КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Массовые информационные процессы и мышление
Теория деятельности
Известна с конца 1920-начала 1930-х гг. А.Н. Леонтьев.
Основные понятия: деятельность, сознание, личность.
Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта (человека) с миром.
Любая деятельность – форма проявления активности субъекта, имеющая определенную цель (направленная на достижение конкретного результата). Задействует как тело, так и психику, интеллект, т.е. весь эмоционально-логический аппарат человека.
Мотив деятельности – побудительная причина деятельности как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и направленных на достижение определенного результата (цели) путем решения ряда определенных задач. Определяет направленность деятельности.
Основные виды деятельности:
Уровни деятельности:
Действие – особый акт; включает целеполагание (постановку цели как образа желаемого результата) и акт поведения. Действие – активно, а не только реактивно (предполагает первенство творческого созидательного импульса человека, а не физиологической реакции на некий раздражитель).
Способ выполнения действия – операция (уровень автоматически выполняемых действий и навыков). Степень осознанности выполняемых действий важна!
Лекция 3 Мышление – многоступенчатый и «многоярусный» психический процесс, высшая форма познавательной деятельности, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Свойства мышления:
Предвидение, или прогнозирование (результатов, последствий действий. событий) – важная составляющая мышления; требует развития навыков индукции и дедукции (движения от частного к общему, от факта к обобщению и наоборот).
Основная форма мышления - понятия (общие и единичные) – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений; формируются только через обобщение, т.е. движение от частного к общему на основе практики (приобретаются человеком в процессе собственного развития либо на основе собственного опыта, либо через усваиваемый, извне пришедший интроект – путем специального научения).
Важна степень осознавания (осознания) в усвоении понятий. Это высшая ступень познавательного акта. Соединяет понятие и понимание как личный опыт человека.
Понимание требует: а/ Отчетливости осознания связей и отношений; б/ Полноты осмысления материала; в/ обоснованности, т.е. осознания оснований, в силу которых понимание предмета становится для нас правильным (принимается безусловно).
Виды понимания:
Критерий мыслительной деятельности – практически-преобразовательная и творческая деятельность человека.
Творческое мышление связано с экстериризацией (выражением вовне) собственной личности человека, с генерацией собственного «я», идей, идущих из глубин нашей психики как источника познавательной деятельности, с созданием принципиально нового знания.
Основные виды умственных операций (парные, противоположные, но при этом взаимообусловленные понятия):
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |