Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение предупреждения речевых нарушений




66.

ОНР.

69.

Основные положения отбора детей в спец. учр-ия. Отбор и зачисление в группы для детей с нарушениями речи в ДОУ. Отбор детей и комплектование группы логопунктов общеобразовательных школ и комплектование спец. школ для детей с нарушением речи.

65.

Успешному развитию сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи способствуют:

• совершенствование диагностики речевых нарушений и дифференцированная диагностика, позволяющая проводить отграничение детей с речевыми нарушениями от других ано­малий, иногда внешне сходных, но имеющих разную природу возникновения и требующих разных методов коррекции; • определение оптимальных возрастных сроков выявле­ния детей с различными нарушениями речи и своевременная организация дифференцированного обучения; • исследование взаимосвязи между нарушениями устной (в дошкольном возрасте) и письменной (в школе) речи;

• теоретическое обоснование предупредительной направ­ленности работы в дошкольных учреждениях; • изучение особенностей развития детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте; • разработка содержания и методов обучения дошколь­ников с учетом различных речевых нарушений; • разработка организационных вопросов и соответствую­щей документации.

В учреждениях для детей с нарушениями речи последова­тельно осуществляется обучение и воспитание по специаль­ным программам, предусматривающим, наряду со всесторон­ним развитием детей, коррекцию дефектного становления речи и вторичных проявлений, вызванных первичным (речевым) нарушением. Своевременное выявление детей с нарушениями речи и направление их на медико-психолого-педагогическую комис­сию осуществляется логопедами детских поликлиник, педи­атрами, психиатрами и невропатологами, логопедами детских садов, школьных логопедических пунктов.

Отбор в детские сады (группы) для детей с нарушениями речи

Своевременное выявление дошкольников с на­рушениями речи, правильное комплектование их в группы и специальное обучение позволяют добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей и создают благо­приятные условия для дальнейшего развития и обучения их в школе. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными речевыми аномалиями.

Для реализации дифференцированного подхода в обучении и воспитании детей, имеющих различные речевые нарушения, в дошкольных учреждениях создаются следующие группы:

• для детей с общим недоразвитием речи (3—6 лет);

• для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (5—6 лет);

• для детей с нарушением произношения отдельных зву­ков (5—6 лет);

• для заикающихся детей (2—6 лет).

Отбор детей с нарушениями речи в специальные ясли-сады, детские сады и отдельные группы при массовых детских са­дах и комплектование групп в них производится на заседа­ниях медико-психолого-педагогических комиссий и осуще­ствляется на основе соблюдения следующих принципов:

1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий. В дошкольные учреждения принимаются дети с нарушениями речи только в том случае, если они име­ют нормальный слух и первично сохранный интеллект. Большое значение в правильной диагностике приобретает понятие первичного и вторичного дефекта. (У/о дети, имеющие и нарушения речи, при­нимаются в дошкольные учреждения для детей с нарушени­ями интеллекта, так как речевые недостатки у них вторичны и обусловлены первичным нарушением интеллекта).

2. Возрастной принцип. В детские сады, ясли-сады и отдель­ные группы при массовых детских садах принимаются дети с нарушениями речи в возрасте от 2 до 7 лет, причем в каждую отдельную группу зачисляются дети одинакового возраста.

3. Принцип дифференцированного обучения детей с раз­ными по тяжести речевыми дефектами.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи

Правильное комплектование групп для детей с нарушени­ями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбо­ра. В группу с ОНР принимаются дети с разным уровнем речевого развития, имеющие различные формы речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия).Дети с первым уровнем речевого развития зачисляются в ДОУ с 3 лет на 3—4 года обучения. Дети со вторым уровнем развития зачисляются с 4 лет на 3 года обучения. Дети с третьим уровнем зачисляются в ДОУ с 4—5 лет на 2 года обучения.

Дети с ФФН за­числяются в специальное ДОУ с 5 лет на один год обучения. При наличии достаточного контин­гента детей, имеющих однородную форму речевой патоло­гии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы. Дети с ринолалией и дизартрией зачисляются на 2 года обу­чения с 4 лет.

В группу для детей с нарушением произношения отдель­ных звуков зачисляются дети, имеющие лишь фонетические отклонения. Основным признаком нарушения речи являет­ся неправильное звукопроизношение, которое проявляется по-разному. При этом для зачисления ребенка в специальную группу ДОУ необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, не менее 5—б звуков. Детей с нарушением произно­шения отдельных звуков зачисляют с 5 лет, срок обучения — полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с рас­стройством коммуникативной функции речи. Наряду с заи­канием у них может быть нарушено произношение отдель­ных звуков либо наблюдаться ФФН или ОНР. Заикающихся детей зачисляют в ДОУ с 2 лет на срок один год, с 4—5 лет­него возраста — на 2 года. Продолжение специального обуче­ния заикающихся детей от 2 до 5 лет рассматривается меди­ко-педагогической комиссией.

Наполняемость групп определяется тяжестью речевого де­фекта; так, количество детей в группах с ОНР, заиканием — 10 человек, в группах с ФФН — 12, нарушением произношения отдельных звуков — 15.

Противопоказания к зачислению

В специальные ДОУ (группы) не принимаются дети:

а) со сниженным слухом; б) имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; в) с частыми эпилептическими припадками; г) с нарушением опорно-двигательного аппарата; д) с выраженным психопатоподобным поведением; е) дети-инвалиды, не обслуживающие себя; ж) дети, имеющие противопоказания к зачислению в детс­кие сады общего типа.

 

 

ОНР — различные сложные рече­вые расстройства, при которых у детей нарушено фор­мирование всех компонентов речевой системы, относя­щихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторич­ных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов кор­рекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наибо­лее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афа­зии, а также ринолалии, дизартрии — в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запа­са грамматического строя и пробелы в фонетико-фонемати-ческом развитии.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОНР. Одним из ведущих при­знаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее вырази­тельным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, по­нимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. На­блюдается недостаточная речевая активность, которая с воз­растом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпе­чаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная ус­тойчивость внимания, ограниченные возможности его распре­деления. При относительно сохранной смысловой, логичес­кой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инст­рукции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припомина­ния может сочетаться с ограниченными возможностями раз­вития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторона­ми психического развития обусловливает специфические осо­бенности мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, сни­жением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие труд­ности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигатель­ного задания по пространственно-временным параметрам, на­рушают последовательность элементов действия. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Правильная оценка неречевых процессов необходима для явления закономерностей атипичного развития детей с объем недоразвитием речи и в то же время для определения Компенсаторного фона.

Детей с ОНР следует отличать от детей, имеющих сходные состояния — временную задержку речевого развития. При этом следует иметь в виду, что у детей с ОНР в обычные сроки развива­ются понимание обиходно-разговорной речи, интерес к игре и предметной деятельности, эмоционально избирательное отношение к окружающему миру.

Одним из диагностических признаков может служить дистанция между речевым и психическим развитием. Это проявляется в том, что психическое развитие этих детей протекает более благополучно, чем развитие речи Первичная патология речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения собственно речевых трудностей их интеллектуальное развитие приближает­ся к норме.

Чтобы отграничить проявление общего недоразвития речи от замедленного речевого развития, необходимы тщательное изучение анамнеза и анализ речевых навыков ребенка.

В большинстве случаев в анамнезе не содержится данных о грубых нарушениях ЦНС. Отме­чается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные заболевания в раннем детстве. Неблагоприят­ное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефи­цит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития. В этих случаях вращает на себя внимание, прежде всего, обратимая динами­ка речевой недостаточности.

У детей с задержкой речевого развития характер речевых ошибок менее специфичен, чем при общем недоразвитии речи. Преобладают ошибки типа смешения продуктивной и непро­дуктивной форм множественного числа («стулы», «листы»), унификация окончаний родительного падежа множественно­го числа («карандашов», «птичков», «деревов»). У этих детей отстает от нормы объем речевых навыков, для них характер­ны ошибки, свойственные детям более младшего возраста.

Несмотря на определенные отклонения от возрастных нор­мативов (в особенности в сфере фонетики), речь детей обеспе­чивает ее коммуникативную функцию, а в ряде случаев явля­ется достаточно полноценным регулятором поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному развитию, к пере­носу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет скомпенсировать речевую недостаточ­ность до поступления в школу.

Периодизация ОНР. Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до раз­вернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Каждый уровень характеризуется определенным соотно­шением первичного дефекта и вторичных проявлений, задер­живающих формирование зависящих от него речевых ком­понентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяет­ся тяжестью первичного дефекта и его формой. Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюда­ются при алалии, дизартрии и реже — при ринолалии и заи­кании. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

 

 

Охрана здоровья населения относится к важнейшей функ­ции государства. Профилактическая направленность в деле сохранения здоровья и воспитания гармонически развитой личности составляет главное содержание гуманизма.

Решение этих задач неразрывно связано с профилактикой и своевременным выявлением отклонений в физическом, не­рвно-психическом и речевом развитии детей.

Число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы профилактики речевых нарушений детей и подростков принимает глобаль­ный характер. Разработке профилактических медицинских, психологичес­ких и педагогических методов воздействия предшествуют научные изыскания, позволяющие полноценно использовать защитные механизмы организма в целом.

В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдаю­щими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых на­рушений, методики и организации коррекционного воспита­ния и обучения детей. Путем специальных воздействий на детей во многих слу­чаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой пато­логии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических откло­нений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплек­сом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.

Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет не только в поликлинике, но и в ДОУ и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских педагогических учреж­дениях позволяет рано выполнять отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные за­болевания, сказывающиеся на развитии речи или способству­ющие возникновению речевой патологии.

Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечиваю­щих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, яв­ляющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положитель­но или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разраба­тываются рекомендации и нормативы по психофизиологичес­ким условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологичес­ких и педагогических знаний среди населения.

Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нару­шений и последствий речевой патологии.

Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следу­ющие задачи: а) предупреждение речевых нарушений — пер­вичная профилактика; б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;

в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.

Первичная профилактика. Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педа­гогического и психологического предупрежде­ния расстройств психических функций.

Реализация профилактического направления здравоохра­нения и специальной педагогики начинается еще до рожде­ния ребенка путем создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий, регламен­тируемых соответствующими законами и обеспечиваемых всей службой охраны здоровья матери и ребенка.

Загрязнение воздуха, воды, почвы влечет за собой рост острых и хронических (особенно аллергических) заболе­ваний, снижение сопротивляемости организма вредоносным влияниям. Наряду с этим возрастает роль и стрессовых пси­хологических воздействий, что в свою очередь ухудшает не­рвно-психологическое здоровье и иммунитет у детей. Понят­но, что и качество всех сторон здоровья родителей также продолжает снижаться, а при отягощенной наследственности дети в 2—3 раза чаще страдают тем же недугом, что и их родители.

В системе психопрофилактических мер существенное зна­чение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений в нервно-психическом и, в частности, речевом развитии ребенка.

Генетическое консультирование предполагает выяснение последствий, к которым приведет возникновение генетичес­ких заболеваний в семье, прогноз тяжести заболевания и рис­ка его повторного возникновения, уточнение способов профи­лактики заболевания и его оптимальной коррекции. Показаниями к генетической консультации считаются врож­денные аномалии у членов семьи или родственников, аномаль­ное психическое или физическое развитие ребенка, беремен­ность у женщин старше 35 лет, принадлежность к этнической группе, в которой особо высока частота какого-либо наслед­ственного заболевания, длительное употребление лекарств или воздействие химических веществ, три или более самопроиз­вольного выкидыша или случаи ранней детской смертности, бесплодие. Основные методы выявления наследственной па­тологии сводятся к распознаванию гетерозиготного носительства генов рецессивных заболеваний и дородовой диагности­ки у перечисленных групп риска.

В тех случаях, когда обнаруживается семейная отягощенность какой-либо патологией, родители должны быть хорошо информированы о возможном проявлении заболевания у ре­бенка, а также о том, какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить симптоматику наследственного заболевания.

С рождением ребенка особая ответственность за его не­рвно-психическое здоровье ложится на семью, что делает осо­бенно актуальным психолого-педагогическое просвещение молодых родителей.

Формирование характера и личностных особенностей ре­бенка начинается с самого раннего возраста. Уже ранний пе­риод постнатального развития имеет большое значение для последующих этапов формирования его психики. Сон, крик, движения и другие физиологические реакции организма но­ворожденного отражают сохранность и уровень зрелости цен­тральной нервной системы. Поэтому родители совместно с врачами должны внимательно следить за ходом становления и развития этих реакций, принимать необходимые профилак­тические меры в случае их отклонений от нормы.

 

 

От­сутствие «жесткой» автоматизации речедвигательных меха­низмов у детей школьного возраста является благоприятным фактором для компенсации отклонений от нормы и выработ­ки культуры произносительной стороны речи, а также для овладения иностранным языком.

Вторичная профилактика. Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формирова­нии его личности и поведения (вторичные расстройства).

Глубокие расстройства речи (алалии, афазия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это проис­ходит как в силу функционального единства речи и мышле­ния, так и вследствие нарушения нормальной связи с окру­жающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности.

