Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождение и Новое время




Данный период вновь возвращается к приоритету изобразительности. Так, для культуры Возрождения в Италии идеалом становится античное наследие, причем не только в области художественного творчества, но на уровне мировоззрения в целом. В других странах Европы нет столь конкретного источника в культурном наследии, но и здесь интерес к реальному миру, живому человеку превалирует в искусстве над умозрительностью и абстракцией. Символика в этот период если и присутствует, то более в смысловом нежели изобразительном плане. И даже в России, где не было такого как в Европе этапа Возрождения в искусстве, а процесс перехода культуры из религиозного в светское состояние затянулся до правления Петра, в 14-15 веках в рамках канонического иконописания, например, можно заметить некоторое увеличение интереса к конкретике и жизненности образов. Однако своеобразие России заключалось в том, что в 16-17 веках в отечественной культуре происходило возрождение не столько формальных приемов и идей античности, сколько идеалов раннехристианской(периода Др. Рима и Византии) духовности.

В основе культуры Возрождения в Европе лежит рациональное мировоззрение горожанина, бюргера, а экономической базой становится развитие цехового производства и торговли. Фактически те же компоненты, которые определили и возникновение готики. Однако в период Возрождения они достигают наиболее полного и законченного развития. Стиль Возрождения, так же как Античности, ненормативен. Сохраняя принципиальные общие черты, он предполагает большое разнообразие индивидуальных манер и более того, отдельных художественных школ. Религия и католическая церковь продолжают играть в культуре данной эпохи важную роль. Но следуя велениям времени, меняют свою трактовку некоторых догматов. Например, положение о том, что человек – «это сосуд, наполненный грехом» отходит у итальянских мыслителей на второй план. Большее внимание уделяется идее о создании человека «по образу и подобию божьему», что позволяет при определенном старании и простому смертному приблизиться к божественному совершенству. Поэтому в искусстве мы вновь увидим богов, изображенных в виде реальных, хоть и идеально прекрасных, людей. Идеал приобретает конкретность и манит своей возможной достижимостью. Более того, искусство и культура приобретают большую независимость. Появляется чисто светская музыка, поэзия, портрет и т. п. Это в определенной мере связано с тем, что заказчиком на произведения искусства теперь является не только церковь. Уровень образованности и обеспеченности в обществе отличается от средневекового, и позволить себе иметь дома, например, картину или портреты родственников могут многие горожане. В 17 веке уже повсеместно на смену Возрождению приходят иные стили. Ввиду того, что к этому моменту складывается мощный пласт чисто светского искусства, подчас более привлекательного для широкого круга публики, то церковь вынуждена даже в церковном искусстве использовать приемы светской культуры. Еще одной важной чертой времени становится одновременное существование в культуре нескольких различных стилей. Это отчасти было обусловлено тем, что в общественной жизни отныне представлено больше разнообразных социальных слоев и групп., различных по мировоззрению, образу жизни, вкусам и стилю жизни.

Одним из наиболее универсальных стилей 17в. можно считать БАРОККО (от итал. – странный, причудливый). Его можно определить как подражательный и ненормативный стиль. Мастера барокко добивались в некоторых случаях совершенной иллюзорности (изображения неба в росписях плафонов и алтарных абсид, деталей архитектурного убранства, неотличимых от реальных лепных украшений, колонн, корнизов и арок). Но этот же стиль прекрасно передавал экстатические мистические состояния. Пафос изменчивости, подвижности был доведен в барокко до апогея. Обилие динамичных декоративных компонентов, преобладание гнутых круглящихся линий как в декоре, так и в архитектурных конструкциях храма, создавало ощущение необъяснимой непредсказуемости бытия, которое можно лишь мистически чувствовать, а не логически постигать. В убранстве светского дворца или общественного здания тот же декор говорил более о богатстве и роскоши, которую может себе позволить заказчик, о величии и могуществе власти. Таким образом, социальной основой данного стиля можно считать вкусы знати и высшего духовенства.

