Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые информационные процессы и мышление




Теория деятельности

 

Известна с конца 1920-начала 1930-х гг. А.Н. Леонтьев.

 

Основные понятия: деятельность, сознание, личность.

 

Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта (человека) с миром.

 

Любая деятельность – форма проявления активности субъекта, имеющая определенную цель (направленная на достижение конкретного результата). Задействует как тело, так и психику, интеллект, т.е. весь эмоционально-логический аппарат человека.

 

Мотив деятельности – побудительная причина деятельности как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и направленных на достижение определенного результата (цели) путем решения ряда определенных задач. Определяет направленность деятельности.

 

Основные виды деятельности:

  • Игра – особый вид деятельности, смысл которого заключается в самом процессе
  • Учение – научение, процесс приобретения навыков, умений, знаний
  • Труд (созидательный) – преобразует окружающую действительность и воспитывает самого человека.

 

Уровни деятельности:

    1. Особых видов деятельности
    2. Действий – сознательное проявление активности человека; единица анализа деятельности
    3. Операций
    4. Психофизиологических функций – фундамент и база процессов деятельности (моторика, способность к ощущению и др.)

Действие – особый акт; включает целеполагание (постановку цели как образа желаемого результата) и акт поведения. Действие – активно, а не только реактивно (предполагает первенство творческого созидательного импульса человека, а не физиологической реакции на некий раздражитель).

 

Способ выполнения действия – операция (уровень автоматически выполняемых действий и навыков).

Степень осознанности выполняемых действий важна!

 


Лекция 3

Мышление – многоступенчатый и «многоярусный» психический процесс, высшая форма познавательной деятельности, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Свойства мышления:

 

  • Это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды;
  • Мышление – прямая и непосредственная функция мозга человека, акт его высшей нервной деятельности; в основе лежат физиологические и биохимические процессы функционирования тела (и в частности, мозга);
  • Задействовано в различных познавательных (психических) процессах: внимании, восприятии, воображении, памяти, речи);
  • Подразделяется на следующие виды, или уровни развития:
  1. теоретическое (понятийное и образное)
  2. практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное);
  • Способность к обобщенному отражению действительности (на основе фиксации конкретных явлений способность обобщать их в уме);
  • Опосредованное познание объективной реальности (способность выносить суждения о предмете или явлении без непосредственного контакта с ними, путем анализа косвенной информации);
  • Всегда связано с решением конкретной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности (цель мыслительного процесса - наличие проблемной ситуации, требующей решения);
  • Неразрывная связь мышления с речью (в мыслительном процессе происходит взаимная их активизация, например, через постановку конкретных вопросов)

 

Предвидение, или прогнозирование (результатов, последствий действий. событий) – важная составляющая мышления; требует развития навыков индукции и дедукции (движения от частного к общему, от факта к обобщению и наоборот).

 

Основная форма мышления - понятия (общие и единичные) – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений; формируются только через обобщение, т.е. движение от частного к общему на основе практики (приобретаются человеком в процессе собственного развития либо на основе собственного опыта, либо через усваиваемый, извне пришедший интроект – путем специального научения).

 

Важна степень осознавания (осознания) в усвоении понятий. Это высшая ступень познавательного акта. Соединяет понятие и понимание как личный опыт человека.

 

Понимание требует:

а/ Отчетливости осознания связей и отношений;

б/ Полноты осмысления материала;

в/ обоснованности, т.е. осознания оснований, в силу которых понимание предмета становится для нас правильным (принимается безусловно).

 

Виды понимания:

  • Непосредственное понимание
  • Опосредованное, или дискурсивное понимание (требует сравнения, различий, анализа, синтеза) – результат интеллектуальной деятельности
  • Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования (в теоретическом мышлении).
  • Интеллект – от лат. intellectus ( разумение, понимание, постижение) - глобальная интегральная биопсихическая особенность человека; обобщенная характеристика умственных способностей; логически-рациональное мышление, связанное с деятельностью одного из полушарий; процесс мышления как познавательный психологический процесс, завершающий обработку информации из внешнего мира. Совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

 

Критерий мыслительной деятельности – практически-преобразовательная и творческая деятельность человека.

 

Творческое мышление связано с экстериризацией (выражением вовне) собственной личности человека, с генерацией собственного «я», идей, идущих из глубин нашей психики как источника познавательной деятельности, с созданием принципиально нового знания.

 

Основные виды умственных операций (парные, противоположные, но при этом взаимообусловленные понятия):

  1. Сравнение – установление сходства и различия между явлениями через выделение существенных признаков сравниваемых предметов (окружающего мира, внутренней реальности человека):
  • непосредственное (наглядное)
  • опосредованное (путем умозаключения);
  1. Анализ - мысленное разъятие, расчленение на части, или разделение для выделения отдельных частей предмета или явления – для понимания структуры явления
  2. Синтез – мысленное соединение или сочетание частей или явлений в одно целое – для понимания принципа или способа его функционирования;
  3. Абстрагирование – мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. При этом выделенная часть или свойство рассматриваются независимо (отдельно) от других составных частей предмета или явления;
  4. Конкретизация – представление чего-либо единичного, что соответствует некоему общему положению (в качестве примера) из намерения представить предмет или явление в наибольшем многообразии его признаков;
  5. Индукция – способ умозаключения как переход от частных случаев к общему положению
  6. Дедукция – умозаключение, сделанное для частного случая на основе общего положения. Предусматривает знание общих закономерностей для анализа и предвидения конкретных фактов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.