Незрелость личности и ограниченность индивидуального жизненного опыта у детей младшего возраста усиливают роль различных биологических факторов (ранняя резидуальная органическая недостаточность, генетическая отягощенность, конституциональные особенности реактивности, нарушения гормонального баланса и др.) в генезе наблюдаемых в этом возрасте невротических реакций. Этим биологическим фак­торам принадлежит также ведущая роль в «выборе способа» невротического реагирования, т. е. возникновений тех или иных преимущественных невротических расстройств у детей млад­шего возраста (В. В. Ковалев, 1976). Выделяются четыре уров­ня преимущественных невротических нарушений у детей:

1. Соматовегетативный — 0—3 года жизни - относятся расстройства аппетита, нарушения функций желудочно-кишечного тракта, терморегуляции, сна.

2. Психомоторный — 4—7 года жизни - появление гипердинамического синдрома, тиками, заика­нием, мутизмом и другими моторными и речемоторными на­рушениями

3. Аффективный — 7—10 года жизни - наблю­даются страхи, депрессивные переживания

4. Эмоционально-идеаторный — 10—15 лет жизни - невротическая анорексия, ипохондрические сверх­ценные образования к своему «физическому Я».

При органическом поражении мозга изменяются биологи­ческие условия протекания деятельности. Новые возросшие возможности ребенка вступают в противоречие со сложив­шимся уровнем требований к нему, с тем объективным мес­том, которое он занимает в жизни.

Так как взаимодействие биологических и социальных фак­торов риска играет особую роль в речевом онтогенезе, в кор. работу должны быть максимально вовлечены родители. Они должны знать, что слабый или сиплый голос ребенка, малая двигательная активность, низкий уровень раз­вития сосательного рефлекса и проч. свидетельствуют о по­вреждении головного мозга. Возрастная незрелость психики и симбиотический характер отношений ребенка раннего воз­раста с его родителями (прежде всего, с матерью) требуют от логопеда установления доверительного контакта с ними для того, чтобы определить их отношения к ребенку, их воспита­тельные установки и привлечь близких людей к кор. работе.

Степенью, характером речевой недостаточности и психи­ческих наслоений определяются возможности ребенка учить­ся и активно участвовать в общественной жизни школы. Успеваемость в школе тормозится невозможностью вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Из-за детей, страдающих речевыми нарушениями, задерживает­ся нередко динамика урока, нарушается дисциплина (в клас­се возникает смех, передразнивание, жалобы и т. п.).

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосы­лок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее зна­чительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Вторым следствием можно считать те трудности, которые возникают у детей в процессе овладения грамотой.

Отставая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, подчас переходят в категорию нарушителей дисциплины.

Многие дефекты речи, имеющие в своей основе органичес­кое поражение мозга, меняют перспективы жизни. Нередко ситуации, когда будущее для подростка, страдающего речевой патологией теряет свои четкие очертания. Некоторые расстрой­ства речевой функции влияют не только на получение профес­сии, но сказываются на устойчивости энергетического потен­циала деятельности и сохранности ее операционального состава.

Таким образом, внимание учителя-логопеда должно быть максимально сконцентрировано на своевременном предуп­реждении возможных вторичных, более отдаленных послед­ствий речевой патологии. Особенно внимательно следует про­анализировать с этих позиций состояние звуковой стороны речи, ибо недостаточная сформированность фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефек­тах звукопроизношения может привести к недостаткам в ов­ладении навыками письма и чтения.

В процессе воспитания детей, имеющих речевые наруше­ния, родителям и педагогам необходимо постоянно осмыс­ливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимо­действие как между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психо­генных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией. В особенности данное положение актуально для заикающихся школьников.

В тех случаях, когда у детей наблюдаются психологичес­кие осложнения типа личностных переживаний, связанных с наличием речевого дефекта, страх речи, уход от ситуаций, тре­бующих речевого общения, и т. д., логопеду необходимо суще­ственно усилить психотерапевтический акцент в своей рабо­те.

Логопедическая профилактика может быть действенной лишь при условии полного знания о развитии ребенка (фи­зического, психического, речевого и т. д.) с опорой на норма­тивы развития. Это позволит логопеду руководить воспитанием и обучением, используя периоды сенситивности, наблюдаемые на определенных стадиях онтогенеза. Преж­девременное или запаздывающее, по отношению к периоду сенситивности, коррекционное обучение является менее эф­фективным, тогда как сознательная опора на закономернос­ти развития психофизиологических характеристик, психи­ки и речи, позволяет логопеду добиваться значительных успехов.

Третичная профилактика. Некоторые дефекты речи огра­ничивают возможности выбора профессии. Профессиональ­ная ориентация и обучения лиц, страдающих патологией речи, входит в задачи третичной профилактики последствий рече­вых нарушений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.