КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резюме к главе IV
Вышеприведённый раздел посвящен системно-культурологическим коррективам к современным семиотическим представлениям. Необходимость таких коррективов диктуется прежде всего знаковой природой самих культурных смыслов во всём их необозримом многообразии. С другой стороны, необходимо было отметить разницу в подходах к материалу, каковым являются эти самые смыслы, между собственно семиотической наукой и системной культурологией. Разница, однако, не носит полемического характера, а вырастает из сопоставления различных углов зрения, где сами методологические установки, лежащие в основе той или иной семиотической концепции, начиная от “отцов-основателей” Пирса и Соссюра до постструктуралистов и деконструктивистов Деррида и Лакана, становятся предметом культурологического анализа и рассматриваются как феномен, возникающий в определённом и конкретном культурном контексте. Чрезвычайно важным с культурологической точки зрения (которую можно, впрочем, считать и философской) является введение в анализ процесса семиозиса нового понятия — объект-медиатор. Объект-медиатор — это предмет или представление, то есть материальная или идеальная структура, который, выступая объектом для я, есть в то же время и объект для отчужденного нечто. Сущностная функция объекта-медиатора заключается в том, что он служит средством преодоления субъектно-объектного отчуждения между я и нечто. Онтология предмета-медиатора располагается как бы на полпути между бессознательно реализуемым в потоке витального континуума экзистенциальным я и отчуждённым прафеноменом — нечто. Объект-медиатор снимает в себе онтологическую антитезу я и нечто, адаптируя прафеномен (нечто) к партисипационной рецепции субъектом (природнение, освоение, прагматическое использование и т. д.). Объектами-медиаторами выступали первичные элементы культуры: орудия труда и технологические приспособления, одежда и предметы быта. В области идеальных и в конечном счете гораздо более значимых структур это первичные языковые морфемы и образованные из них лингвистические конструкты, в особенности имена, табу и нормы, тотемистические образы, формулы ритуальной практики. Объект-медиатор возникает всякий раз в результате особого и неповторимого духовно-энергетического акта и специфического партисипационного переживания. В то же время он есть результат онтологического диалога между субъектом и отчуждённым прафеноменом, выступающий в качестве опредмеченной формы преодоления этого отчуждения. Объект-медиатор, формирующийся на границе субъектно-объектного взаимодействия, всегда обладает своеобразной самостностью, не сводимой к значениям и функциям, которыми его наделяет субъект. Собственно говоря, рождение объекта-медиатора знаменует рождение культуры, поскольку именно они, объекты-медиаторы, “вклинившись” или став своеобразной “прокладкой”-мостом в расширяющейся пропасти отчуждения между прафеноменом и переживающим я, ознаменовали начало разворачивания культурного способа бытия как формы преодоления этого отчуждения. Объект-медиатор — искусственный феномен. Его генеральная функция — субъектно-объектная медиация по тому или иному прагматическому поводу. Но природа не только глубоко синкретична, она знакова, поскольку искусственный феномен в любом случае, в отличие от природного прафеномена, выступает знаком трансцендентных принципов упорядочения, единичным “застывшим слепком” которых он является. Можно сказать, что знаковость здесь продуцируется неравенством культурного (искусственного) феномена самому себе в смысле несводимости его к сумме внешних эмпирических характеристик или прагматических функций. Далее, выделяя наиболее значимые коррекции к семиотическим концепциям, мы акцентируем внимание на том, что знаковые структуры были максимально сращены с базовыми для них мыслеформами лишь на самых ранних стадиях становления культуры. Само это становление выражается, в частности, в постепенной замене первичного изоморфно-изофункционального тождества все более и более опосредованной корреляцией. Всякая знаковая структура, определившись в границах значения, начинает жить автономно от генетической цепочки породивших ее мыслеформ. Поэтому, говоря о более поздних эпохах, необходимо проводить специальную работу по выявлению и описанию тех мыслительных процедур, посредством которых этот изначально чисто когнитивный процесс переводится в конкретные знаковые формы. Для предварительного определения важнейшего вопроса о статусе базисного смысла (значения, по Пирсу, наиболее близкого к общеупотребительному) мы сочли возможным условно разделить все потенциальные смысловые позиции по отношению к данному феномену на две группы. Первая группа — сумма значений ассоциативных. Они спонтанны, произвольны и релятивны, а также субъективны и необязательны. Вторую группу представляют значения, которые можно назвать функциональными. Они вырастают из того первичного смыслового субстрата, который как необходимость опредметился в данном феномене. В рамках конкретной культурной традиции этот смысловой субстрат задаёт круг безусловных функциональных значений. Последние составляют как бы своеобразные эйдетические ниши в предметно-смысловом пространстве культуры, функционально онтологизующие заполняющие их феномены, которые хранят пути генетизации цепи мыслеформ, восходящих к первосмыслам и первообразам. Наконец, эйдетические ниши смысловых субстратов, опредмеченные эмпирическими феноменами, эманируют (испускают из себя) расходящееся облако рассеивающегося смысла. Рассеивание или отпадение производных смыслов происходит кругами. Сначала безусловная связь феномена и его семиотического образа заменяется условной (например, посредством символики: аллегории, метафоры, эмблемы и др. конвенциональные фигуры), а затем принудительной. А далее уже начинается сфера значений ассоциативных, т. е. произвольных и необязательных. Существенной культурологической коррекцией к семиотическим теориям является фиксация важнейшего и универсального процесса смещения партисипационного переживания от самого исходного прафеномена к замещающей его знаковой конструкции. Смыслообразующая энергия переживания “делегируется” из мира прямых проявлений континуального природного психизма в мир их дискретных знаково-инобытийственных, т. е. собственно культурных, репрезентаций (семиотических эквивалентов). Вторичная рефлексия и порождаемая ею прогрессия производных расчленений с соответствующим образованием “знаков знаков” и “образов образов” разворачивается уже в автономном пространстве культурного смыслеобразования. По прохождении этой отправной точки сознание включается в партисипационные отношения не с прафеноменом, а со знаковым конструктом, входя в пространство связанных с ним значений. Это пространство значений, окружающее эйдетическую нишу, сложившуюся вокруг прафеномена, можно назвать гравитационным полем прафеноменального эйдоса. Для культурологического подхода важно определить, где пролегает граница адекватного соотношения знака и означаемого в рамках продуктивно функционирующей феноменологической ниши, а где начинается поле дурной бесконечности вторичного и третичного знакотворчества по поводу базового значения. Замыкаясь в себе, язык не просто начинает жить самостоятельной жизнью — он начинает отрицать тот прафеноменальный материал, на котором взрастает и инобытийственным выражением которого являете я. В этом случае базовое значение теряет безусловность и становится одним из возможных в ряду других. Наблюдая за движением фронта рефлексии, можно в общем виде описать основные фазисы семиотического цикл а, в полном или редуцированном виде протекающего как в макрокультурных исторических образованиях, так и в локальных культурных традициях. Семиотический код, соответствующий новообразованному смыслу, находится и устанавливается не сразу. Изначально полагается более широкая семиотическая сфера. В ней смысловой феномен получает несобственные, замещенные номинации, данные как отпадения от уже имеющихся в культуре устойчиво конституированных смысловых конструкций. Далее изначально размытая сфера производных значений какой-либо внешней (иноположенной ей) смысловой структуры постепенно сужается, вычленяясь из “родового” синкрезиса. Феномен послойно отчуждается от обобщённо-коннотативных значений и обретает наконец своё собственное завершенное инобытие в виде адекватного и автономного семиотического конструкта. За рабочий критерий адекватности здесь можно принять сам факт установления устойчиво закрепляемой в культуре стандартной связи между феноменом и его семиотическим эквивалентом. И, с другой стороны, замещение во вторичной рефлексии партисипации к самому феномену партисипацией к его знаковой ипостаси. Таким образом, семиозис всегда догоняет. Действительно, всякий феномен получает имя в культуре значительно позже, чем обнаруживаются его реальные феноменологические проявления. Обобщённо перечисляя фазисы семиотического цикла, мы выделяем следующие. 1. Целостное нерасчленённое апофатическое переживание. 2. Распад партисипационного единства под действием отчуждающей рефлексии. 3. Первичная семиотизация в замещенной форме. 4. Обретение адекватного кода. 5. Окончательное смещение партисипационного переживания к знаковой структуре. 6. Замыкание знаковой структуры полностью в себе. Таковы вкратце основные моменты, наиболее значимые для прояснения проблем семиозиса в контексте нашей системно-культурологической концепции. глава V
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |