КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция: Административный процесс: сущность и виды
Административная юрисдикция ЭМОЦИИ Авдеева Анастасия
ЗЛЮКА УДИВЛЕНИЕ
ВЕСЕЛЬЧАК ГРУСТИНКА
1. Административный процесс в широком и узком понимании. Понятие и признаки административного процесса. 2. Общая хар-ка административно-процессуального законодательства. 3. Субъекты административного процесса. 4. Принципы административного процесса. 1.Административный процесс в широком и узком понимании. Понятие и признаки административного процесса. Выделяют: социальные, биологические и т.д. Юр процесс – это деяте-ть по реализации норм права. Юр процесс – это регламентируемую правовыми нормами деятельность уполномоченным гос органом, связанных с достижением перед ними целями и задач. Признаки: 1. Имеет оформление (промежуточные и конечные результаты имеют оформление) 2. Регламентируется правовыми нормами По отраслевому признаку выделяют следующие процессы: · Гражданский процесс · Уголовный · Административный · Арбитражный · Конституционный (иногда)
Н.Г. Соищева «Административный процесс в СССР» в 60-х гг. начались проблемы вопросы «узкое (юрисдикционное) понимание административное процесса». Демин А.А. Сторонники рассматривают юрисдикционный процесс – деятельность уполномоченным органом по рассмотрению споров, возникающих между сторона ад-пр отношений в том числе по применению мер админ принуждения.
Второй подход был отмечен В.Д. Сорокин (СПб) обосновал широкий подход понимания ад пр в своей монографии «ад пр». Административный процесс – это порядок разрешения любого рода индивидуальных административных дел, возникающих в сфере гос управления. Сторонники широкого подхода (управленческая концепция ад процесса) (наша кафедра) (Козлов, Панова, Студиникина, Бахрах). Значимость подхода: необходимость правовой регламентации всей деятельности органов публичной власти по рассмотрению дел по реализации прав не только физ, но и юр лиц. (!!!!!!!).
Основные признаки административного процесса: ü Админ проц представляет собой деятельность регламентируемой нормой административного права (по средством ад-пр норм обеспечивается реализация и охрана норм др отраслей права. Н-р: конституционного, финансового и т.д.) (свобода передвижения гражданина, проведение публичных мероприятий). ü Множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих ад проц деятельность (между учеными есть разногласия по поводу субъектов. Кононов полагает, что АП – это только форма осуществления административной власти. Старилов полагает, что АП – правосудие по административным делам, т.е. отожествляют АП, административной юстицией. АП – это не только дея-ть ОГВ, но и ОМС и должностных лиц, судов, государственно-общественных образований и т.д. Итог: особенность – АП осуществляется как в судебном, так и во внесудебном порядке (в отличие от уголовного судопроизводства) ü Основой административного процесса явл индивидуальное административное дело. В литературе сущ разные понятия «индивидуального административного дела». ИАД – это возникающие в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением ад-пр норм и требующий в целях его разрешения распорядительных действий органов публичной власти. Административной стороной админ дела явл гос орган + по инициативе одной из сторон.
Классификация ИАД: 1. В зависимости от содержания (вид и содержание ад процессуальной нормы): o Спорного хар-ра o Бесспорного хар-ра 2. В зависимости от разрешения рассматриваемого дела o Судебный порядок o Внесудебный 3. В зависимости от инициатора o От властных субъектов o Не от властных субъектов
ü Ад пр состоит в объективном рассмотрении ад дела в точном соответствии с законом и достижения его конечного результата (результаты ад пр деятельности имеют свое правовое оформление в виде пр актов как нормативного, так и индивидуального хар-ра)
ЗАДАНИЕ НА ЛЕКЦИЮ: СОСТАВИТЬ СРАВНИТЕЛЬНУЮ ТАБЛИЦУ УГОЛОВНЫЙ, ГРАЖДАНКИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.
Административный процесс – регламентируемая ад-пр нормами властно-публичная деятельность, уполномоченных на то гос органов и должностных лиц, состоящая в правильном, своевременном объективном разрешении административных дел и надлежащем оформлении и изменении такой результатов такой деятельности.
Структура процесса – внутренне строение административного процесса. Бахрах в структуре АП выделяет 3 вида: 1. Административно-правотворческий (по принятию ОГВ НПА) 2. Административно правонаделительный (оперативно-распорядительный) – административное производство регистрационное, приватизация 3. Административно -юрисдикционный процесс (производства по жалобам, производства по административным правонарушениям и т.д.) Козлов Ю.М. выделял 2 вида ад-пр деятельности: 1. Админитративно-процедурная (лицензия) 2. Административно-юрисдикционная (по жалобам и т.д.) Вывод: большинство ученых сводятся к тому, что ад процесс (по структуре) – совокупность различных производств, ад – часть производств. МГЮА выделяет 2 вида производства: 1. административно-процедурная 2. 2. Административно-юрисдикционное
2.Общая характеристика административно-процессуального законодательства. 1 особенность: Ад-пр законодательство, его цель –распределение порядка, процессуальные права и обязанности участников, гарантии механизмом защиты юр и физ лиц. Основной закон К РФ (п. «к» ст. 72 К РФ + ст. 76 К РФ). А-пр законодательство строится ак на федеральном, так и региональном праве (устанавливаются только нормы процедурного хар-а, кот регламентируют нормы суб РФ (регламент Правительства Вол обл). ад-пр нормы юрисдикционного хар-ра закрепляются только на федеральном уровне. 2 особенность: а-п норм они содержаться не только в законодательных. Но и подзаконных актах. Процедурные нормы они закрепляются как в законных, так и подзаконных актах (о лицензировании отдельных видах лиц, о гос регистрации (ФЗ), подзаконное нормотворчество (правила регистрации граждан ПП РФ) + административные регламенты (функциональные регламенты). Большинство ад-юр норм содержится только в фед законах, но есть исключение по дисциплинарному производству (военнослужащие – Указ Президента 2007г. дисциплинарные уставы вооруженных сил). 3 особенность: отсутствие единого кодифицированного акта. Одна из несистематизированных отраслей. Причины отсутствия отраслей – разнообразие ад-пр деятельности, кот осуществляет множество органов + отсутствие единой концепции (научной) формирования административно-пр законодательства. Остро стоит вопрос о создании административно-пр кодекса. Перспективы кодификации: Ведутся кодификации ад-пр норм. Существует проект «об административных процедурах» определены виды ад-пр производств, выделяются признаки ад-проц производств, наиболее перспективные процедуры – это ад-проц производство (К РФ). Ад про-во, как термин рассматривается в науке, как ад юрисдикция. Эти 2 термина смешивать нельзя, т.к. (см. таблицу).
Административный процесс
Административно-процедурный процесс Административно-юрисдикционный процесс
Административное судопроизводство и Административная юрисдикция (Легальный термин (включает административно-тяжебное ст. 118 К РФ, о военных судах, производство)АЮ термин научный ФЗ «О суд системе», АПК РФ) 2 вида производств: тяжебное, админ- нистративно-деликтное (правонарушение) 3 момент: АС явл предметом регулирования Нескольких норм права (админис право, Арбитражно-проц права (АПК РФ) и Гражданско-процессуального права (ГПК РФ термин АС не содержит)
1 модель АЮ – Французская – административные дела д рассматривать исполнительная власть (создание ад производства (юстиционного) в рамках исполнительной власти). 2 модель АЮ – Англо-саксонского права – любы ад дела д рассматриваться СОЮ. В Англии создаются трибуналы, кот рассматривают ад дела. 3 модель – германская – В германии созданы ад суды по рассмотрению споров с властью (административные суды власти и ад суды земель).
В настоящее время в Гос Думе находятся 2 ФКЗ: 1ый «О фед админстр делах в РФ» прошел 1 чтение в 2000г. (межрайонные административные суды, судебная коллегия по административным делам судов областного уровня, окружные административные суды и судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ (создана в соответствии с ФКЗ» О СОЮ РФ»)). Проект КАС РФ (посмотреть). Главный сторонник создания административных судов – это ВС РФ, а противник их создания АС РФ.
В Германии действуют 2 процессуальных законов: Закон об административном производстве 1976г. (устанавливает общие положения об административных производствах в органах власти). Закон об административно-судебном процессе 1960г. (регламентирует особенности административного судопроизводства).
Во Франции действует Кодекс административной юрисдикции 2003г. (Гос овеет). В 2006 в Болгарии был принят Административно-процессуальный кодекс (порядок административного порядка, как в органах власти, так и в суд порядке, осуществляет Высший административный суд и административные суды районов).
3.Субъекты административного процесса. Субъекты дминистративно-процессуального права – лицо, кот нормы права наделили возможностью вступать в административные правоотношения, закрепляя за ним комплекс прав и обязанностей. Субъект административного процесса – это участник ад-пр отношения, кот реализует в этом отношении и права и обязанности. Для того, чтобы суб права стал субъектом ад-пр права: это норма, кот закрепляет права и обязанности для его реализации, во-вторых, необходима правосубъектоность (правоспособность и дееспособность), в-третьих, это юр факт, как основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения. 2 группы субъектов правоотношения: 1. Субъекты, действующие от властных полномочий (правильно и своевременно разрешить дело). ОИВ. Система ОИВ закреплена в ст.118 К РФ (федеральная и суб РФ). Указ Президента № 314. Перечень фед органов ИВ Указ № 637 от 12.05.2012г. все уровня подчинения остались те же самые. Перечень органов только изменен некоторые органы были упразднены. 2. Субъекты, кот не имеющие гос- властные полномочия (система органов определяется самостоятельно, а общие принципы закреплены в ФЗ № 134-ФЗ) Также к субъектам м отнести и суды и ОМС (но ОМС при наделении ад властных полномочий от ОИВ РФ ст. 138 К РФ). Передача полномочий осуществляется только на основании закона. Закон Вол обл о наделении ОМС государственно властных полномочий». Прокурор м участвовать на стадии рассмотрения ад дела, на стадии пересмотра ад дела, на стадии участия в ад производстве и т.д. 2 группа – это физ и юр лица. Их прав и обязанности в ад правоотношениях м рассмотреть в иных ФЗ, подзаконных актах. 4.Принципы административного процесса. Принцип – это основные начала и идеи, кот лежат в основе административно-процессуальная деятельность ну и кот д выражать сущность процесса. М выделить 3 группы ад процесса: 1. Общеправовые принципы (те принципы, кот действуют во всех правовых сферах гос-ва и общества, они закреплены в К РФ. Все они нашли отражение и по организации в ад-пр: ü Законности ü Равенства (ст. 19 К РФ) ü Гласности (ст. 123 К РФ) ü Государственного языка (ст. 26 К РФ) ü Обеспечение права на защиту (ст. 45, ст. 46 К РФ) ü Принцип охраны прав и свобод личности (ст. 2 К РФ) ü И др 2. Обще процессуальные принципы (те принципы, кот характерны для всех видов процессов) ü Состязательности ü Принцип установления истины по делу ü Принцип презумпции невиновности (исключение в административном производстве) ü Принцип компетентности ü Ответственности 3. Специальные (отраслевые) принципы – кот положены в основу админитративно-проц деятельности. ü Экономичности ü Принцип двуступенчатости (в рамках предусмотрено обязательное досудебное производство0 ü Активности (со стороны ОИВ в части запросов) В науке сущ 2 подхода понятия ад юрисдикции: 1 т.з.: АЮ – это вид административно-пр деятельности, осуществляемой как в суд. Так и во внесудебной форме с целью разрешения ад-правовых споров, возникающих в сфере гос управления (широкий подход). В широком смысле рассматриваются следующие дела: Производство по делам административных правонарушений, дисциплинарное производство, согласительное производство и производство по рассмотрению дел не образующих состав административного правонарушения 2 т.з.: АЮ (узкий подход) – это деятельность по рассмотрению дел административных правонарушений.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |