КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резюме к главе III
Размытость представлений о бессознательном — одной из важнейших тем современного гуманитарного дискурса, а главное, необходимость понятийно-терминологического отражения его двуединой природы заставили нас ввести новый термин: культурно-бессознательное. Его двуединая природа состоит в том, что бессознательное как явление психическое и как явление общекультурное обнаруживает структурный изоморфизм и изофункциональную когеренцию. Определяя культурно-бессознательное как суммативное обозначение сферы объективных смыслов, скрытых от адекватного осознания, необходимо хотя бы схематично описать структуру последнего или, точнее, вписать такую структуру в общую схему ментальности субъекта культуры, отражающую также и динамику сворачивания в направлении от субъекта коллективного к субъекту единичному. Уровни диффузно-слоистого расчленения пирамидальной схемы обозначены следующим образом. 1. Первотектональные интенции. 2. Нулевой цикл первотектональных проекций. 3. Этнические детерминации (национальная память). 4. Уровень социокультурных детерминации (социальная память). 5. Уровень индивидуально-бессознательного. Далее следуют уровни сознания. 6. Объективные “формы общественного сознания”. 7. Индивидуальный рационально осознающий интеллект. Первые два уровня бессознательного составляют его общеантропологическую основу и инвариантный метакультурный базис. Последующие слои бессознательного образуют подвижную и исторически изменчивую сферу опосредования базовых первотектональных интенций и их первичных универсальных проекций. Эта сфера бессознательного — горнило культурной динамики с её циклическими деструкциями, инверсионными перекодировками, постоянным поиском медиативных форм и периодическим “раскультуриванием”, отбрасывающим сознание к его первотектональным основаниям. (Подробнее об этом ниже, в главе о культурной динамике.) Сфера культурно-бессознательного скрывает от субъекта фундаментальные основания культуры, ограничивая сферу его рационального интеллекта лишь верхним (последним) слоем семиотических форм, являющихся дальними производными от генетически первичных дуальных структур и суперпозиций, скрытых в слоях бессознательной культурной памяти. Но именно из сферы культурно-бессознательного исходят организующие и направляющие импульсы, определяющие действительные функции субъекта в культурном контексте, в отличие от его собственных самооценок и самоописаний. Если, разумеется не всерьёз, попытаться дать этому явлению этическую оценку, то можно сказать, что культура прячет от субъекта свои базовые основания скорее не из корысти, а из жалости. Для субъекта культура, в которой он пребывает, есть прежде всего поле поиска спасительного трансцендирования. Соответственно, системные принципы этой культуры понимаются как абсолютные и императивно к такому трансцендированию приводящие. Адекватное же постижение этих принципов вскрывает их относительность и имманентность, что в свою очередь подрывает основы всякого рода активности со стороны субъекта и, более того, лишает его существование всякого смысла. Необходимость определения количественно-качественного соотношения сознательной и бессознательной сфер в общекультурном целом и характера их динамического взаимодействия заставила нас ввести ещё один новый термин — фронт рефлексии. Фронт рефлексии делит ментально-культурное целое на три зоны: зона собственно бессознательного, зона неадекватного (замещенного) осознания и зона рутинизованных до бессознательности профанизованных феноменологических блоков, прошедших сквозь фронт рефлексии и оставшихся за его пределами. Введение еще одного термина — интенциональные константы, — вызвано следующими соображениями. Процессы, протекающие в области культурно-бессознательного, за пределами фронта рефлексии, определяют особенности опосредования исходных первотектональных импульсов специфически направленной прогрессией производных и замещающих форм. Причем названные формы опосредования складываются всякий раз в особенные семантико-аксиологические структуры. Что и потребовало введения термина интенционалъные константы, позволяющего раскрыть специфику опосредующей интенции. Возвращаясь к положению о том, что человек, будучи субъектом культуры, постоянно пребывает в дуализованном пространстве, мы указываем на то, что при этом его устремлённость к трансцендированию направлена как к синкрезису (назад к природе), так и к синтезу (вперёд к Богу). Или, иначе говоря, находясь в дуализованно-промежуточном аналитическом состоянии человек перманентно устремлен к обретению недуального состояния, идеальный и абсолютный образ которого связан с обретением рая потерянного либо рая хилиастического, отнесённого в мифическое будущее. Так раскрывается perpetuum mobile перманентного трансцендирования, заключённый в великом триадическом принципе. Соответственно, направленность константных векторов трансцендирования, суть интенциональных констант, сводится к трём позициям — ретроспективной, перспективной и стабилизирующей. Функции интенциональных констант чрезвычайно важны для понимания механизмов формирования культурных традиций и складывания традиционно-инновационных отношений. Завершая чрезвычайно беглое изложение общей концепции бессознательного в культуре, мы предварительно суммируем показанный выше в своих отдельных гранях процесс смыслогенеза как отправной точки разворачивания всей последующей культурной феноменологии. Корневой механизм этого процесса связан с расщеплением изначального целостного синкретического переживания на субъектно-объектную антиномию с последующим кодификационным дублированием этого расщепления. Проходя расчленяющую границу по оси партисипация — отчуждение, переживание первичного прафеномена распадается на объективную и субъективную составляющие и, попадая в координатное поле первотектональных семантизирующих векторов, дублируется в акте рефлексии. Формой этого инобытийственного отрицающего и репрезентирующего дублирования становится семиотический код, вспыхивающий в сознании как третий пограничный элемент в онтической связке между прафеноменом и переживающим его сознанием. Так человеческое мышление превращает момент континуально-самотождественного природного бытия в феномен культуры. Все остальные расчленения — на созерцательное и креативное отношение к феномену и т. д. и т. п. — носят уже производный характер. Дивергенция новообразуемых аспектов дуализации отмечает каналы и направления разворачивания смысловых рядов культурогенеза. глава IV СЕМИОЗИС И КУЛЬТУРА
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |