Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подход к проблеме




В наших предыдущих рассуждениях мы неоднократно касались семиотического аспекта культуры. Употребляя такие термины, как семиозис, знак, код и некоторые другие, мы, тем не менее, не имея возмож­ности охватить одновременно системный объект, каковым является культура, во всей полноте, вынуждены были откладывать более подроб­ный разговор о проблеме семиозиса. Теперь, обрисовав вчерне общую модель рождения и функционирования смысловых структур, необходи­мо обратиться к механизму формирования их семиотического образа.

Культурное сознание, уяснив для себя со времён основателей семиотики Пирса[l] и Соссюра[li], что оно живёт в мире знаков, нетождественных означаемому, острейшим образом проблематизовало тему семиозиса. (В нашей системе представлений это означает, что язык как таковой нако­нец сам попал в зону фронта рефлексии и утратил свою бессознательно-функциональную синкретичность.) Последовавший затем “лингвисти­ческий переворот”, по-видимому, навсегда покончил с представлениями о языке как об инструментальном средстве. В “структуралистский” период семиотика считала, что значение определяется контекстом се­мантических позиций внутри статической системы. Отрыв синхронии от диахронии во имя выявления структуры стал основным поводом для критики структуралистских моделей, определившей поворот от струк­турализма к постструктурализму. Отвергнув представления о статиче­ских знаковых системах, постструктуралисты (например, “постсоссюрианцы” Деррида и Лакан) выявляют динамический аспект перманентного становления знаковых форм. Деррида в особенности настаивает на том, что значение отдельного знака не есть его означаемое в синхронной системе, а напротив, значение формируется в результате движения от одного знака или означающего к другому. В этом процессе нет ни нача­ла — отправной точки семиозиса — ни конца, когда семиозис завершен и значение полностью определилось.

Современная семиотика — активно развивающаяся наука, на гла­зах захватывающая всё новые и новые области культурных кодов, всё более расширяя поле анализа и сферу применения таких понятий, как язык, текст и контекст. Тесно смыкаясь с философией и культуро­логией, семиотика сегодня занимает одно из центральных мест в комплек­се гуманитарных наук. С необходимостью соотносясь с положениями и аналитическим опытом современных семиотических теорий, мы в то же время не склонны подходить к проблеме изнутри семиотичес­кого опыта в узком понимании последнего. Сохраняя верность меж­дисциплинарному подходу с его специфическим дискурсом, соответству­ющим характеру самого системного объекта — культуры в её целостности, мы вынуждены развернуть безусловно ценные и исключи­тельно важные наработки семиотической науки в интересующей нас плоскости.

Итак, если современная семиотика предлагает такое нетрадицион­ное понятие контекста, которое основано на неограниченной подвижно­сти смысла (означаемого) и включает в себя множество всегда специфи­ческих ситуаций восприятия, то значит ли это, что культурные смыслы всецело конвенциональны и бесконечно релятивны? Отметим попутно, что любая конвенциональность, сколь бы специфична она ни была, мо­жет возникнуть исключительно на основе межсубъектной объек­тивации тех или иных сторон феномена, выступающего предметом конвенции и закрепления смысла этой конвенции в стандартной, по крайней мере для данного культурного контекста, знаковой форме.

Семиотика отвергает “наивный релятивизм”, где что угодно может значить что угодно, и указывает на наличие правил и законов, упорядо­чивающих жизнь знаков в культуре. Не торопясь, однако, с ясностью высветить эти правила и законы, она более занята конструированием динамических моделей семиозиса, взламывающих, а после Деррида и Лакана уже скорее доламывающих традиционные линейно-иерархиче­ские представления о “единственном правильном смысле (интерпрета­ции)”. Пожалуй, ответ на вопрос об этих самых законах и правилах лежит не в области семиотики как таковой, а выходит на философско-культурологический уровень, поскольку процесс понимания и логика смыслообразования — центральные проблемы семиотического анализа — уходят корнями в иные, нежели семиотика, проблемные поля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.