Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дислалия




Общая характеристика речевых расстройств.

ЛОГОПЕДИЯ

Прикладная информатика (по областям)

Методические указания по подготовке курсовых проектов

Базы данных

Мироненко Владимир Леонтьевич

Луценко Евгений Вениаминович

Лаптев Владимир Николаевич

Курносов Сергей Андреевич

Лойко Валерий Иванович

 

для студентов специальности

 

Тип. ФГОУ ВПО "КубГАУ" Заказ ____. Тираж ______ экз.

 

Разделы: Теоретические и методические основы логопедии.

 

 

Методические рекомендации

для практических занятий и самостоятельной работы

студентов очной формы обучения направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»;

профиль: «Образование лиц с нарушениями речи»

 

 

Курган, 2012

Кафедра: «Дефектология»

 

Дисциплина: «Логопедия»

 

Составитель: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент

В.А. Дубовская

 

Утверждены на заседании кафедры «17» февраля 2012 г.

 

 

Рекомендованы методическим советом университета «»2012г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Логопедия» предназначена для студентов педагогических высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»; профиль «Образование лиц с нарушениями речи».

Предметом курса «Логопедия» являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек, страдающий нарушением речи.

Цель курса: овладение научно обоснованной системой обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи курса «Логопедия» связаны с изучением онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений; этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений; овладением методов педагогической диагностики речевых расстройств, дифференцированных методов и средств устранения и профилактики речевых расстройств.

 

Разделы «Теоретические и методические основы логопедии», «Общая характеристика речевых расстройств», и «Дислалия» изучаются студентами 2 курса очной формы обучения в цикле дисциплин предметной подготовки в 3 семестре.

В результате изучения разделов «Теоретические и методические основы логопедии», «Общая характеристика речевых расстройств», и «Дислалия» дисциплины «Логопедия» у студентов должны сформироваться следующие компетенции:

 

- ОП-1: способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (осознавать социальную значимость профессии логопеда; Уметь корректно и адекватно воспринимать лиц с ОВЗ);

 

- ПК-1: способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (знать современные методики формирования звукопроизносительной стороны речи у детей при дислалии; знать принципы анализа речевых нарушений; знать классификации речевых нарушений; знать современные методы устранения речевых нарушений; знать этиологию, механизмы, симптоматические проявления различных форм дислалии; обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности);

 

- ПК-3: способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (уметь определять содержание индивидуальных логопедических занятий с учетом механизмов формы дислалии и структуры речевого дефекта; владеть способностью определять приемы логопедической работы, отбирать речевой и наглядный дидактический материал при разработке конспектов индивидуальных логопедических занятий);

 

-ПК-5: способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (знать основные принципы, методы, содержание психолого-педагогического обследования лиц с дислалией; уметь организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с дислалией; владеть способностью уточнять в ходе психолого-педагогического обследования лиц с дислалией структуру речевого нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории; владеть основными методами диагностики, коррекционного развития и профилактики речевых нарушений в логопедической работе с лицами с дислалией; владеть способностью анализа результатов логопедического обследования детей с дислалией и методами дифференциальной диагностики основных форм дислалии);

 

-ПК-6: способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (владеть способностью анализа результатов логопедического обследования детей с дислалией и методами дифференциальной диагностики основных форм дислалии);

 

- ПК-9: готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (уметь собирать, анализировать и систематизировать данные, полученные в ходе психолого-педагогического обследования лиц с патологией произносительной стороны речи (дислалия) и реализации коррекционно-педагогической работы с ними);

 

-ПК-13: готовность к формированию общей культуры лиц с ОВЗ и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (знать значение звукопроизносительной стороны речи в структуре речевого общения и возможности формирования культуры речевого общения лиц с дислалией на логопедических занятиях; уметь формировать навыки речевой коммуникации в ходе логопедической работе с лицами с дислалией; владеть методами и приемами формирования речевой коммуникации при устранении нарушений произносительной стороны речи у детей с дислалией);

 

- ПК-14: способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (уметь определять актуальную тематику и содержание логопедических консультаций по вопросам устранения нарушений речи при дислалии; владеть основными методами диагностики, коррекционного развития и профилактики речевых нарушений в логопедической работе с лицами с дислалией).

 

Настоящее пособие предназначено как для преподавателей, которые могут им воспользоваться при организации и проведении семинарских занятий по данной дисциплине, так и для студентов при подготовке к лабораторным и практическим занятиям и планировании самостоятельной работы во внеучебное время.

 

Методическое пособие содержит:

· пояснительную записку

· комплекс необходимых к формированию компетенций

· план практических занятий, включающий вопросы для обсуждения, задания практического характера и задания для самостоятельной работы;

· определения основных понятий курса;

· список необходимой литературы к курсу в целом;

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 1.

Теоретические и методологические основы логопедии как науки (13 часов)

Практическое занятие 1 (2 часа). Понятийно-категориальный аппарат логопедии. Связь логопедии с другими науками. Значение логопедии

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия нормы и патологии речевой деятельности.

Под нормой речи понимают общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

2. Предмет, объект, цель, структура современной логопедии.

3. Задачи логопедии. Основная цель логопедического воздействия. Направления логопедического воздействия

4. Связь логопедии с другими науками. Внутрисистемные и межсистемные связи.

а) связь логопедии с лингвистикой и психолингвистикой: основные психолингвистические понятия, представления, терминология в логопедии;

б) связь логопедии с психологией: речь и личность;

в) связь логопедии с медико-биологическими науками: онтогенез и патогенез; механизмы речевых патологий; физиологические и патологические, функциональные и органические нарушения речи; центральные и периферические нарушения речи;

г) логопедия и педагогика: представления, терминология, дидактические принципы; логопедический процесс как процесс коррекционно-развивающего воздействия на речь и личность человека с нарушениями речи.

5. Личность логопеда.

6. Актуальные проблемы логопедии.

 

Задания практического характера:

1.Разработайте схему «Понятийно-категориальный аппарат логопедии».

2. Разработайте схему «Связь логопедии с другими науками».

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте эссе «Мои представления о личности логопеда».

 

Список литературы:

1. О.Е. Грибова, «Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения» - Дефектология 33 – 1999 г.

2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

3. Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

4. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

5. Интернет-ресурсы

Практическое занятие 2 (2 часа). Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы анализа речевых нарушений.

2. Принципы логопедического воздействия.

3. Методы и приемы логопедического воздействия

Задания практического характера:

1. Разработайте схему: «Принципы логопедии».

2. Разработайте схему: «Методы и приемы практической логопедии».

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте подробный конспект «Принципы анализа речевых нарушений» по работе Р.Е. Левиной «Основы теории и практики логопедии» (стр. 8 - 16).

Список литературы:

1. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

2. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

3. Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

4. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961 г.

5. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р-на Д, Феникс, 2001.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

7. Интернет-ресурсы.

Практическое занятие 3, 4 (4 часа). Психолингвистические аспекты речи

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическая база речи. Роль речи в психофизическом развитии ребенка.

2. Значение речевого общения в становлении личности.

3. Средства, формы и функции речи.

4. Речевое общение и речевая коммуникация. Речь как средство и процесс речевого общения;

5. Язык и речь; языковая и речевая системы; единицы языка, единицы речи;

6. Речь как деятельность. Постулаты речевой деятельности.

7. Восприятие и порождение речевого высказывания. Структура порождения речевого высказывания.

8. Нарушения средств, форм и функций речи при разных речевых патологиях (примеры).

9. Значение психолингвистического подхода при устранении речевых расстройств.

Задания практического характера:

1. Составьте схемы: «Средства речи», «Формы речи», «Функции речи».

2. Подготовьте модель: «Структура порождения речевого высказывания» (по А.А Леонтьеву).

 

3. Заполните таблицу 1:

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.