Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав админ. проступка 1 страница




Наиболее отчетливо специфика административного проступка проявляется в характеристике его состав.

Состав административного проступка составляет предусмотренная нормами права совокупность признаков, при наличии которых соответствующее противоправное деяние определяется именно как административный проступок. К этим признакам относятся: 1) объект, 2) объективная сторона, 3) субъект; 4) субъективная сторона правонарушения.

Объект проступка-отношения, регулируемые нормами права, прежде всего административного.

Объективная сторона правонарушения - это то, в чем проступок проявляется наружу, соответствующее поведение лица, последствия причиненного вреда объекту посягательства, это соответствующий процесс действия в течение определенного времени.

Субъектом административного проступка являются вменяемые физические лица, которым на момент совершения административного правонарушения исполнилось 16 лет. Это так называемый общий субъект административного проступка.

Субъективная сторона - это внутренняя сторона проступка, психическое состояние субъекта проступка, характеризует его волю, которая проявляется в противоправной действия, его отношение к действию, которое он совершил.

 

49. Производство по делам об административных правонарушениях
Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях. Производство по делам об административных правонарушениях - особая разновидность административного процесса, в значительной степени урегулирован правовыми нормами, которые сконцентрированы в разделах IV и V Кодекса об административных правонарушениях (главы 18-33).
Применение при производстве по делам об административных правонарушениях мер государственного принуждения обусловливает высокую степень формализации процесса. Здесь четко определены задачи производства (ст. 245); обстоятельства, исключающие производство (ст. 247); такие принципы, как равенство перед законом (ст. 249); законность, состязательность и т.п.; виды доказательств (ст. 251), требования к важнейших процессуальных документов, в частности в протокол (статьи 254-257), постановления по делу (статьи 283-286) и т.д.; меры обеспечения производства (ст. 260: административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов), права участников производства (статьи 268-275); сроки и порядок рассмотрения дел (статьи 277-279); обжалование и опротестование постановлений по делу (статьи 287 - 297), выполнение постановления (главы 25-33, статьи 298-330).
Все это в определенной мере сближает производства по делам об административных правонарушениях с уголовным процессом.
Вместе с тем, административном производству не свойственна сложная процедура расследования дел, упрощен порядок возбуждения, а нередко и рассмотрения дела. Возможны случаи, когда не составляется протокол об административном правонарушении (например, ст. 258 - нарушение правил пользования речными и маломерными судами).
Сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях являются короткими: 15, 7, 5, 3, 1 сутки (ст. 277). Такое положение объясняется тем, что административные правонарушения большей частью легко устанавливаются и, как правило, не требуют много времени для расследования и рассмотрения сравнению с уголовными делами.
Анализ законодательства Украины позволяет выделить два вида производства по делам об административных правонарушениях: обычное и традиционное.
Обычно осуществляется в большинстве дел и детально регламентирован действующим законодательством. Оно предусматривает составление протокола: определяет содержание, меры и порядок их применения, права и обязанности участников производства, порядок рассмотрения дел; факты, обстоятельства, являющиеся доказательствами.
Упрощенное производство применяется относительно небольшого количества правонарушений, прямо предусмотренных ст. 258 КоАП. Такое производство характеризуется минимумом процессуальных действий и их оперативностью. Протокол о правонарушении не составляется, должностное лицо, обнаружила правонарушения, принимает и исполняет решения о наложении и взыскании (штрафа или предупреждения).
В случае взыскания штрафа нарушителю выдается квитанция о его уплате.
Оформление предупреждения осуществляется либо путем вручения официального письменного предупреждения по установленной форме, или путем устного предупреждения.
К административным правонарушениям, производство по которым осуществляется в упрощенной форме, относятся:
• нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 77) в случаях наложения штрафа инженерами отделов охраны и защиты леса, летчиками-наблюдателями баз авиационной защиты леса, лесничими и другими лицами, которые перечислены в п. ст. 241;
• нарушение правил карантина животных и других ветеринарно-санитарных правил (ст. 107) в случаях наложения штрафа государственной ветеринарной инспекцией;
• выбрасывание мусора и других предметов из окон и дверей вагонов, проход по железнодорожным путям в неустановленных местах (ч. ст. 109);
• повреждения внутреннего оборудования вагонов, стекол в пассажирских поездах, курение в вагонах пригородных поездов, курение в неустановленных местах в поездах местного и дальнего следования, а также в метрополитене (ст. 110);
• повреждения внутреннего оборудования морских судов и курение в неустановленных местах этих судов (ст. 115);
• управление речными или маломерными судами, не зарегистрированными в установленном порядке или такими, которые не прошли технического осмотра; превышение водителями этих судов скорости движения, стоянка в запрещенных местах, несоблюдение требований навигационных знаков, нарушение правил маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков (ч. 1, 3, 5 ст. 116);
• выбрасывания за борт речного или маломерного судна мусора и других предметов (ст. 116);
• нарушение правил безопасности во время высадки и посадки пассажиров на речных и маломерных судах, курение в неустановленных местах на речных судах (ч. 1, 3 ст. 117);
Надо отметить, что в случае если нарушитель перечисленных норм отрицает наложенное на него взыскание, то составляется протокол об административном правонарушении и производство осуществляется в обычном порядке.
Производство по делам об административных правонарушениях часто определяют как институт административного права, содержащий нормы, регулирующие деятельность уполномоченных органов и лиц по применению административных взысканий за административные правонарушения или как деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий и совокупность отношений, возникающих при этом, урегулированных нормами административного права.
При этом учитывается, что производство может закончиться оправданием невиновного, может быть закрыто в связи с истечением срока давности и по другим основаниям (ст. 247 КоАП). Таким образом, данный вид производства далеко не всегда является деятельностью по наложению и исполнению административных взысканий.
Четкие ориентиры для решения этого вопроса содержит ст. 245 КоАП. Она определяет, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение его в точном соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Отсюда следует, что решаются два комплексных взаимосвязанные задачи. Во-первых, юрисдикционное (своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела; решение ее в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления). Во-вторых, профилактическое выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов.
Следовательно, производство по делам об административных правонарушениях - это правовой институт, в рамках которого регулируются процессуальные административно-деликтные отношения и обеспечивается решение административных дел, а также предупреждение административных правонарушений.
В предложенном определении не упоминается о нормах - основной элемент механизма правового регулирования, однако, понятие правового института и регулирования административно-деликтных отношений ничего кроме регулирующей функции норм не предполагает.
Административно-процессуальные нормы, входящие в институт производства по делам об административных правонарушениях, регулирующие порядок реализации соответствующих материальных норм, процедуры их применения, процесс осуществления принудительного воздействия на виновных с помощью административных взысканий. Иными словами, они регламентируют комплекс административно-деликтных отношений.
Основная часть административно-процессуальных норм, т.е. правил производства по делам об административных правонарушениях содержится в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Однако процессуальные административно-деликтные отношения регулируются и довольно большим количеством норм, в КоАП не включены.
Во-первых, это установленные законами Украины специфические правила рассмотрения отдельных категорий дел, которые вносят изменения в общий порядке производства по делам об административных правонарушениях. К ним, например, относятся нормы, регулирующие производство по делам о нарушении таможенных правил, содержащихся в Таможенном кодексе Украины (глава 2). В частности, в ст. 121 данного Кодекса содержится норма, которая устанавливает, что производство по делам о нарушении таможенных правил осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом, а в части, им не урегулирована - согласно законодательству Украины об административных правонарушениях.
Во-вторых, это нормы подзаконных актов, которые уточняют и конкретизируют нормы клали. Так, в ст. 266 КоАП сказано, что лица, которые управляют транспортными средствами и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат отстранению от управления ими и осмотру на состояние опьянения в порядке, определенном Министерством внутренних дел. Министерством здравоохранения и Министерством юстиции.
Производство по делам об административных правонарушениях тесно связано с гражданским судопроизводством. Особенно четко эта связь проявляется на стадии пересмотра постановлений в связи с обжалованием в суде действий органов и должностных лиц по наложению административных взысканий.
Так, если гражданин подает в суд жалобу на постановление о привлечении его к административной ответственности, то она рассматривается согласно нормам статей 236, 237, 244-248 Гражданского процессуального кодекса. Понятно, что это уже не административный, а гражданский процесс (производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений). Если суд отказывает в удовлетворении жалобы или снижает размер штрафа, дело вновь возвращается к административному процессу и последующая деятельность осуществляется на основании норм административного права.
Производство по делам об административных правонарушениях достаточно тесно связано с уголовным процессом и может стать продолжением уголовно-процессуальной деятельности. Это происходит в тех случаях, когда по закону (ст. 7 УПК) уголовное дело прекращается, а правонарушитель привлекается к административной ответственности.
Изложенное выше свидетельствует о тесной связи основных процессуальных отраслей - административного, гражданского и уголовного процессов.
Производство по делам об административных правонарушениях является разновидностью исполнительно-распорядительной деятельности, и поэтому в нем действуют общие принципы управления, такие, как законность, демократизм, гласность, широкое участие общественности и т.д. Одновременно здесь действуют и специфические, обусловленные задачами данной деятельности принципы. Прежде всего, это принцип объективной истины и принцип обеспечения права на защиту.
Выяснение объективной истины в делах - основная задача административного производства. Данный принцип обязывает должностных лиц, расследующих и рассматривающих дела, исследовать все обстоятельства и их взаимосвязи в том виде, в котором они существовали действительно, и на этом основании исключить односторонний, предвзятый подход к выбору решения.
Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности или приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названа лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 268 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.д..
Когда речь идет о праве на защиту, прежде всего имеется в виду лицо, привлекаемое к ответственности, однако, в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела, - потерпевший. Согласно ст. 269 ​​КоАП, потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Если в протоколе об административном правонарушении указано потерпевшего, то с момента составления протокола это лицо приобретает процессуальных прав, предусмотренных в этой статье. Как и лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший имеет право знакомиться с материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, назначении экспертизы, а также подавать жалобу.
Обжалование действий органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности является важным институтом реализации права на защиту. Оно регламентировано целым рядом статей КоАП (7, 267, 268, 281, 283, 287-289, 291-293 и др.).
Право на обжалование любых действий и решений по делу об административном правонарушении - одна из наиболее важных гарантий защиты прав человека, как той, привлекаемого к административной ответственности, так и потерпевшего. Это действенное средство обеспечения законности и основание для проверки обоснованности принятых по делу решений и, наконец, постановления. Обжалование реально способствует скорейшему исправлению допущенных ошибок, выявления недостатков в работе органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
КоАП не установлено никаких требований относительно форм жалоб. Закон Украины "Об обращении граждан" от 12 октября 1996 p. также не содержит норм, регламентирующих данный вид жалоб. Это обстоятельство является одной из гарантий свободы обжалования решений и действий по делу об административном правонарушении.
Субъектами обжалования: а) лицо, привлекаемое к административной ответственности, б) потерпевший, если он в) их законные представители г) адвокат.
Одной из важнейших основ права на защиту является презумпция добропорядочности гражданина и ее юридический вариант - презумпция невиновности. Она заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока иное не будет доказано и зафиксировано в установленном законом порядке. Отсюда следует также, что обязанность доказательства возложено на обвинителя.
Привлечен к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя и имеет на это право. Из презумпции невиновности вытекает и такое важное положение:
любое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к ответственности. Оно относится к случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Это обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.
Отсюда следует, что решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении (ст. 251 КоАП) являются любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке орган (должностное лицо) устанавливает наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевших, свидетелей, заключением эксперта, вещественными доказательствами, протоколом об изъятии вещей и документов, а также другими документами.
Особенностью доказательств является то, что они должны быть получены в установленном законом порядке, в противном случае они не будут иметь доказательной силы. Речь идет о предусмотренном КоАП порядок производства по делу об административном правонарушении. Например, протокол, которым фиксируется совершения правонарушения, должен быть составлен по определенной форме уполномоченным на то должностным лицом или представителем общественности (ст. 255 КоАП).
Согласно закону получение и оценка всех необходимых доказательств осуществляется компетентным органом или должностным лицом, правомочными решить данное дело (ст. 252 КоАП).
Правом предоставлять доказательства пользуются лица, участвующие в производстве по делу (лицо, которое привлекается к ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат), и другие лица. Доказательства могут быть истребованы органом или должностным лицом, рассматривающим дело, от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе.
Установленный законом порядок сбора, получения доказательств является надежной гарантией их истинности, достоверности. Нарушение или несоблюдение этого процесса может вызвать лишь сомнения в достоверности доказательств и в обоснованности сделанных с их помощью выводов.
От доказательств как фактических данных следует отличать их источники, представляющие собой средства сохранения и передачи информации, средства, с помощью которых она вовлекается в сферу производства по делам об административных правонарушениях. В то же время следует отметить, что в правовой науке и на практике доказательства нередко расценивают и как же информацию, и как источник сведений.
Информация может рассматриваться как доказательство при наличии двух условий: во-первых, если она содержит данные о наличии или отсутствии административного правонарушения, виновности лица в его совершении и других обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, во-вторых, если она получена в порядке и из источников, предусмотренных законом.
В научной литературе принято делить доказательства на первоначальные и производные, прямые и косвенные, положительные и отрицательные, обвинительные и оправдательные. Однако, для решения задач административного производства наиболее значимым является их группировка в зависимости от источника соответствующих сведений.
Во-первых, это данные, получаемые от разных лиц, в основном участников производства: правонарушителя, потерпевшего, свидетелей, есть информация, передаваемая людьми, которые непосредственно участвовали в исследуемом деянии, были его очевидцами, имеют какие-либо сведения о нем. Не всегда показания протоколируются, фиксируются в виде объяснений, они могут восприниматься, репродуцироваться и в устной форме.
Вторым разновидностью данных, получаемых от людей в форме слов, цифр, графиков и других принятых в обществе способов информационного воздействия, являются выводы экспертов, мнения специалистов. Решение о производстве экспертизы принимается субъектом, решает административное дело. Однако вопросы назначения и проведения экспертизы законом не регламентируются. Поэтому на практике решение о производстве экспертизы оформляется в виде направлений, ходатайств и т.п. Выводы экспертов, свидетельства специалистов широко используются, например, для определения состояния опьянения, принадлежности вещества к наркотическим веществам, размера ущерба, установления стоимости товаров и их качества, характера загрязнений природной среды.
Во-вторых это: вещественные доказательства, документы, являющиеся материальными носителями информации. Основные способы нахождения и привлечения источников материальных доказательств - уход, изъятие, предоставление заинтересованными лицами. Формами, которыми они представлены в процессе доказывания, являются протокол об административном нарушении, протокол изъятия вещей, справка о стоимости вещи и т.п.
Вещественные доказательства - это предметы материального мира, на которых имеются следы правонарушения (помьятины на автомобиле, испорченный паспорт) или которые своей формой, содержанием свидетельствуют о правонарушении (наркотические вещества, оружие, нестандартная продукция, видеофильмы и т.д.). Вещественные доказательства содержат информацию в чистом виде. К материальным носителям информации можно отнести и показания технических средств. Они достаточно широко используются, например, в работе ГАИ для определения скорости движения автомобилей, содержания загрязняющих веществ в выбросах, состояния опьянения водителя.
В документах информация содержится в преобразованном виде, она передается словами, цифрами, чертежами, схемами мест событий и т.п.
В-третьих, это непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать административные проступки. Например, инспектор ГАИ, увидев нарушение ПДД, фиксирует его и все результаты своих наблюдений использует в качестве доказательств в расследовании, которое сам и проводит.
В уголовном процессе такой вид доказательств не допускается: если лицо было очевидцем преступления, она становится свидетельницей.
В административном юрисдикцией процессе использования таких доказательств обеспечивает его оперативность. Без них работникам ГАИ, держмисливнагляду и ряда других инспекций было бы намного сложнее выполнять свои правоохранительные функции, своевременно влиять на виновных.
Наблюдение уполномоченного лица, за исключением случаев упрощенного производства, фиксируются непосредственно в протоколе об административном правонарушении.
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по собственным убеждениям, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. При этом он руководствуется законом и правосознанием.
Под оценкой доказательств надо понимать заключение органа или должностного лица, рассматривающего дело, о достоверности или недостоверности полученных фактических данных об обстоятельствах этого дела. На основании оценки доказательств они принимают соответствующее решение.
Оценка должна быть дана не только каждому отдельно доказательства, но и всем собранным доказательствам в их совокупности. Для этого необходимо решить вопрос о том, позволяет ли совокупность собранных доказательств сделать достоверный вывод о наличии или отсутствии административного правонарушения, о виновности или невиновности лица и о других обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела. Только оценка доказательств в их совокупности позволяет сделать достоверных, таких не вызывающих сомнений, выводов по этим вопросам.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает, прежде всего, недопустимости некритического отношения к отдельным доказательств, отсутствие каких-либо преимуществ доказательств одного вида над другими или заранее установленной силы определенного количества доказательств. Орган или должностное лицо при оценке доказательств подчиняется только закону. Кроме того, внутреннее убеждение - это и результат доказывания, оценки доказательств, выражающий уверенность в соответствия или несоответствия действительности тех или иных обстоятельств, важных для разрешения дела.
Оценка доказательств неразрывно связана с выяснением вопроса о соблюдении требований закона, устанавливающие порядок сбора доказательств (составления протокола о правонарушении, производства личного досмотра, досмотра вещей и т.п.).
Доказательства оценивают также лица, участвующие в производстве по делу (лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и др..). Это проявляется в их ходатайствах, объяснениях и т.д.. Высказанные ими мнения помогают органу или должностному лицу, рассматривающие дело, всесторонне полно и объективно дать оценку доказательствам.
Производство по делам об административных правонарушениях составляются из действий ряда органов и лиц, участвующих в производстве.
Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, уполномоченные принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению выполнения взысканий. В производстве действуют и другие участники:
одни защищают свои интересы, другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, способствующих осуществлению.
Роль и назначение, содержание и объем полномочий, формы и методы участия органов (должностных лиц) и граждан в деле разные. Их можно разделить на несколько групп:
1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела.
2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы, никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.
3. Лица и органы, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) сообщают данные полномочному органу или должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) - нужны для закрепления доказательств либо обеспечения необходимых условий административного производства.
4. Особая группа участников производства - общественные организации, товарищеские суды, трудовые коллективы, администрация по месту работы, учебы или жительства правонарушителей. Они сотрудничают с государственными органами, помогая им в осуществлении воспитательной работы. В ряде случаев такие участники производства должны быть проинформированы о мерах административного воздействия, принятых к виновным. Они могут ходатайствовать о сокращении срока лишения права. Лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива.
Стадии производства по делам об административных правонарушениях. Деятельность участников производства по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд связанных между лицом процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Весь процесс состоит из нескольких фаз развития сменяют друг друга. Их принято называть стадиями.
Под стадией следует понимать такую ​​сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи и особенности. Стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства, характером проводимых действий и их юридической ролью.
Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который бы подытоживает деятельность. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; следующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.
Производство по делам об административных правонарушениях по своей структуре похоже на уголовный процесс, однако, оно значительно проще и содержит меньше процессуальных действий. Такое производство имеет четыре стадии: административное расследование; рассмотрение дела; пересмотре постановления, выполнение постановления.
На первой стадии выясняется факт совершения и обстоятельства правонарушения, данные о виновнике; составляется протокол. На второй - компетентный орган рассматривает материалы и принимает постановление. На третий (это факультативная, необязательная стадия, ее может и не быть) постановление может быть обжаловано гражданином, опротестовано прокурором, пересмотрено по инициативе вышестоящего органа. Эта стадия заканчивается принятием решения об отмене, изменении или оставлении постановления в силе. Четвертая - исполнение постановления - начинается сразу после ее принятия или после рассмотрения жалобы, протеста.
Отметим, что не во всех процессах они достаточно четко выражены. Так, при взыскании штрафа на месте все стадии (расследование, рассмотрение дела и даже исполнение постановления) якобы сочетаются, уплотняются, вмещаются в рамки довольно немногочисленных и достаточно простых действий компетентного представителя органа государственного управления.
Каждая стадия, в свою очередь, состоит из отдельных этапов, которые представляют собой группы взаимосвязанных действий. Система стадий и этапов производства может быть представлена ​​следующим образом:
1. Административное расследование: а) возбуждение дела;
б) установление фактических обстоятельств в) процессуальное оформление результатов расследования г) направление материалов для рассмотрения по подведомственности;
2. Рассмотрение дела: а) подготовка дела к рассмотрению и заслушивание б) заслушивание дела в) принятия постановления г) доведение постановления до сведения;
3. Пересмотр постановления: а) обжалование, опротестование постановления б) проверка законности постановления в) вынесения решения г) реализация решения;
4. Исполнение постановления: а) обращение постановления к исполнению б) непосредственное выполнение.
Каждый этап, в свою очередь, состоит из ряда последовательно осуществляемых конкретных действий. Согласно этому структура производства по делам об административных правонарушениях является четырехуровневой: действия-этап-стадия-производства в целом.
1. Административное расследование. Данная стадия производства по делам об административных правонарушениях является начальной и представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств вины, их фиксирование и квалификацию. В этой стадии создается предпосылка для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновному предусмотренных законом мер воздействия.
Стадия расследования начинается с этапа возбуждение административного дела. Основанием возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, имеющего признаки административного проступка.
Возбуждению дела предшествует получение информации о деянии, имеющем признаки вины. Такая информация, полученная в любой форме, является поводом к возбуждению административного дела. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает общественную публичную деятельность полномочных органов, т.е. требует от этих органов ответной реакции на сигнал о совершении деяния. Поводами к возбуждению и расследованию административных дел могут быть заявления граждан, сообщения представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций, прессы и других средств массовой информации, а также непосредственное обнаружение вины уполномоченным лицом.
Последний повод отличается от других прежде всего тем, что вопрос о возбуждении административного дела решается по собственной инициативе лиц, осуществляющих административный надзор. Здесь нет внешнего побуждающего начала, толчка к тому, чтобы эти лица занялись решением вопроса. Данный привод имеет следующие характерные особенности: а) непосредственное усмотрение нигде не фиксируется, а потому не всегда поддается контролю б) предположение о вине возникает лишь в сознании уполномоченного лица, и в случае подтверждения такого предположения нет необходимости официально опровергнуть его вынесением какого-либо специального документа в) непосредственное обнаружение уполномоченным лицом административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего его расследования этим субъектом.
Следующий этап - установление фактических обстоятельств по делу. Его сущность заключается в производстве действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих или опровергающих виновность в совершении правонарушения.
Фактические обстоятельства совершенного проступка можно разделить на две группы: а) обстоятельства, имеющие непосредственное значение для решения вопроса о наличии или отсутствии состава проступка б) обстоятельства, находящиеся за рамками состава правонарушения, но имеют значение для индивидуализации ответственности.
Они могут быть установлены различными способами:
опросу лиц, обладающих информацией, имеющей значение для дела (правонарушители, потерпевшие, свидетели, эксперты); проведением экспертизы; освидчуванням; изъятием, например, документов; нахождением вещественных доказательств на месте совершения правонарушения; Учитывая подобное. Все установленные обстоятельства фиксируются в соответствующих процессуальных документах. Такими документами являются объяснения, выводы, акты, протоколы. На этом завершается этап установления фактических обстоятельств.
Этап процессуального оформления результатов расследования начинается с анализа зафиксированных в перечисленных документах всех обстоятельств по делу и завершается составлением протокола об административном правонарушении. Именно протокол является процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования. Он состоит о каждом правонарушении, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством (ст. 258).
Протокол об административном правонарушении не относится к документам относительно свободной формы, таких как, например, объяснения или акт. Закон (ст. 256) устанавливает обязательный перечень сведений и атрибутов, которые должны в нем содержаться. Они делятся на три группы.
Во-первых, это сведения, касающиеся обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указывается место, дата и суть совершенного проступка. В обязательном порядке точно указывается статья КоАП, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. В случае изъятия у нарушителя предметов или документов в протокол вносится соответствующая запись.
Во-вторых, это сведения о личности правонарушителя:
фамилия, имя, отчество, возраст, род занятий, материальное положение, место жительства и работы, документ, удостоверяющий личность (паспорт или другой документ).
В-третьих, это сведения, касающиеся формы протокола. Здесь указываются дата и место его составления, фамилия и должность составителя (отсутствие сведений о составителя протокола делает его дефектным, поскольку неизвестно, составлен он полномочным на то лицом или нет), фамилию и адрес свидетелей и потерпевших, если они имеются.
Протокол скрепляется рядом подписей. Прежде всего он должен быть подписан лицом, его составившим, и правонарушителем. При наличии свидетелей и потерпевшего протокол подписывается также этими лицами. Лицу, привлекаемому к ответственности, нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные ст. 268 КоАП, о чем делается отметка в протоколе. Она имеет право ознакомиться с содержанием протокола, внести в него собственные объяснения, подписать его или отказаться от подписи и указать мотивы отказа, предоставить объяснения или замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются. Отказ правонарушителя подписать протокол не останавливает дальнейшего движения дела, но он должен быть зафиксирован специальным записи.
В случае совершения проступка группой лиц протокол составляется на каждого нарушителя отдельно. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, относящееся каждом из них, и лишает возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу вины. Этим ограничивается право лица на защиту в случае привлечения его к административной ответственности.
Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление протокола и всех материалов расследования на рассмотрение органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать соответствующую категорию дел об административных правонарушениях (ст. 257).
2. Рассмотрение дел. Согласно ст. 213 КоАП дела об административных правонарушениях рассматриваются: 1) административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов, 2) исполнительными комитетами поселковых, сельских Советов, 3) районными, (городскими) судами (судьями);
4) органами внутренних дел, органами государственных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то КоАП.
Конкретные полномочия субъектов административной юрисдикции зафиксированы в статьях 218-2447 КоАП (глава 17 "Подведомственность дел об административных правонарушениях").
Значение стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях определяется тем, что именно здесь принимается акт, в котором компетентный орган официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру его ответственности. Соответственно и все этапы данной стадии приобретают важное юридическое значение и регламентированы статьями 278-286 КоАП.
На этапе подготовки дела к рассмотрению орган (должностное лицо) обязан ответить на следующие вопросы: 1) относится к его компетенции рассмотрение данного дела; 2) правильно ли составлены протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, 3) или оповещены лица, принимают участие в рассмотрении дела, о времени и месте рассмотрения;
4) или востребованы необходимые дополнительные материалы; 5) подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей и адвоката.
Этап слушание дела начинается с объявления состава коллегиального органа и представления должностного лица, его рассматривает. Председательствующий на заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.
В процессе заслушивания орган (должностное лицо), обязан выяснить: было совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие ответственность, причинен имущественный вред, есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественности, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
По результатам заслушивания выносится одно из следующих постановлений: 1) о наложении административного взыскания, 2) о применении мер воздействия, предусмотренных ст. 24 КоАП (меры воздействия, применяемые к несовершеннолетним), 3) о прекращении дела.
Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; ссылка на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное административное правонарушение; принятое по делу решение.
Если при решении вопроса о наложении взыскания одновременно решается вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, то в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, порядок и срок его возмещения.
Постановление по делу должно содержать решение вопроса об изъятых вещах и документах, а также указания о порядке и сроке его обжалования. Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, рассматривавшая дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим на заседании и секретарем этого органа.
Постановление исполнительного комитета поселкового, сельского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.
На заключительном этапе стадии рассмотрения дела осуществляются следующие действия: постановление (объявляется сразу после окончания рассмотрения дела) доводится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, а также до сведения лиц или организаций, которым оно адресовано. О принятом решении сообщается администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства виновника, вносятся предложения по устранению причин и условий правонарушений.
Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, по делу которого оно вынесено. По просьбе потерпевшему ему тоже должна быть выдана такая копия.
3. Пересмотр постановления. Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является наличие стадии пересмотра постановлений. Во просмотром понимают рассмотрение дел, на которые возложен контроль за законностью постановлений по делам об административных правонарушениях.
Просмотр - это новое рассмотрение дела субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить принятое постановление без изменений. Просмотр надо отличать от повторного рассмотрения дела, который производится в тех случаях, когда принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение. В первом случае действует постановление по делу, законность и обоснованность которого проверяется. Во втором - старую постановление отменено и по делу необходимо принять новое постановление.
Стадия пересмотра является факультативной, необязательной. Лишь небольшое количество дел рассматривается в порядке контроля, но уже сам факт существования такой возможности имеет большое превентивное значение, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.
4. Исполнение постановлений. Исполнение постановлений - завершающая стадия производства по административным правонарушениям. ее суть заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю юрисдикционным органом (должностным лицом). В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административное правонарушение несет соответствующих нужд и ограничения личного, морального или материального характера.
Согласно ст. 299 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения. В отличие от приговоров судов, по общим правилам подлежат исполнению только по истечении срока кассационного обжалования постановления о наложении взысканий являются актами управления и вступают в силу немедленно.
Исполнением постановлений заняты два вида органов. Во-первых, это органы, которые обращают постановление к исполнению. Согласно ст. 299 КоАП постановление о наложении административного взыскания обращается к исполнению органом (должностным лицом), вынесла постановление, т.е. это органы административной юрисдикции. Содержание деятельности по обращению постановления к исполнению составляют: своевременное направление постановления органа-исполнителю, осуществление контроля за правильным выполнением постановления, решения всех вопросов, связанных с выполнением постановления, прекращения исполнения постановления по основаниям, предусмотренным ст. 302 КоАП.
Во-вторых, это органы, которые непосредственно выполняют постановления о наложении административных взысканий. Деятельность государственных органов по приведению в исполнение направленных им постановлений имеет целью реализацию административных взысканий. Она осуществляется действиями, которые наносят наказуемому соответствующие потери и правообмеження в установленных постановлением пределах.
Согласно ст. 300 КоАП это специально уполномоченные органы государства. Так, постановления о конфискации денег, вещей уполномоченные выполнять судебные исполнители, а также соответствующие лица финансовых органов, органов рыбоохраны, охотничьего хозяйства и т.д..
С некоторых дел об административных правонарушениях непосредственное исполнение постановлений о взыскании возложена на орган, вынесший постановление. Так, постановление о возмещено изъятие предмета, являющиеся орудием административного проступка, выполняется органом (должностным лицом), вынесшим постановление.
Деятельность как органов, обращают постановления к исполнению, так и органов, непосредственно их выполняют, образуют единую стадию исполнения постановлений, состоящий из различных этапов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.