Одновременно с барокко возникает КЛАССИЦИЗМ (АКАДЕМИЗМ – от греч. школа). Этот стиль ориентируется на подражание реальности лишь опосредованною, через античное искусство, уже запечатлевшее реальность в определенных художественных образах. Именно эти образцы становятся для классицизма идеалом формы. Существенное отличие от барокко объяснимо и тем, что классицизм - это нормативный стиль. Он ориентирован не на идею изменчивости и динамизм, а на выявление сущностных моментов бытия, вечной красоты, гармонии и совершенства. Очень важен и момент назидания, поучения как ведущий компонент идейной направленности классицистического произведения. Метод отбора наиболее прекрасных деталей и соединение их для создания идеального целого у мастеров классицизма близок методу ренессансных мастеров. Но на практике он воплощается менее эмоционально, более логическим нежели чувственным образом воздействуя на зрителя. Это связано с уже названным пафосом нравоучительности. И это же влечет за собой сложение не просто норм композиционного, цветового и т. п. решения, а именно определенного канона, исключавшего творческий произвол автора и почти уничтожающего специфику национальных школ в рамках данного стиля. Но это канон не символов, как в эпоху Средневековья, а более жизненных, хотя и идеально прекрасных форм окружающего мира. Классицизм можно назвать стилем интеллектуалов и образованных людей, хотя социальная основа у него в определенной мере близка аналогичной основе барокко.

В 17 в. зарождается и реалистическое направление. Правда пока оно существует более на уровне метода отдельных мастеров (или даже элементов метода в их творчестве). РЕАЛИЗМ (от лат. – вещественный, действительный) становится наиболее адекватным воплощением идеи изображения мира в формах аналогичных формам реальной действительности. Причем, существенным является не просто натуралистичность и внешняя подражательность, а понимание и изображение глубинных связей и зависимостей, определяющих суть явлений. Социальной базой реализма становятся вкусы и мировоззрение более демократичной и менее обеспеченной части общества. Экономической основой всего искусства и культуры 17 в. в самом общем смысле можно считать возникновение собственно капиталистического способа производства. Как следствие этого - формирование национальных государств, упрочение централизованной власти правителей как антитеза углубляющейся социальной неоднородности этих государств. Культура 18 в. продолжает ориентироваться на изобразительность и подражательность. Барокко в Европе приобретает все более пышные формы и черты светского искусства, хотя по-прежнему преобладает и в религиозном искусстве. Характерной особенностью европейского общества в данный период является вовлечение церкови в водоворот чисто мирских занятий: борьба за власть, борьба за собственность, политические и дипломатические интриги подчас главенствуют над духовными проблемами. В России начала 18 в. барокко имеет более строгие и рациональные формы, чем в европейском искусстве. Кроме национального своеобразия отечественного художественного процесса в целом, большое влияние здесь имели личные вкусы Петра и его понимание задач искусства. Позднее русское барокко приобретает черты большей декоративности, но не становится при этом столь динамичным стилем как европейское барокко, сохраняя как доминанту некую созерцательность (рефлексия славянской души). Кроме того, отечественное барокко включает в себя черты других возникающих к тому времени направлений, что в дальнейшем станет постоянной отличительной чертой русских вариантов европейских стилей.

Но более, чем барочными чертами, европейское искусство 18 в характеризуется новым стилем РОКОКО (от франц. – раковина). Он наследует декоративность барокко, но как бы теряет мощь последнего, его динамику и эмоциональную напряженность бурлящей материи. Рококо более салонный стиль, стиль изящных гостиных и обеспеченной жизни. Это вкус людей, не задумывающихся о завтрашнем дне о куске хлеба. Легкость развлечений, игривость, переходящая во фривольность, пикантные ситуации, изысканные дамы и кавалеры, идеализированная природа, театральность и неестественность народных типов - таков этот стиль, подражательный и ненормативный, ярко отразивший вкусы уходящей с исторической арены аристократии.

По своим социальным основам и идейной направленности наиболее близок рококо в тот период АКАДЕМИЗМ. Он как бы соединяет некоторые черты барокко и классицизма 17 в. и вырабатывает некий усредненный официальный стиль, в меру пышный и величественный, в меру развлекательный и поучающий. Все это вполне соотносится с общей ситуацией в европейском обществе того времени (наиболее ярко выраженной во Франции с ее классическим вариантом абсолютизма). Блеск и неоправданная роскошь в одних кругах, а рядом неэффективный труд зависимых от землевладельца крестьян, разрушающаяся экономическая база монархической государственной системы и, как следствие, – очередной всплеск идей, провозглашающих необходимость изменения общества на более справедливой основе. Заинтересованным вниманием к жизни простого народа, в отличие от названных стилей, проникнуто по большей части РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ направление в искусстве 18 в. Восприняв воспитательную дидактическую направленность классицизма 17 в., оно было тесно связано с просветительством и идеями энциклопедистов. Это воплощение в культуре рационального непраздного образа жизни честного труженика, который в тот период выступает в облике представителя третьего сословия, мелкого и среднего буржуа.

Конец века отмечен новым подъемом КЛАССИЦИЗМА в варианте так называемого РЕВОЛЮЦИОННОГО КЛАССИЦИЗМА во Франции и СТРОГОГО КЛАССИЦИЗМА в России. Идеи, лежавшие в основе этих направлений в определенной мере созвучны идеям Великой Французской революции. В искусстве вновь преобладает воспитательное подвижническое начало. Проповедуется отказ от узких частных интересов, подчинение личного задачам служения общественному благу, справедливости, примат долга над дичными интересами. Все это находит выражение в строгих формах, ориентированных на античные образцы. Однако, кроме нормативности и и известных уже формальных приемов классицизма 17 в. появляются и новые черты: романтический пафос, большая эмоциональность, ставшие предвестниками нового направления уже 19 в. – романтизма. В целом же, вариант классицизма к. 18в. был воплощением идей революционной буржуазии. В нач. 19в. классицизм продолжает сохраняться как направление, но постепенно теряет свой героический пафос и эволюционирует в салонное искусство (стиль АМПИР от франц. – империя). Наибольшее значение в первой пол. 19в. в европейской культуре играет РОМАНТИЗМ. Как художественное течение он характеризуется не столько внешними формальными особенностями, а более сюжетной и идейной нетрадиционностью. Используя приемы уже существующих стилей, романтики основное внимание уделяют изображению необычных ситуаций или неожиданной трактовке привычных тем. Человек интересует автора если он представляет собой яркую личность, необычную индивидуальность. Это возможно чаще всего в неординарных услових, при переживании бурные жизненных испытаний. Романтиков интересует противостояние героя и окружающей его толпы, обыденного существования и необычных ярких чувств и поступков. Большое внимание в данном стиле приобретает трактовка такой эстетической категории как ирония. По общей характеристике данное направление подражательное и ненормативное. Его социальные основания следует искать в неудовлетворенности определенной части общества теми изменениями, что последовали за революционными событиями. Действительность не подтвердила и не оправдала ожиданий. Вновь не было ни свободы, ни равенства, ни братства, ни даже элементарной справедливости. В экономике вновь небольшая часть общества присваивала себе богатства, созданные большинством.

В сер. 19 в. окончательно формируется РЕАЛИЗМ как самостоятельное направление в искусстве. Именно о реализме 19в. и можно говорить как о полноценном художественном направлении, а не просто тенденции или методе. Так же как романтизм реализм использовал на формальном уровне приемы других стилей, но ведущим оставалось подражание формам реального мира. Кроме того, как для направления ненормативного большее значение для характеристики реализма имеет не формальная, а содержательная идейная сторона. В то время мастера реализма, в отличие от романтиков, заняты поиском типического, а не частного в жизни человека. Отсюда увлечение сюжетами из жизни народа (передвижники в России), национальными традициями (костумбристы в Испании), социальными и политическими проблемами (Домье во Франции, Перов в России). Мастера этого направления тяготеют к таким «демократическим» видам искусства как печатная графика. Активное звучание реализма в культуре 19 в. непосредственно связано с исторической ситуацией, тенденциями экономического развития. Все увеличивавшаяся поляризация общества, разделенного по принципу отношения к собственности, порождала нестабильность. Обилие войн и революций в прошлом столетии неизбежно выдвигало на первый план проблемы методов борьбы за справедливость, реальных путей достижения гармоничного общества, значения осознанности и стихийности в действиях народа, его роли в истории. Причем, чаще всего реалисты пытаются в своем искусстве отразить именно мировоззрение и точку зрения простого народа, а не выступать в роли стороннего наблюдателя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.