КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ организационной культуры
В качестве основного механизма диагностики организационной культуры была выбрана теория К.Камерона и Р. Куинна, которая была представлена в первой главе. Авторы предлагают шаги по изменению организационной культуры. Само по себе изменение культуры – это диалог между менеджерами, которые назначены ответственными за весь процесс. Совместно с высшим руководством рядовой персонал тоже может принять участие в преобразованиях. Анализ текущего состояния организации В компании есть работники, которые имеют перспективные взгляды на изменение организационной культуры – генеральный директор, дизайнеры и администратор. Их деятельность ориентирована на постоянное общение с людьми, также они имеют взгляд со стороны, что связано с постоянным обучением и консультированием специалистов в этой области. При этом компания принимала участие в процессе преобразований с этими сотрудниками в очень успешном завершении. Коммерческий и генеральный директора, дизайнеры и администратор проводят общее собрание, на котором вырабатывается единая точка зрения относительно направления действий; в случае разногласий, рассматриваются предложения со стороны. Основной интерес заключается в разнообразии взглядов и путей нахождения единого решения, при этом каждый получает возможность высказать свои предложения и выслушать других. Поэтому необходимо как можно больше задавать интересующие вопросы и предлагать свою точку зрения. После обсуждений и выработанной точки зрения строится профиль организационной культуры. Выбранные сотрудники выясняют желательное состояние культуры организации путем анкетирования, где задаются вопросы на предмет необходимых потребностей в будущем или требования, которые должны быть выполнены сейчас для того, чтобы дать толчок будущим изменениям. Анкеты разрабатывает психолог, который специально нанимается для данной деятельности. Когда все сотрудники проанкетированы, результаты обрабатываются и анализируются и принимается решение. В процесс принятия решения мнения и пожелания каждого участника учитываются, рассматривается их точка зрения. На этапе анализа на основе выявленных результатов строятся профили организационной культуры. Начертив и сопоставив два профиля культуры можно увидеть разногласия в типах культур. Пример общего профиля организационной культуры ООО «Геликон», можно увидеть на рисунке 2.2. На рисунке 2.2 показаны различия в культурах организации, показана «существующая» и предпочтительная ситуация. На основе полученных результатов мы видим, что культура «Адхократии» совпадает с предпочтительной оценкой. Культуру «Рынка» необходимо понизить и повысить выраженность культуры «Бюрократия», «Клан».
Рисунок 2.2 - График общего профиля организационной культуры После данного анализа ответственные за перспективы организационной культуры переходят к вопросам того, что необходимо для изменения типа культуры. Процесс изменения организационной культуры является достаточно сложным и может занять длительное время. Все сотрудники организации не согласны с изменениями уже сложившейся культуры. Их устраивает положение в коллективе. Проанализируем деятельность организации, в соответствии с вышеизложенным материалом, количество опрошенных составляет 28 человек. Предметом данного исследования являлась организационная культура компании и ее изменения в течение 3-х лет исследования, изменения актуальных представлений сотрудников о нормах и ценностях компании, их оценок существующей и желаемой организационной культуры. Основнымметодомдиагностики изменений организационной культуры служил метод опроса с использованием вопросника ОСАI, разработанного К. Камероном и Р. Куинном. Выбор методики был обусловлен тем, что, как уже отмечалось, эта же методика применялась для диагностики организационной культуры данной компании в 2005 и 2006 гг. Подробная характеристика методики и бланк опросника ОСАI представлен в Приложении А [9]. Данные, полученные при обработке анкет, предложенных К. Камероном и Р. Куинном, имеют количественное выражение, вследствие этого, они легко сопоставимы и позволяют проанализировать изменения таких характеристик организационной культуры, как ее согласованность, однородность и сила. Именно эти параметры являлись для нас ключевыми в свете поставленных целей и сформулированных гипотез. Сроки и этапы проведения исследования. Опросы проводились в 2005, 2006 и 2007 гг. в период (январь-май). В 2005, 2006, нач. 2007 гг. автор принимала участие лишь в сборе анкет и частично в обработке данных, опрос был полностью реализован силами автора настоящей работы. В качестве основных гипотез были выдвинуты следующие предположения: 1. Проявленный тип организационной культуры (представления сотрудников о нормах и ценностях компании, их оценки существующей и желаемой ОК) не подвержен серьезным изменениям; 2. С течением времени возрастает согласованность организационной культуры. Анализ результатов анкетирования по методике OCAI проводился по схеме, предложенной ее авторами, предполагающей последовательное рассмотрение результатов оценивания существующей и желательной культур компании в целом и по каждому из аспектов, предусмотренных вопросником. Ниже представлено описание полученных результатов в следующей последовательности, представленной в таблице 2.5. Таблица 2.5 – Результаты исследования организационной культуры
1) Анализ результатов диагностики за 2006 год Результаты обработки собранных нами анкет в части интегральной оценки существующей культуры представлены на рисунке 2.3. Рисунок 2.3 - Оценка существующей культуры 2006 года Представленный график позволяет отметить отчетливое доминирование в оценке существующей культуры ценностей двух квадрантов, а именно «Рынка» и «Бюрократии» (иерархия). Квадранты «Клан» и «Адхократия» представлены практически в равной степени, и заметно уступают первым двум. Таким образом, усредненный профиль оценки существующей культуры не позволяет говорить о заметном доминировании ценностей какого-либо из типов культур. По мнению К.Камерона и Р. Куинна это может свидетельствовать о недостаточной силе и разделяемости организационной культуры, однако, как отмечают авторы, делать окончательные выводы по интегральному профилю не следует, требуется провести анализ частных профилей по каждому из аспектов оценки. Также в соответствии с целями данной работы особый интерес представляет сравнение результатов 2006 года с данными предшествующих исследований. Ниже будут представлены графики 2005 и 2006 года на рисунке 2.4, где мы сможем увидеть профили оценки существующей на то время типов культур, и проанализируем полученные данные. На основании приведенных графиков можно сделать сравнительный анализ данных 2005, 2006, 2007 гг. Данные 2005 и 2006 гг. показывают, что в эти годы в компании превалировала культура «Клана». Хорошо заметны изменения ситуации в 2006 году.
Рисунок 2.4 - Оценка существующей культуры за 2005, 2006 года Если посмотреть результаты за 2006 год по квадранту «Клан», то заметим, что степень выраженности «Клана» снизился по сравнению с 2005 годом, а в 2006 году результат оказался еще меньше. По данным за 2006 год результат квадрантов «Рынок» и «Бюрократия» оказался по степени выраженности выше, чем в 2005, при неизменном лидерстве «Клана». Эта тенденция привела к тому, что в 2006 году, как можно увидеть из диаграммы, на первый план вышли квадранты «Рынка» и «Бюрократии», а «Клан» разделил свое место с «Адхократией», что связано с тенденцией в организации, которая ориентирована на результат труда и в тоже время руководитель является координатором, заслуживающим доверие персонала.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |