КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Городская мифологема в автомодели культуры. Опыт анализа с применением принципа структурно-семантического каталога 1 страница
Если исходить из утвердившегося представления о том, что архаический миф выступает метатекстом по отношению ко всем последующим текстам культуры, то мифологема города может быть рассмотрена как одно из наиболее широких полей, в которых всеобщие культурные смыслы находят своё частное выражение в специфических знаковых системах. Фундаментальный для всей человеческой истории процесс разделения города и деревни длился на протяжении тысячелетий. Его завершение и, соответственно, окончательное становление города как города происходят лишь в эпоху Средневековья. Однако постепенное вычленение города из поселений городского типа, начиная с Иерихона и Чатал-Хююка, и складывание первичной оппозиции город—не-город уже позволяет говорить или по крайней мере предполагать, что образ города и соответствующий круг стандартизуемых семантико-аксиологических связей заняли значимую нишу уже в самых архаичных слоях культурной памяти цивилизованного человечества. Несмотря на скудность прямых исторических свидетельств, думается, можно предположить, что с эпохи зримого начала процесса разделения города и деревни (ок. V—IV тыс. до Р. X.) начинают формироваться и семантико-аксиологические константы того смыслового пространства, в котором структурируется и эволюционно разворачивается мифологема города. Необходимо оговориться, что далее речь пойдёт именно о мифологеме город а, а никак не о самом городе. Это значит, что предметом рассмотрения будет выступать город в контексте автомодели культуры, а не в качестве исторической реальности с её конкретной социально-экономической, демографической, архитектурной и прочей спецификой. Соотнесение автомодели культуры с её историке-эмпирическим образом — совершенно иная тема.
Даже при самом общем обзоре вышеозначенного смыслового пространства становится очевидно, что образ города присутствует уже в самых древних семантических слоях култьтурогенеза. Наряду с образами земли, источника, пещеры, морского дна, образ города соотносится с рождающим чревом Великой Матери и в широком смысле с женским началом вообще. Эта связь, неоднократно отмеченная в работах Юнга, обычно интерпретировалась им как символическое соотнесение города с матерью, дающей приют и безопасность своим жителям-детям. Поэтому Рея и Кибела, а также изофункциональные им женские образы носят корону с зубцами наподобие городских стен. Однако, если символы выступают как закрепление в культуре магических или, точнее, магическо-прагматических связей и отношений, то связь образа города с материнским началом имеет более глубокие основания, чем некие необязательные с современной точки зрения образные ассоциации. Как уже говорилось, в ряду номинаций, обозначающих первичное, нерасчленённое состояние универсума, наряду с кругом, мандалой, первосуществом и нек. др. присутствует также и понятие уроборос (см. первые главы книги). Круг устойчивых значений, связанных с этим понятием, адресует к представлениям о пребывании ребёнка в чреве матери. Последователи аналитической психологии выделяют здесь такие моменты, как невинный инцест с матерью, гермафродитизм и прасексуальность. Выход из уробороса являет распад первичной целостности и, соответственно, первичный акт становления индивидуального сознания. С этого момента осознающий себя субъект обречён пребывать в мире дуальных оппозиций и строить свою собственную стратегию бытия в этом бинарно-конфликтном пространстве. Здесь, в соответствии с развиваемой нами концепцией, к неоднократно постулируемому принципу совпадения онто- и филогенеза возникают основания добавить ещё и культурогенез. Сам этот тезис уже был заявлен выше. Проецируя его на историко-культурный материал, можно попытаться выявить изоморфизм исторически эволюционирующей мифологемы города и универсальной прамифологемы, связывающей природное, индивидуально-психическое и социокультурное в человеческой ментальности. Напомним основные черты этой прамифологемы, иллюстрирующей великий триадический принцип: выход из уробороса, связанного с образом Великой Матери, — это прорыв от нерасчленённой и непротиворечивой бессознательной природной стихийности к дуалистически разорванному миру культуры. Здесь матриархат как стадия эволюции психического соответствует матриархату как стадии эволюции историко-культурной.
Далее, выделенное из лона матери сознание находится по отношению к нему в подчинённом и беспомощном состоянии. Затем, обретая всё большую самостоятельность, сознание соотносится с богом — спутником Великой Матери, её любовником и, наконец, её оппонентом. На этой стадии взрослого Я (в терминах аналитической психологии) культура в лице своего обретающего автономность субъекта замыкается в себе. А образ Великой Матери, претерпевая инверсию, начинает соотноситься преимущественно с негативными значениями дикой природы (в смысле хаоса), смерти, крови и т. п. Необходимость аксиологически непротиворечивой конденсации этих значений (образ матери всё-таки изначально выступает как носитель положительных значений и до конца от них неотделим) порождает образ Мачехи. Сюжетное разнообразие конфронтационных отношений с Великой Матерью, развёрнутое в древневосточной и античной мифологиях, сводимо в целом к следующим позициям: бегство от Матери, противостояние ей и отказ от её любви. Здесь первичная метаоппозиция я—другое, являющаяся общей отправной точкой для любых цепей структурно-семантического каталога, первичным образом оформляется в более конкретную и разветвленную структуру. (Например, одним из ответвлений, восходящим к мифологеме Великой Матери, является мотив враждующих близнецов.) В древнейших слоях культурной памяти, сформировавшихся, по-видимому, ещё в самом начале процесса вычленения поселений городского типа, эти протоурбанистические образования и образ Великой Матери были объединены глубочайшей магической связью. На описываемой стадии культурогенеза синкретизм настолько всеобщ, что изоморфное во многом совпадает с изофункциональным. Образ городского поселения может выступать как магический коррелят или инополагание образа Великой Матери, как его объективированное бытие в переживании социального коллектива.
Одним из ключевых медиаторов между этими двумя образами служит первотектон круга (см. главу II), образующий в совокупности своих морфологических и символических коннотаций самостоятельное звено структурно-семантического каталога. Образ круга как бы прокладывает между образами Великой Матери и города опосредующий слой смысловых корреспонденции. Помимо хорошо известных значений круга как формы, разграничивающей внешнее и внутреннее пространство, важно напомнить, что круг, как первотектональная модель структурирования культурных смыслов, гораздо сильнее, чем стадиально наследующий ему правильный четырёхугольник, связан с природным началом. В этом смысле круг знаменует ранние стадии перехода от природного к культурному. И если связь круга с женским началом почти универсальна для всех архаических традиций, а изображение города в виде круга сохранилось вплоть до современной картографии, то перед нами, несомненно, не игра мёртвых символов или необязательных метафор, а основополагающая смысловая структура, проступающая сквозь многослойные ряды последующих семантических трансформаций. Становление города как города происходило в процессе его вычленения из архаических поселений, которые условно можно определить как поселения деревенского типа (ибо до разделения города и деревни ни города, ни деревни в собственном смысле не было). Этот шаг к собственно цивилизационному способу бытия означал окончательный выход сознания из первичного синкрезиса материнского уробороса. Однако нет большего заблуждения, чем полагать, будто при этом природное или, точнее, предкультурно-синкретическое начало оказалось где-то позади. Город, в отличие от деревни, которую в каком-то смысле можно назвать воплощением концентрированной природности, задаёт доминанту собственно цивилизационных и, даже шире, собственно культурных принципов и механизмов упорядочивания бытия. А компонента природного в этом случае выступает своего рода сублимированной основой всякой осмысленной культурной активности. Ментальность городского жителя оказалась, таким образом, полем динамического развития культурных принципов, отвоёвывающих себе жизненное пространство, дробя первичный синкрезис на отдельные автономные феномены и сущности.
Но великая метакультурная драма материнского уробороса, драма Великой Матери и восстающего против неё ребёнка, потеряв с распадом синкрезиса самотождественную форму, зафиксировалась в вышеозначенной мифологеме и скрылась за сублимативными слоями культурной памяти. Покинув сферу вневременной эйдетической актуальности, миф материнского уробороса актуализовался через своё инобытие, т. е. через историю культуры, канализуясь и воспроизводясь через единосущный ему феномен города. А оппозиция мать — дитя (имеется в виду та стадия мифа, когда уже достигнуто состояние дуальности) трансформируется в оппозицию город — субъект городской среды. Так оформляется следующий уровень структурно-семантического каталога. Каждый уровень вертикальной цепи содержит в себе развилку, т. е. множество направлений отслеживания дальнейшего наращивания структурных звеньев. Поскольку мы сочли целесообразным рассматривать не формы сублимативного проявления указанной прамифологемы в реально историческом городском бытии, а выявить её структурно-семантические трансформации в автомодели городской культуры, то, достигнув точки развилки, мы выбираем тот путь дальнейшей прогрессии, который связан со становлением художественного сознания как одного из вернейших индикаторов становления этой самой автомодели. Добавим, что этот выбор не связан с особым пристрастием авторов к чисто искусствоведческой проблематике как таковой в контексте общекультурологического анализа. Направление анализа вполне могло бы быть и другим. Просто становление визуальных смысловых конструкций автомодели культуры, в силу доминирующей в культурологии традиции литературоцентризма (в широком смысле — логоцентризма), исследовалось значительно меньше, чем её (автомодели) вербальные формы. Нам же представляется интересным проследить процесс становления художественного сознания как зеркала разворачивания мифологемы и представить этот процесс в виде последовательной прогрессии звеньев структурно-семантического каталога. Прежде всего, напомним одно из важнейших общетеоретических положений: если применительно к исторически отдалённым временам говорится о распаде синкрезиса, то это вовсе не означает, что синкрезис с какого-то момента перестаёт существовать вообще. Можно говорить лишь о начале процесса распада. Синкрезис перестаёт существовать как тотальность, но продолжает занимать доминирующее положение в ментальном и бытийственном пространстве, лишь постепенно уступая отдельные участки этого пространства семантически автономным и семиотически оформляемым сущностям. Этим, в частности, и можно объяснить, что в искусстве как в универсально семиотической системе отдельный феномен оказывается значительно старше четко выделившихся и осознавших себя как таковых форм художественного сознания. Итак, самоопределившись в оппозиции к деревне, город осознал себя как город и вступил в цикл самостоятельного существования. При этом комплекс уробороса и связанная с ним семантика сублимировались, частично и фрагментарно высвечиваясь в различных срезах культурного сознания. В Ветхом Завете о городах часто говорится как о женщинах. К комплексу уробороса восходят также и образы братоубийц-градостроителей Каина и Ромула. Отталкиваясь от древнейшей магической семантики и используя её как основу, городское сознание стало на путь моделирования собственно городской мифологемы, что соответствует психической стадии пробуждения самоосознающего я. Начиная разговор о самой городской мифологеме, следует помнить, что выделяя и рассматривая те или иные её аспекты (морфологический, функциональный, структурный) как нечто различное, мы способны построить лишь умозрительно-механистический образ целого. Такой образ, представляющий собой суммативный набор автономных аспектов, никоим образом не может быть признан адекватным исследуемому феномену, поскольку природа последнего синкретична. Но, как нельзя вторично войти в утробу матери, так нельзя и возродить синкретические формы рефлексии. Поэтому придется удовлетворяться проекцией синкретического феномена, выстраиваемой в понятийно-терминологическом поле рационально анализирующего сознания. Прежде всего следует отметить, что древние города всегда строились на основе некоей сакральной топологии, происходящей из магической традиции данного народа. Расположение города в целом и его отдельных частей — ворот, храмов, цитаделей — никогда не было случайным или чисто утилитарным. Духи местности, демоны стихий, племенные боги-покровители, зачастую сохраняющие тотемистические корни, — все эти персонажи сакрально-магического космоса, взаимодействуя и борясь друг с другом, порождают сложную и непостижимую рациональным сознанием духовно-энергетическую “розу ветров” или, иначе говоря, некую систему координат сакральной топографии, где гетерогенность топографических зон связана со “сферой влияния” запредельных сил. Разнонаправленность и разнохарактерность мистических энергий несомненно определяют большую вариативность моделей поведения городского жителя по сравнению с жителем сельским. Это очевидно, хотя в традиционной системе научной аргументации доказать невозможно. Во всяком случае можно утверждать, что гетерогенность духовно-энергетического пространства городской среды постоянно ставит городского жителя в позицию выбора. Содержание выбора варьируется широко: от выбора бога (духа)-покровителя (объекта партисипации), до выбора товара или женщины (мужчины). И, несмотря на все привносимые культурой регламентации, это постоянное пребывание в ситуации выбора неуклонно педалирует становление автономной самостности субъекта. Вполне очевидно и то, что в относительно гомогенном духовном космосе деревни эти процессы жестко блокируются. Одним из первичных актов самоопределения сознания в дуальном мире является семантико-аксиологическое зонирование пространства в оппозиции центр — периферия. Полагая сам город в качестве центра по отношению к сельской периферии, городское сознание зонирует и само внутреннее пространство городской среды. Формируется единый семантический ряд в виде фрактальной триады город — храм — дом. При этом семантической номинацией города как целого часто выступает периметр городской стены. Характерное для Междуречья расположение храма внутри города (обычно в центре), разумеется, не может быть признано типичным для всех домонотеистических культур, включая античность. Однако храм, как бы он пространственно ни соотносился с городом, всегда выступает элементом урбанистической среды. Элементы этой триады, составляющие необходимый и достаточный набор компонентов полноценной городской среды, сакрализуются и контаминируются в магической символике надмирного центра. Этот центр уподобляет их себе и претворяет в центры мира земного[lvii]. На данной ступени формирования городской мифологемы происходит смещение фронта развития от одной универсальной первотектональной модели к другой: от круга — к правильному четырёхугольнику. Если следовать Леви-Строссу, то культура возникает там, где появляется правило. В случае с правильным четырёхугольником это не просто игра слов. Снимая (в гегелевском смысле) все значения круга, связанные с разграничением и замыканием пространства, правильный четырёхугольник моделирует гораздо более гетерогенную среду. Вертикаль и горизонталь, образующие прямой угол — структурный первоэлемент четырёхугольника, соотносятся с элементами важнейшей антиномии культурного бытия сакрального-профанического. Вертикаль и горизонталь выступают как первичная визуально-наглядная модель семиотизации этой оппозиции. Правильный четырёхугольник приобретает, таким образом, черты знака-ипостаси самой культуры как рукотворного регулярного начала, противостоящей стихийным формам природы (здесь и далее см. главу I). При внешней устойчивости и завершённости, отражённой во многих символических системах, внутреннее пространство правильного четырёхугольника органично для дальнейшего членения и зонирования на изоморфные фрагменты, а также для семантизации этих внутренних зон. Не случайно именно правильный четырёхугольник однозначно утвердился в качестве формата в изобразительном искусстве. По ходу дела заметим, что в культурах устойчиво синкретических, типа индийской или китайской, квадрат ещё сохраняет архаические коннотации, связанные с женским началом и стихией земли. Что же касается четырёхугольника неправильного, то он практически всегда соотносится со значениями болезненного, ущербного, несформированного[lviii]. Прямоугольный принцип лег в основу структурирования городского пространства. Это и сами призматические и кубообразные городские постройки классической древности, своей лапидарной рукотворностью и гигантизмом бросающие вызов природной стихийности. Это и постепенно утверждающийся и оформленный в гипподамовой системе[lix] принцип прямоугольной планировки, веками полемизировавший с произвольной неупорядоченной застройкой. Это, наконец, и сам городской перекрёсток с его амбивалентной символикой двойственного богоявления[lx], не говоря уже о разнообразных значениях крестообразной формы как таковой. Не случайно, что универсальным модулем, канализирующим фрактальные отношения в триаде город — храм — дом, стал куб, простейшая из совершенных и совершеннейшая из простейших фигур, полагаемая в качестве таковой вплоть до эстетики Гегеля. Выступая то как самостоятельный элемент семантического ряда, то как общий коррелят по отношению к другим элементам, куб явлен не в форме отвлечённого нематериального представления, а в соединении с другим равноположенным образом — камнем. Так, изначальная абстрактная схематическая структура, опосредуясь материалом, наполняется семантическими коннотациями. Конечно, и в деревне могут стоять каменные постройки, может и город быть деревянным, но, вместе с тем, устойчивая связь семантики камня с образом города несомненна. Твёрдость и надёжность камня корреспондирует с идеей вечности и нетленности города, имеющего часто божественное происхождение. (О божественном происхождении города часто говорится, например, в Библии, и не только.) Правильно обработанный камень соединяет идею целенаправленного созидательного ритма с идеей преодоления хаоса, тлена и разрушения. В ряду первотектональной семантики числа 4 и квадрата образ кубического камня связан с переживанием божественно-совершенного и окрашивается сильнейшим религиозно-этическим чувством, выступая, таким образом, активнейшим партисипационным медиатором. Присутствуя в этом качестве как элемент многочисленных иконографических формул, он тесно переплетается, а порой и отождествляется с образом храма. Последнее справедливо по крайней мере для аврамических культур[lxi]. Еще раз вернёмся к одному из важнейших положений: семиотизация или “имянаречение” — это оформление выделяющихся из синкрезиса потенциальных смыслов феноменов и блоков, онтологизующихся посредством семиозиса именно как феномены культуры. Дискретизуясь и автономизуясь, они вступают с отделившимся синкретическим первооснованием в дуальные отношения (например, по принципу часть-целое}. Но взятые сами по себе как целое, они в свою очередь выступают как сущности синкретические и подлежащие дальнейшей членящей семиотизации. В этой связи очевидно, что город эпохи классической древности, отделившись от протодеревни и заняв таким образом свою автономную нишу в культурном космосе, сам по себе, как целое представлял собой феномен глубоко синкретический. Это означает, что рефлексия городской ментальности по поводу города как такового ещё находится в стадии становления и выражается в несобственных формах. Образ города как явления особенного теряется и растворяется в семантических рядах магически-синкретического континуума. Его, собственно города, духовная энергия, ещё слабо оформленная в понятиях и образах, распыляется и “растаскивается” сакральными персонажами древних магических сценариев — царями, богами-покровителями, с их священными именами и ипостасями. Город осознаётся едва ли не прежде всего как зона локализации центрального храма, места обитания богов и, следовательно, центра освоенного мира. В такой структурно-смысловой ситуации город может выступать вторичной замещающей номинацией храма. Изображения самого города в древнем искусстве (напомним, что мы решили прослеживать цепь структурно-семантического каталога именно в этом направлении) всегда лапидарны и схематизованны. Иное дело — изображения городских богов, связанных с ритуальным комплексом центрального городского храма. Не случайно в древности самым страшным наказанием считалась не физическая расправа с той или иной частью населения побежденного города, а переселение (изгнание) городских богов. Лишаясь богов, город лишается храма. А без храма город уже не город. С храмом он теряет не только невосполнимый элемент целостной городской среды, но прежде всего некий метафизический витальный стержень, сакральную основу бытия, центрирующую духовную жизнь каждого городского жителя. Итак, на ранней, синкретической стадии формирования городской мифологемы рефлексия городского менталитета по поводу самого города носит ещё неразвёрнутый, подчинённый характер. И, конечно же, здесь не может быть и речи о сколько-нибудь адекватном отражении этой еще только становящейся мифологемы в художественном сознании, хотя бы потому, что последнего ещё просто не существовало в собственных формах. Не было его и тогда, когда на заре христианской эпохи мифологема города стала обретать собственную семантику, подытоживая громадную работу, проведённую античностью по дроблению древнего синкрезиса. Здесь уместно вспомнить об одном парадоксе культуры, о котором уже было сказано вскользь в предыдущих разделах и к которому ещё предстоит вернуться в связи с предстоящим впереди разговором о механизмах культурной динамики. Ностальгия по утраченному раю непротиворечивого, не-дуального существования — неустранимый фон человеческого бытия в культуре. Отсюда постоянное стремление Традиции, воплощающей древнюю ритуально-магическую целостность или хотя бы смутное воспоминание о ней, блокировать и сузить инновационное поле культуры с его разворачивающимися системами автономизующихся кодов, дробящими и “растаскивающими” энергию сакрального Единого (духовного Абсолюта). Под действием стабилизирующей интенциональной константы (см. выше) одна из сильнейших тенденций человеческой ментальности нацелена на сохранение status quo и минимизацию изменений сложившихся смысловых и, соответственно, бытийственных структур. Иногда необходимость изменений осознаётся только при угрозе полной катастрофы и хаотизации. Дилемма изменение или смерть — сквозной мотив историко-эволюционного процесса. Пронизывая все духовные учения от Платона и Конфуция до Будды и даосизма и от Заратуштры до Ветхого Завета, эти реставрационно-ностальгические мотивы вынуждены оформляться в кодификационных системах современной и порицаемой ими культуры. И сколь ни велика была бы тяга к молчанию и благородной апофатике, уста пророков раскрываются, дабы укорить профанизующуюся культуру в отпадении от Традиции, репрезентирующей Единое. И тут оказывается (вот уж поистине слово изреченное есть ложь!), что выступая от имени священной Традиции и по сути воплощая её в себе, мыслители, называя, имянарекая и описывая феномены отпадения, уже этим самым их семантизуют и онтологизуют. Причём они, мыслители, невольно освящают эти профанные феномены ореолом своего священного авторитета и косвенно вписывают их в освоенный космос сакральной Традиции. (С каким аксиологическим знаком — неважно, ибо, конституируясь в бинарных смысловых структурах эти феномены в любом случае приобретают ценностную амбивалентность как качество, приспосабливающее их к потенциальным инверсионным перекодировкам.) Новообразованная сумма инновационных феноменов культуры, таким образом, обретает онтологический статус и получает импульс к дальнейшему разворачиванию. Так порывы вернуться назад парадоксальным образом динамизуют культуру[lxii]. Чем чаще в Ветхом Завете встречаются осуждающие сентенции по поводу недостойного образа жизни жителей того или иного города и самого города как такового, тем выше и значительнее специфическая самостность города в ветхозаветном сакральном космосе. К началу христианской эпохи город уже вполне оформился как самостоятельная модель мира. Таким образом, отправной точкой дальнейшего имманентного разворачивания данной мифологемы является её внутреннее расчленение. Оно выражается в рождении концепции двух градов: града земного и града небесного (Небесного Иерусалима), выступающих номинациями полюсов важнейшей для христианства вертикальной оппозиции — мира дольнего и мира горнего. Последнее ознаменовало чрезвычайно значимую фазу в цепи структурно-семантического каталога: отчётливый выход феномена из синкретического состояния и предварительное обретение самостоятельной феноменологической ниши, отмеченной собственными, хотя ещё и очень внутренне синкретическими, семиотическими формами. Формируя собственную феноменологическую нишу, образ города вступает в сферу имманентного саморазвития своей мифологемы путём её внутреннего структурирования в бинарно-оппозитных отношениях. Одно из самых ранних оформлений концепции двух градов мы находим и “Откровении” Иоанна Богослова. Град небесный есть отрицание града земного. Если град земной наполнен разнообразием и контрастами (торговая площадь часто помещалась прямо напротив центрального храма), то град небесный предельно целостен и гомогенизован. В эмпирическом городе элементы сакрально-магических семантических рядов типа дом/храм/город, а также семантические ряды, так сказать, произвольно-комбинаторного характера, включающие и связывающие отдельные элементы городского сакрального космоса — стену, лестницу, башню и др., — обнаруживают тенденцию а профанизующему “расползанию” и обособлению в своей утилитарной функциональности. Не таков град небесный. В его целостном пространстве все частные оппозиции и различения максимально сняты, а в идеале даже и не намечены. Великий, исходящий от Бога град видится автору “Откровения” в целостной и совершенной форме куба из “чистого золота” или “прозрачного стекла”, со стороной двенадцать тысяч стадий (“Длина и ширина и высота его равны”. Откр. 21:16). Помимо подробно описанных стен, улица — единственный выделенный в тексте элемент городской среды: “Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло” (Откр. 21:21). Кроме единственной улицы в святом городе, похоже, нет ничего выделенного — ни площадей, ни дворцов, ни перекрёстков, ни башен и т. д. Нет даже храма, ибо в этом порыве сакрализующей гомогенизации храм непосредственно отождествляется с самим Богом: “Храма же я не видел в нём; ибо Господь Бог Вседержитель — храм его” (Откр. 21:22). В святом граде нет даже смены дня и ночи: “ворота не будут запираться днём, а ночи там не будет” (Откр. 21:25). Так заявляет о себе сознание, ориентированное на сакрально-синкретический Абсолют, начинающее строить автомодель культуры под семантической оболочкой образа города, беря за основу его метафизически идеальный праобраз. Реальный город ещё почти не имел своих форм отражения в автомодели культуры, а Небесный Иерусалим уже был доподлинно описан во всех деталях. Должное в культуре всегда первичнее сущего. И автомодель культуры всегда начинает строиться с семантизации и семиотизации Должного. Вместе с тем, описание городских стен отличается вполне земной рациональностью и конкретностью. Возможно, это связано с тем, что стена здесь понимается не только в своей прямой функции, но и как онтологическая граница Святого Града и приобретает в этой связи функции медиатора. При всей нагруженности сакральной семантикой, в самой структуре этого описания обнаруживается бессознательный компромисс с топикой земного, реального города. Итак, полюса основополагающей для христианской культуры оппозиции града земного и града небесного наметились вполне определенно. Однако, как и в любой бинарно-структурной ситуации, онтологическое разведение полюсов оппозиции не может быть абсолютным. Эти полюса неизбежно связываются сначала бессознательными, а затем всё более отрефлектированными формами смыслопорождающей медиации. Ментальность городского жителя становится ареной противостояния двух градов. Но диалектика культуры переводит метафизическое и идеологически декларированное противостояние в план взаимодействия. Так, град небесный как воплощение сакрального, противопоставляя себя граду земному как воплощению греха и суеты, уже самим фактом противопоставления онтологически-симметрийно уравнивает себя со своей полярной противоположностью. И чем ригористичнее заявляет свои аргументы доктрина инополагания, тем выше статус и значимость града земного. Забегая вперёд, обобщим: сущее в культуре всегда онтологизуется в оппозиционном инополагании к предсуществующему должному, где между этими полюсами разворачивается поле инверсионно-медиативных структурных отношений. Если в “Откровении” Иоанна медиационные мотивы лишь слабо мерцают, то в “Граде Божьем” Августина они выражены со всей определённостью. Между двумя градами, по Августину, не существует герметично-непроницаемых границ. Общество праведников, составляющих Божий Град, смешано с царством земным, пересажено в нечестивую среду падших ангелов, еретиков, язычников, неверующих и отступников. Все частные акциденции двух градов: божественное и человеческое, абсолютное и преходящее, трансцендентное и имманентное — проникают и пронизывают друг друга. Конфликт же двух градов выносится за пределы земной истории в некое надмирное метафизическое пространство. Пространство это есть прежде всего пространство человеческой души, а институциализованным медиатором, т. е. проводником в блаженное и вожделенное недуально-гомогенизованное бытие (в христианских понятиях — Спасение), выступает Церковь. Здесь на стадии становления полюсов и определения их в своих семантико-семиотических нишах (о чём свидетельствует начало медиационных процессов — разворачивание срединного смыслового поля) вертикальное движение структурно-семантического каталога являет следующую “горизонтальную” развилку.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |