Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состояние речи при разных формах речевой патологии




Форма речевой патологии (основной дефект, без учета вторичных следствий) Состояние средств речи (звукопроизношение, фонематический слух; лексика, грамматика) Состояние форм речи (внутренняя, внешняя; диалог, монолог) Состояние функций речи (когнитивная, коммуникативная) Сохранность речевого общения (краткое пояснение)
Дислалия        
Ринолалия        
Дизартрия        
Заикание        
Алалия        
Афазия        

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить подробный вопросный план к статье О.Е. Грибовой «Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения».

2. Подготовьте эссе «Значение речевого общения в развитии личности».

3. Разработайте схему: «Структура и организация речевого общения»

 

Список литературы:

1. О.Е. Грибова, «Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения» - Дефектология 33 – 1999 г.

2. И.Н. Горелов, К.Ф. Седов «Основы психолингвистики» - М., 1997. 224 с

3. И.А. Зимняя. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва-Воронеж, 2001 г.

4. А.А. Леонтьев. Основы психолингвистики. Учебное пособие, М., 1997 г. 287 с.

5. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998 г.

6. Интернет-ресурсы

 

Практическое занятие 5 (2 часа). Естественнонаучная психофизиологическая основа логопедии

Вопросы для обсуждения:

1. Учение о закономерностях условно-рефлекторных связей.

2. Учение П.К. Анохина о функциональных системах.

3. Учение И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.Р. Лурия о динамической локализации психических функций;

4. Современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности);

5. Возможности психофизиологического и нейропсихологического подходов в выявлении и устранении речевых нарушений.

Задания практического характера:

1.Заполните таблицу 2:

Таблица 2

Функциональные блоки в деятельности мозга (по А.Р. Лурия)

Блоки Расположенность блока, краткая характеристика отделов блока Функции блока Нарушения речи при повреждении блока
Первый блок      
Второй блок      
Третий блок      

 

2. Подготовьте эссе на тему «Психофизиологическая основа логопедической практики» с опорой на книгу М.Е. Хватцева «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста».

3. Подготовить опорный конспект по статье М.Н. Фишман «Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей».

Задания для самостоятельной работы:

1. Через самостоятельный поиск и анализ методик коррекционного развития речи и познавательной деятельности выявите оптимальные возможности применения нейропсихологических методов в логопедической работе с дошкольниками и школьниками (реферат «Нейропсихология в практической логопедии»).

2. Законспектируйте статью В.М Шкловского и др. «Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей».

Список литературы:

1. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961 г. Пособие для студентов педагогических институтов, методистов и воспитателей детских садов. - 2-е изд., испр. и доп.

2. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

3. В.М Шкловский и др. «Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей», Дефектология № 2 – 2001 г.

4. Фишман М.Н. «Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей», Дефектология № 3 – 2001 г.

5.Фотекова, Т.А.. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: учеб. пособие \ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

6.Шаповал, И.А. Методы отклоняющегося развития: Учеб. пособие \ И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320с.

 

Практическое занятие 6 (2 часа). Строение и функционирование речевого аппарата.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика речевого аппарата: строение и функционирование. Речедвигательный, речеслуховой, зрительный анализаторы.

2. Строение и функционирование речедвигательного анализатора. Центральный отдел, проводящие пути, периферия речедвигательного анализатора. Речедвигательный (кинестетический) контроль. Кинестетическая основа речи. Кинетическая основа речи. Взаимосвязь общей, мелкой и артикуляционной моторики.

3. Строение и функционирование речеслухового анализатора. Речеслуховой контроль. Фонема. Фонематический слух. Фонетический слух. Фонематическое восприятие.

4. Система обратной связи в работе речеслухового и речедвигательного анализаторов. Роль речевых кинестезий в системе обратной связи.

Задания практического характера:

1. Подготовить рисунок «Профиль артикуляции»: указать названия органов, участвующих в процессе речеобразования; отметить в рисунке черепно-мозговые нервы, обеспечивающие подвижность конкретным органам периферии речедвигательного анализатора.

2. Разработать схему: «Общая схема строения речевого аппарата».

3. Разработать схему: «Строение и функционирование речедвигательного анализатора».

4. Разработать схему: «Строение и функционирование речеслухового анализатора».

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить письменное сообщение: «Фонематические процессы и их роль в моторной реализации высказывания».

2. Подготовить письменное сообщение: «Система обратной связи в работе речеслухового и речедвигательного анализаторов в норме».

Список литературы:

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

2. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961 г. Пособие для студентов педагогических институтов, методистов и воспитателей детских садов. - 2-е изд., испр. и доп.

3. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999. -560с

4. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина «Основы логопедии» - М.: АРКТИ, Просвещение. - 1989 г. - 223 с.

5. Интернет-ресурсы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.