Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение модуса




МОДУС

Модус, как уже было сказано, изучен в меньшей степени.

Во-первых, он имеет склонность проявляться имплицитно, т.е. присутствовать в высказывании незримо. Так, вербально не выра­жены значения реальной модальности и настоящего времени в предложениях типа Осень. Листопад, положительной оценки в предложениях типа Что за песни!, приказа в предложениях типа Сюда! Молчать! Все эти невыраженные смыслы — модусные.

Во-вторых, при эксплицитном выражении модус располагает большим и неоднородным кругом языковых средств: это грам­матические формы, особые лексемы, ряд конструкций. Все это делает существование модуса в плане выражения распыленным, иногда почти неуловтимым.

В-третьих, план выражения модуса не только разнообразен, но и «исследовательски ненадежен»: одни модусные показатели ком­плексны, они выражают сразу несколько модускых значений, за­тушевывая картину их дифференциации; другие в разных условиях выражают разные модусные значения. Все это усиливает впечатление неуловимости.

Из сказанного следует, что основные приемы изучения модуса — это перифраза и экспликация, дающие возможность сделать более достоверными «ненадежные» данные плана выражения модуса.

Излагаемая здесь характеристика модуса — это описание модус-потенциала, всех модусных категорий со стороны их значения и плана выражения. Диктум-потенциал удобно было сравнить с клавиатурой, на которой для каждого высказывания берут то одну ноту, то более или менее сложный аккорд. Если продолжить это сравнение, то модус придется уподобить струнному инструменту: обязательно должны звучать все имеющиеся струны, хотя всякий раз каждая дает особый звук. Количество струн определено я неизменно, звучание каждой из них узнается и прочитывается, 25 даже если это молчание. Каждая такая струна и есть модусная категория.

Выявление модус-потенциала вооружает важным средством анализа модусного содержания предложения: имея в руках полную анкету модуса — список всех его струн,—анализирующий умень­шает риск не увидеть скрытое, имплицитное в модусе того или иного высказывания, т.е. «пойти на поводу» у плана выражения.

Стоит сказать несколько слов и о модус-позиции. Так же, как к диктуму, к нему приложимо понятие простоты и сложности. Одна­ко это принципиально иная сложность.

Сложность диктума созда­ется увеличением числа пропозиций, часто с общими актантами и обстоятельствами. Сложный модус напоминает скорее систему концентрических окружностей: модус одного диктума «окружает­ся» другим модусом, сам становясь по отношению к нему диктумом — так построено название итальянского фильма «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю..»; по этому же принципу, как обратила внимание М.И.Черемисина, построена и известная побасенка про попа, у которого была собака. Из этого легко сделать вывод о том, что модус — позиция относительная, это как бы «крайняя» позиция в семантической структуре предложения, которой может «ус­тупить» свое место другой, перемещаясь в сторону диктума, при этом модусность данной позиции относительно «ее» диктума не исчезает.

Устройство модуса в высказываниях со сложной модусной перс­пективой назовем принципом матрешки, в которой каждая из мат­решек одновременно и вмещающая, и вмещаемая со всем своим внутренним содержанием. Усложнение модусной перспективы связано с количеством модусных субъектов, каждый из которых фиксирует отношение к диктуму; поэтому установление слож­ности модуса есть в первую очередь установление количества субъ­ектов в семантической структуре данного высказывания.

Примером предложения со сложной модусной перспективой мо­жет послужить фраза из воспоминаний А. Ахматовой о Модильяни: Меня поразило, как Модильяни нашел красивым одного заведомо некрасивого человека и настаивал на этом. Сложность модусной перспективы создается наличием трех оценивающих субъектов, их оценки одного и того же объекта расходятся: первый субъект обоб­щен, это общепринятая оценка — заведомо некрасивый человек, второй субъект — Модильяни, выразивший противоположную оценку, и третий — автор, выражающий оценку данного расхож­дения оценок. Таким образом, если применить принцип матрешки, то в самой большой матрешке — модус 1 — окажутся одновременно 26 две «матрешки» с оценками одного объекта разными субъектами. Показательно, что только один модус первый, авторский, а значит, приоритетный занимает конструктивно предназначенную для мо­дуса позицию — главную часть изъяснительной конструкции. Воп­рос о приоритетах модусов, как мы видим, связан с приоритетами субъектов, среди которых безусловное первенство за автором тек­ста.

Итак, чтобы уметь анализировать модус реальных предло­жений, необходимо располагать знаниями о модус-потенциале и помнить, что модусная перспектива может быть разной сложности, и это зависит от числа модусных субъектов.

Характеристика модус-потенциала, как уже было сказано, представляет собой список модусных категорий, которые объединяются в «пучки» по предназначению в смысловой организации предложения, по той семантической задаче, можно еще сказать, которая с их помощью решается в модусе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.