в партисипационные отношения уже не с прафеноменом, а со знаковым конструктом, входя в пространство связанных с ним значений. Это пространство значений, окружающее эйдетическую нишу, сложившуюся вокруг прафеномена, можно назвать гравитационным полем прафеноменального эйдоса. Иначе говоря, всякий целостный обретающий нишу прафеномен, инобытийствуя в знаковых формах, окружен размытым облаком этих самых косвенных и редуцированных знаковых форм, связанных с ним как прямой, так и ассоциативной или коннотативной связью. Золото как материал отсылает к смысловому полю богатства, власти и величия, а пурпур, не только в императорском Риме, но и в рамках традиции европейской образованности, — к высшей власти. Здесь нельзя не сказать о “панзнаковости” древних и традиционных культур. Обратимся в этой связи к магии, в частности, симпатической и контагиозной. Семантические ряды магической практики — первичные каналы расползания и дивергенции смыслов из немногочисленных поначалу эйдетических ниш. Вообще пока некий феномен не онтологизован в культурном космосе как таковой, т.е. не обрёл своей ниши, он дан в синкретическом единстве с прафеноменом, обладающим нишей, от которого он отпадает. Такой феномен как бы и есть, и его как бы нет. В реальности он и дискретен, и вполне автономен, и вполне самостоятельно функционален. С другой стороны, он как бы существует “не сам”, он знак, коннотативная форма, репрезентант, существующий “по поводу”. Он — инструментальный знак, означающий нечто, находящееся за его пределами, нечто более важное и подлинное. Это инструмент трансцендирования для иноположенного другого. А сам этот предмет в своей имманентной онтологии не означен и не освоен. Увеличение количества эйдетических ниш (эйдосы по определению предсуществуют изначально, а их ниши в культуре появляются в ходе исторической эволюции) с ростом вторичной рефлексии индексирует набирающий скорость процесс распада общекультурного синкрезиса, а разворачивание суммы семиотических кодов расширяет зону фронта рефлексии. Можно проследить эволюцию партисипации к культурному коду. Древний Восток, к примеру, являл ещё чрезвычайно синкретическую знаковую систему, которая только ступила на путь динамичного разворачивания. Знак как таковой был очень синкретичен и сохранял магические коннотации. Он еще не вызрел в своей собственно знаковой природе. Это был не знак в собственном смысле, а нерасчленённо-синкретическая форма. Пирамида была ещё не знаком, а непосредственной манифестацией широкого ряда значений, слитых в едином нерасчленимом образе, далёком от какой-либо узкой функциональности. Далее, на смену синкретическому знакообразу (да простят нам сей необязательный терминологический неологизм) приходит Слово, которое для средневекового человека было не менее, если не более реальным, чем то, что за этим Словом стоит. И разумеется, Слово онтологически первичнее всяких отпадающих от него моментов реальности. Не случайно между древностью и христианским логоцентрическим космосом стоит античность. Только через античную морфологическую антропизацию, в контексте которой происходила дискретизующая семиотизация природного континуума, можно было перейти от синкретического магически поливалентного знакообраза к Слову. Между Анубисом или Гильгамешем и Божественным Логосом христианства обязательно должны стоять Афродита и Дорифор. Можно сказать, что в эволюции культуры есть две ветви. Первая — компромиссная между культурой и магией. Это сакрализация неизреченного. Вторая основана на сакрализации не только изначального значения изрекаемого, которое в этом случае зачастую уходит в тень бессознательного, но и его семиотического инобытия, т.е. самого знакового конструкта. Эти две линии могут вполне сочетаться в рамках одной и той же культурной традиции. Например, в культуре ислама, с одной стороны, сильнейшим образом выражена сакрализация сокровения, то есть умолчания[liii], а с другой стороны — мощнейшая сакрализация знака, письменной культуры, письменности и Текста с большой буквы. Наращивание цепей дуальных расчленений и распад синкрезиса, умножение числа феноменологических ниш, разворачивание семиотических систем для онтологизации новообразуемых смыслов и становление субъектной самостности — всё это аспекты единого культурно-генетического процесса. Ранний архаический предмет несет в себе всю целостность космоса. Хотя вещи делают люди, человек выступает в данном случае как агент бессознательных первотектональных упорядочивающих интенций, понимаемых как внеположенная субъекту божественная трансцендентно-сакрально-континуальная воля, закрепляемая в традиции. Изначально именно боги обжигали горшки. Затем постепенно, по мере дробления сакрально-всеобщей семантики, заключённой в “первых поколениях” вещей, первотектонально-трансцендентные (божественные, или “нуминозные”, по Юнгу[liv]) коннотации неуклонно убывают и в конце концов иссякают. Сущность предмета оказывается сводимой к эмпирической единичности. Место синкретического Божественного Единого занимает конгломерат дискретных единичных и конечных предметов и смыслов. Эти состояния отмечают начало и конец всякой макрокультурной традиции. Процесс движения между рассматриваемыми состояниями маркируется дрейфом фронта рефлексии, семиотизующего и вводящего в поле самоосознания культуры феноменологические блоки, отпадающие от Единого (первоначального синкрезиса). Когда единичное заполняет и запружает собой всё, блокируя путь к экзистенциальному переживанию первотектональных космологических первооснов, возникает острый культурный кризис, знаменующий исчерпание системного качества данной культуры, завершение исторического опредмечивания её эйдоса. Нельзя не отметить, что изоморфная связь семиотических подсистем культуры, и прежде всего языка, с ее (культуры) системным целым всегда манифестирует их общую эйдетическую природу, то есть изначальную предзаданность границ и направления разворачивания. Так, согласно теории Б. Уорфа, развитой им на культуре хепи, язык органически связан с мировоззрением, имеет структурно-семантическую организацию, объективация которой обуславливает изоморфную ей метафизику бытия; иными словами, язык космогенетичен (Whorff B. Language,Thought and Reality. Cambrige, 1956. С. 57). Семушкин, соглашаясь с мнением В. Шадевальдта, по которому античный Логос в качестве интеллектуальной возможности уже существовал в предшествующем ему языке, считает, что “вся проблематика и понятийный аппарат зарождающейся философии как бы закодированы в языке Гомера и Гесиода; так что само происхождение философской рефлексии правомерно рассматривать как реализацию предысторической языковой возможности” (Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. М., 1996. С. 46). Это эпоха обвальной профанизации как самих культурных смыслов и значений, так и их семиотических форм. Слова становятся неподлинными, все коды фальшивыми, значения извращёнными, а феноменологические ниши и онтологические координаты смыслообразования оказываются “сорванными” со своих привычных мест и хаотически смещаются в неопределённом направлении. Механизм возникающего в такой ситуации коллапса будет рассмотрен ниже в параграфе о культурной динамике. Здесь же заметим, что подобные ситуации в разном масштабе случались в истории многократно. Достаточно вспомнить великий цивилизационный слом в эпоху поздней античности и последовавшие за ним так называемые “тёмные века”, ситуацию кризиса европейского Средневековья накануне Ренессанса (XIV в.), начало ХХ-го века, время “отречения от старого мира”, когда авангард устами Малевича объявил все вещи несуществующими. Сегодняшняя ситуация в культуре тоже во многом отвечает указанным характеристикам. Однако в связи с уплотнением исторического времени и синхронизацией и наложением разнонаправленных тенденций она требует особого анализа. Современная семиотика с определенностью доказала невозможность существования как исчерпывающе полного контекста, так и однозначно завершенного текста. Действительно, никогда нельзя с полной уверенностью сказать, познан ли предмет целиком или осталось ещё нечто, не выделенное из синкрезиса и, соответственно, неосознанное и несемиотизованное. В этом смысле процесс семиозиса поистине бесконечен. Однако для культурологического подхода важно определить, где пролегает граница адекватного соотношения знака и означаемого в рамках продуктивно функционирующей феноменологической ниши, а где начинается поле дурной бесконечности вторичного и третичного знакотворчества по поводу базового значения. Замыкаясь в себе, язык не просто начинает жить самостоятельной жизнью — он начинает отрицать тот прафеноменальный материал, на котором он взрастает и инобытийственным выражением которого является. В этом случае базовое значение теряет безусловность и становится одним из возможных в ряду других. Уточним: феноменологическая ниша представляет собой стандартно репродуцируемую в культурной традиции связку отношений некоего объекта и комплекса смыслов, связанных с его контекстуальным функционированием в культуре (формы осмысления, онтологический и социальный статус и т. д.)" Этот устойчиво воспроизводимый комплекс феномен—контекст опредмечивает целостный эйдос. Из системы подобных эйдосов строится макроструктура культурного целого. Такая ниша сама служит онтологизующим топосом и наделяет безусловными значениями всё, что в неё попадает. Неопределившиеся в своём культурно-онтологическом статусе значения и сущности как бы санкционируются и конституируются, попадая в сферу действия феноменологической ниши, осмысляясь посредством её семиотизующих механизмов и обретая, таким образом, подлинность существования в приобщении к эйдосу. Примером смещения феноменологической ниши в современной культуре может служить ситуация, сложившаяся в современном искусстве. Феноменологическая ниша изоискусства формировалась в соответствии с функцией сакрализованного моделирования образа пространства, кодирующего общекультурные смыслы в визуальной форме. Вокруг этого постепенно вычленяющегося рода деятельности формировался соответствующий контекст, предполагающий онтологическую автономность и феноменологическую самодостаточность продукта творчества (произведения), иерархическую (в соответствии с общекультурными принципами) шкалу критериев качества, сакральные ожидания, интимность субъектно-объектного диалога (зритель—произведение) и другие качества, вплоть до шлейфа магических коннотаций. Сейчас сам исходный феномен — самодостаточное произведение — заменяется чем-то иным: редуцированным фрагментом, высказыванием, жестом, знаком, позой, — служащим манифестацией некоей позиции, не имеющей собственного эстетического смысла. В то же время контекст подачи остаётся прежним. Таким образом, феномен, не являющийся произведением, присваивает не без пользы для себя (точнее, для автора) все его контекстуальные атрибуты, включая и изначальный инерционный импульс сакрально-серьёзного отношения. Само же искусство в этой ситуации оказывается как бы “вытолкнутым” из своей “законной” ниши и маргинализованным. Такого рода смещение ниш чрезвычайно характерно для современности. В постмодернистской ситуации вместо познающего субъекта, имеющего твердые координаты самого себя и ясно определенные принципы познания, возникают безличные скорости, интенции, направленности на и т. д. Субъект стал перманентным медиатором. Медиация стала восприниматься не как переход “от... к...”, где истина (объект партисипации) находится на одном из берегов, а как базовое состояние, как постоянная сфера пребывания. Берегов больше нет. И это, несомненно, новое качество культурного сознания.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |