![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подход к проблеме. Образ культуры в любой её точке стереометричен
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ Образ культуры в любой её точке стереометричен. Всё отражается во всём, и каждый феномен как бы растворяется в бесчисленном количестве разнонаправленных связей и отношений. Любые аналитические процедуры мышления, в силу своего линейного характера, способны лишь к выделению отдельных плоских проекций неуловимого стереометрического целого, которое никоим образом не желает сводиться к механической сумме этих отдельных аналитических проекций. Стереометрическое целое культурного феномена отличается от своего понятийного образа, сконструированного из частных аспектов, как организм от механизма. Однако сам линейно-последовательный характер направленного во времени потока мышления не позволяет нам вырваться за пределы аналитически-проекционного способа моделирования наших представлений. Даже если обратиться к интуитивно-симультанным формам восприятия реальности, известным как наитие, откровение или инсайт, то всё равно любой дискурсивный способ полученного в результате знания будет неизбежно носить всё тот же линейно-последовательный характер. Интуитивный способ понимания более адекватен предмету, ибо онтологически параллелен самой целостной природе феномена. Но при этом полученный опыт не может быть адекватно транслирован вовне, не подвергаясь линейно-аналитическому переводу в дискурсивные формы той или иной языковой системы. Таким образом, этот опыт, при всей его экзистенциальной значимости и переживаемой субъектом императивной безусловности, остаётся опытом индивидуальным и не может быть адекватно преобразован в опыт социальный. Далее, прежде чем поставить вопрос о том, что можно предпринять в подобной ситуации, следует определить свою позицию по отношению к вечному и проклятому вопросу: рационален или иррационален окружающий нас мир. Причём речь идёт не о решении этого вопроса — как свидетельствует многовековой опыт, доказательного решения здесь не существует, — а именно об определении позиции. Из наблюдения за последовательным крушением всяческих рационально объясняющих мир систем всегда можно сделать два различных вывода. Один провоцирует очередную волну иррационализма, как правило сопровождаемую мазохистским самоуничижением человеческого духа и “похоронами бога”. Другой вывод, напротив, связан с констатацией ограниченности знания, а кризис парадигм и методологий рассматривается в контексте недостаточной рациональности самого мышления, при том что сама эта рациональность как таковая признаётся неотъемлемым качеством реальности. Есть и третий вариант. Мир признаётся частично рациональным. В “неклассической” картине мира этот самый мир как целое не существует. Есть фрагменты, локусы, срезы и аспекты, для ориентирования в которых мышление строит всякий раз особую “региональную онтологию”. Здесь не место затевать длительную дискуссию. Ограничимся лишь одним штрихом. Если мир дезинтегрирован и не существует как целое, то не существует как целое и параллельно ему дезинтегрированное мышление. Это нельзя не признать, если считать, что мышление само является частью реальности и единосущно ей, а не созерцает эту реальность из какого-то запредельного пространства. Иначе говоря, признавая рациональность установок и инструментов мышления, мы обязаны признать соответствующую рациональность самоорганизации внешней реальности. В противном случае, откуда бы взялась рациональность мышления, если мир как таковой иррационален? С другой стороны, как бы ни было дезинтегрировано научно-аналитическое сознание постмодернистских мыслителей, их мышление тем не менее остаётся вполне определённым образом интегрировано в рамках личности как целого, что в случае необходимости может быть подтверждено психиатрической экспертизой. И что с того, что характер этой интегративной связи, как правило, не осознаётся самим субъектом? То же можно, на наш взгляд, сказать и о культуре в целом. По нашему мнению, интегративные связи между различными “региональными онтологиями” существуют, иначе культурный универсум распался бы на изолированные фрагменты не теоретически, но и практически, а этого все же не происходит. Некие нерефлектируемые (или по крайней мере труднорефлектируемые) принципы смыслополагания, группирующие “смысловые облака” вокруг сквозных семантических инвариантов, продолжают связывать бесконечно дробящиеся, умножающиеся и разбегающиеся линии культурной феноменологии. Далее, если мы осмелимся признать, что недостатком рациональности страдает всё-таки наше сознание, а не сама культурная реальность, то возникает вопрос — не менее вечный и проклятый, — что принять за то всеобщее основание, из которого можно было бы вывести всё пугающее многообразие культурной реальности? Осознавая всю рискованность постановки самой задачи, мы всё же, хотя бы в рабочем порядке, выдвигаем системно-культурологическую гипотезу, где всеобщим принципом является смыслообразование, основанное на типологии структур, образуемых бинарными расчленениями первоначальных синкретических целостностей и возникающими между этими структурами отношениями. Из предшествующих разделов становятся ясны как сами содержательные грани концепции, так и её методологические основания, не сводимые к одним лишь структуралистским методам, но опирающиеся также и на классическую диалектику, и на разнообразные “диалогические” представления гуманитарной мысли XX в. Любые объясняющие теории, построенные на принципе бинарных оппозиций, от спекулятивистской диалектики Гегеля до классического структурализма или юнгианства, рано или поздно подвергались жестокой и обоснованной критике. Но, критикуя системы, никто не опроверг самого принципа бинарных расчленений — метакода культуры как целого. Всеобще-оппозитную сущность культуры можно просто не замечать. Это с успехом получалось у Ветхого Адама, погруженного в архаическую нерасчленённость. Но с утратой интеллектуальной девственности игнорировать тотальный дуализм, объединяющий объективную самоорганизацию внешнего мира и упорядочивающие механизмы мышления, становится всё труднее. Изощрённый интеллект склонен скорее делать вид, что не замечает этого дуализма. Строя неосинкретические модели с неоппозитными отношениями и табуируя то тот то другой вид расчленяющих процедур, неклассический дискурс загоняет этот дуализм вглубь, как бы затеняя его и придавая ему скрытую форму. Дуализм, который можно лишь весьма ограниченным образом завуалировать на понятийно-содержательном уровне и совершенно невозможно ни в малой степени исключить из самого языка, подспудно присутствует даже в самых “текучих”, самых “амбивалентных”, самых “интерсубъективных” моделях, выстраиваемых постструктуралистами и деконструктивистами в рамках неклассических парадигм. Признавая безусловную эвристическую ценность данных парадигм, мы всё же не склонны бежать от бинарной структурности в стремлении слиться с тотальной текучестью смысла. Тем более, что убежать от него, как нам представляется, невозможно. Впрочем, мы знаем только три способа: вернуться в утробу матери, вернуться в природное (докультурное) состояние или достичь божественности, в которой снимается весь опыт культуры со всеми её расчленениями. Пока ни один из этих путей не представляется реализуемым, остаётся совершать интуитивные трансцендирующие “скачки” и постигать мир в симультанном откровении, примиряясь с тем, что это постижение не выходит за пределы индивидуального экзистенциально-духовного опыта, — на такой путь наставляют нас различные мистические, оккультные, восточные (в широком смысле магические или неомагические) традиции. В ином случае остается идти путём рационалистического дискурса, где принцип линейной последовательности форм сознания и языка сочетается с дуалистическим изоморфизмом этого сознания (и шире, ментальности вообще) и самих структур внешнего мира. Соединение принципа структурной дуализации с принципом линейно-аналитической последовательности и составляет дискурсивно-методологическую основу интерпретации культурных феноменов, которую мы называем принципом структурно-семантического каталога (ССК).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |