КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семиотический цикл
Итак, процесс семиозиса в культуре непосредственным образом связан с движением фронта рефлексии. Начальной точкой этого движения в рамках взятой за целое отдельной культурно-исторической традиции является первично нерасчленённое синкретическое состояние — ситуация максимального доминирования бессознательных форм активности. Конечная же точка связана с достижением предельно раздробленного конгломерата дискретных и замкнутых в себе феноменов, кодификация которых приобретает самодовлеющий характер, сваливаясь в дурную бесконечность семиотизации по поводу семиотизации (т. е. бесконечно продуцируя “знаки знаков” и “образы образов”). Наблюдая за движением фронта рефлексии, можно в общем виде описать основные фазисы семиотического цикл а, в полном или редуцированном виде протекающего как в макрокультурных исторических образованиях, так и в локальных культурных традициях. Повторим ещё раз: семиотический код, соответствующий новообразованному смыслу, находится и устанавливается не сразу. Изначально полагается более широкая семиотическая сфера. В ней смысловой феномен получает несобственные, замещенные номинации, данные как отпадения от уже имеющихся в культуре устойчиво конституированных смысловых конструкций. Эта изначально размытая сфера производных значений какой-либо внешней (иноположенной ей) смысловой структуры постепенно сужается, вычленяясь из “родового” синкрезиса. Феномен послойно отчуждается от обобщённо-коннотативных значений и обретает наконец своё собственное завершенное инобытие в виде адекватного и автономного семиотического конструкта. За рабочий критерий адекватности здесь можно принять, во-первых, сам факт установления устойчиво закрепляемой в культуре стандартной связи между самим феноменом и его семиотическим эквивалентом и, во-вторых, замещение во вторичной рефлексии партисипации к самому феномен у партисипацией к его знаковой ипостаси. Таким образом, семиозис всегда догоняет. Действительно, всякий феномен получает имя в культуре значительно позже, чем обнаруживаются его реальные феноменологические проявления. Тут напрашиваются уже ставшие банальностью примеры, в частности, что у древних греков не было понятия совесть, но это, однако, не означало их поголовной бессовестности. А представления о нервах и нервной деятельности вошли в культуру, с обретением собственного языкового оформления, лишь на рубеже XVIII—XIX вв., отчленившись от более “крупных” синкретических категорий типа душа, дух, ум, природа (в значении субстанции индивидуального характера) и др. Эстетический аспект культурной деятельности человека значительно старше понятия искусство. Последнее же в свою очередь старше теории искусства. То же можно сказать о политике, религии, науке и т. д. и т. п. Число примеров во всех срезах культуры и на всех её уровнях бесконечно. Семиозис, таким образом, предстаёт как производная, “догоняющая” фаза авторефлексии культуры. Она оформляет новообразуемые смыслы, вспыхивающие в сознании в результате перманентного распада синкретических блоков. Последние же пресуществляются в их знаковое инобытие, формирующее семантико-семиотическое тело культуры. Рассмотрим вкратце основные фазы семиотического цикла как развитие темы смыслогенеза в культуре с акцентировкой его семиотического аспекта. 1. Целостное нерасчленённое апофатическое переживание. Синкретическое я[lv] первично определяется по отношению к синкретическому же другому. После априорного акта отчуждающей рефлексии следует “взаимоузнавание” инвариантных первотектональных структур в ментальности субъекта и в самом объекте (прафеномене), ситуативно восстанавливающее всеобщую онтическую связь. В акте партисипации ситуативно снимаются субъектно-объектные отношения. Партисипация, напомним, заключается, в частности, в растворении переживающего сознания в единой инвариантной первотектональной структуре, которая выступает онтическим метакодом как для субъекта, так и для объекта. При этом, в ситуации ещё не начавшегося семиозиса, все онтологические модусы объекта и все гносеологические потенции субъекта находятся как бы в активированном состоянии. Переживая партисипацию к прафеномену как к нерасчленённой целостности, сознание в потенции способно онтологизовать его смыслы в предельно широком спектре. Реально же границы этого спектра определяются, с одной стороны, объёмом и “конфигурацией” культурного опыта субъекта (о детерминирующих факторах см. в разделе о бессознательном) и, с другой стороны, эмпирически конечными параметрами прафеномена в его дискретной единичности. 2. Партисипационное единство распадается под действием отчуждающей рефлексии. Здесь рефлексия уже не носит априорного характера. Она — элемент экзистенциального опыта. Происходит осознание дуализации субъекта и объекта. При этом сама рефлективная интенция расщепляется на объективирующую и субъективирующую. Первичная синкретическая онтология прафеномена дробится на разводимые полюса: “что есть феномен как таковой” и “что есть феномен для меня”. Неосознанность этого разделения или выражение его в замещенных формах смущать не должно. Эта конкретизирующая дуализация смыслообразовательного потенциала прафеномена в гравитационном поле первотектональных интенций, т. е. проекция его в систему координат, основанную на трёх осях: сакральное-профаническое, имманентное—трансцендентное и дискретное-континуальное, — задаёт потенциальные пределы феноменологической ниши объекта и, соответственно, определяет его эйдетический смысловой субстрат, выступающий основанием для его будущего базисного семиотического эквивалента. 3. Первичная семиотизация в замещенной форме. На этой стадии собственная феноменологическая и, соответственно, семиотическая ниша как бы пред существует, но ещё не обрела положенного существования. Феномен ещё осознаётся и осмысляется как отпадение от генетически предшествующей синкретической целостности и семиотизуется в её (этой целостности) знаковых формах. Феномен как бы плавает в неустоявшихся кодификационных границах, являясь частью “семантического облака”, окружающего конституированную нишу исходного (генетически предшествующего) феноменологического целого. Пока феномен не имеет самостоятельной ниши и существует как “отпадение от”, он выступает непосредственным объектом партисипации, которая через него направлена на природняющее переживание к исходной синкретической целостности. Здесь феномен служит инструментом ретроспективной канализации (партисипационного переживания), стремящегося удержать его (феномена) виталистическую энергию в максимально нерасчленённом синкретическом состоянии. Поэтому в культуре всегда работают механизмы сдерживания распыления эманации партисипационной энергии путём блокировки умножения числа новых феноменов и сущностей. Среди обыденных проявлений этой тенденции можно указать на универсальную тенденцию к описанию неизвестного через известное. Но процесс дивергенции необратим. По мере вычленения собственного адекватного кода, т. е. выявления собственной ниши и отпадения неадекватных (несобственных) знаковых конструктов, происходит диалектический переход (смещение) партисипации от феномена как такового к его знаковому инобытию. Эта стадия процесса необычайно продуктивна, ибо феномен, ещё не растратив энергии первичного непосредственного переживания, не обретя ещё в полной мере собственного имени и, соответственно, определённой колеи функционирования в культуре, способен к порождению чрезвычайно широкого спектра смыслов. Сознание же на этой стадии пребывает в пограничном состоянии, когда “несобственность” знакового воплощения феномена, с одной стороны, сохраняет его первотектональную энергию и, с другой стороны, служит его полноценным заменителем в партисипационном переживании. 4. Обретение адекватного кода. Здесь осуществляется выход из синкрезиса, автономизация феномена и определение его семиотических границ. Феномен, занимая собственную нишу в культуре, становится её частью и в то же время объектом функционально-прагматического оперирования. Процесс смещения партисипационного переживания от феномена как такового к его знаковой ипостаси достигает равновесия. Это, с позволения сказать, момент истины. Имеет место наиболее полное соответствие первотектональной структуры в модальности единичного феномена и опосредующего её материала. Достигается ситуативный синтез идеи и материала (эйдоса, формы и знака). Кодификационные формы на этой стадии семиозиса конституируются культурой как безусловные. Именно на этой стадии создаются классические образцы, поскольку происходит заполнение (опредмечивание) эйдетической ниши базовым смысловым субстратом, где имя (семиотический эквивалент) выступает неотторжимой частью его онтологии. В качестве примера вспомним хотя бы о значении и статусе имени в культуре. Даже современное рационалистическое сознание не смогло в полной мере свести имя к чисто условной репрезентации. Шлейф магических или квазимагических коннотаций, указывающих на онтологическую единосущность имени и его носителя, никогда полностью не устраним. А о формах выражения этого онтологического единства в древних и средневековых культурах написано уже очень много. Показательно, что интерес к этим проблемам актуализуется на исходе средневекового мировосприятия, когда ощущение онтологической единосущности имени и носителя пребывает в кризисе. Проблематика философии имени остро переживалась отечественной религиозной и философской мыслью с начала XX века. Об этом писали Флоренский, Лосев и другие мыслители. 5. Окончательное смещение партисипационного переживания к знаковой структуре. Происходит полная объективация знаковой структуры феномена во вторичной рефлексии, т. е. в рефлексии по поводу самого знакового конструкта. С этого момента семиотический образ феномена начинает жить своей независимой жизнью и изменяется в соответствии с собственными (имманентными) законами знаковых систем. Классическое единство идеи и материала нарушается. Разрушается и безусловность значений. Морфология синтетических смыслов сменяется самодовлеющей морфологией знаковых структур. Иначе говоря, знаковый конструкт рефлектируется в своей имманентной морфологии и сам начинает выступать в качестве исходного прафеномена, давая начало бесконечному процессу семиотической прогрессии, продуцирующей “знак знака” и “образ образа”. Данный процесс нетрудно проследить на примере любой культурной традиции. 6. Знаковая структура окончательно замыкается в себе. Происходит своеобразное врастание в нишу. Семантико-семиотические связи стандартизуются и рутинизуются. Знаковый конструкт используется уже чисто инструментально, как типовая матрица или блок того или иного текста культуры. Партисипационное переживание уже не способно “прорваться” к исходным прафеноменам, хранящим животворящую энергию первотектонального синкретизма. Канализация партисипационного импульса “размазывается” по многочисленным опосредующим звеньям. Единичный объект уже не переживается вовсе, а, будучи полностью замещен своей рутинизованной и профанизованной семиотической номинацией, воспринимается информационно, т. е. фиксируется внешним атрибутирующим слоем сознания. Весь предшествующий опыт смыслообразования отходит в область культурно-бессознательного. Таким образом подготавливается материал для следующего глобального макровитка, где подлежащий упорядочению отчуждённо-хаотизованный универсум будет представлен уже не природным материалом, а самой культурой (см. о фронте рефлексии). На данном этапе семиозис окончательно догоняет прогрессию апофатического переживания и упирается в границы эйдоса культуры. Наступает эпоха самоописания и саморефлексии культуры по всем направлениям. Семиозис заполняет все недокодифицированные ниши. Это стадия трактатов и компендиумов. Денотат знака исчерпывается. Отрываясь от базового смысла на критическую дистанцию, самодовлеющий семиотический конструкт обречён на обессмысливание. Языковые игры внутри замкнутых в себе семиотических систем, в стремлении породить продуктивные смыслы из самих себя, сколь бы изощрёнными они ни были, никогда не спасают положения для культуры в целом. Рано или поздно имманентная комбинаторика знаковых форм переходит в дурную бесконечность необязательных знаковых игр, болезненно скрывающих онтологическую опустошённость культурного сознания. Обычно этот процесс протекает в форме локальных смысловых инверсий и смещения базовых смыслов по отношению к феноменологическим нишам[lvi]. В результате остаются пустые оболочки феноменологических ниш, руинически мерцающие в мире текучерелятивных и неустойчиво конвенциональных смыслов. От великих богов остаются ничего не говорящие имена и бледные тени, указывая на близкий переход к новому культурному эйдосу. Правда, такой переход осуществляется, как правило, уже другим культурным субъектом (коллективным) с другим опытом культурно-бессознательных установок, т.е. с другой “конфигурацией” ментальности, определяющей первичное смыслонаделение исходных прафеноменов.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |