КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Средневековье
В этот период искусство вновь возвращается к строгому канону и определенной символике. Четко прослеживается зависимость художественного творчества от идеологии, а именно – подчиненность искусства религии и церкви. Черпая из народного творчества традиции символики и ритуальных норм, средневековое искусство вновь устремляется от конкретного к вечному. Не рассказ о повседневных событиях – но философская притча о бытие, не божество в виде идеального человека – а недостижимый символ божественной духовности. По христианскому учению, все материальное бренно и конечно, бессмертен и неизменен лишь дух. Поэтому искусство должно увековечивать лишь истинные духовные ценности. Однако, духовные субстанции не имеют каких-либо зримых форм, и представить их можно лишь через определенную систему знаков (символов). Таковой становится, например, иконография изображения святых. Поэтому средневековый зритель не развлекается при общении с произведением, не ждет неожиданных новаций. Икона, мозаика, скульптура в храме – это повод для размышления и самоуглубления. Средневековье становится эпохой выразительности, а не подражательности. Утверждаются нормативные стили. К символическому истолкованию сводятся даже такие сугубо материальные вещи как архитектурно-инженерная конструкция, если речь идет о культовом сооружении. Храм – это модель мироздания. И если свет, например, проникает в помещение сверху, из купола или из окон, ввиду разницы высот среднего и бокового нефов, то это объясняется не конструктивными особенностями, а тем, что верхняя часть храма – аналог небес, вместилище бога, который есть прежде всего свет. Но естественная эволюция культуры средневековья, напротив, демонстрирует зависимость художественного творчества именно от материальных основ бытия. На конкретных памятниках мы можем наблюдать, как при неизменном диктате религиозного начала и определенного канона все равно видоизменяются формы и стиль искусства. Что заставляет, в свою очередь, церковь проявлять особую изобретательность в стремлении подчинить материальное - идеальному, конкретную жизнь – церковной идеологии. Так, строгость, аскетизм, тяжеловесная прочность РОМАНСКОГО стиля (от лат. – римский) определялись двумя основными причинами. Во-первых, особенностями эпохи, требовавшей архитектуру, способную выполнять оборонительные функции. Ибо натуральное хозяйство, феодальная раздробленность и. определяли повышенно конфликтный фон жизни, а именно частоту военных столкновений. Во-вторых, уровнем развития самой технологии строительства в сочетании со спецификой камня, как строительного материала. Второе исключало возможность создания высоких, с большими открытыми пространствами интерьеров и изящных декоративных фасадов. Однако, объективные причины строгости внешнего вида, затененности внутреннего пространства трактовались церковью как символическое воплощение аскетизма и строгости праведной жизни, самого духа христианства. Постепенно в Европе менялась историческая ситуация: укреплялись города, развивалась в противовес натуральному хозяйству торговля. Совершенствовалась и сама техника строительства. Возник ГОТИЧЕСКИЙ стиль (от итал. – готский, варварский). В архитектуре используется более рациональная система каркасного нервюрного свода в сочетании со стрельчатыми арками, контрфорсами и аркбутанами, вынесенными за пределы интерьера. Все это позволяет увеличить размеры сооружения, его высоту, улучшить освещенность. Кроме того, сама конструкция начинает работать как декоративный элемент, становится более значимой частью эстетического образа архитектурного памятника. Но по мере распространения и совершенствования готического стиля, церковь вновь подчиняет своим идеологическим интересам рациональную основу новой художественной системы. Так высота и легкость здания, воспринимавшаяся изначально как победа мастера над костной тяжестью материала, начинает трактоваться как взлет верующей души к богу. Большие окна, впустившие в храм яркий естественный свет дня, заполняются витражами, что вносит иллюзорность в световое решение интерьера, создает мистическое настроение. Фасад столь обильно покрывается ажурной резьбой и декоративными украшениями, что зрительно разрушается впечатление материальности каменной стены. Именно в системе декора состояло основное отличие ранней готики от высокой, а не в изменении конструкций. Таким образом, уже в период готики складывается противостояние между рациональностью и мистикой, стремлением к реальности и символичностью в изобразительном искусстве. Важно подчеркнуть, что европейская средневековая культура существенно отличалась от культуры Византии и Древней Руси, где значительно дольше сохранялись неизменными первоначальные нормы христианства и, соответсвенно, каноны в живописи и архитектуре, меньшее влияние имела светская культура.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |