Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для обсуждения. Состояние речи у детей с различными уровнями общего недоразвития речи




Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. – 320 с.

Состояние речи у детей с различными уровнями общего недоразвития речи

Соотношение клинических и педагогических заключений в формулировках логопедических заключений

Состояние речевого общения при разных формах речевой патологии

Форма речевой патологии Звукопроизношение Фонематический слух Лексика Грамматический строй Связная речь (монолог, диалог) Коммуникативная функция Когнитивная функция При-меча-чание (причи-ны)
Дислалия                
Ринолалия                
Дизартрия                
Алалия                
Афазия                
Афония, дисфония                
Заикание                

 

3. Заполните таблицу:

Таблица 5

 

Клиническое заключение (форма речевой патологии) Педагогическое заключение (структура речевого дефекта) Педагогическое заключение (структура речевого дефекта) Педагогическое заключение (структура речевого дефекта) Примечание
Дислалия        
Ринолалия        
Дизартрия        
Алалия        
Детская афазия        
Афония, дисфония        
Заикание        

 

4. Заполните таблицу:

Таблица 6

 

Речевые средства ОНР-1 ОНР-2 ОНР-3 ОНР-4 (НВОНР) Примечание
Звукопроизношение          
Фонематический слух          
Лексика          
Грамматический строй речи          
Связная речь (форма речи - монолог, диалог)          
Коммуникативная функция речи          
Когнитивная функция речи          

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовьте реферат на тему: Возможности школьного обучения детей при разных формах речевой патологии (дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, заикание).

2. Подготовить реферат: «Психолого-педагогические особенности детей с ОНР третьего уровня».

3. Подготовить реферат: «Клинико-психологическая классификация детей с ОНР».

 

Список литературы:

1. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

2. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

3. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961 г.

4. Р.Е. Левина. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

5. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р-на Д, Феникс, 2001.

6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

7. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

9. Интернет-ресурсы

Раздел 3. Дислалия (29 часов)

Практическое занятие 1 (2 часа). Нарушения звукопроизносительной стороны речи

1. Понятия нормы и дефекта звукопроизношения.

2. Онтогенез звукопроизносительной стороны речи. Физиологическое косноязычие.

2. Виды нарушений произношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, каппацизм, йотацизм, нарушения озвончения, нарушения смягчения согласных).

3. Виды дефектов произношения (отсутствие, замена, смешение, искажение). Фонетические и фонематические дефекты произношения, их диагностическая нагрузка.

4. Варианты структур речевого нарушения при разных дефектах звукопроизношения.

5. Причины дефектов произношения. Дефекты произношения, типичные для конкретных форм речевой патологии. Первичность, вторичность нарушения фонематического слуха.

6. Практические умения, необходимые логопеду для устранения нарушений звукопроизношения.

Задания практического характера:

1. Разработать схему: «Виды нарушения произношения».

2. Разработать схему: «Виды дефектов произношения».

3. Самостоятельно создайте и заполните таблицу «Состояние фонематического слуха при разных видах дефектов произношения».

Задания для самостоятельной работы:

1. Написание эссе «Мои сегодняшние возможности в устранении дефектов звукопроизношения. Необходимые пути профессионального роста».

Практические занятия 2, 3 (4 часа). Дислалия. Классификация дислалии

Вопросы для обсуждения:

1. Определение, статистика. Сущность дислалии и её влияние на состояние речевого общения, школьное обучение, личность.

2. История изучения дислалии.

3. Классификация дислалии.

4. Органическая дислалия: причины, механизмы, симптоматика, структура речевого дефекта. Варианты логопедических заключений.

5. Классификация функциональной дислалии. Принципы классификации. Состояние фонематического слуха при разных формах функциональной дислалии. Первичность, вторичность нарушения фонематического слуха.

6. Акустико-фонематическая дислалия. Причины, механизмы, симптоматика, структура речевого дефекта. Варианты логопедических заключений.

7. Артикуляционно-фонематическая дислалия. Причины, механизмы, симптоматика, структура речевого дефекта. Варианты логопедических заключений.

8. Артикуляционно-фонетическая дислалия. Причины, механизмы, симптоматика, структура речевого дефекта. Варианты логопедических заключений.

9. Смешанная форма дислалии. Причины, механизмы, симптоматика, структура речевого дефекта. Варианты логопедических заключений.

10. Особенности логопедического обследования детей с дислалией. Требования к диагностическому материалу.

Задания практического характера:

1. Сопоставьте причины органической и функциональной дислалии. Предложите возможные меры профилактики отдельных форм дислалии.

2. Создайте рисунки: «Механизмы акустико-фонематической дислалии», «Механизмы артикуляционно-фонематической дислалии», «Механизмы артикуляционно-фонетической дислалии», с указанием в рисунке поврежденных структур речевого аппарата.

3. Подберите картинный материал для обследования звукопроизношения у дошкольников с дислалией

4. Подберите речевой материал для обследования звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

5. Приведите примеры, какие дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть причиной органической (механической) дислалии. Свяжите вид дефекта в строении артикуляционного аппарата с вероятными нарушениями конкретных фонетических групп (в виде таблицы).

6. Создайте детализированную схему по теме «Дислалия» с обязательным включением ячеек «причины», «механизмы», «дефекты звукопроизношения», «фонематический слух», педагогическое заключение.

Задания для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу:

Таблица 7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.