Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волкова Н. Семья, порядки, устройство, нравы




ИТАЛИЯ.

 

Задание 1.

При чтении текстов к 1 заданию, необходимо обратить особое внимание на материалы, которые помогут подробно и доказательно раскрыть следующие вопросы:

1. Значение античног искусства для последующего развития европейской культуры.

1. В чем различия трактовки женских образов в скульптуре античной Греции и Рима?

2. Как отразилось в искусстве своеобразие социального устройства Греции и Рима?

3. Какой тип Венеры кажется вам более жизненным?

4. Какое значение для современного человека имеет античная культура? Актуальны ли в нынешней ситуации образы и идеалы античности?

(Греция, Рим)

В последнее время не только на Западе, но и в России стали говорить о двух типах семьи:о семье традиционной и нетрадиционной. При этом семья традиционная часто означает образ жизни старомодный и малоинтересный. Семейные ценности - такие как обещание верности перед Богом и людьми, сохранение этой верности, милосердие, чистота, уважение старшинства, самопожертвование - подвергаются атакам либеральной идеологии с ее крайним индивидуализмом, эгоизмом и цинизмом, и искажается смысл не только семейных отношений, но и самого человеческого существования. При этом сторонники нетрадиционной семьи уверены в том, что понятие нормы к институту семьи неприменимо, и часто ссылаются на опыт древних великих цивилизаций. В результате все знают пикантные подробности из истории древнейших народов, знают о крайней распущенности греков, об оргиях римлян, но не замечают, что факты, дающие право на подобные аргументы, связаны с единичными известными персоналиями и едва ли применимы к прошедшей жизни миллионов людей, называемых «народом», чья жизнь отражена в юридических документах, письмах, литературе и, наконец, на надгробных плитах - «пути всей земли». Тут как раз и открываются картины, представляющие «норму», т.е. то, чему современным либеральным обществом отказано в существовании. Говоря о семье с ее задачами, приоритетами, трудностями, было бы естественно бросить хотя бы краткий взор на то, чем семья была в разных культурных сообществах в то время, когда мир еще не был просвещен светом христианской веры.

Древняя Греция

Наверное, по той причине, что у современного человечества осталось несравненно большее количество документальных и материальных свидетельств о Древней Греции, чем о Древнем Египте, то и несравненно шире возможности интерпретации этих имеющихся фактов.

«Институт брака» - первый «институт», установленный Господом Богом в отношении сотворенного им -человека. Потом было государство и право, потом по настоянию свободной воли людей - цари, потом... Но вначале была семья. И трудно предположить, что за давностью лет в сердце человеческом вовсе не осталось смутного воспоминания о том, как по-божески надо строить свою жизнь, и трудно представить, что эта память не проявила себя, хотя бы элементарно, во всех человеческих исторических сообществах.

Вот и греки. Дочери считались собственностью отца и выдавались им же замуж в раннем возрасте, примерно от 14 лет, и в состоянии сохраненного девства, что было важным. «Невинность моя, невинность моя, куда от меня ты уходишь?» - так плакала прощающаяся с девичеством невеста. Жених к тому времени должен был отслужить в армии, и ему было около 30. От него девства не требовалось. Вначале между отцом и женихом заключался устный договор, сопровождавшийся словами отца: «Я передаю тебе эту женщину для зачатия законных детей». Потом происходила передача девушки и ее приданого жениху, который становился теперь ее хозяином, и в доме отца справлялся свадебный пир. Невеста приносила жертву разным богам в виде ее детских игрушек и девических одеяний, что означало для нее конец детства, начало жизни в доме мужа (наше слово «семья» у древних греков означалось словом «дом») и испрашивайте у богов покровительства в новой замужней жизни. Артемида получала прядь волос, с тем чтобы переход от девства совершился возможно благополучнее. Самый день свадьбы начинался с омовения невесты водой из реки или источника, принесенной малым ребенком в такой же вазе, как и для омовения не успевшего вступить в брак покойника. Затем невесту одевали и покрывали ее голову вуалью в знак ее девства. Потом оба - жених и невеста- приносили жертвы богам. Начинался пир с возлияниями в честь богов, исполнением свадебных песнопений, восхвалявших жениха и невесту, уподоблявших их богам, с пожеланиями им счастья и доброго потомства. В конце пира наступало время совершить самую важную часть церемонии - снятие с невесты вуали в знак завершения поры ее девичества и передачи жениху. И затем процессия с невестой направлялась в дом жениха в сопровождении ребенка, у которого оба родителя в этот момент должны были быть живы и который символизировал благоденствие, благое поспешение и будущее чадо молодых. В корзине несли хлеб как символ будущего ребенка.

Невеста в сопровождении жениха и его друга ехала в повозке. Женщины с корзинами сопровождали процессию, неся яблоки, розы и фиалки и бросая их в молодых, подобно тому как приветствовались победители всегреческих спортивных игр. Здесь победителем была невеста. У дома жениха молодую встречала свекровь и приветствовала ее в новом доме, молодую вели к очагу и совершали еще некоторые ритуалы, затем молодых оставляли в спальной на попечение Афродиты и других богинь, от которых можно было ожидать дара гармонии, радости и, в конце концов, ребенка.

До рождения ребенка молодая не называлась собственно «женщиной», пока оставаясь «нимфе» - молодой замужней женщиной. Став матерью, она становилась ответственной за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства - его экономику, распределение работ среди рабов. Прядение и ткачество на всю семью были прерогативой хозяйки. Когда рождался сын, входная дверь украшалась оливковой ветвью, дочь - куском шерстяной пряжи, и отец, принимая ребенка, брал его на руки и обегал с ним вокруг дома. Хотя он мог и отвергнуть ребенка, и тогда новорожденного просто могли выбросить вон. Согласно религии греков, выброшенный новорожденный умирал от «естественных причин» и родители не несли за то ответственности.

Древний Рим

А было ли что-то подобное у римлян? Про гнусности распущенной языческой жизни мы и наслышались, и насмотрелись. Но неужели не горело сердце у этих древних о том, что должно быть правдой, хотя бы они еще и не представляли себе ее источник?

Вот популярное речение, дошедшее до нас издалека: грек женится, чтобы иметь законных детей и хозяйку в доме; римлянин - чтобы иметь подругу и соучастницу всей жизни, в которой «как шерсть, остриженная прядями, плотно соединена между собой, так и муж да составит с женой единое целое». Шерсть фигурировала в брачном одеянии невесты как белый пояс, стянутый «геракловым» узлом, который - знак ее девства -развяжет жених. Вообще, хороша собой была невеста! На ней была белая прямая бесшовная туника, желтые сандалии и огненно-алого цвета палла, на голове - венок из вербены и майорана, собранных самой невестой, и алого же цвета покрывало, которое несколько прикрывало лицо. На четвертом пальце левой руки уже было надето простое железное кольцо без камней - ведь сговор был позади.

В разные времена заключались и по-разному соотносились три формы брака: 1) торжественный, совершаемый жрецом Юпитера при чтении молитв и жертвоприношении («Ничего не было священнее уз брака, заключенного таким образом», - писал Плиний); 2) «купля» - фиктивная продажа отцом дочери будущему мужу (она сопровождалась таким диалогом: «Мужчина спрашивал, хочет ли женщина стать матерью семейства; она отвечала, что хочет. Так же и женщина спрашивала, хочет ли мужчина стать отцом семейства; он отвечал, что хочет. Таким образом, женщина переходила под власть мужа» и 3) редкая форма брака - женщина, прожившая в доме своего фактического мужа один год, признавалась его законной женой. В этих формах брака женщина находилась под фактической и юридической властью мужа. Была и четвертая форма, «вне власти мужа», которая, потеснив остальные, со временем стала преобладать, сделав обе стороны свободными от обязательств, как это переживаем мы и сейчас. А до того римляне смотрели на брак как на полное «слияние двух жизней», когда у супругов все общее, ведь на брачной церемонии в присутствии многочисленных гостей невеста произносила знаменитую формулу: «Где ты будешь, Гай, там и я - Гайя», - и присутствовавшие откликались на эти слова: «Будьте счастливы!», а почтенная матрона, не бывшая во втором(!) браке, соединяла правые руки жениха и невесты. Потом был пир и проводы в дом жениха.

И, конечно, потом супруги были счастливы, ведь было определенно известно, какова идеальная жена - она любит дом и не ищет причин часто его покидать, она печется о своем хозяйстве, а это трудная и творческая задача, она воспитывает детей и эмоционально разделяет труды и дни своего мужа. Оставшись вдовой, она может снискать похвалу. Уважение к весталкам и «одномужним» вдовам говорит о том, как высоко ценились в обществе целомудрие и верность. Удивительны и прекрасны примеры верности до самоотвержения, проявленные римлянками к своим мужьям. При том, что замуж они выходили не по «вечному зову» (такому привычному современному аргументу и в пользу брака, и в пользу развода), а по спекуляции родителей ввиду политических и имущественных соображений, часто не зная жениха или получив в мужья человека гораздо старше себя по возрасту.

У мужчины и отца семейства были многочисленные и разнообразные права и, соответственно, тяжелейшие ответственности. Мужчина строил жизнь в государстве. Ведь он являлся религиозной главой семьи, хозяином семейной собственности и судьей членов своей фамилии. Он отвечал за непрерывность рода, и, следовательно, он имел право признать своим или отвергнуть новорожденного ребенка; право прогнать жену в случае бесплодия или прелюбодеяния, так как потомство должно быть чистым; право выдавать замуж дочь и женить сына; право исключать сына из семейного культа и вводить в культ чужого; назначать перед смертью опекуна жене и детям. В Риме никто кроме отца не мог являться свидетелем в суде, зато он же нес ответственность за преступления своих домочадцев. Этот авторитет не был произволом, так как он находил себе ограничения в тех же верованиях, на которых основывал свои права: «отец имел право изгнать сына из семьи, но он в то же время знал, что если поступить таким образом, род может прекратиться, и маны [души] его предков подвергнутся вечному забвению. Он имел право усыновить чужого, но религия запрещала это делать, если у него был родной сын... Он мог прогнать свою жену, но при этом ему приходилось решаться порвать религиозную связь, которую брак устанавливал между ним и его женой. Таким образом, религия налагала на отца столько же обязанностей, сколько давала ему прав»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.